О проекте
- О проекте
- Памяти Л.П. Якушева 1936-2002
- Контакты
-
Архив сайта
-
Разное
- Пенсионные актуарии
- Профессиональные пенсионные системы
-
Пенсионная реформа
- Законопроект О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений
- Аналитические материалы
- Критические материалы о пенсионной реформе
- Пенсионная реформа в странах СНГ
- Международный опыт пенсионной реформы
- Интернет публикации о пенсионной реформе
- Памяти Л.П. Якушева 1936-2002
- История трудовой пенсии. Как понятная, приемлемая пенсия стала «невыгодной»
- Инвестирование пенсионных резервов
- Государственное пенсионное обеспечение
- Обязательное пенсионное страхование
-
Разное
Сравнение условий пенсионного обеспечения в странах СНГ
по материалам сайта АМРОС http://www.ampoc.ru/spravka/pensii.htm
Данный материал был представлен
профцентром "Союзметалл"
О ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМАХ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВАХ ИХ
РАЗВИТИЯ
1. Состояние пенсионного обеспечения в странах СНГ
Индексация пенсий в странах СНГ
Основные показатели пенсионного обеспечения
Тарифы страховых взносов в 2001 году
2. Пенсионные системы в странах СНГ и основные направления их реформирования
За истекшее
десятилетие пенсионное обеспечение в государствах Содружества претерпело
существенные изменения.
Выработано национальное пенсионное законодательство.
Осуществлен перевод государственной системы пенсионного обеспечения на страховые
принципы. По существу в странах СНГ созданы новые пенсионные системы,
опирающиеся на собственную финансовую основу - внебюджетные пенсионные
(социальные) фонды.
Таблица 1
Страна | Корректировка | Примечания |
Беларусь | Цены | Минимальные размеры пенсий и социальные пенсии повышаются в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума на душу населения. Перерасчет пенсий производится четыре раза в год: 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября |
зарплата | В связи с ростом средней заработной платы более чем на 10% производится корректировка фактического заработка пенсионера для перерасчета пенсии, а также пенсий исчисленных в минимальном размере. | |
Казахстан | цены | Ежегодно |
Кыргызстан | зарплата | Сумма взносов на личных страховых счетах ежегодно индексируется в пределах 75% от роста заработной платы, фактически сложившейся в отчетном году. |
Россия | зарплата | Индексация пенсий производится в связи с ростом среднемесячной зарплаты в стране и через увеличение предельного размера отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной зарплате в стране, используемого при определении индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). |
Таджикистан | цены и зарплата | Размеры пенсии повышаются в связи с индексацией доходов населения с учетом роста цен на потребительские товары и услуги. |
Украина | цены и зарплата | Минимальный размер пенсии по возрасту повышается в связи с увеличением величины стоимости минимального потребительского бюджета или черты малообеспеченности. |
Проводится постоянная индексация размеров пенсий в связи с удорожанием жизни,
ростом цен. Вводится персонифицированный (индивидуальный) учет застрахованных
лиц. В ряде стран предприняты попытки более тесно увязать размеры пенсий с
трудовым вкладом работника, в этих целях изменен порядок исчисления пенсий и
другие.
Однако принципиальных изменений
в состоянии пенсионного обеспечения граждан в государствах СНГ не
произошло.
Действующие в странах
пенсионные системы не выполняют своей основной социальной функции, определенной
Международной Организацией Труда - уменьшение нуждаемости и предотвращение
нищеты «путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по
причине нетрудоспособности (включая
старость)».
Самое главное — во всех
странах Содружества уровень пенсий продолжает оставаться крайне низким и не
обеспечивает удовлетворение минимальных потребностей пенсионеров. Их численность
в странах СНГ по состоянию на 01.01.2001г. составляет 66,5 млн. человек. В том
числе 49,5 млн. - пенсионеры по старости; 8,9 млн. - по инвалидности; 4,4 млн.
человек - пенсионеры по случаю потери кормильца. Для многих из них пенсии
являются единственным источником
существования.
Вместе с тем
в большинстве стран СНГ размеры как минимальных, так и средних пенсий не
соответствуют прожиточному минимуму пенсионера. На начало 2001 г. размеры
минимальной пенсии превышали прожиточный минимум только в Казахстане, средней
пенсии - в Казахстане и Белоруссии.
