Предпосылки разработки новой политики в области регулирования рынка труда

М.Ю.Зурабов. Материалы к заседанию Правительства РФ от 16 февраля 2007 года

Предпосылки разработки новой политики в области регулирования рынка труда

Социально-экономическое развитие Российской Федерации
и перспективы его ускорения

К 2007 году в Российской Федерации сформировались тенденции устойчивого социально-экономического роста.

В 2003-2006 гг. прирост производства составлял 6-7% в год. При этом рост инвестиций в основной капитал вырос до 11-12% в год.

Повышение уровня жизни населения обусловило рост потребительского спроса, что выразилось в увеличении объема розничной торговли и платных услуг населению в указанный период. Доля граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 2002 г. на 8,7% и, по оценке, составила в 2006 г. 15,9% населения.

Структурная перестройка экономики, рост инвестиций и повышение потребительского спроса обусловили повышение спроса на труд: за 2003-2006 гг. численность занятых в экономике возросла с 66,0 до 67,2 млн. чел. Общая численность безработных сократилась с 6,2 до 5,3 млн. чел.

Согласно прогнозу рост производства в 2007-2010 гг. сохранится на уровне 6%.

На фоне ожидаемого снижения темпов роста мировых цен на топливно-энергетические ресурсы первостепенное значение для поддержания высоких и устойчивых темпов экономического роста в России приобретает инвестиционная направленность экономической политики государства.

В 2007 г. прогнозируется значительный рост инвестиций (на 11%), ожидаемый как за счет частного капитала, так и в результате государственных вложений (государственные инвестиции вырастут на треть). Продолжится рост иностранных инвестиций в экономику страны. В 2010 г. объем инвестиций в основной капитал в реальных ценах более чем в 1,67 раза превысит показатель 2005 г.

Кроме того, к 2010 году доля граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократится почти в полтора раза и не превысит 10,9% населения, что предопределит дальнейший рост потребительского спроса в среднесрочной перспективе, хотя темпы роста несколько снизятся.

Перечисленные выше макроэкономические факторы будут способствовать дальнейшему увеличению объемов производства и, как следствие, росту потребности работодателей в рабочей силе.

Благоприятная конъюнктура мировых цен на топливно-энергетические ресурсы увеличивает возможности проведения государством активной экономической политики, предусматривающей:

  • увеличение государственных инвестиций;
  • создание условий для привлечения частного капитала;
  • снижение налоговой нагрузки для бизнеса.

Правительство Российской Федерации определило следующие приоритетные задачи экономической политики, направленные на повышение эффективности действующих и создание новых эффективных рабочих мест:

  • реализация приоритетных национальных проектов;
  • реализация инвестиционных и инновационных проектов в высокотехнологичных сферах экономики;
  • формирование и развитие производственных кластеров, развитие транспортной инфраструктуры;
  • создание и совершенствование рыночных институтов, развитие малого предпринимательства.

Неизбежно возникнет необходимость обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест квалифицированными трудовыми ресурсами.

Переход к новым трудосберегающим технологиям в производстве обусловит изменение профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу.

Связанное с предстоящим вступлением России в ВТО открытие внутреннего рынка страны для иностранных компаний потребует от российских предприятий существенного повышения качества выпускаемых товаров и оказываемых услуг.

Для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий в новых условиях необходима реструктуризация и диверсификация отраслей экономики, что повлечет изменение сложившейся структуры занятости населения. Указанные процессы будут сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест и высвобождением работников, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности, возникновением новых профессий.

В связи с процессами глобализации экономики будет обостряться конкуренция за квалифицированную рабочую силу. Наблюдаемые в западноевропейских странах негативные демографические тенденции могут обусловить повышение спроса в этих странах на рабочую силу из стран СНГ, в том числе из Российской Федерации.

Перспективные демографические тенденции

С 2007 г. в Российской Федерации ожидается некоторое сокращение численности экономически активного населения. К 2010 г. численность занятого в экономике населения предположительно составит 66,3 млн. чел. Указанная тенденция связана с прогнозируемыми негативными демографическими факторами, которые могут привести к сокращению трудовых ресурсов.

В настоящее время естественная убыль населения имеет устойчивый и долговременный характер вследствие снижения рождаемости и высокой преждевременной смертности. Потери населения трудоспособного возраста составляют ежегодно свыше 700 тыс. чел.

