Дополнительное усложнение. Эксперты пенсионной отрасли комментируют предложения лидера ФНПР о введении разных систем ОПС для наемных работников и «других»
Председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков предложил разделить обязательную систему на несколько подсистем – для наемных работников и «других» секторов рынка труда. Эксперты пенсионной отрасли специально для Лаборатории пенсионной реформы прокомментировали новые идеи профсоюзного деятеля.
«Мы живем не в единой плановой социалистической экономике, где все работники совершенно одинаковы по отношению к средствам производства. Сегодня у нас капиталистическая разноплановая экономика. Поэтому, я думаю, что стоит пообсуждать вопросы разделения государственного обязательного пенсионного страхования», - отметил М.Шмаков, выступая на Круглом столе «Перспективы развития системы обязательного социального страхования в РФ в современных условиях», который состоялся в Академии труда и социальных отношений 24 февраля 2016 года.
По мнению М.Шмакова, невозможно создать сейчас такую систему, которая будет удовлетворять интересам и наемных работников, и «людей свободных профессий типа художников и нотариусов, а также крупных бизнесменов». Кроме того, в этом же ряду Шмаков упомянул и аграриев. «Систему государственного обязательного пенсионного страхования можно разбить на несколько подсистем: развивать в рамках пенсионной стратегии государственное ОПС для большинства наемных работников (таких около 80% работников) и создавать другие подсистемы для тех секторов рынка труда, которые не укладываются в эти общие закономерности», - отметил он.
Оксана Синявская, к.э.н, ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики
Изначально системы пенсионного страхования, действительно, создавались для наемных работников предприятий и организаций. В настоящее же время есть две традиции: в бедных и среднеразвитых странах (например, Латинской Америки, Ближнего Востока) самозанятое население и фермеры, как правило, не охвачены пенсионным страхованием и, зачастую, любыми формами пенсионного обеспечения. В развитых странах и самозанятые, и фермеры обязательно уплачивают взносы в пользу будущей пенсии. При этом в некоторых странах, например, в Канаде, Дании, Японии, Швеции, действует единое пенсионное законодательство (по старости) для всех и, соответственно, порядок формирования пенсионных прав, тарифы пенсионных взносов и пенсионные формулы одинаковы для всех участников – будь то наемные работники или самозанятые. В других странах – например, в Бельгии, Германии, Франции, Греции, Италии, Финляндии, Польше – пенсионное обеспечение самозанятых, фермеров регулируется особым законом. При этом тариф уплачиваемых взносов может быть таким же, как и суммарный тариф наемных работников и работодателей (например, в Германии, Финляндии, Греции), а может отличаться (фиксированный плоский размер платежей для всех самозанятых в Испании). Иногда могут различаться другие условия пенсионного обеспечения (например, в Италии пенсионный возраст для самозанятых женщин на год выше, чем для женщин, работающих по найму).
В российской пенсионной системе самозанятые на протяжении длительного периода времени уплачивали взносы в меньшем размере, чем работодатели за наемных работников, что не очень уменьшало размер получаемой в будущем пенсии. По сути, имело место перекрестное субсидирование пенсий самозанятому населению за счет обычных наемных работников и их работодателей. Повышение страховой нагрузки на самозанятое население, произошедшее в последние годы, было воспринято негативно, и отчасти привело к уходу самозанятых в тень либо закрытию бизнеса. Отсюда и возник вопрос о разделении пенсионных систем.
Последствия такого разделения зависят от того, как будет решен вопрос с условиями пенсионного обеспечения для самозанятых. Если им будет предложено добровольно платить в пользу будущей пенсии, то, скорее всего, люди просто не будут этого делать, и тогда через десять-двадцать лет мы получим существенный прирост числа лиц пожилого возраста, не имеющих права на трудовую пенсию. Это приведет к увеличению государственных расходов на социальные пенсии и меры социальной поддержки бедного населения. Плюс к этом, в целом пожилые люди станут беднее, а значит, и население в целом: ведь пенсионеры часто живут вместе со своими детьми и внуками.
