2006. И.Ю. Горюнов. Негосударственные пенсионные фонды: социальный институт и субъекты рынка
статья в вестнике Совета Федерации N 11 (299) 2006 г.
Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ
N 11 (299)
2006 г.
Получить полный текст документа в архиве
Негосударственные пенсионные фонды:
социальный институт и субъекты рынка
-
Корпоративные и отраслевые НПФ
-
Негосударственные пенсионные фонды
как субъекты рынка пенсионных услуг -
Дифференцированный подход к оценке НПФ различных типов
-
Сегментация рынка пенсионных услуг по потребителям
-
Место конкуренции на российском рынке пенсионных услуг
И.Ю.Горюнов, Исполнительный директор НПФ
«Внешторгфонд» и «Внешэкономфонд»,
кандидат экономических наук
Корпоративные и отраслевые НПФ
На практике существует условное деление НПФ на те, которые обслуживают участников по договорам с юридическими лицами, и те, что работают в основном с физическими лицами, а также их классификация (их типизация и деление) на закрытые и открытые.
Первые работают с определенным кругом вкладчиков, действующих в конкретных сферах экономики. Это - корпоративные и отраслевые фонды, предназначенные для организации дополнительного пенсионного обеспечения определенной компании или отрасли. Примерами корпоративных фондов могут служить "Лукойл-Гарант", "Сургутнефтегаз", "АвтоВАЗ" и многие другие. К числу отраслевых негосударственных пенсионных фондов относятся такие фонды, как "Электроэнергетики", "Уголь", "Газ-фонд".
Корпоративные пенсионные фонды являются своего рода рычагами реализации долгосрочных стратегий развития компаний. Прежде всего они выступают в качестве одного из инструментов осуществления кадровой политики, поскольку наличие пенсионной программы позволяет повысить уверенность работников в завтрашнем дне, способствует проведению политики омоложения кадров.
Корпоративные НПФ помогают созданию в организации благоприятного социального климата, стабилизации кадрового состава, способствуя тем самым росту эффективности экономической деятельности. По существу, НПФ обеспечивают работникам негосударственные профессиональные пенсии, которые формируются на добровольной основе и выплачиваются работодателями. Последние берут на себя обязанности основных вкладчиков, при этом работники предприятий зачастую также получают право вносить пенсионные взносы лично. В конечном счете это укрепляет отношения социального партнерства.
Корпоративные пенсионные программы сегодня оказались наиболее востребованным инструментом управления персоналом. Размеры государственных пенсий, как известно, невелики, корпоративные же пенсионные программы гарантируют их существенное увеличение. Владельцы корпораций, имеющих НПФ, автоматически получают статус "социально ответственного работодателя".
При определении размеров взносов работодатель (в лице администрации) исходит из оценки вклада каждого работника в производственный процесс; соответственно устанавливаются дифференцированные размеры отчислений в пенсионный фонд. Таким образом, администрация получает мощный экономический рычаг повышения дисциплины и закрепления кадров. Гарантированные регулярные пенсионные взносы в корпоративный фонд работники воспринимают как особую форму прибавки к заработной плате. Очевидно, что для работников привлекательность предприятий, имеющих корпоративные пенсионные фонды, возрастает: при выборе места работы люди, конечно же, принимают в расчет возможность получения дополнительной пенсии.
Посредством корпоративных фондов в систему негосударственного пенсионного обеспечения вовлечено большинство финансово устойчивых организаций. В их числе - многие финансово-промышленные группы федерального и регионального значения, предприятия топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, электро- и атомного машиностроения, общего машиностроения, горнодобывающей и горнообрабатывающей промышленности, АПК, транспорта, связи и телекоммуникаций и т.д.
Наряду с обеспечением приемлемого уровня пенсий развитие корпоративного пенсионного обеспечения способствует:
· решению комплекса социальных проблем с учетом потребностей кадровой политики предприятия;
· увеличению объема компенсационного социального пакета работающих;
· накоплению существенных инвестиционных активов и использованию их в интересах предприятия;
· осуществлению принципов социального партнерства.
К преимуществам корпоративных и отраслевых фондов следует отнести и то, что их затраты на обслуживание будущих пенсионеров ниже, чем у мелких фондов, поскольку они работают в основном не с именными, а с солидарными пенсионными счетами, что позволяет им наращивать свои активы более высокими темпами.