В последние годы ежегодное превышение числа умерших над числом родившихся в целом по стране составляет 800-900 тыс. чел., а прирост населения за счет внешней иммиграции компенсирует естественную убыль населения немногим более чем на 10%.

Численность населения в трудоспособном возрасте к 2016 году уменьшится на 9,8 млн. чел., а его доля в общей численности населения сократится до 58%.

Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, являясь причиной возникновения дефицита трудовых ресурсов, может стать существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста в отдельных отраслях.

Территориальные диспропорции спроса и предложения на рынке труда

Усугублению проблемы дефицита трудовых ресурсов способствует современное распределение производительных сил в сочетании с локализацией региональных рынков труда и низкой мобильностью рабочей силы.

На сегодняшний день распределение производительных сил характеризуется следующими тенденциями.

а) Концентрация спроса и предложения рабочей силы в центральных районах страны.

Доля инвестиций в основной капитал в Центральном федеральном округе составила в январе-сентябре 2006 г. 23,7% от общего объема по стране. Численность населения, занятого в экономике, составила 27,7% общей численности занятых. Миграционный прирост населения около 100 тыс. человек.

б) Отток трудоспособного населения из районов Сибири и Дальнего Востока.

В январе-сентябре 2006 г. из районов Сибири и Дальнего Востока выехало более 371,8 тыс. граждан. Миграционная убыль за 9 месяцев 2006 г. составила 28,5 тыс. человек. 75% населения, выбывших из районов Сибири и Дальнего Востока составляют граждане трудоспособного возраста.

в) Значительное превышение предложения рабочей силы над спросом на нее в республиках Северного Кавказа.

В регионах Южного федерального округа насчитывается около 1,2 млн. безработных. Значительный уровень безработицы (более 20% экономически активного населения) наблюдался в 2006 г. в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесской Республике. Безработица имеет застойный характер: доля длительно безработных граждан превышает в ряде регионов 65%.

Дезинтеграционные процессы на рынке труда обуславливают сохранение очагов застойной безработицы, в то время как в ряде регионов наблюдается нехватка рабочей силы по отдельным отраслям и профессиям.

Структурные диспропорции спрос и предложения на рынке труда

Модернизация производства, расширение применения и развитие новых наукоемких технологий приводит к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы.

В настоящий момент ощущается нехватка квалифицированных кадров по отдельным профессиям и специальностям. Одной из причин этого является несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и по профессиональной структуре.

Структура профессионального образования смещена в пользу высшей школы. С начала 90-х гг. число вузов в Российской Федерации возросло в два раза, а численность студентов - в 2,3 раза. Доля лиц с высшим образованием среди занятого в экономике населения составляет сегодня 25,1%.

Однако потребность работодателей в специалистах с высшим профессиональным образованием ниже, чем соответствующее предложение на рынке труда.

В то же время структура начального и среднего профессионального образования не отвечает потребностям рынка труда, поэтому спрос на квалифицированных рабочих и специалистов не может быть полностью удовлетворен.

Начальное и среднее профессиональное образование сегодня отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации, что должно позволить гибко ориентировать структуру предоставляемых образовательных услуг на потребности региональных рынков труда. Однако соответствующая работа по реформированию систем начального и среднего профессионального образования ведется в регионах недостаточно активно.

Более половины безработных граждан имеют профессиональное образование, из них около 2 млн. или 75% имеют начальное и среднее профессиональное образование. Численность безработной молодежи в возрасте до 29 лет, имеющей профессиональное образование, насчитывает более 1 миллиона человек. Около 2,0 млн. безработных не имеют профессионального образования.

Расширение коммерческого сектора профессионального образования ведет к возрастанию роли населения при формировании спроса на образовательные услуги.

Из 1,4 миллиона студентов, поступивших в вузы в 2005 году, лишь 600 тыс. чел. будут учиться за счет бюджетных средств. В этой связи профессиональная ориентация населения играет все более существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги, обуславливая тем самым обеспеченность экономики необходимыми кадровыми ресурсами.

Причинами возникновения стереотипов о статусе и стоимости труда рабочих и специалистов явились:

  • недостаточная информированность молодежи о профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда;
  • наличие значительной дифференциации в уровне оплаты труда между сферой услуг и производственной сферой, бюджетным и внебюджетным сектором;
  • низкое качество рабочих мест в отдельных отраслях.

