Частные авторы
-
Телеграм-канал «Живая экономика»
Ключевой фактор, мотивирующий респондентов к продлению трудовой деятельности – низкий размер пенсии (72%). Далее следуют: необходимость содержать других членов семьи (22%), желание сохранить свой социальный статус (14%), интерес к профессии (14%), удобное расположение работы (13%), желание избежать одиночества (12%).
Исследование опубликовано в телеграм-канале «Живая экономика»
28.02.2018 -
В 2017 году вышли три новые книги эксперта пенсионного рынка Валентина Роика
Валентин Дементьевич Роик - доктор экономических наук, профессор. Автор более 700 печатных работ, из них 45 монографий, учебников и учебных пособий, посвященных пенсионному и медицинскому страхованию, страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, доходам населения, социальному бюджету. Одним из первых в постсоветской России обосновал необходимость использования институтов
социального страхования в качестве базовых механизмов социальной защиты населения, социального бюджетирования, как важнейшего инструмента социальной политики государства, а также формирования гериатрического страхования.23.11.2017 -
Александр Лельчук. "Пенсионная реформа: движение все, цель - ничто"
Осенью 2016 года в свет вышла новая книга эксперта пенсионного рынка России Александра Лельчука "Пенсионная реформа: движение все, цель - ничто". В книге подробно изучен мировой и российский опыт развития пенсионной системы. Рассмотрен широкий спектр вопросов, включая сравнение накопительной и распределительной пенсионных систем и современные подходы к их совершенствованию, пенсионный возраст, постепенный выход на пенсию, соотношение добровольного и накопительного элементов.
17.01.2017 -
Евгений Якушев, Европейский пенсионный фонд. «Пенсионные расчеты: моделируем будущее пенсионной системы России». Статья в журнале «Рынок ценных бумаг»
Моделирование пенсионных систем в современном мире относится к категории счетных задач (quantitative analysis). Когда мы говорим о пенсиях, мы понимаем, что сегодня благодаря статистике можно посчитать «по головам» всех пенсионеров и всех работающих граждан (которые станут пенсионерами в ближайшие 20—30 лет) и, как результат, спрогнозировать варианты развития пенсионной системы.
14-16_Ya1829.pdf, 109.78K01.06.2016 -
Ю.Воронин, А.Сафонов. «Экономические основы обеспечения права на социальное обеспечение граждан в Российской Федерации»
Авторы - д.э.н., профессор А.Л. Сафонов, к.э.н., доцент Ю.В. Воронин.
В статье проведен анализ причин возникновения финансового дисбаланса системы пенсионного страхования в Российской Федерации. Содержится оценка экономических потерь в результате принятия решений о введении льготного порядка начисления страховых взносов. В статье впервые в национальной практике анализируется взаимосвязь параметров российского рынка труда (теневой занятости, безработицы, структуры занятости, условий найма и дифференциации заработной платы) и возможности достижения финансовой устойчивости пенсионной системы. Дается прогноз экономических последствий в случае принятия решения о повышении пенсионного возраста. Статья также содержит перечень актуальных направлений совершенствования государственной политики в области пенсионного обеспечения.11.05.2016 -
Ведомости. Статья Юрия Люблина. Неэффективность пенсионных накоплений - это миф. 21 августа 2014 года.
Традиционный (накануне ежегодных бюджетных проектировок) ажиотаж в СМИ по поводу грядущих изменений в российской пенсионной системе по своему содержанию и характеру похож на информационную войну. Представители социального блока правительства ведут ее (с очевидным использованием административного ресурса) против института пенсионных накоплений в обязательном пенсионном страховании, который уже долгое время является объектом их притязаний и уничижительной критики.
21.12.2015 -
Валентин Роик. Пенсионное страхование в России: «болезни роста», вызовы ХХI века и ответы на них
Роик В.Д., д.э.н., профессор, Институт труда и социального страхования, г. Москва, НИИ труда и социального страхования Минтруда России
Пенсионное страхование - основной институт доходов пожилого населения. Его эффективное функционирование зависит от степени развитости социально-трудовых и страховых отношений, достойной заработной платы и постоянного найма. В условиях демографического старения, изменения модели социально-трудовых отношений пенсионное страхование требует своей модернизации.
