Пенсионная история

Историю пенсионного обеспечения можно отсчитывать с конца позапрошлого века, когда первый канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк ввел налог на доходы работающих, а собранные средства использовал на выплату пособий армейским ветеранам. Это стало рождением системы социального страхования, обязательной по своему характеру и основанной на принципе перераспределения налогов.

ottovonbismarck11.jpgPay-as-you-go 

После первой мировой войны в большинстве развитых стран было принято законодательство, устанавливающее правила государственного пенсионного обеспечения. В основу был положен принцип перераспределения средств между поколениями (pay-as-you-go), в рамках которого работающие отчисляли часть своих доходов в пользу нетрудоспособных лиц. Роль государства сводилась к установлению правил игры и контролю их исполнения. 

Каждое новое поколение пенсионеров оказывалось недовольным размером своих назначаемых пенсий. И хотя политики постоянно принимали законы, направленные на повышение размеров пенсий, пенсионному обеспечению не хватало финансовых ресурсов. Исследования показали, что средняя продолжительность жизни во второй половине XX века стала стремительно расти. Процессам старения населения способствовало общее повышение качества жизни, совершенствование системы здравоохранение и победа над целым комплексом ранее смертельных и неизлечимых болезней. Существенно менялась демографическая структура населения, доля пенсионеров постоянно и неуклонно возрастала. 

Пенсионные реформы и введение накопительной части 

Широкая международная дискуссия о пенсионной реформе стартовала в 1994 году после публикации доклада Всемирного банка «Предупреждение всемирного кризиса старения» (Averting the Old Age Crisis). В докладе отмечалось, что с учетом сложившейся тенденции увеличения продолжительности жизни пенсионеров, большинство стран столкнутся с дефицитом пенсионной системы, построенной исключительно на солидарных принципах. Представители Всемирного банка в рамках реформирования национальных пенсионных систем предлагали введение обязательного накопительного элемента — накопительных пенсий. 

В результате в ряде стран были внедрены элементы накопительного пенсионного обеспечения. Накопительный принцип предполагает уплату пенсионных взносов, инвестирование этих средств на финансовых рынках с целью прироста и затем выплату пенсий с учетом полученного инвестиционного дохода. Известно множество форм и схем организации накопительного пенсионного обеспечения, где-то пенсионные накопления являются обязательными элементами, где-то добровольными. Достигнутый к настоящему времени политический консенсус предполагает, что универсального рецепта не существует и каждая страна должна выбрать собственную модель, соответствующую национальной специфике и уровню экономического развития.

Отмечена глобальная закономерность – в странах, где снижается (или относительно низкий) коэффициент замещения по обязательным системам социального страхования – активно развиваются дополнительные пенсионные системы, основанные на накопительном принципе. Вакуума не бывает – люди хотят и на пенсии сохранить привычный уровень жизни и доходов. 

Россия – по следам всемирной практики 

В России в течение 90-х годов происходило неуклонное снижение размеров государственных пенсий. Одновременно росла дифференциация населения по уровню доходов, стал формироваться средний класс - высокооплачиваемые категории граждан с уровнем доходов существенно выше средних доходов по стране. По состоянию на 2001 год средний размер государственной пенсии составлял 30-40 % от среднего размера заработной платы по стране. В этих условиях появился спрос на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). 

Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием указа президента РФ от 16 сентября 1992 года № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона. В стране стали появляться НПФ, но пенсионная система требовала изменений. 

В 2001 году был одобрен пакет законопроектов по пенсионной реформе. Ее основной целью стало преодоление уравнительности всех видов пенсий, повышение реального размера пенсий, переход на страховые принципы. Произошли изменения структуры пенсий и переход к подсчету пенсионных прав исходя из страховых взносов и конвертации пенсионных прав. Для повышения уровня жизни будущих получателей пенсии введен обязательный накопительный компонент, предусматривающий инвестирование пенсионных накоплений. Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР. Это дало возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии. 

Фонды были признаны страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом России. С 1 июля 2004 года НПФ получили право заключать договоры по обязательному пенсионному страхованию. 

Реформаторские повороты

Однако в новой системе координат граждане России жили, по понятиям пенсионного рынка, недолго – около 10 лет. В мае 2012 года вышел указ президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В нем правительству России было поручено разработать проект «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы», предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования. 

Как пишет РБК Daily в статье «Кто и как участвовал в медленном убийстве накопительной пенсии», «всего за полтора года чиновники развернули пенсионную систему на 180 градусов. Накопительный элемент пенсии, который был введен во время реформы начала 2000-х, стал предметом острой дискуссии, угрожающей его отменой».

В чем причина такого поворота? «Введение накопительного компонента в 2002 году стало одной из самых первых реформ Владимира Путина. Она была призвана обеспечить устойчивость системы в условиях старения населения, когда действовала только солидарно-распределительная система. Считалось, что это мировая практика. Ввели накопительную пенсию во многих странах, однако сохранили лишь единицы. Оказалось, что выстроить накопительную пенсионную систему с нуля довольно сложно — необходимо создавать специализированные институты, инструменты инвестирования и принципы регулирования. Довести дело до конца многие не смогли: Эстония, Польша, Литва и Латвия со временем уменьшили тариф взносов в накопительную часть пенсии, а в Венгрии ее вообще ликвидировали, вернув деньги в госсистему. Причина разочарования одна — инвестиционный доход оказался ниже ожиданий. Наблюдая за тем, как страны одна за другой сокращают или отменяют накопительный элемент, российские власти тоже задумались о несостоятельности новой пенсионной системы», - пишут авторы газеты РБК Daily . 

