О проекте

Узбекистан в 2005 году приступил к реформе пенсионной системы

Анжела Долгополова
эксперт Центра экономического анализа "Интерфакса"
Интерфакс
ПЕНСИИ & ИНВЕСТИЦИИ
14 марта 2005 года, N 5 (26)

ПЕНСИИ & ИНВЕСТИЦИИ

14 марта 2005 года, N 5 (26)

Узбекистан в 2005 году приступил к реформе пенсионной системы

Анжела Долгополова
эксперт Центра экономического анализа "Интерфакса"

С 1 января 2005 года Узбекистан приступил к проведению пенсионной реформы, которая будет осуществляться путем поэтапного перехода от распределительных к страховым и накопительным принципам пенсионного обеспечения. Необходимость ее проведения была обусловлена наличием многочисленных проблем, среди которых можно выделить отсутствие достаточной зависимости размеров пенсий от величины уплаченных обязательных взносов в Пенсионный фонд, а также большое количество пенсионных льгот.

Начатая реформа будет проходить в два этапа. На первом этапе (2005-2006 годы) планируется ввести в действующую пенсионную систему накопительные элементы в качестве дополнительного пенсионного обеспечения, а на втором этапе, начиная с 2007 года, - страховую пенсию, основанную на персонифицированном учете размеров взносов.

Существующие проблемы в пенсионной системе Узбекистана могут спровоцировать социальную напряженность

По основным показателям, характеризующим любую пенсионную систему, а именно по коэффициенту зависимости (отношению числа пенсионеров к числу работающих) и коэффициенту замещения (отношению среднего размера пенсии к средней заработной плате), ситуация в Узбекистане в настоящее время выглядит значительно лучше, чем во многих странах с переходной экономикой. Так, в течение последних нескольких лет эти показатели держатся на уровне 0,3 и 0,52, соответственно. А это значит, что в Узбекистане на 1 пенсионера приходятся более 3 работающих, а средний размер пенсии соответствует 52% средней заработной платы.

В настоящее время в Узбекистане пенсионерами по старости, по данным Минмакроэкономстата республики, являются 11% населения (около 2,7 млн. человек), что по сравнению с европейскими странами, где этот показатель превышает 25%, считается невысоким значением. Минимальная пенсия по старости в Узбекистане при наличии необходимого трудового стажа составляет порядка 12,9 тыс. сумов (около $12).

Однако, несмотря на внешне относительно стабильную ситуацию, в пенсионной системе Узбекистана существует ряд проблем, не решение которых в будущем может привести к росту социальной напряженности. Средних них, в первую очередь, проблема, связанная с наличием многочисленных пенсионных льгот. По данным Минмакроэкономстата, в республике на данный момент насчитывается около 700 тыс. пенсионеров-льготников, или около 26% от общего числа пенсионеров.

В Узбекистане существует чрезмерное количество пенсий, назначаемых раньше общеустановленного возраста. В планово-распределительной системе такие льготы были своего рода компенсацией отдельным категориям работников за вредные условия труда и заниженные заработки. Однако при рыночных отношениях, когда сами предприятия устанавливают размеры и формы оплаты труда, учитывающие его условия, упомянутая задача льготного пенсионного обеспечения теряет свой смысл.

Кроме того, существующие льготы по уплате взносов для отдельных предприятий и видов деятельности, а также снижение пенсионного возраста для ряда категорий работников приводят к необходимости повышения размера взносов для других плательщиков, что в конечном итоге повышает себестоимость продукции и снижает ее конкурентоспособность.

Проблемой является и то, что законодательство Узбекистана предоставляет значительные льготы многим категориям и группам населения в виде двойного исчисления стажа работы (например, год службы военнослужащих срочной службы засчитывается как 2 года работы), зачета в трудовой стаж периодов, когда гражданин не работал по определенным причинам (уход за инвалидами 1 группы и детьми-инвалидами до 16 лет, уход за детьми до достижения ими 3 лет и др.), зачета в трудовой стаж периодов деятельности, когда не уплачивались пенсионные взносы (учеба, военная служба, нахождение в неоплачиваемом отпуске по уходу за детьми), и различных надбавок к пенсиям.

