Минфин и Банк России хотят модернизировать пенсионную систему РФ
Газете «Коммерсантъ» стали известны подробности совместных предложений Минфина и Банка России по «модернизации пенсионной системы» РФ. В распоряжении газеты оказалась «Концепция индивидуального пенсионного капитала». Основные ее положения: ликвидация нынешней накопительной системы, сохранение обязательной ставки платежа в Пенсионный фонд в 22%, льготы и гарантии по дополнительным накопительным платежам в НПФ в размере от 0% до 6% с добровольным выбором ставки, признание накоплений собственностью граждан.
Платеж в Пенсионный фонд России, согласно концепции, сохраняется в неизменном виде (сейчас — 22%). Хотя это не уточняется в документе ЦБ и Минфина, вся ставка платежа будет получаться ПФР, который будет формировать на его основе по действующим «балльным» принципам страховую пенсию. Все суммы «пенсионного капитала», как предполагается, будут уплачиваться сверх ставки в 22% — причем уже не в ПФР, а в негосударственные пенсионные фонды (НПФ): накопительная часть пенсий, таким образом, будет выведена из-под контроля ПФР.
«Пенсионный капитал» — частные пенсионные накопления граждан, причем не только те, что возникнут в будущем, но и те, что были перечислены работодателем за работника в 2004-2016 годах,— предлагается сделать почти полноценной частной собственностью граждан. В течение двухлетнего переходного периода (предположительно, 2019-2020 годы) те клиенты НПФ, которые формировали накопительную часть пенсии по ОПС в фондах, могут либо конвертировать накопления в дополнительные баллы в страховой госчасти пенсионной системы, либо получить их как первый взнос на новый счет в пенсионном фонде. Средства «молчунов» в течение тех же двух лет по умолчанию будут конвертированы в пенсионные баллы, и с этого момента их участие в накопительной системе прекращается.
Для тех, кто предполагает, что все же будет делать пенсионные накопления, государство предлагает следующую схему. Новые средства, уплачиваемые в накопления в НПФ, освобождаются от уплаты налога на доходы физлиц (НДФЛ). Государство готово софинансировать платеж на часть налога и разрешает незначительно сокращать платеж в ПФР. При этом ставка дополнительного платежа на накопления устанавливается плательщиком самостоятельно: в диапазоне от 0% до 6% все льготы и гарантии действуют, все уплаченное свыше 6% не освобождается от НДФЛ, не изменяет сумм платежа в ПФР и не подлежит госгарантиям.
Согласно расчетам ЦБ и Минфина, при ставке дополнительного платежа 6% с зарплаты 100 руб. на руки плательщик будет получать 81,78 руб. (сейчас — 87 руб.), платить НДФЛ в 12,22 руб. (сейчас — 13 руб.), перечислять в ПФР 20,68 руб. (сейчас — 22 руб.) и делать накопления в ПФР на 7,32 руб. Из них 6 руб.— платеж самого работника, 0,78 руб.— льгота по НДФЛ и 1,32 руб.— сокращение взноса в ПФР с соответствующим снижением начисления пенсионных баллов.
По предложению Минфина и ЦБ, платежи и в НПФ, и в ПФР должен делать работодатель, что увеличит нагрузку на его бухгалтерию, платеж в конкретный НПФ будет делаться напрямую. Полностью добровольными новые накопления при этом не будут. Все новые работающие будут по умолчанию «подписываться» на участие в накопительной системе — со ставкой в 0% в первый год, 1% — во второй, 2% — в третий с ростом до 6% в шестой год.
От уплаты дополнительного взноса можно, по сути, отказаться и в любой момент уменьшить платеж до 0%, а также зафиксировать ставку на любом уровне в диапазоне от 0% до 6% на постоянной основе. Пока у ЦБ и Минфина нет единого мнения о том, что делать с «отказниками»: согласно одному из предложений, в возрасте 35 и 45 лет должна производиться автоматическая «переподписка» от накоплений (и после нее отказываться придется еще раз), по другому — ставку платежа в 0% можно зафиксировать только на пять лет («каникулы»), после чего она вновь начнет расти.
ЦБ и Минфин также предлагают оставить некоторые ограничения на переход между НПФ и создать институт Центрального администратора — он, как предполагается, будет координировать переходы и информировать НПФ об индивидуальных ставках. Из документов ЦБ и Минфина не следует, что Центральным администратором они видят именно Пенсионный фонд России.
Накопления, сделанные по ставке 0-6%, гарантируются в АСВ по той же схеме, что и сейчас. Это пятилетняя гарантия положительной доходности и гарантия сохранности накоплений при банкротстве НПФ.
Выплаты накопленного ЦБ и Минфин предлагают сделать чрезвычайно гибкими. Во-первых, за пять лет до выхода на пенсию (в презентации предполагается неувеличенный пенсионный возраст для мужчин, 60 лет) можно будет получить «в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств» до 20% накоплений. В случае тяжелой болезни все накопления в НПФ можно будет изъять и потратить. В зависимости от объема накоплений (больше накоплений — больше вариантов) доступны будут несколько схем выплат, в идеальной ситуации (накопления позволяют обеспечить аннуитетные выплаты более 5 МРОТ) возможен выбор из четырех вариантов: ежемесячные выплаты до исчерпания накоплений, срочные выплаты, аннуитет с привязкой к инфляции, выплата остатка накоплений, обеспечивающих выплаты такого аннуитета, почти в любой форме.
Разработчики концепции не скрывают, что предлагаемая система в первую очередь интересна работникам с зарплатами выше нынешних 60 тыс. руб. в месяц — они в наибольшей степени сейчас ущемлены малой дифференциацией «накопительной» части пенсий. При средней зарплате в 30 тыс. руб. и стаже в 35 лет использование накоплений по предложенной схеме дает примерно такую же пенсию, что будет получена в чисто страховой системе, а вот при средней зарплате в 100 тыс. руб. чисто страховая система дает коэффициент замещения зарплаты в 29%, а сочетание страховой и накоплений в НПФ — около 34%.
Новая система сама по себе не содержит ничего привлекательного для работодателя — тогда как в значительной степени размер совокупных социальных платежей влияет на него не меньше, чем на работников. Возможно, работодателям будет предложено что-то в других частях проекта модернизации пенсионной системы.