25 декабря 2012 года правительство РФ утвердило «Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации»

В конце 2012 года был принят закон, определяющий условия перераспределения с 2014 года тарифа страхового взноса, который отчисляется в накопительную часть пенсий. Было решено, что в накопительную часть пенсий граждан, которые передали свои средства в управление НПФ, частным УК или ВЭБу, по умолчанию будет по-прежнему перечисляться 6%. Если кто-то из них захочет усилить свою солидарную часть пенсии, они до 1 декабря 2013 года могут написать соответствующее заявление о перечислении 2% в накопительную часть и 4% - в страховую. Накопительная часть пенсий «молчунов» (так стали называть тех, кто никаких действий по формированию накопительной части своей пенсии не предпринимал) будет формироваться на основе двухпроцентного перечисления. Если они захотят сохранить шестипроцентное перечисление средств в накопительную часть, то придется выбрать НПФ, частную управляющую компанию или ВЭБ и также до 1 декабря 2013 года написать соответствующее заявление о перераспределении. 

2013-й – удивительный год 

Однако решения, принятые осенью 2013 года (и утвержденные позже законы) не просто внесли коррективы в ситуацию на рынке обязательного пенсионного страхования, но, в буквальном смысле, все перевернули «с ног на голову». 

Сначала было решено, что граждане должны будут оперировать при выборе накопительной или страховой составляющей всеми 6% тарифа. Минтруд внес в правительство законопроект о предоставлении гражданам 1967 года рождения и моложе права с 2014 года либо оставить 6% в накопительной части пенсии, либо отказаться от дальнейшего ее формирования, увеличив при этом тариф на страховую часть пенсии с 10% до 16%. Выбор можно сделать в течение 2013 - 2015 годов. 

У «молчунов», которые не сделают свой выбор, пенсионные накопления перестанут формироваться с 2014 года, а 16% страховых взносов будут направляться на формирование страховой части пенсии. При этом в 2014 - 2015 годах им дана предоставить возможность вернуться к шестипроцентной накопительной части, для чего необходимо написать заявление о выборе управляющей компании или НПФ. 

Осенью же 2013 года было принято решение, поразившее даже повидавших многое экспертов пенсионного рынка: было решено накопительную часть пенсии за 2014 год (около 244 млрд. руб.) перевести в распределительную, эту же сумму «заморозить» на счетах Минфина, с тем, чтобы потом передать ее прошедшим проверку и вступившим в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений фондам. Чиновники утверждали: это делается для того, чтобы как раз и гарантировать сохранность накоплений граждан: ведь 2014-й – год переломный для рынка, год, когда фонды и УК должны подтвердить свое право управлять пенсионными средствами. Эксперты в один голос утверждали: перевод пенсионных накоплений за 2014 год связан только с тем, что государству необходимо заткнуть «дыру» в бюджете Пенсионного фонда России.

Некоторые аналитики прогнозируют, что история с накоплениями 2014 года – первый шаг к отмене накопительной пенсии в России. 

В конце 2013 года президент России подписал весь пакет «пенсионных» законов. Они вступят в силу в массе своей с 2015 года. Но уже сейчас мы должны привыкать к новой пенсионной реальности. Вот ее основные положения. 

Новая пенсионная реальность 

Трудовая пенсия теперь делится на два самостоятельных вида — страховую и накопительную. Для родившихся до 1967 года будет действовать только страховая часть пенсии, а тем, кто моложе, будет предоставлен выбор — либо оставить только страховую систему, либо через негосударственный пенсионный фонд и управляющую компанию дополнительно сформировать накопительную пенсию. Страховые пенсии будут рассчитываться в баллах, а не в рублях. Работая, получая зарплату и производя отчисления в пенсионный фонд (через работодателя), человек будет получать пенсионные баллы. Для получения трудовой пенсии установлен минимальный порог - 30 баллов. Те, кто не «заработал» их, будут получать только социальную пенсию. Учитывается также минимальный стаж для получения трудовой пенсии по старости. Сейчас он составляет пять лет. К 2025 году достигнет 15 лет. Также условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются достижение возраста 60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин. 

Баллы при выходе человека на пенсию будут умножаться на пенсионный коэффициент, ежегодно рассчитываемый исходя из макроэкономической ситуации и устанавливаемый законодательно. Так, в 2014 году «переходный» коэффициент составил 64,1 руб. 

В течение 2014 года все взносы граждан направляются в страховую часть пенсионной системы. НПФ должны за этот год пройти санацию в Центробанке, подтвердив свою финансовую состоятельность лицензией. Кроме того, в течение года НПФ предстоит поменять организационно-правовой формат - их обязали акционироваться.

В России также создается двухуровневая система гарантирования пенсионных накоплений граждан, которая начнет действовать с 1 января 2015 года и будет распространяться на все пенсионные накопления, сформированные с 1 января 2002 года. Данная система включает в себя резервы по обязательному пенсионному страхованию, создаваемые каждым страховщиком по ОПС, а также общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений. 

Эксперты прогнозируют: пенсионная история еще не закончила считать все ухабы нелегкой дороги к достойной старости российских граждан. Прежде чем вырулить на ровную и широкую трассу, она мног о раз будет еще сворачивать в разные стороны. Реформе-2013 предрекают недолгую жизнь. Как дальше будут развиваться события – посмотрим! 

Комментарии (2)

  • как могу узнать ,что на счету?Общие фразы меня не устраивают!конкретно: Оленчинская Ольга Вадимовна сколько и чего.

    • Мне про Бородина не надо! про Оленчинскую!-отправьтье на эл. адрес.Все что было нажито непосильным трудом и подачка Ротелеком.поскольку никто писем мне не слал-хотелось бы знать!!!Сколько на моем счету.далее подробная распечатка.Копия договора.Все начисления со дня подписания договора.
      С уважением Оленчинская Ольга Вадимовна.

Новый комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.