ПФР потратил на информационно-разъяснительную работу среди населения в 2014-2015 годах 1,2 млрд руб
Счетная палата РФ провела контрольное мероприятие «Проверка расходования средств Пенсионного фонда Российской Федерации, направленных на проведение информационно-разъяснительной работы среди населения в 2014-2015 годах». В проверяемом периоде расходы ПФР на проведение информационно-разъяснительной работы составили 1,2 млрд руб., в т. ч. в 2014 г. – 594,8 млн руб., в 2015 г. – 608 млн руб., говорится в сообщении Счетной палаты
Мероприятия по информационно-разъяснительной работе проводились ПФР на телевидении, радио, в прессе, сети Интернет, а также путем размещения информационных материалов в общественных местах (на транспорте, в образовательных организациях, кинотеатрах, торговых центрах и т.д.) на основании единого сетевого графика, сформированного с учетом сезонных факторов и максимизации охвата граждан. При этом анализ результативности информационно-разъяснительной работы, в том числе с точки зрения оценки влияния информационного ресурса на зрительскую аудиторию, ПФР не проводился. Планы информационно-разъяснительной работы ПФР и его отделений подобных мероприятий не содержат. Какие-либо показатели оценки достижения заданных результатов у ПФР также отсутствуют.
Как пояснил представитель ПФР, информационно-разъяснительная работа фонда строится на основе Плана деятельности Минтруда, в котором на 2014 и 2015 гг. Фонду был установлен целевой показатель информированности граждан о порядке формирования пенсионных прав расчета пенсии в системе ОПС – 2,5% и 10,5%, соответственно.
Кроме того, фонд регулярно проводит независимые социологические опросы граждан. Так, по данным ВЦИОМ, информированность граждан о порядке назначения пенсий в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросла от 1 до 10% (в зависимости от вопроса). Опрос, проводимый ПФР в 2014-2015 гг. среди абонентов единой консультационной службы фонда, также показал повышение уровня информированности граждан в сфере пенсионного обеспечения от 1 до 8%. В целом же результаты исследования показали, что более половины населения Российской Федерации информированы об основных факторах, влияющих на формирование пенсии.
Согласно результатам проверки, основные расходы ПФР на проведение информационно-разъяснительной работы приходились на оплату услуг по созданию и размещению рекламных аудио- и видеороликов с информацией: о новом порядке расчета пенсии, о страховой пенсии – как основном виде пенсии в России, о программе государственного софинансирования пенсии, о материнском капитале, о порядке информирования граждан о сформированных пенсионных правах и пенсионных накоплениях и т.п.
Также исполнительная дирекция ПФР в 2014-2015 гг. размещала информационно-разъяснительные материалы, как в федеральных, так и региональных печатных СМИ. На эти цели было затрачено 119,4 млн. руб., или 9,9% общего объема. Общий объем размещенных информационно-разъяснительных модулей составил 1 963 публикации. В то же время территориальные отделения ПФР в рамках регулярной работы пресс-служб инициировали выход в региональных СМИ аналогичных материалов бесплатно. Так, в региональных СМИ с участием отделений ПФР бесплатно вышло более 392 тыс. различных публикаций и информационных сообщений по пенсионной и социальной тематике. Кроме того, отделениями ПФР на региональных телеканалах без привлечения бюджетных средств было размещено более 473 тыс. интервью, сообщений, разъяснений, на местных радиостанциях – около 644 тыс. информационных сообщений. Отделениями ПФР также бесплатно было организовано размещение в общественных местах более 14,1 млн. единиц полиграфической продукции, в том числе изготовленных на принтерах силами самих отделений ПФР.
«С учетом того, что территориальными органами фонда значительная часть информационно-разъяснительной работы с использованием региональных средств массовой информации проводится на безвозмездной основе, вызывает сомнение целесообразность произведенных исполнительной дирекцией расходов при размещении материалов в региональных печатных СМИ», - отметил аудитор Владимир Катренко.