Низкий уровень заработной платы в бюджетном секторе и отдельных отраслях внебюджетного сектора способствует углублению диспропорций на рынке труда.

Уровень оплаты труда значительно ниже среднего по стране:

  • в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве в 2,3 раза;
  • в текстильном и швейном производстве в 2,1 раза;
  • в образовании в 1,4 раза;
  • в организации отдыха и развлечений, культуре и спорте в 1,3 раза;
  • в здравоохранении и предоставлении социальных услуг в 1,3 раза.

Низкий уровень оплаты труда в указанных отраслях приводит:

  • к оттоку квалифицированных кадров в другие сектора экономики;
  • к снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям, т.е. невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе.

Низкое качество рабочих мест оказывает негативное влияние на функционирование рынка труда и приводит:

  • к высокой текучести и нехватке рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда;
  • к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями.

Уровень травматизма со смертельным исходом на производстве ежегодно сокращается, однако он существенно превышает аналогичные показатели в европейских странах. Только за 2005 год от несчастных случаев на производстве погибли 4,6 тыс. чел., за 9 месяцев 2006 г. - 3,1 тыс. чел.

Продолжается рост численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. С 1997 по 2005 г. она выросла с 17,1% до 22,2%.

Цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в области регулирования рынка труда

Концепцией действий на рынке труда на 2003-2005 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. N 568-р, в качестве ключевой задачи государственной политики в области регулирования рынка труда определена реализация мер в социально-трудовой сфере, позволяющих в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.

Основываясь на принципе преемственности стратегической цели, государственная политика в области регулирования рынка труда в 2007-2010 гг. будет направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения.

Задачи государственной политики в области регулирования рынка труда:

  • содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
  • обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы;
  • обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе принудительного труда, дискриминации;
  • содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Решение задач содействия занятости населения и обеспечения экономики квалифицированными трудовыми ресурсами может быть обеспечено путем повышения эффективности функционирования рынка труда, что предполагает, с одной стороны, повышение гибкости рынка труда, с другой стороны, обеспечение соблюдения социально трудовых прав и гарантий.

Для этого необходима модернизация механизмов реализации государственной политики на рынке труда, внедрение инновационных методов государственного регулирования в области занятости населения.

Основными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются:

  • совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости населения;
  • совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;
  • обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;
  • повышение территориальной мобильности рабочей силы;
  • развитие кадрового потенциала;
  • оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
  • стимулирование экономической активности населения;
  • повышение качества рабочих мест.

Основные мероприятия государственной политики в области регулирования рынка труда

Совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости населения

Дальнейшее развитие норм трудового законодательства и законодательства о занятости населения должно отвечать современным тенденциям в сфере труда в связи с углублением различий в содержании труда, формах его организации в различных секторах экономики, обусловленным диверсификацией производства, проведением структурных реформ, созданием высокотехнологичных производств и объектов инфраструктуры.

Расширение гибких форм организации труда будет способствовать повышению конкурентоспособности российских производителей при интеграции в общеэкономическое пространство, и, как следствие, росту спроса на рабочую силу, сокращению неформального сектора экономики.

Меры по повышению гибкости регулирования трудовых отношений должны одновременно подкрепляться мерами по обеспечению соблюдения законодательных норм.

Совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости населения будет осуществлено по следующим приоритетным направлениям:

  • гармонизация трудового законодательства и законодательства о занятости населения с международными нормами;
  • совершенствование законодательства в целях повышения гибкости российского рынка труда, включая законодательное регулирование "заемного труда" и других возникающих новых форм трудовых отношений;
  • совершенствование разграничения полномочий в сфере регулирования рынка труда между федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  • совершенствование механизма реализации государственных гарантий по трудоустройству инвалидов;
  • нормативно-правовое обеспечение внедрения профессиональных стандартов;
  • реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы.

Совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда

Для решения задач государственного регулирования на рынке труда необходимо проведение регулярного мониторинга спроса и предложения рабочей силы и разработка прогноза спроса и предложения на рынке труда.

С 2007 г. предусматривается осуществление мониторинга ситуации на рынке труда в Российской Федерации, предполагающего:

  • определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе;
  • определение величины и профессионально-квалификационной структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в связи с реализацией приоритетных национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ, государственных инвестиционных проектов и др.;
  • прогнозирование величины и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы на рынке труда с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования;
  • формирование федерального регистра получателей государственных услуг по содействию занятости населения, включающего сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в органы службы занятости населения.