Во-вторых, в настоящее время в Узбекистане не обеспечена достаточная зависимость размеров пенсий от величины уплаченных обязательных взносов в Пенсионный фонд. Например, в Узбекистане, как и во многих странах бывшего СССР, имеет место неадекватность участия граждан в доходной и расходной частях Пенсионного фонда по половому признаку: женщинам для получения права на полную пенсию достаточно делать взносы в Пенсионный фонд в течение 20 лет, а мужчинам - в течение 25 лет. Женщины получают право на пенсию, достигнув 55 лет, мужчины - 60 лет. Учитывая, что средняя продолжительность жизни женщин 72 года, а мужчин - 67 лет, нетрудно подсчитать, что доля участия женщин в расходной части Пенсионного фонда более чем в 2 раза превышает долю участия мужчин, хотя участие женщин в доходной части Пенсионного фонда значительно меньше, чем участие мужчин.

Кроме того, узбекское законодательство разрешает отдельным категориям и группам населения не участвовать в доходной части Пенсионного фонда (например, военнослужащим всех категорий). Также велика и степень уклонения от уплаты обязательных пенсионных взносов.

В результате, по существующим данным, только 42% трудоспособного населения республики вносят обязательные платежи в Пенсионный фонд. Остальные 58% - это освобожденные от данных взносов законодательством и уклоняющиеся от их уплаты. Следовательно, если поднять долю участия трудоспособного населения в формировании доходной части Пенсионного фонда (частично отменив льготы, обеспечив полную легализацию заработной платы и т.д.), то можно не только повысить финансовую устойчивость Пенсионного фонда, но и пересмотреть размеры обязательных пенсионных взносов в сторону их снижения.

Кроме выше перечисленного можно отметить и проблему, связанную с существенным ростом численности пенсионеров в будущем. Согласно прогнозу демографов, начиная с 2012 года, темпы роста численности населения пенсионного возраста в Узбекистане будут превышать темпы роста населения трудоспособного возраста. В итоге уже к 2025 году численность пенсионеров возрастет более чем в 2 раза по сравнению с 2000 годом, и будет увеличиваться быстрее, чем население трудоспособного возраста. Естественно, что такое положение способно ухудшить финансовое состояние пенсионной системы.

Закон "О накопительном пенсионном обеспечении" - основа первого этапа реформ

Реформу пенсионной системы правительство Узбекистана решило начать с принятия закона "О накопительном пенсионном обеспечении граждан". В этом законе, принятом 2 декабря 2004 года, установлено, что право на накопительное пенсионное обеспечение имеют граждане Узбекистана, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории республики. Сохранность и выплату средств, накопленных на индивидуальных накопительных пенсионных счетах, гражданам гарантирует государство.

Участие в накопительной пенсионной системе является обязательным для работодателей, а также граждан, осуществляющих трудовую деятельность по трудовому договору. Индивидуальные предприниматели, члены дехканских (крестьянских) хозяйств без образования юридического лица, а также другие граждане участвуют в накопительной пенсионной системе на добровольной основе.

Постановка на учет граждан, участвующих в накопительной пенсионной системе в обязательном порядке, осуществляется по заявке работодателя в филиале Народного банка по месту их основной работы. При постановке на учет Народный банк открывает гражданам индивидуальные накопительные пенсионные счета с постоянным персональным номером, устанавливаемым пожизненно. После открытия индивидуального накопительного пенсионного счета Народный банк выдает гражданину накопительную пенсионную книжку, удостоверяющую его право на получение накопительных пенсионных выплат.

Согласно закону, работодатель ежемесячно производит обязательные накопительные пенсионные взносы за счет соответствующего уменьшения суммы начисленного налога на доходы физических лиц. Размер обязательных накопительных пенсионных взносов исчисляется от суммы заработной платы и иного дохода работников, включая работающих пенсионеров, и устанавливается Кабинетом Министров ежегодно при формировании государственного бюджета Узбекистана на очередной год.

Законом работодателю предоставляется право за счет собственных средств производить дополнительные взносы на индивидуальные накопительные пенсионные счета своих работников. Размер дополнительных взносов и сроки их внесения определяются коллективным договором, а если он не заключен - работодателем по согласованию с представительным органом работников. В свою очередь граждане, участвующие в накопительной пенсионной системе в обязательном порядке, также вправе вносить дополнительные взносы на свои индивидуальные накопительные пенсионные счета или в пользу третьих лиц. При этом граждане самостоятельно определяют размер и сроки таких дополнительных взносов.

