Александр Баранов, ПАРТАД: «Позволить себе получить дилерскую лицензию смогут лишь крупные пенсионные фонды»
Первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов сообщил на Петербургском международном экономическом форуме о том, что негосударственные пенсионные фонды могут начать получать дилерские лицензии в 2017 году и управлять активами и совершать сделки без участия управляющей компании. Ситуацию комментирует председатель комитета ПАРТАД по внутреннему контролю и управлению рисками Александр Баранов.
«Посмотрим на ныне существующую конструкцию инвестирования средств негосударственного пенсионного фонда. У НПФ есть три различных группы средств: это собственные средства, пенсионные резервы (в рамках деятельности по НПО) и средства пенсионных накоплений (в рамках деятельности по ОПС). Для этих трех групп существуют разные законодательные требования как по допустимости активов, так и по механизму инвестирования.
В настоящее время НПФ могут проводить самостоятельную инвестиционную политику, размещая собственные средства в допустимые законом активы. Также НПФ могут самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в облигации федерального займа (ОФЗ), банковские депозиты и паи паевых фондов, в рамках тех ограничений, которые накладываются регулятором при размещении средств пенсионных резервов. Иные финансовые инструменты НПФ самостоятельно приобретать не может. Это для него могут делать управляющие компании, с которыми НПФ заключает соответствующий договор доверительного управления на управление средствами пенсионных резервов.
Что касается инвестиционной деятельности фондов в части инвестирования средств пенсионных накоплений, то, согласно действующему законодательству, это возможно исключительно с помощью управляющих компаний, с которыми НПФ заключает договор доверительного управления.
Банк России провел отбор НПФ и разрешил им вступить в систему гарантирования прав застрахованных ли. Возможно, участникам системы регулятор разрешит в будущем инвестировать средства пенсионных накоплений в ряд допустимых финансовых инструментов по аналогии с существующем законодательством по пенсионным резервам. По сути, это будет означать, что НПФ разрешат самостоятельно вкладывать накопления в ОФЗ и банковские депозиты в рамках законодательных ограничений.
Стоит отметить, что Банк России жестко контролирует кредитное качество банков, в депозиты которых могут быть инвестированы средства пенсионных накоплений. В рамках существующих ограничений банки должны иметь кредитный рейтинг от агентств «большой тройки» не более чем на 2 ступени ниже суверенного рейтинга Российской Федерации или на уровне «А++» в рейтинговой шкале «Эксперт РА». Это очень узкий круг банков, который находится под пристальным вниманием регулятора. Послаблений в части снижения кредитного качества допустимых банков при инвестировании накоплений Банк России не предполагает.
Чтобы внести подобные изменения в части самостоятельного инвестирования НПФ, нужно менять федеральное законодательство. Это не так просто. Вряд ли стоит рассчитывать на кардинальные перемены в этом плане в течение ближайший 12 месяцев.
Вместе с тем, стоит отметить, что возможность проводить самостоятельную инвестиционную политику потребует от НПФ совершенствования системы риск-менеджмента как в рамках уже существующих требований регулятора, так и в преддверии готовящихся ужесточений. Не многие НПФ смогут позволить себе внедрить систему управления рисками и организовать собственное инвестиционное подразделение, которые удовлетворят требованиям Банка России. Так что говорить о широкомасштабном изменении правил инвестирования средств пенсионных фондов не приходится.
Если говорить о получении НПФ дилерской лицензии, то здесь хотелось бы обратить внимание на некоторые нюансы. В настоящее время Банк России ужесточает требования не только к НПФ и УК, но и к другим небанковским участникам, в том числе – брокерам, дилерам, депозитариям и регистраторам. Нормативные изменения, которые планирует внедрить регулятор для профучастников, не совпадают с теми требованиями, которые Банк России внедряет для НПФ и УК. В частности, для брокеров и дилеров в ближайшие 18 месяцев будут внедрены новые требования по организации системы риск-менеджмента (они частично отличаются от тех, что будут у НПФ), а также новые нормативные требования по достаточности и ликвидности собственного капитала (эти требования для НПФ и УК еще не озвучивались).
Таким образом, новые требования для дилеров будут дополнять те требования, которые Банк России в том же временном горизонте внедряет для пенсионных фондов и управляющих компаний. Так что НПФ, который захочет получить дилерскую лицензию, нужно будет помимо пенсионной СРО вступить еще и в СРО для профучастников (таких сейчас три – НАУФОР, НФА и ПАРТАД), а также соответствовать и новым нормативным требованиям для профучастников рынка ценных бумаг.
Это не только затратный процесс, но и еще и процесс, который упирается в кадровый голод: непросто найти необходимые кадры (привлечь, обучить, переобучить) и интегрировать их в свою работу.
Так что позволить себе получить дилерскую лицензию смогут лишь крупные пенсионные фонды, которые быстро решают кадровые вопросы и готовы внедрить систему риск-менеджмента, которая полностью удовлетворит Банк России.
Я не жду каких-то серьезных изменений в части изменения рынка услуг для управляющих компаний. С большой вероятностью в течение ближайших полутора лет мы будем наблюдать концентрацию средств под управлением УК. Она будет происходить одновременно с концентрацией и снижением числа самих пенсионных фондов, количество которых, видимо, сократится вдвое к началу 2018 года».