Мероприятия мониторинга ситуации на рынке труда реализуются федеральными органами исполнительной власти при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на основании данных организаций, органов службы занятости населения, учреждений профессионального образования.

На основании результатов мониторинга на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации разрабатывается прогноз спроса и предложения на рынке труда в разрезе профессионально-квалификационных групп.

С учетом федерального и региональных прогнозов спроса и предложения на рынке труда осуществляются выработка приоритетов и планирование мероприятий государственной политики в области регулирования рынка труда, уточнение стратегий и планов развития профессионального образования.

На основании прогнозов спроса и предложения на рынке труда разрабатываются программы профессиональной ориентации населения и повышения территориальной мобильности рабочей силы, осуществляется привлечение иностранных специалистов.

Обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу

Для обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест необходимыми кадровыми ресурсами необходимо сбалансировать структуру профессионального образования и профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу.

Для обеспечения соответствия структуры профессионального образования потребностям рынка труда необходим пересмотр направлений и уровней профессиональной подготовки с учетом прогноза спроса и предложения на рынке труда.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к компетенции которых отнесено начальное профессиональное образование, и которым с 2007 года переданы федеральные полномочия в области содействия занятости населения, следует особое внимание уделить подготовке рабочих кадров по общеотраслевым профессиям, потребность в которых не может быть удовлетворена за счет имеющихся трудовых ресурсов. На решение указанной задачи необходимо ориентировать систему начального профессионального образования и программы переподготовки безработных граждан, реализуемые в регионах.

В целях повышения качества профессионального образования в соответствии с потребностями работодателей планируется разработка профессиональных стандартов.

Профессиональные стандарты призваны обеспечить взаимосвязь рынка труда и профессионального образования, определяя качественные характеристики запроса работодателей на подготовку кадров.

Кроме того, внедрение профессиональных стандартов позволит сформировать основу для сертификации персонала, будет способствовать созданию условий равного доступа граждан к отраслевым и профессиональным рынкам труда, повышению правовой защищенности работников при проведении аттестации.

В целях формирования структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда необходимо:

  • развитие программ профессиональной ориентации молодежи;
  • организация информационно-пропагандистских кампаний.

В 2008-2010 гг. запланирована организация информационно-пропагандистских кампаний с использованием СМИ и современных информационных технологий. Указанные кампании будут организованы в целях информирования общества о ситуации на рынке труда и перспективных потребностях экономики в кадрах, повышения профессиональной ориентированности молодежи.

В этой связи предполагается проведение серии конкурсов "Профессионал года", направленных на повышение престижа рабочих профессий и стимулирование роста профессионализма работников, возрождение соревнований за достижение высоких показателей в труде.

Повышение территориальной мобильности рабочей силы

Необходимо, по возможности, устранить экономические ограничения, сдерживающие перемещение российских граждан по территории страны в целях осуществления трудовой деятельности (иногородних работников) и снижающие эффективность использования иностранной рабочей силы.

Меры по расширению доступа граждан к рынку жилья и развитию ипотечного кредитования будут решаться в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

В целях создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы в регионы, испытывающие нехватку трудовых ресурсов, необходимо расширить доступ граждан к рынку жилья. Для этого в первую очередь потребуется:

  • использовать возможности ипотечного кредитования для повышения территориальной мобильности квалифицированных трудовых ресурсов;
  • развивать региональные жилищные программы с участием работодателей, ориентированные на конкретный круг трудовых мигрантов и возможности их обустройства.

После внесения в трудовое законодательство необходимых изменений, регламентирующих использование "заемного труда", станет возможным применение принципиально новых технологий при оказании содействия иногородним работникам и трудовым иммигрантам в поиске работы, а работодателям - в подборе персонала.

При этом необходимо решение наиболее актуальных проблем, возникающих при перемещении работников по стране. К ним, прежде всего, относятся регистрация по месту временного пребывания, обеспечение временным жильем, легализация трудовой деятельности и защита трудовых прав, доступ к объектам социальной сферы.

Необходимо расширить содействие безработным гражданам и членам их семей в переезде в трудонедостаточные регионы в целях трудоустройства, в том числе в сельскую местность, осуществлять профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям. В этой связи планируется пересмотреть перечень возмещаемых затрат и размеры оказания финансовой помощи переселяющимся семьям.