Народный банк в установленном законодательством порядке производит начисление процентов на средства индивидуальных накопительных пенсионных счетов. Процентная ставка определяется Народным банком по согласованию с Министерством финансов и Центральным банком Узбекистана с учетом доходов, полученных от размещения средств накопительной пенсионной системы.

Средства накопительной пенсионной системы могут быть использованы в качестве инвестиционных и кредитных ресурсов, а также для размещения в финансовые инструменты. Порядок размещения средств накопительной пенсионной системы в финансовые инструменты устанавливается Минфином и ЦБ. При этом обязательные накопительные пенсионные взносы, процентные и другие доходы, полученные гражданами и Народным банком от использования средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах, накопительные пенсионные выплаты, а также оборот средств накопительной пенсионной системы не подлежат обложению налогами и другими обязательными платежами.

Согласно закону, граждане, участвующие в накопительной пенсионной системе в качестве получателей, имеют право на получение накопительных пенсионных выплат при возникновении права на государственную пенсию. В случае смерти гражданина средства, накопленные на индивидуальном накопительном пенсионном счете, наследуются в установленном законодательством порядке и выплачиваются наследнику единовременно в полном объеме. В случае выезда гражданина за пределы Узбекистана на постоянное место жительства средства, накопленные на индивидуальном накопительном пенсионном счете, выплачиваются единовременно в полном объеме. Получатели имеют право выбора на получение ежемесячных накопительных пенсионных выплат в течение периода, устанавливаемого ими самостоятельно, или на получение накопительных пенсионных выплат единовременно.

Накопительные пенсионные выплаты прекращаются в случаях: полного исчерпания средств, накопленных на индивидуальном накопительном пенсионном счете; письменного отказа получателя, заверенного в нотариальном порядке, с целью передачи всей суммы, накопленной на индивидуальном накопительном пенсионном счете, в наследование; утраты права на государственную пенсию.

Пенсионная система Узбекистана с начала текущего года приобрела накопительную составляющую

К реализации этого закона и реформе пенсионной системы, которая будет осуществляться путем поэтапного перехода от распределительных к страховым и накопительным принципам пенсионного обеспечения, Узбекистан приступил 1 января 2005 года. На первоначальном этапе (в 2005-2006 годах) планируется ввести в действующую пенсионную систему накопительные элементы в качестве дополнительного пенсионного обеспечения.

Как уже говорилось, основой для формирования накопительной пенсионной системы станут обязательные взносы на специальные индивидуальные счета работников, уплачиваемые работодателем. В бюджете Узбекистана на 2005 год предусмотрено, что при сохранении предельной действующей ставки подоходного налога в размере 30% в бюджет будет перечисляться 29%, а разница в размере 1% от начисленных доходов пойдет на индивидуальные накопительные счета работников.

Ежемесячные взносы на индивидуальные накопительные пенсионные счета работников стали осуществляться в Узбекистане с заработной платы (дохода), начисленной за январь 2005 года. Граждане, участвующие в накопительной пенсионной системе на добровольной основе, размер и сроки взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета устанавливают самостоятельно.

В текущем году предусмотрено открыть индивидуальные накопительные пенсионные счета работников официального сектора экономики (порядка 4,5 млн. счетов) и 220 тыс. счетов для работников, занятых в сфере индивидуального предпринимательства и других категорий не наемных работников. В дальнейшем предполагается ежегодно открывать 300 тыс. и 120 тыс. счетов соответственно по каждой из этих категорий работников.

По расчетам специалистов, за десятилетний период формирования индивидуальных накоплений, сумма накопленных средств с учетом доходов от их инвестирования, позволит увеличить размер пенсии на 12% в сопоставимых ценах.

На втором этапе пенсионной реформы, начиная с 2007 года, Узбекистан планирует постепенно ввести страховую пенсию, основанную на учете размеров взносов. При этом гарантии получения минимальной государственной пенсии гражданам будут сохранены, а ее страховая часть будет непосредственно зависеть от суммы взносов на лицевом счете в Пенсионном фонде. Кроме того, в республике будет установлен мораторий на введение новых пенсионных льгот, действующие же льготы будут подвержены постепенному пересмотру и отмене.

 

14.03.2005

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.