Самостоятельным типом НПФ можно считать территориальные фонды, работающие по договорам с организациями и предприятиями в определенных пространственных границах, а также с проживающими в них физическими лицами. Этот тип фондов относится по своей сути к открытым пенсионным фондам, но с ограниченным кругом обслуживаемых участников (в рамках определенной территории).
Социальная функция НПФ этого типа - удовлетворение потребностей в дополнительном пенсионном обеспечении в тех регионах, где не развита инфраструктура других типов НПФ. В качестве примеров можно привести такие фонды, как "Таганрогский" (Ростовская область), "Поволжский" (Ульяновская область), "Хакасский", "Ханты-Мансийский" и "Ставропольский краевой".
Еще одна группа НПФ объединяет открытые фонды, заключающие пенсионные договоры как с юридическими, так и с физическими лицами и при этом практически не ограничивающие приток вкладчиков. В их числе могут быть юридические лица - предприятия и организации различных отраслей, считающие нецелесообразным создавать собственные корпоративные пенсионные фонды. Учредителями таких фондов могут быть и промышленные, и финансовые компании. Среди подобных фондов следует выделить немногочисленную группу НПФ, учрежденных одним юридическим лицом и доступным для всех заинтересованных вкладчиков.
Пример открытого пенсионного фонда, имеющего договоры с юридическими и физическими лицами - НПФ Сберегательного банка России. Он заключает договоры с любыми юридическими и физическими лицами. Основная цель его деятельности - улучшение материального положения участников фонда. Для своей работы этот фонд использует сеть филиалов и отделений Сбербанка. Это значит, что вкладчик может заключить договор не только в офисе фонда, но и в филиалах СБР, расположенных на территории 62 субъектов РФ15. То есть услуги этого НПФ доступны самым широким слоям населения. Заключено 350 договоров с юридическими лицами; средний размер выплачиваемой дополнительной пенсии - 600 руб. На 1 марта 2002 г. данный фонд занимал 4-е место среди массовых пенсионных фондов страны16.
Особая группа открытых НПФ - те, что заключают пенсионные договоры в основном с физическими лицами. Их главное преимущество - персонификация вкладов. Это важно подчеркнуть, поскольку в фондах других типов происходит своего рода "потеря клиента", т.е. физического лица. Между тем именно на физические лица, или "розничных вкладчиков", приходится до 15% общего количества вкладов17.
Безусловно, обязательная персонификация взносов по именным счетам участников этих фондов связана с дополнительными расходами: обслуживание физических лиц обходится гораздо дороже, чем работа с солидарными клиентами, поэтому в процессе реорганизации фондов многие из них предпочитают избавляться от "копеечных счетов" физических лиц, выплачивая клиентам выкупные суммы.
Открытые пенсионные фонды - это довольно многочисленная самостоятельная группа, удовлетворяющая потребности в дополнительном пенсионном обеспечении тех юридических и физических лиц, которые не обслуживаются отраслевыми, корпоративными и региональными НПФ.
Для негосударственных пенсионных фондов в целом характерна неравномерность развития отдельных их типов. В настоящее время ускоренную динамику демонстрируют корпоративные и отраслевые фонды, работающие с предприятиями тех отраслей, где производство растет. В деятельности же открытых пенсионных фондов, работающих с физическими лицами, наблюдается стагнация, что можно объяснить прежде всего отсутствием позитивных сдвигов в доходах и уровне жизни населения.
К началу нового столетия система негосударственных пенсионных фондов включала примерно 30 отраслевых, 200 корпоративных и несколько десятков открытых фондов18. В начале 2002 г. подавляющее большинство участников приходилось на корпоративные негосударственные фонды (85%), на фонды, работающие по договорам с физическими лицами, - около 15%19.
Таким образом, наиболее перспективными в нашей стране остаются, по всей видимости, корпоративные и отраслевые пенсионные фонды. Им присущ высокий уровень социальной ответственности, прозрачность деятельности и наличие различных форм общественного контроля. Тем не менее и на региональном, и на национальном уровне объективно необходимы и открытые фонды. По мере повышения благосостояния населения их значение, вероятно, будет увеличиваться.