В целях повышения гибкости рынка труда государство будет способствовать развитию конкуренции в области оказания услуг по содействию занятости населения.

Необходимо обеспечить координацию деятельности государственных органов службы занятости и негосударственных организаций, оказывающих услуги по содействию занятости населения, содействовать формированию единого информационного пространства в области занятости населения, утверждение стандартов качества оказания услуг по содействию занятости населения.

Развитие кадрового потенциала

Реализация приоритетных национальных проектов в области жилищного строительства и сельского хозяйства, государственных инвестиционных проектов потребуют скоординированных действий со стороны государства и бизнеса по решению задачи обеспечения новых рабочих мест кадровыми ресурсами. Одними из приоритетных направлений взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней с работодателями в целях развития кадрового потенциала являются:

  • привлечение молодежи к освоению рабочих профессий;
  • предотвращение потерь квалифицированных кадров;
  • содействие инициативе по сохранению и развитию кадрового потенциала предприятий.

Одним из направлений взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса может стать привлечение молодежи в учреждения начального профессионального образования в целях освоения рабочих профессий и последующего трудоустройства на предприятия в регионах, испытывающих нехватку трудовых ресурсов.

Основываясь на договорных принципах, необходимо реализовать интересы всех участников такого сотрудничества: для работодателя - обеспечить производство необходимыми рабочими кадрами в достаточном количестве и требуемой квалификации; для работника - предоставить возможность получения профессии, дальнейшего трудоустройства, оказать содействие в найме или приобретении жилья; для государства - снизить риск возникновения безработицы, повысить эффективность бюджетных расходов на начальное профессиональное образование.

Необходимо принятие действенных мер по предотвращению негативных последствий реструктуризации и банкротства предприятий, сопровождаемых значительным высвобождением рабочей силы.

Приоритетным направлением остается содействие занятости работников, высвобождаемых с градообразующих предприятий.

В этой связи усилия работодателей должны быть направлены на разработку и осуществление адресных проектов, предполагающих реализацию опережающих мероприятий по содействию занятости высвобождаемых работников. Указанные проекты могут включать профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации, а также содействие в переезде высвобождаемых работников и членов их семей в другую местность в целях трудоустройства.

Расширение компетенции работников путем освоения смежных профессий позволит существенно увеличить их конкурентоспособность на рынке труда, что особенно важно для трудоустройства граждан, имеющих ограничения трудоспособности вследствие приобретенных профессиональных заболеваний, и трудовая деятельность которых в прежних условиях нежелательна.

Необходимо предусмотреть меры по реализации нормативных правовых актов по содействию занятости работников, высвобождаемых в связи со структурными изменениями в отдельных секторах.

Планируется поддержка и поощрение со стороны государства инициатив бизнеса по развитию кадрового потенциала, включая организацию внутрифирменного обучения и повышения квалификации персонала.

Одним из направлений дальнейшего развития частно-государственного партнерства в данной области является интеграция в бизнес-стратегии компаний отраслевых и межотраслевых программ подготовки специалистов.

В целях стимулирования работодателей к развитию кадрового потенциала работников через использование рыночных механизмов предполагается проведение добровольной сертификации предприятий по результатам их деятельности по развитию персонала (проведение сертификации "Инвестиции в человека"). Данная сертификация будет фокусировать внимание владельцев и руководителей бизнеса на наиболее ценном ресурсе любой организации - человеческих ресурсах и оценивать систему их управления, а также способствовать развитию социально-ответственного бизнеса. Добровольная сертификация может проводиться неправительственными или общественными организациями.

Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы

Регулирование привлечения иностранной рабочей силы в Российской Федерации будет осуществляться с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров.

Изменения в миграционном законодательстве, вступившие в силу с 2007 года, существенно упрощают порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы из стран СНГ.

Новый механизм квотирования привлечения иностранных работников позволяет учесть профессионально-квалификационную структуру потребности работодателей в рабочей силе.

На основе прогноза потребности работодателей в рабочей силе будет сформирован перечень дефицитных профессий, по которым привлечение иностранных работников не квотируется.

В целях защиты интересов российских граждан на рынке труда ежегодно будет устанавливаться допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики.