06.05.2015 -
Александр Лельчук. Условно накопительная и балльная пенсии
В своей новой статье независимый консультант Александр Лельчук рассказывает об истоках и современном применении пенсионных систем - условно-накопительной и балльной.
УНС и Балльная пенсия.pdf, 714.37K11.10.2014 -
Ефимова Л.А., Макарова С.Д., Тукмакова Ю.О. «Возможности и ограничения использования зарубежного опыта в процессе реформирования пенсионной системы РФ»
Статья опубликована в журнале «Экономический анализ: теория и практика» N24, июнь 2014. Анализируются принципы построения пенсионных систем. Сформулированы возможности и ограничения использования зарубежного опыта в процессе реформирования существующих отношений и построения новых институтов в пенсионной системе РФ. Предложены пути стратегического совершенствования системы пенсионного обеспечения с учетом российских особенностей.
04.07.2014 -
Александр Фельдман. Пенсионная система как модель государства
На взгляд автора, нарастающий дисбаланс существующей сейчас в России пенсионной системы носит принципиальный, неустранимый характер, и для его преодоления необходимо переходить к накопительным схемам. Однако любая предложенная система будет работоспособной только тогда, когда будет учитывать интересы всех участвующих в процессе сторон. В данной статье, опуская промежуточные расчеты, показана принципиальная схема построения сбалансированной пенсионной системы.
05.06.2014 -
Александр Лельчук. Пенсионный возраст.
Пенсионный возраст – наиболее заметный показатель пенсионной системы. Нередко он является единственным показателем, известным большинству населения страны. Повышение пенсионного возраста – наиболее сложный (с политической точки зрения) элемент пенсионной реформы. Статья написана независимым консультантом Александром Львовичем Лельчуком специально для «Лаборатории Пенсионной Реформы».
Пенсионный возраст-ред.pdf, 819.72K30.04.2014 -
Александр Лельчук. Уровень пенсионного обеспечения
Чем выше обязательное пенсионное обеспечение, тем выше необходимые для его финансирования пенсионные взносы и/или налоги. Чем выше взносы и налоги, тем ниже располагаемые доходы работников и выше отрицательное воздействие на рынок труда. Уход в теневой сектор и выплата зарплаты «в конвертах» снижают базу налогообложения, приводя к росту ставок пенсионных взносов и налогов, что в свою очередь еще больше стимулирует уход в тень.
Статья написана независимым консультантом Александром Львовичем Лельчуком специально для «Лаборатории Пенсионной Реформы» .А.Лельчук. Коэффициент замещения.pdf, 1130.00K08.04.2014 -
Пути преодоления кризиса пенсионной системы России. Наталья Цыпляева, доцент НИУ ВШЭ
Журнал Власть, 2014. № 3. С. 10-20.
Эффективность систем пенсионного обеспечения – сложнейшая проблема современной рыночной экономики. Главная причина кризисных явлений связана с демографическими изменениями в развитых странах в последние годы. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается кризис системы обязательного пенсионного обеспечения. В статье рассматриваются меры государственного регулирования, направленные на преодоление кризиса. Основное внимание уделяется анализу стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России до 2030 г., новой формуле расчета пенсий. В статье обосновывается необходимость развития добровольного пенсионного страхования, которое может обеспечить устойчивость пенсионной системы в долгосрочной перспективе.Tsyplyaeva.pdf, 116.30K31.03.2014 -
Пенсионная история. Аналитическая статья Александра Лельчука - специально для «Лаборатории Пенсионной Реформы»
В своей статье независимый консультант Александр Лельчук исследует историю появления и становления различных систем, позволяющих обеспечить жизнь людей после окончания их трудовой деятельности. Объект его изучения - неформальные, профессиональные и государственные пенсионные системы, индивидуальные накопления и аннуитеты. Автор подробно рассматривает реформы пенсионных систем в разных странах, приводит классификацию многоопорной пенсионной системы, сравнивает меры по пенсионной реформе за последние годы - с сентября 2007 по февраль 2012 года. Статья написана специально для «Лаборатории Пенсионной Реформы»
Пенсионная история - статья.pdf, 571.61K21.02.2014 -
Мервин Кинг, Дэвид Лоу (Университет Нью-Йорка). Measuring The «World» Real Interest Rate
В серии «Национальное бюро экономических исследований» (Кембридж) опубликовано исследование Measuring The «World» Real Interest Rate, в котором аналитики - бывший глава Банка Англии Мервин Кинг и Дэвид Лоу из Университета Нью-Йорка - рассчитали среднюю реальную доходность накоплений в посткризисном мире. Реальная ставка доходности сейчас очень небольшая - меньше 1%. Причем она серьезно снизилась: до кризиса ставка превышала 2%, а в начале 2000-х годов - 3%. Будут ли эти показатели и дальше падать, и есть ли смысл копить и делать деньги на деньгах?