В этом смысле целесообразно сохранять требование обязательной уплаты пенсионных взносов самозанятым населением. В идеале – с точки зрения равенства пенсионных прав – тарифы отчислений за наемных работников и самозанятых должны быть сопоставимы. При этом многие пенсионные программы для самозанятых и фермеров в Европе допускаю большую гибкость, чем для наемных работников. Например, в Финляндии существуют скидки для новых предпринимателей, тариф варьирует в зависимости от возраста самозанятого, и допускается платить больше или меньше в зависимости от того, как идут дела. Применительно к нашей стране, мне кажется, стоит не искать виноватых в нынешнем пенсионном кризисе в лице самозанятых, а комплексно подойти к урегулированию вопросов тарифной политики (в том числе для различных категорий работодателей), пенсионного возраста (и, прежде всего, условий финансирования досрочных пенсий) и степени участия государства в со-финансировании пенсионной системы.
Татьяна Омельчук, старший научный сотрудник аналитического центра финансовых исследований НИФИ
С 2015 до 2024 года постепенно повышается минимальный стаж для получения трудовой пенсии с 5 до 15 лет. Одновременно вводится минимальная сумма пенсионных коэффициентов для получения трудовой пенсии, которая повышается с 6,6 в 2015 году до 30 к 2025 году. Таким образом, для получения трудовой пенсии по старости в общеустановленном пенсионном возрасте к 2025 году необходимо иметь стаж уплаты взносов 15 лет и сумму пенсионных коэффициентов 30. Если работник не получит минимум стажа или минимум суммы пенсионных коэффициентов, то может иметь право на получение социальной пенсии на 5 лет позже общеустановленного пенсионного возраста.
Соответственно, с учетом установления минимального размера стажа и минимальной суммы пенсионных коэффициентов для получения трудовой пенсии, нет необходимости вводить для самозанятого населения отдельную пенсионную систему, так как наемные работники тоже могут иметь не достаточную сумму пенсионных отчислений для обеспечения минимальной трудовой пенсии по старости. Работники также могут иметь часть трудового стажа как наемные, а часть трудового стажа как самозанятые. В последующие годы возможно повышать требования к минимальной сумме пенсионных коэффициентов и минимального стажа для получения трудовой пенсии по старости, а также повышать возраст получения социальной пенсии.
Сергей Лукин, заместитель генерального директора по развитию бизнеса АО УК «Апрель Капитал»
М.Шмаков прав в одном: пенсионная система должна быть справедливой. Является ли пенсионная система справедливой в ее текущем состоянии? –Нет! Нужно ли ее менять, чтобы она была справедливой? - Да! Стоит ли делить государственную систему многосекторной, усложнять ее, выделять в отдельные категории граждан в зависимости от их профессии? – Еще сложнее? Нет! Сегодня я аграрий, завтра нотариус, а послезавтра водитель трамвая – это реалии разноплановой капиталистической экономики, о которой сам же и говорит М.Шмаков. Вы себе личный кабинет на сайте ПФР в этом случае представляете?
Государственная пенсия – она на то и государственная, чтобы гарантировать гражданину страны, а не работнику отдельной отрасли пенсию при достижении пенсионных оснований. Я считаю, что пенсия должна быть из двух частей: государственная и накопленная личная.
Государственная – это часть, которая должна обладать определенным экономическим смыслом. Сейчас ни одна живая душа на нашей планете на может ответить на вопрос: в чем экономический смысл базовой части пенсии в России? Т.е. непонятно, зачем она платится? Почему в таком размере? Что она обеспечивает?
Речь идет о 99% населения, которым пенсия от государства должна обеспечить какой-то минимальный уровень комфорта: покрывать «коммуналку», питание, медицину, проезд на транспорте, санаторно-курортное обеспечение и пр. Только когда государство определит, зачем оно платит пенсию, можно будет говорить о ее размере. Государство скажет: «Я, Государство, беру на себя ответственность за обеспечение гражданину следующих затрат (далее список без элементов luxury life).» Для этого выплачивается определенная сумма в рублях и копейках. На этом все. В этой части должна быть пенсия пожизненная с финансированием переживших за счет недоживших.
В накопленной личной - все, что накоплено самим гражданином в любом виде за весь период работы нотариусом, клоуном или художником. Копить можно где угодно, будь то НПФ, или банк, или брокерский счет, но заранее об этом объявить государству, что деньги на счете в банке – моя пенсия. За это получить от государства налоговые послабления, стимулируюшие подобного рода целевое пенсионное накопление.
Накопил - молодец! Все индивидуально, без «общих закономерностей» и не противоречит концепции М.Шмакова. Рисовал плохие картины или плохо выступал на арене – государство компенсирует своей частью проживание без изысков. Художников, кстати, часто после смерти только признают и покупают их картины за большие деньги. И тогда внуки крупных бизнесменов завидуют внукам художников.