ОЭСР порекомендовал внедрить пруденциальный надзор на российском рынке НПФ
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представила Центральному Банку России (ЦБ РФ) рекомендации по внедрению пруденциального надзора за участниками пенсионного рынка. На основе анализа опыта ряда стран-членов ОЭСР, а также изучения особенностей функционирования российского пенсионного рынка, международные эксперты сформулировали ряд мер по переходу на новую систему надзора. Среди них - изменение нормативной базы, расширение полномочий ЦБ РФ, создание специальной системы мониторинга деятельности НПФ, а также обязательное внедрение риск-менеджмента в фондах.
Как отмечается в сообщении Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), рекомендации ОЭСР подготовлены по инициативе НАПФ при поддержке ЦБ РФ в рамках плана масштабного реформирования пенсионного рынка и изменения действующей системы надзора. Документ будет учтен регулятором при подготовке изменений в действующее законодательство, а также для разработки Концепции пруденциального надзора и запуска пилотных проектов в ряде НПФ.
По оценкам международных экспертов в настоящее время система надзора за НПФ ограничена нормативным подходом. Тогда как высокая волатильность, масштабная реструктуризация пенсионного рынка, рост финансовых обязательств* НПФ перед застрахованными лицами требуют перехода к пруденциальному регулированию.
Полностью отчет доступен на нашем сайте.
Представили ОЭСР считают, что для перехода российской пенсионной системы на риск-ориентированный надзор, необходимы изменения, как на уровне регулятора, так и среди участников рынка.
Первое, на что указали эксперты, переход должен быть постепенным, после реализации ряда экспериментальных проектов в нескольких НПФ. Проведенное акционирование фондов, по сути, является начальной ступенью, при которой регулятор определил основные механизмы и принципы осуществления надзора.
Второе, необходимо создание на базе ЦБ РФ отдельного департамента по риск-ориентированному регулированию. К специалистам отдела будут предъявляться квалификационные требования в части образования, опыта работы, а также профессиональных навыков по выявлению и идентификации всех видов рисков.
Третье, должна быть создана специальная система мониторинга, анализа и оценки деятельности НПФ на основе сбора данных и отчетности. Эксперты подчеркивают важность баланса проверок по частоте и регулярности. Проверки могут проводиться внутри фонда, дистанционно или посредством онлайн-сервисов.
В исследовании подчеркивается необходимость перехода НПФ к системе контроля за рисками с целью выстраивания гибких инвестиционных стратегий, повышения эффективности вложений для максимизации выплат пенсионных накоплений.
Эксперты ОЭСР отмечают, что внедрение пруденциального надзора повысит контроль за НПФ в условиях неустойчивости рынка, усложнения финансовых систем и инструментов. Кроме того, данный подход к регулированию позволит уменьшить жесткие нормативные ограничения при одновременном повышении контроля за всеми видами рисков.
По мнению специалистов, риск-ориентированный надзор – необходимое условие защиты прав застрахованных лиц, наряду с созданной в России системы гарантирования пенсионных накоплений.
*По итогам 3 квартала 2015 года под управлением НПФ - 1,69 трлн. рублей (около 50% от общего объема накоплений)