Описанная классификация НПФ создает определенную методологическую основу для решения важной экономико-статистической задачи - определения степени охвата дополнительным пенсионным обеспечением занятых в экономике (в целом и в разрезе ее отдельных секторов). Считается оправданным ввести в действующие формы отчетности НПФ раздел, где содержались бы данные не только об общем количестве участников, но и об их разбивке по секторам экономики.
Негосударственные пенсионные фонды
как субъекты рынка пенсионных услуг
При рассмотрении негосударственных пенсионных фондов как субъектов рынка пенсионных услуг целесообразно выделить два ракурса: НПФ как субъекты общенационального рынка и НПФ как субъекты определенного сегмента этого рынка.
Под национальным рынком пенсионных услуг следует понимать совокупное предложение этих услуг всеми действующими фондами и спрос на них (реальный и потенциальный) со стороны всего экономически активного населения.
Действующий в настоящее время порядок оценки деятельности НПФ основывается на сравнении финансовых показателей, а именно: размеров собственного имущества фонда, имущества для обеспечения уставной деятельности НПФ, совокупного вклада учредителей, а также размера пенсионных резервов. Учитываются и общие суммы инвестиций, величина пенсионных выплат и др.
Научный и практический интерес представляет методика, предложенная рейтинговым агентством "Эксперт РА". Она базируется на использовании обобщающих показателей деятельности НПО, характеризующих не только финансовое состояние, но и социальную надежность фондов. Речь идет о величине совокупных активов и пенсионных резервов, нормативе и марже платежеспособности, а также о соотношении размеров собственных средств и пенсионных резервов, доле расходов на ведение дел по собранным взносам, пенсионных резервах на одного участника и соотношении объемов поступающих взносов и пенсионных выплат.
Если первые три относятся к числу основных финансовых показателей, то маржа платежеспособности является расчетным показателем, который определяется как отношение стоимости собственного имущества фонда к его пенсионному резерву и характеризует степень обеспеченности обязательств фонда собственным имуществом. Чем больше его величина по отношению к величине пенсионного резерва, тем выше финансовая стабильность фонда (его внутренняя устойчивость). Этот показатель характеризует способность того или иного НПФ противостоять внешним неординарным обстоятельствам, включая резкие колебания доходности на финансовых рынках, неплатежи вкладчиков, отток участников и т.п. По мнению специалистов и разработчиков методики, показатель маржи должен колебаться в пределах 0,15-0,20 (подобно аналогичному показателю, применяемому в системе долгосрочного страхования жизни).
По данным социологических опросов, для сопоставления и оценки фондов (при выборе их для заключения договоров) существенное значение имеет показатель доли пенсионных резервов, приходящихся на одного участника: он характеризует среднюю величину потенциальных совокупных выплат на одного участника на конкретную дату. Однако этот выбор во многом предопределяется тем, как оценивается сам рынок, его отдельные сегменты и преобладающие на них типы НПФ.
Дифференцированный подход к оценке НПФ различных типов
Если говорить о национальном рынке негосударственных пенсионных услуг, то его можно рассматривать как со стороны поставщиков, так и потребителей. Более целесообразной представляется сегментация рынка по поставщикам пенсионных услуг. Российский рынок негосударственных пенсионных услуг - по существу, совокупность нескольких сегментов, каждый из которых наряду с общими характеристиками имеет свои специфические особенности.
Самый крупный сегмент такого рынка образуют отраслевые и корпоративные фонды, а также фонды предприятий. Его рамки ограничиваются занятостью в соответствующих отраслях экономики. В условиях нашей страны это наиболее развитый и социально значимый сегмент рынка.
Для анализа деятельности субъектов данного сегмента рынка пенсионных услуг предлагаются следующие показатели:
· доля участников реализуемых пенсионных программ в общей численности работников отрасли;
· количество участников программ, базирующихся на солидарном принципе;
· численность лиц, охваченных персонифицированным учетом;
· средняя величина пенсионных резервов, приходящихся на одного участника;
· средняя отраслевая пенсия.
Совокупность этих показателей позволяет оценить степень охвата работников отрасли дополнительным пенсионным обеспечением, его действенность, а также выявить неиспользованные (потенциальные) возможности развития негосударственного пенсионного обеспечения в масштабе соответствующих отраслей.