Решению проблемы обеспечения трудонедостаточных регионов квалифицированными трудовыми ресурсами будет способствовать реализация мероприятий по привлечению на постоянное место жительства иностранных граждан из числа соотечественников.

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N637, предполагает оказание финансовой помощи для обустройства на новом месте жительства, содействие в трудоустройстве, обеспечение доступа к социальной инфраструктуре.

Разработка региональных программ по переселению соотечественников осуществляется с учетом ситуации на региональных рынках труда, профессионально-квалификационной структуры потребности в рабочей силе, а также возможностей регионов по обустройству соотечественников на основании типовых программ субъектов Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Стимулирование экономической активности населения

Особая задача государства - содействие интеграции в рынок труда и эффективной занятости безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве. К ним относятся:

  • инвалиды и женщины, воспитывающие детей-инвалидов;
  • выпускники общеобразовательных учреждений, не имеющие профессии;
  • потерявшие работу граждане предпенсионного возраста;
  • граждане, неработающие длительное время, в том числе женщины, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после перерыва, связанного с рождением и воспитанием детей, и др.

В отношении указанных категорий безработных граждан органами государственной службы занятости будут осуществляться специальные программы, предусматривающие:

  • оказание услуг по информированию безработных граждан о ситуации на рынке труда, психологической поддержке, профессиональной ориентации;
  • профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда;
  • организация временных работ и стажировок на предприятиях, оказание материальной поддержки участникам временных работ и стажировок;
  • содействие в переезде безработных граждан в другую местность в целях трудоустройства.

Хроническая (застойная) безработица, проблема которой особенно остро стоит в сельской местности, является одной из важнейших причин потерь кадрового потенциала. Большое влияние на активность безработных граждан при поиске работы оказывает уровень пособия по безработице.

Назрела необходимость пересмотра системы социальной поддержки безработных граждан, имея в виду прекращение выполнения пособием по безработице функции государственной социальной помощи и переход на новые принципы, стимулирующие безработных к активному поиску работы.

Повышение качества рабочих мест

Задача повышения качества рабочих мест, в том числе увеличения оплаты и улучшения условий труда, может быть решена лишь при конструктивном и долгосрочном взаимодействии социальных партнеров. Важнейшими механизмами такого взаимодействия являются отраслевые (межотраслевые) соглашения и соглашения о взаимодействии и социальном партнерстве.

Во главу угла заключаемых отраслевых (межотраслевых) соглашений должны быть поставлены:

  • перспектива роста заработной платы;
  • существенное улучшение условий труда;
  • предоставление "социального пакета" работникам.

В основу стратегических планов и программ развития бизнеса должны лечь содержательные отраслевые (межотраслевые) соглашения, устанавливающие минимальные социально-трудовые гарантии на уровне, позволяющем конкурировать за квалифицированную рабочую силу на российском рынке труда, а также перспективы поэтапного повышения оплаты труда и социальных гарантий.

Еще одной перспективной задачей государства, решение которой будет способствовать росту заработной платы, в том числе в бюджетном секторе, является обеспечение перехода к отраслевым системам оплаты труда.

Отраслевые системы оплаты труда предполагают объединение профессий рабочих и должностей служащих в профессионально-квалификационные группы в зависимости от требований к уровню образования и вида деятельности.

Для каждой профессионально-квалификационной группы будет установлен гарантированный уровень оплаты труда.

В целях создания условий для безопасного труда, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сокращения нарушений прав работников в области охраны труда, повышения эффективности мер по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний планируется создание современной и эффективной системы мониторинга состояния условий и охраны труда на рабочих местах.

Кроме того, необходимо:

  • повышение эффективности надзорно-контрольной деятельности в области охраны труда;
  • создание новых средств индивидуальной и коллективной защиты работающих, приборов контроля вредных и опасных производственных факторов;
  • совершенствование системы непрерывного образования в области охраны труда (создание региональных центров по обучению и стажировке в сфере охраны труда, мобильных учебных классов, разработка программ дистанционного обучения);
  • совершенствование информационного обеспечения и пропаганды охраны труда (формирование единой автоматизированной системы мониторинга производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, содействие в улучшении условий труда для малых предприятий).

Управление реализацией государственной политики в области регулирования рынка труда

Для эффективного решения задачи обеспечения экономики необходимыми кадровыми ресурсами необходим пересмотр системы государственного управления в сфере занятости населения.