measuring the world.pdf, 784.02K11.02.2014 -
Опубликована статья «Основные изменения в пенсионном законодательстве»
Авторы - И.В. Заргарян - Главный редактор журнала «Пенсионное обозрение», О.М. Колобаев - Советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов
22.01.2014 -
2013. В.Я. Мач. Общество и распределение
30.05.2013 -
2010. Е.А.Баранова. Особенности развития пенсионного обеспечения в России в XVII - XIX вв.
2010. Е.А.Баранова. Особенности развития пенсионного обеспечения в России в XVII - ХIX вв.doc, 193.50K13.02.2013 -
2012. А. Кудрин, Е. Гурвич. Старение населения и угроза бюджетного кризиса
А. Кудрин, Е. Гурвич
Старение населения и угроза бюджетного кризиса 2012. - 28 с.Одна из важнейших глобальных тенденций последних десятилетий связана с фундаментальными изменениями в демографической динамике. Эти изменения обусловлены двумя четко выраженными процессами: снижением рождаемости и ростом продолжительности жизни (благодаря прогрессу здравоохранения и улучшению жизненных условий). В результате динамику численности населения определяли два разнонаправленных фактора, но перевесил первый.
Эти факторы проявились сначала в наиболее развитых странах, однако через некоторое время распространились и на другие регионы. В 1960-е годы темпы роста населения достигли максимального уровня за всю историю человечества, составив в среднем 2% в год. Однако после этого рост населения мира последовательно замедлялся, и в первом десятилетии XXI в. его темп снизился до 1,2%.
19.07.2012 -
2002. А.О. Недосекин. Нечетко-множественный подход к актуарному моделированию
19.11.2011 -
2010. Ю.П. Мамаев. Общее состояние и движение рынка НПФ по основным показателям
Представлено исследование динамических характеристик рынка НПФ за 1999-2009 гг., а также анализ деятельности ТОП50 НПФ по основным показателям с учетом двух индикаторов: индикатора темпа прироста "выше/ниже рынка" и индикатора доли рынка "увеличение/уменьшение доли". Приведена оценка финансовых результатов фондов за последний отчетный год и суммарно за весь период деятельности.
dynamics2010.pdf, 774.60K01.06.2010 -
2010. Ф.О. Харлашин. Международный опыт организации финасового механизма пенсионных систем и его применение в России
В работе исследуется международный опыт организации финансовых отношений в рамках пенсионных систем, проводится сопоставление мировой практики и особенностей финансового механизма отечественной пенсионной системы, оценивается способность пенсионной системы России выполнять свои финансовые обязательства. В целях совершенствования финансовых отношений в национальной пенсионной системе предлагается комплекс мер, направленных на обеспечение ее финансовой сбалансированности.
Источник: http://fin-izdat.ruarticle.pdf, 131.33K22.05.2010 -
2010. Ю.П. Мамаев. О негосударственных пенсионных фондах: основы, технологии, типология
Ю.П. Мамаев.
О негосударственных пенсионных фондах: основы, технологии, типология, 2010. - 45 с.