Субъекты этого сегмента национального рынка пенсионных услуг в большинстве случаев относятся к монопольному типу, поскольку продавцом выступает один отраслевой или корпоративный пенсионный фонд.
Субъекты рынка пенсионных услуг, действующие в определенных территориальных границах, относятся к категории региональных НПФ. По существу, каждый такой фонд, если он представлен в единственном числе в том или ином регионе, можно рассматривать как особый сегмент национального рынка. Однако на практике возможны различные ситуации, когда в рамках сегмента могут присутствовать негосударственные фонды и других типов.
Оценку деятельности территориальных НПФ можно проводить, анализируя следующие показатели:
· количество участников фонда;
· доля участников фонда в общей численности занятого населения региона;
· средний размер пенсионных резервов, приходящихся на одного участника фонда;
· доля участников регионального фонда в совокупной численности участников всех негосударственных пенсионных структур в данном регионе;
· доля пенсионных резервов в общих совокупных пенсионных резервах всех НПО данного региона.
Открытые общественные и частные фонды (как особый тип НПО) представляют собой ту группу субъектов национального рынка пенсионных услуг, которая не имеет ограничений с точки зрения привлечения вкладчиков и участников. Присутствие этих фондов на национальном рынке определяется наличием региональных отделений и филиалов. Но фактически их участниками становятся те работники, которые не охвачены негосударственным пенсионным обеспечением через отраслевые корпоративные пенсионные фонды.
Для анализа деятельности открытых фондов представляется целесообразным использовать следующие показатели:
· совокупные пенсионные резервы фондов;
· совокупная численность участников пенсионных систем;
· средняя пенсия на одного участника;
· средние взносы на одного участника.
Сегментация рынка пенсионных услуг по потребителям
При анализе рынка пенсионных услуг с точки зрения состава потребителей прежде всего важно выделить потенциальных и реальных (активных) потребителей услуг.
Если реальными потребителями услуг считать участников программ дополнительного пенсионного обеспечения, то в самой общей форме потенциальные потребители на национальном рынке услуг - это все работники, не являющиеся участниками добровольного негосударственного пенсионного обеспечения. Однако при оценке такого рода потенциала нельзя не учитывать социально-экономическую неоднородность работников. Поэтому правомерно выделить три их категории:
· лица предпенсионного возраста со средними и низкими доходами;
· основная часть трудоспособного населения;
· лица с высокими доходами.
Каждая категория участников имеет свои особенности, влияющие на вероятность их превращения из потенциальных в реальных потребителей пенсионных услуг.
Лица с высокими доходами являются наиболее вероятными потенциальными потребителями негосударственных пенсионных услуг. Вместе с тем их превращение в активных участников рынка пенсионных услуг связано со многими факторами. Привлекательность такого рода услуг зависит прежде всего от обеспечения надежных гарантий возвращения средств и получения установленных законом пенсий. Большое значение имеет и конкуренция на финансовом рынке с другими финансовыми учреждениями, предлагающими свои услуги по накоплению средств.
Что касается основной массы занятых граждан, то их переход из потенциальных в реальные потребители данных услуг связан чаще всего с поиском такого места работы, где коллективными договорами предусмотрено дополнительное пенсионное обеспечение.
Место конкуренции на российском рынке пенсионных услуг
До последнего времени различные отраслевые сегменты рынка пенсионных услуг существовали параллельно и не были конкурентами друг другу (о конкуренции можно говорить лишь применительно к фондам открытого типа, готовым оказывать услуги как корпорациям, так и частным вкладчикам).
Между тем рынок пенсионных услуг, как и всякий цивилизованный рынок, способен успешно развиваться лишь в условиях конкуренции. Специфика нынешней стадии развития национального рынка пенсионных услуг заключается в том, что деятельность каждого фонда подчинена стремлению к внутреннему совершенствованию, отработке механизма функционирования в условиях постоянно меняющегося правового климата. Вопросы конкурентного взаимодействия как бы отступают на второй план. Вместе с тем соперничество в отдельных сегментах национального рынка пенсионных услуг обусловлено определенной структурой рынка и дифференциацией фондов по размерам. В целом же эффективность использования ресурсов данного социального института зависит от уровня концентрации субъектов рынка на стороне предложения, наличия конкурентной среды и активности государства в проведении антимонопольной политики в этой сфере.