Новая модель государственного управления в сфере занятости населения предусматривает более широкое участие субъектов Российской Федерации в регулировании рынка труда.

С 2007 года осуществление ряда федеральных полномочий по оказанию государственных услуг по содействию занятости населения делегируется на региональный уровень.

Средства на осуществление передаваемых полномочий будут предусматриваться в федеральном бюджете в виде субвенций региональным бюджетам.

Помимо средств федерального бюджета органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут направлять на финансирование мероприятий по содействию занятости населения собственные средства.

Передача указанных полномочий на региональный уровень будет способствовать повышению эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости населения за счет:

  • более гибкого и адресного механизма финансирования и оказания государственных услуг по содействию трудоустройству безработных граждан;
  • координации территориальных программ содействия занятости населения с региональными программами социально-экономического развития, инвестиционными проектами и др.;
  • возможности установления дополнительных социальных гарантий и расширения перечня государственных услуг по содействию трудоустройству безработных граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году" поставлена задача по формированию механизмов, мотивирующих региональные органы власти к реализации мер по снижению безработицы и созданию активных программ занятости.

В соответствии с новой редакцией Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в случае уменьшения объема средств, направленных на осуществление социальных выплат безработным гражданам, высвободившиеся средства могут быть направлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации на финансирование иных переданных полномочий, в том числе активных программ занятости.

На федеральном уровне будет осуществляться нормативно-правовое регулирование, стратегическое планирование, контроль и надзор за осуществлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.

На федеральном уровне определяются:

  • профессиональные стандарты;
  • минимальная и максимальная величина пособия по безработице;
  • перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации по направлению органов государственной службы занятости;
  • перечень приоритетных категорий безработных граждан, испытывающих трудности при трудоустройстве, в отношении которых органами государственной службы занятости реализуются специальные программы;
  • квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы;
  • перечень приоритетных профессий (специальностей), по которым привлечение и использование иностранной рабочей силы осуществляется без учета установленных квот.

Федеральными органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут решаться следующие задачи:

  • мониторинг ситуации на рынке труда, разработка прогноза спроса и предложения на рынке труда в разрезе профессионально-квалификационных групп;
  • регулирование распределения трудовых ресурсов, разработка и реализация программ повышения территориальной мобильности рабочей силы, регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы;
  • разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда, профессиональной ориентации молодежи, осуществление проектов, направленных на популяризацию рабочих профессий.

Ожидаемые результаты реализации государственной политики в области регулирования рынка труда

Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, позволит существенно улучшить ситуацию на рынке труда в Российской Федерации, снизить уровень общей безработицы до 6-7% экономически активного населения.

Повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей для реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии.

С другой стороны, развитие межтерриториальной и межотраслевой мобильности рабочей силы станет важнейшим фактором обеспечения работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Указанные меры позволят минимизировать период безработицы молодежи. Выпускники учреждений профессионального образования, впервые ищущие работу, должны стать конкурентоспособными на рынке труда.

Кроме того, на предотвращение дефицита квалифицированных кадров направлены меры по оптимизации привлечения иностранной рабочей силы, привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Сокращение предпосылок для использования труда нелегальных мигрантов, обеспечение прав трудящихся-мигрантов на медицинское и социальное страхование предотвратят конкуренцию российской и иностранной рабочей силы, основанную на иных критериях, кроме профессионально-квалификационных.

Создание условий для перемещения рабочей силы в регионы, испытывающие нехватку трудовых ресурсов, развитие легальных форм использования "заемного труда" направлены на решение наиболее острых проблем регионализации рынков труда. Реализация указанных мер позволит снизить уровень безработицы в трудоизбыточных регионах, особенно в республиках Северного Кавказа, а также в населенных пунктах с моноэкономической структурой занятости.

Мероприятия Концепции направлены на расширение двух- и трехстороннего сотрудничества социальных партнеров в целях повышения качества рабочих мест.

Повышение эффективности контроля и надзора в сфере труда и занятости должно обеспечить существенное сокращение нарушений прав трудящихся в области охраны и оплаты труда, предотвращение дискриминации в сфере труда.

Развитие механизмов социального партнерства, внедрение отраслевых систем оплаты труда в среднесрочной перспективе будет способствовать росту уровня заработной платы, в том числе и в бюджетном секторе.

 

19.02.2007

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.