С начала 90-х российская экономика следует строго заданным курсом в сторону развития рыночных отношений и укрепления частного сектора. Социальная сфера не явилась исключением. В целях повышения, как социальной защищенности, так и материальной обеспеченности граждан на пенсии, созданы механизмы, опирающиеся на частные социально-финансовые учреждения - негосударственные пенсионные фонды.Отсутствие доверительных отношений и клиентской лояльности, а также устойчивого спроса на организацию дополнительного пенсионного обеспечения, является, в том числе, следствием недостаточной информированности населения о деятельности и принципах работы частных фондов. На страницах пособия рассмотрены устройство системы НПФ, алгоритм работы и основы операционной деятельности, что должно сформировать базовое представление о частных пенсионных фондах.
pfunds2010.pdf, 1019.17K31.03.2010 -
2009. Ю.П. Мамаев. Современная пенсионная реформа в России
Ю.П. Мамаев.
Современная пенсионная реформа в России, 2009. - 99 с.
Учебная книга из серии "Пенсионная культура в повседневной практике".
Краткое пособие пропедевтического характера имеет целью введение в пенсионную науку.
Предназначена работникам НПФ с минимальными знаниями и опытом работы, неспециалистам, тесно не связанным с финансовой средой, и иным заинтересованным лицам, желающим получить вводные сведения по пенсионной тематике.
Дополняют трилогию следующие книги:
"О негосударственных пенсионных фондах: сущность, технологии, типирование",
"О дополнительной пенсии в рамках системы частного пенсионирования".10.06.2009 -
2005. Т.М. Малева, О.В. Синявская. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы
pension.pdf, 609.71K20.03.2007 -
2006. И.Ю. Горюнов. Негосударственные пенсионные фонды: социальный институт и субъекты рынка
статья в вестнике Совета Федерации N 11 (299) 2006 г.
20.02.2007 -
2006. Р.А. Кокорев. Совершенствование пенсионного законодательства в части корпоративных пенсионных программ
Кокорев Ростислав Александрович, к.э.н., заведующий сектором Фонда «Бюро экономического анализа»
corp_program_kokorev_beafnd.ppt, 118.00K01.03.2006 -
2006. А.О. Недосекин. Управление накопительной составляющей пенсий с применением нечетко-множественных подходов
Тезисы доклада на конференции NITE-2002
15.02.2006 -
2003. Н.Ю. Брусникин. Перспективы инвестирования пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов
Тезисы выступления заместителя Председателя Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы Российской Федерации Брусникина Николая Юрьевича на международной конференции «Пенсионная Реформа в России» 31 марта 2003г.
07.04.2003 -
2003. А.О. Недосекин. Анализ перспектив инвестирования российских пенсионных капиталов. Силы, слабости, возможности, угрозы
04.02.2003
См. также (1)
Комментарии (1)
Новый комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.
Сейчас на слуху в РФ пенсионная реформа.
Предлагаю летопись пенсионной системы Пенсия - регулярный (ежемесячный или еженедельный) денежный доход, выплачиваемый лицам.
Становление современной модели социального обеспечения в России начинается после победы Октябрьской революции 1917 года. С завершением построения социалистического общества, основы которого закрепляются в Конституции СССР, принятой в декабре 1936 года, завершается первый этап в истории развития советского законодательства о социальном обеспечении. Итого функционирования в СССР государственной системы социального обеспечения стало закрепление в ст.120 Конституции права граждан на материальное обеспечение в старости, а также — в случае болезни и потери трудоспособности[11]. В 1937 году государство полностью возлагает на себя финансирование здравоохранения.
Второй этап. К середине 60-х годов всё более очевидным становится необходимость унификации законодательства о социальном обеспечении, прежде всего пенсионного, и законодательства о социальном страховании. 7 октября 1977 года принимается Конституция СССР как итог развития советского законодательства. Конституция констатировала, что в стране созданы и развиваются государственные системы здравоохранения и социального обеспечения, которые реально гарантируют равенство прав женщин и мужчин (ст. 35); право граждан на охрану здоровья (ст. 42); право на материальное обеспечение (ст. 43) и осуществление заботы государства о семье (ст. 53).