Для характеристики рынка пенсионных услуг важно определить размеры действующих на нем НПФ а также уровень концентрации и монополизации этого рынка наиболее крупными фондами. Для количественной характеристики объема услуг целесообразно использовать показатели объемов сформированных этими фондами пенсионных резервов.
В настоящее время доминирующее положение на отечественном рынке пенсионных услуг занимают три негосударственных пенсионных фонда - "Газфонд", "Лукойл-Гарант", "Благосостояние", аккумулирующих 64% пенсионных резервов. Суммарное количество средств НПФ, чьи пенсионные резервы превышают 1 млрд. руб., составляет 71% всех пенсионных резервов. Это свидетельствует о высоком уровне концентрации активов на рынке пенсионных услуг. По данным на 1 января 2003 г., на первые 20 фондов приходилось 85% активов всего рынка, тогда как на остальные 264 - всего 15% средств. Вероятнее всего, в будущем картина изменится.
В связи с предоставлением по закону права участия НПФ в системе обязательного пенсионного страхования есть все основания говорить о появлении с 2004 г. нового рынка - рынка участников накопительных систем в рамках обязательного пенсионного страхования. Товаром будет выступать накопительная часть государственной пенсии. Это особый рынок поставщиков пенсионных услуг. Право выхода на него предоставляется при соблюдении определенных требований, т.е. не всем.
Появление такого рынка сопровождается двоякого рода процессами. С одной стороны, очевидно, что функции НПФ как института социальной инфраструктуры расширяются. С другой - происходит разрушение монополии Пенсионного фонда РФ в сфере обязательного пенсионного страхования. В результате неизбежно параллельное сосуществование в стране двух национальных рынков пенсионных услуг: один - на базе обязательного государственного пенсионного страхования, другой - на базе добровольного негосударственного пенсионного обеспечения.
Хотя еще рано оценивать перспективы развития первого рынка (из-за отсутствия необходимой статистической информации), есть все основания утверждать, что он существенно повлияет на рынок негосударственных пенсионных услуг. Это проявляется уже сегодня, причем в разных формах. Речь идет об интенсивной структурной трансформации фондов, которая выражается прежде всего в скупке их крупными коммерческими банками. Определенная самостоятельная группа субъектов, аккумулирующих средства обязательного пенсионного страхования, - это коммерческие банки, которые проявляют интерес к привлечению ресурсов негосударственных пенсионных фондов как вспомогательного капитала для своего основного бизнеса, получая при этом "длинный" инвестиционный ресурс.
Кроме того, наблюдается заметный рост открытых фондов благодаря привлечению новых вкладчиков и учредителей. По всей вероятности, в будущем на рынке станут господствовать "олигархические фонды", т.е. наиболее крупные по финансовым показателям и имеющие отлаженные механизмы обслуживания вкладчиков.
Что касается участия НПФ в сфере предоставления пенсионных услуг обязательного пенсионного страхования, то очевидна заинтересованность в таком участии и корпоративных фондов. Во-первых, они намерены выйти за рамки обслуживания клиентов и работников своих предприятий. Во-вторых, возможно разделение таких фондов на две части и выделение из них тех, которые будут обслуживать клиентов - физических лиц. В-третьих, корпоративные фонды могут оказать влияние на рынок обязательного пенсионного страхования путем "перетаскивания к себе" из Пенсионного фонда РФ накоплений по трудовым пенсиям своих сотрудников.
Нельзя не отметить также активизацию сотрудничества между финансово-промышленными группами и негосударственными пенсионными фондами в интересах выгодных совместных вложений средств. Именно здесь будет разгораться конкурентная борьба за наиболее прибыльные сферы приложения капиталов НПФ.
_____________________ опубликованной в журнале «Пенсионные фонды и инвестиции», N2(26), 2006.
опубликованной в журнале «Человек и труд», N8, 2005.
15 Деньги. 2001. N43. С.93.
16 Рейтинг НПФ. В погоне за государственными пенсиями // Деньги. 2002. N 14. С. 90.
17 Бизнес пошел на пенсию // Деньги. 2003. N 18. С.97.
Негосударственные пенсионные фонды: реальность и перспективы//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, N 11 (299), 2006