О проекте

В.Д.Роик. Анализ практики предоставления льготных пенсий в связи с особыми условиями труда в развитых странах

Зарубежный опыт показывает, что льготы, предоставляемые лицам, занятым на работах во вредных и тяжелых условиях труда, носят весьма ограниченный характер и понятие "льготное пенсионное обеспечение" как таковое отсутствует. Пенсионные законодательства Великобритании, Франции, ФРГ, Дании, Швеции, Японии ориентируются на разработки гибких положений о выходе на пенсию. Законодательства этих стран предусматривают возможность выбора для всех застрахованных лиц приближать или отодвигать пенсионный возраст в пределах и на условиях, установленных законом. При досрочном выходе на пенсию, что зачастую допускается законом, сокращение размера назначаемой пенсии составляет 5-6 % за каждый год. Предоставление права на досрочную "профессиональную" пенсию в полном объеме обычно связывается с системой достаточно жестких критериев социального характера. В первую очередь это работа во вредных или тяжелых условиях труда, которая приводит к преждевременному износу рабочей силы и преждевременному старению, или профессии, для которых требуются особые физические и психофизические данные, уменьшающиеся с возрастом (шахтеры, моряки, летчики, военные). В настоящее время имеется тенденция замены списков профессий системой "пожилых лиц, непригодных к работе". Непригодность определяется медицинским обследованием. Причем получение пенсии во многих странах лишает этих лиц права продолжать трудовую деятельность.

Существуют большие различия в сроках и условиях выхода на пенсию для шахтеров. На начало 90-х годов пониженный возраст выхода шахтеров на пенсию действовал в 14 странах. В то же время в Канаде, Швеции, Норвегии, Японии и ряде других стран предоставление государственных досрочных пенсий шахтерам не предусмотрено. Определяющий фактор, дающий право на более ранний выход на пенсию, - трудовой стаж под землей. Причем при наличии определенного стажа (от 15 до 20 лет подземных работ) шахтер обязан прекратить трудовую деятельность (Италия, Австрия, ФРГ) во вредных условиях и по достижении льготного пенсионного возраста он имеет право на получение пенсии (50-60 лет). В Бельгии работа в течение 27 лет под землей дает шахтеру право на пенсию независимо от возраста. В Испании пенсионный возраст снижается на 6 месяцев за каждый год работы в качестве забойщика.

Большое внимание при организации систем досрочных профессиональных пенсий уделяется мероприятиям по поддержанию трудоспособности работников, занятых в производствах с высокой степенью профессионального риска утраты здоровья. Оздоровлению и реабилитации подлежат трудящиеся, которые хотя еще не стали клинически (профессионально) больными, но здоровью которых, по заключению врачей, нанесен серьезный вред.

Так, в ФРГ в товариществе пенсионного страхования горняков в эту категорию относят всех занятых на подземных работах. Для сохранения их трудоспособности они ежегодно проходят оздоровительный курс в стационарах продолжительностью 3 недели. Данное товарищество располагает 29 диагностическими центрами социально-медицинского профиля, где занято 130 врачей и 150 работников среднего медицинского персонала. Их задача - оценка состояния здоровья горняков, выдача рекомендаций по их лечению и реабилитации, а в необходимых случаях установления права на досрочную пенсию.

Наряду с установленными по закону досрочными пенсиями в западных странах ряд профессий пользуется правом на досрочные профессиональные пенсии на основе коллективных договоров.

Необходимо отметить следующие особенности предоставления досрочных государственных (по закону) и профессиональных (по коллективным договорам) пенсий:

  • ограниченный перечень профессий;
  • высокая граница общего пенсионного возраста, составляющая, как правило, 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, которая является точкой отсчета понижения;
  • увязка предоставления льготных пенсий со значительными по размерам и времени внесения страховых взносов, в том числе и самими трудящимися.

Что же касается индивидуальной утраты трудоспособности из-за вредных условий труда и предоставления соответствующего социального обеспечения, то этот вид социальной защиты в западных странах используется весьма широко. Так, в ряде стран в последние 15 лет наблюдается тенденция быстрого увеличения доли лиц, которые прекращают свою профессиональную деятельность в возрасте 55-64 лет.

В отличие от этих стран в Российской Федерации модель досрочного пенсионного обеспечения основывается на противоположных пропорциях: большая, определяющая часть - это льготные (досрочные) пенсии (250-300 тыс. человек в год), а меньшая (20-30 тыс.чел./год) - установление индивидуальной утраты трудоспособности (см. схему I).

Схема I. Модели предоставления досрочных пенсий и определение утраты трудоспособности в развитых западных странах и Российской Федерации

Западные страны Российская Федерации
3
2
1
1
3

1 - механизма индивидуального определения утраты трудоспособности и установления пенсий по инвалидности;
2 - системы досрочных профессиональных (по отраслевым тарифным соглашениям) пенсий;
3 - системы досрочных (льготных) государственных (по закону) пенсий.

Во многом это объясняется следующими причинами:

  • отсутствие увязки численности льготных пенсионеров с размерами страховых взносов, "котловой" характер формирования средств, что порождает экономическую незаинтересованность предприятий в улучшении условий труда и сокращении численности работников, пользующихся правом на ЛПО;
  • отсутствие механизма предоставления отраслевых (профессиональных) пенсионных систем, которые в наибольшей мере учитывают возможность предоставления льготных пенсий;
  • наличие значительного числа рабочих мест с крайне вредными условиями труда;
  • текущий характер финансирования и расходования средств на льготные пенсии, что не учитывает необходимость обеспечивать выплату пенсий в будущем. Такая система ведет к противопоставлению интересов пенсионеров и работников, так как получаемая пенсионерами пенсия, выступает не как заработная плата или компенсация, а "льгота" со стороны государства;
  • излишняя централизация всей системы предоставления ЛПО, исключающая инициативу в нахождении и внедрении альтернативных решений в области ЛПО со стороны предприятий, отраслевых и региональных органов управления.

Таким образом, в Российской Федерации акцент в социальной защите трудящихся, занятых во вредных условиях труда, уделяется не при наступлении фактической утраты трудоспособности, а за потенциальный (гипотетический) риск данной утраты. Льготное пенсионное обеспечение, по своей сущности, исходит из признания того факта, что работа, дающая на него право, наносит значительный ущерб здоровью подавляющей части занятых на ней трудящихся, и из нежелания открыто признать, что для одних оно действительно носит компенсационный характер, в то время как для других трудящихся такая работа не связана с каким-либо ущербом для здоровья и их пенсионное обеспечение действительно является льготным.

ЛПО - уникальное явление в мировой практике социального обеспечения, порождающее комплекс острых социально-экономических и демографических проблем.

Так, широкое применение ЛПО значительно сокращает трудовой потенциал общества и продолжительность активной трудовой жизни работников, отрицательно воздействует на их трудовую мотивацию в зрелые годы, когда достигается пик профессиональной квалификации, не способствует укреплению здоровья самими трудящимися.

Размеры предоставления льготных пенсий давно уже вышли за разумно допустимые границы. Объемы их финансирования, сопоставимые с расходами на крупные социальные программы, стали непосильным бременем для нормального функционирования народного хозяйства.

В этой связи системы страхования досрочных профессиональных пенсий, обязательных и добровольных по характеру образования, могут быть созданы в отдельных отраслях экономики, регионах, а также на отдельных предприятиях и на группе предприятий, более того - для отдельных профессиональных групп работающих. При этом при выборе финансовой модели обеспечения ДПП должны учитываться существующие традиции солидарного распределения средств между поколениями, а также и все более активно применяться метод капитализации средств.

30.12.1998