Третий этап. С принятием Конституции закончился второй этап в истории развития законодательства о социальном обеспечении и начался новый — третий, непосредственно предшествующий началу перехода страны к рыночной экономике.
В СССР с 1956 г. по 1990 г.
50% от ЗР, если ЗР был выше 100 рублей. За непрерывный стаж свыше 15 лет добавляется 10%. Минимальная пенсия 50 рублей, максимальная пенсия 120 рублей. Можно записать П = СКхЗР или РП = СКх ЗР.
Четвёртый этап. Первые три этапа связаны с историей развития советского законодательства о социальном обеспечении, а четвёртый положил начало развитию российского законодательства, формирование которого происходит в условиях уже совершенно иной экономической ориентации общества.
ПФР РФ наследница системы социального обеспечения. Основана 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».
В связи с изменениями в конце 80-х начале 90-х годов 20 века российской государственной системы в соответствии с принципами рыночной экономики, возникла потребность реформирования действовавшей в СССР пенсионной системы. Старая система предполагала пенсионное обеспечение за счет средств государственного бюджета, однако в новых реалиях такая система не уже соответствовала условиям рыночной экономики. В результате государством был разработан масштабный план по постепенному реформированию пенсионной системы сроком до 2025 года.
Реформирование началось с 1990 года с принятием закона от 20.11.1990г № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» Настоящий Закон устанавливает единую систему республиканских государственных пенсий в Российской Федерации, обеспечивает стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается труд и его результаты.
В РФ с 1990 г. по 1997 г.
55% от ЗР, за каждый год сверх 25 лет 1%, но не больше 20%. Максимальная пенсия не более трёх минимальных оплат труда. РП = СК х ЗР.
Правительством Российской Федерации в 1995 году была одобрена «Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», которая предусматривала сохранение основных институтов государственной пенсионной системы с включением новых, свойственных рыночным отношениям форм пенсионного обеспечения.
Концепцией предполагалось создание в России пенсионной системы, которая должна была состоять из трех уровней:
1) Базовая (государственная) пенсия, которая впоследствии была призвана заменить социальную пенсию;
2) Трудовая (страховая) пенсия, которая должна была являться ядром пенсионной системы;
3) Негосударственная пенсия.
В основу концепции пенсионного обеспечения заложены принципы:
1) Каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности вследствие старости. Инвалидности или по причине потери кормильца, а также в ряде других случаев.
2) Каждый работающий подлежит обязательному пенсионному страхованию;
3) Каждый застрахованный по государственному обязательному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в зависимости от продолжительности страхования и заработка, с которого уплачиваются страховые взносы.
Принят от 1 апреля 1996 года № 27- ФЗ «об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».. Он создал основы новой инфраструктуры пенсионной системы России , которая содержала бы информационную базу об уплате страховых взносов всеми работающими гражданами. Суть персонифицированного учета заключалась во введении для каждого работающего на территории страны гражданина, который попал под действие Закона Российской Федерации « О государственных пенсиях в Российской Федерации», индивидуального лицевого счета граждан , содержащего сведения о его стаже и заработке. Следующим шагом по введению системы персонифицированного учета стала корректировка порядка назначения и перерасчета пенсий с ориентацией на использование данных лицевых счетов. В 1997 году были внесены изменения и дополнения в порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный Фонд Российской Федерации и в Закон РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации», предусматривающие установление трудового стажа и определение среднемесячного заработка при назначении пенсий и их перерасчете на основе индивидуальных лицевых счетов.
