Комитет Госдумы по финрынку поддержал законодательные поправки о новом порядке перехода граждан между НПФ
Комитет Госдумы по финансовому рынку в пятницу поддержал поправки к законопроекту о совершенствовании законодательства в сфере саморегулирования на финансовом рынке, которые обязывает гражданина при переходе из одного негосударственного пенсионного фонда (НПФ) в другой направлять соответствующее заявление в фонд, с которым у него заключен действующий договор обязательного пенсионного страхования.
Инициатором поправок выступил Минфин России, а внес их председатель комитета по финрынку Николай Гончар. Он напомнил, что сейчас можно просто перейти из одного НПФ в другой. «В результате получается ситуация, когда люди принимают решение об этом переходе, не отдавая себе, в том числе, отчета в том, что в случае этого перехода, если это не пять лет, они потеряют определенные деньги», — отметил он.
Гончар не стал скрывать, что здесь сталкиваются интересы не только пенсионных фондов, но крупных банков с госучастием, таких как Сбербанк и ВТБ, а также ряда других банков, у которых «есть возможность убеждать людей совершить такой переход». «Вокруг этого ведется достаточно эмоциональная полемика», — заявил глава думского комитета.
Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев заверил присутствующих, что Минфин не имеет ничего против «означенных» пенсионных фондов и банков. Министерство выступает, по его словам, против тех негативных явлений, которые складываются в результате реализации действующего законодательства. Замминистра напомнил, что сейчас граждане имеют возможность написать заявление о переходе из одного НПФ в другой «в любом уполномоченном пенсионным фондом, который не является страховщиком для данного гражданина».
«То есть, может быть любой агент – это может быть ломбард, куда гражданин пришел сдать колечко, салон сотовой связи, где вам предложат написать заявление», — пояснил замглавы Минфина. При указании номера паспорта и СНИЛС это заявление будет считаться поводом для того, чтобы средства гражданина были переведены из одного НПФ в другой. «При этом ни агент, ни новый НПФ понятия не имеют о том объеме средств, которые, в случае если результаты управления предыдущим фондом принесли положительный инвестиционный доход, и в случае перехода до пяти лет, гражданин потеряет», — подчеркнул Моисеев.
Кроме того, «такой упрощенный способ управления переходом» приводит к тому, что довольно часты случаи мошенничества, добавил он. В Минфин поступают письма, где граждане жалуются и заявляют, что собираются судиться с РФ на предмет того, что их права не были надлежащим образом защищены, когда, как они утверждают, кто-то написал за них заявление и они потеряли соответствующий инвестиционный доход. «Для нас эта проблема сейчас уже встала достаточно жестко», — сказал замминистра.