Значительным шагом для подготовки реформирования пенсионной системы стало принятие в 1997 году Федерального закона « О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21.07. № 113-ФЗ, который предусматривал переход на принципиально новую систему определения размера трудовой пенсии путем применения индивидуального коэффициента пенсионера. При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии. При этом индивидуальный коэффициент пенсионера, определенный частью четвертой статьи 1 настоящего Федерального закона, ограничивающий отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, устанавливается в размере 0,7. С 1998 года – 0,7; С 05.2000 года – 0,8; С 08.2000 года – 0,95; С 05.2001 года – 1,2. Эти изменения действовали по 2001год.
o Следующий этап реформирования начался принятием и вступлением в действие законов: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ; Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 № 166-ФЗ; Федеральный закон «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-ФЗ; Федеральный закон «Об инвестировании в накопительную часть трудовой пенсии» от 24.07.2002 № 111-ФЗ. Рассмотрим реформирование на примере закона о трудовых пенсиях по закону № 173-ФЗ. Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
o Размер трудовой пенсии. Я назову основные элементы. Пенсия состоит из страховой части + базовая часть + накопительная. Страховая и накопительная зависят от стажа и заработной платы. Стаж и заработная плата являются пенсионными правами 01.01.2002г, которые оцениваются путём преобразования (конвертации) в расчётный пенсионный капитал. В итоге расчётный капитал пенсионера состоит из расчётного пенсионного капитала от пенсионных прав + пенсионный капитал от страховых взносов посте 01.01.2002г + сумма валоризации (повышение величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав ), который определяет величину страховой части. Конструкция формулы пенсии становится сложней. Конструкция отвечает требованиям концепции реформы.
o Следующий этап реформирования отмечен законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Этот закон вступал в силу 01.2015 года, а закон 173-ФЗ закачивал своё действие.
• 2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
•
Размер страховой пенсии состоит из страховой пенсии + фиксированная выплата. Нет накопительной части. Главным становится коэффициент и его стоимость, которая определяется правительством. Коэффициенты зависят от страховых выплат. От объявленной концепции реформы остаётся страховая пенсия, в которой обозначена базовая часть, универсальная для всех. Добавились условия, которые ограничивают доступ к страховой пенсии: 2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Накопительная пенсия регламентируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", которая была сформирована по ранее принятым закона.
Продолжение реформирования пенсионной системы можно обозначить принятием Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 23.05.2016 № 143-ФЗ. Поиски путей администрирования самозанятых работников. Подготовка закона об увеличении пенсионного возраста выхода на пенсию.
Страхова́ние — отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).
Экономическая сущность страхования состоит в создании страховых фондов за счёт взносов заинтересованных в страховании сторон и предназначенных для возмещения ущерба (чаще всего — у лиц, участвующих в формировании этих фондов). Поскольку возможный ущерб носит вероятностный характер (страховой риск), то происходит перераспределение страхового фонда как в пространстве, так и во времени. Можно сказать, что возмещение ущерба у пострадавших лиц происходит за счёт взносов всех, кто участвовал в формировании этих страховых фондов.
Обязательным называется такое страхование, когда государство устанавливает обязательность внесения соответствующим кругом страхователей страховых платежей. Обязательная форма страхования распространяется на приоритетные объекты страховой защиты, то есть тогда, когда необходимость возмещения материального ущерба или оказание иной денежной помощи задевает интересы не только конкретного пострадавшего лица, но и общественные интересы. ГК РФ (ст. 927) предусматривает обязательное государственное страхование, которое осуществляется страховыми организациями за счет средств государственного бюджета, и обязательное страхование, которое должно осуществляться за счет иных источников.
Ниже привожу понятие которое применяется в законах: закон о трудовых пенсиях №173-ФЗ;
трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.
Закон о страховых пенсиях № 400-ФЗ
1) страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
В 2018 году согласно принятой концепции 1995 года мы видим «2) Трудовая (страховая) пенсия, которая должна была являться ядром пенсионной системы;» из трёх уровней пенсионной системы. «1) Базовая (государственная) пенсия, которая впоследствии была призвана заменить социальную пенсию;» нет и используют прожиточный минимум. Третий уровень. «3) Негосударственная пенсия.». Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — акционерное общество, исключительной деятельностью которого является негосударственное пенсионное обеспечение. Деятельность НПФ регулируется законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Не пользуется у работников доверием. В заключении приведу цитату из Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П установил: Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей ОБЩЕСТВА на данном этапе его развития - должен стремится к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены. Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции РФ, однако вносимые законодателем изменения, в том числе порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.