на начало 2001 года
Таблица 2
Численность пенсионеров, тыс.чел. | В том числе: | ||||||
По возрасту (старости) | По инвалидности | По случаю потери кормильца | |||||
Тыс.чел. | В % к численности пенсионеров | Тыс.чел. | В % к численности пенсионеров | Тыс.чел. | В % к численности пенсионеров | ||
Азербайджан | 1114,6 | 733,9 | 65,8 | 167,6 | 15,0 | 77,1 | 6,9 |
Армения | 558,1 | 414,6 | 74,3 | 64,3 | 11,5 | 25,7 | 4,6 |
Беларусь | 2500,6 | 1952,9 | 78,1 | 322,3 | 12,9 | 157,4 | 6,3 |
Грузия | 902,5 | 594,9 | 65,9 | 149,3 | 16,5 | 60,5 | 6,7 |
Казахстан | 237,8 | 221,6 | 93,2 | - | - | 16,2 | 6,8 |
Казахстан | 2424,6 | 1786,8 | 73,7 | 383,7 | 15,8 | 235,1 | 9,7 |
Кыргызстан | 529,0 | 418,5 | 79,1 | 57,2 | 10,8 | 53,3 | 10,1 |
Молдова | 700,7 | 511,5 | 73,0 | 120,2 | 17,2 | 37,2 | 5,3 |
Россия | 38479,1 | 28886,4 | 75,1 | 4823,7 | 12,5 | 2114,9 | 5,5 |
Таджикистан | 562,0 | 364,0 | 64,8 | 76,0 | 13,5 | 68,0 | 12,1 |
Узбекистан | 2630,7 | 1833,6 | 69,7 | 570,6 | 21,7 | 226,5 | 8,6 |
Украина | 13853,6 | 10388,4 | 75,0 | 1875,0 | 13,5 | 1006,3 | 7,3 |
Таблица 3
Страна | Отношение числа пенсионеров к занятым, % | Число работающих, приходящихся на одного пенсионера |
Азербайджан | 30,1 | 3,3 |
Армения | 43,5 | 2,3 |
Беларусь | 56,3 | 1,8 |
Грузия | 47,8 | 2,1 |
Казахстан | 39,4 | 2,5 |
Кыргызстан | 29,9 | 3,3 |
Молдова | 46,3 | 2,2 |
Россия | 59,6 | 1,7 |
Таджикистан | 32,2 | 3,1 |
Узбекистан | 29,6 | 3,4 |
Украина | 65,1 | 1,5 |
Пенсионеры оказались одной из самых малообеспеченных и незащищенных
групп населения, больше других страдающих от постоянного удорожания жизни.
Покупательная способность пенсии постоянно
снижается.
Именно за
счет пенсионеров формируется значительная часть бедного населения в странах
Содружества.
В некоторых странах сохраняются ограничения на предельный размер
(потолок) пенсий. Утрачена связь пенсии с «трудовым вкладом» - размеры пенсий по
старости не зависят от продолжительности трудового стажа, размеров заработков.
Серьезной проблемой в последние годы явились систематические задержки со
своевременной выплатой
пенсий.
Значительное
влияние на финансовую устойчивость пенсионных систем оказывает
неудовлетворительная демографическая ситуация, старение населения во всех станах
СНГ, постоянное увеличение доли пенсионеров в отношении к экономически занятому
населению, сокращение соотношения числа пенсионеров и работающих, которое в
настоящее время ниже, чем в экономически развитых странах.
Основные показатели пенсионного обеспечения
(на начало 2001г.)
Таблица 4
Страна | Минимальная пенсия, долл. США | Средняя пенсия, долл. США | Прожиточный минимум пенсионера, долл. США | Соотношение мин. пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, % | Соотношение средн. пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, % | Соотношение мин. зарплаты к прожиточному минимуму трудоспособного населения, % |
Азербайджан | 4,0 | 15,5 | 20,8 | 19,2 | 74,5 | 18,9 |
Армения | 5,2 | 8,2 | - | - | - | - |
Беларусь | 47,7 | 30,9 | 26,5 | 66,8 | 116,6 | 9,1 |
Грузия | 7,0 | 7,5 | 57,0 | 12,3 | 13,2 | 17,5 |
Казахстан | 24,1 | 28,9 | 24,8 | 97,2 | 116,5 | 62,1 |
Казахстан | 24,1 | 28,9 | 23,4 | 103,0 | 123,5 | 61,5 |
Кыргызстан | 4,2 | 9,7 | 21,3 | 19,7 | 45,5 | 7,0 |
Молдова | 5,2 | 6,8 | - | - | - | 1,9 |
Россия | 5,4 | 29,2 | 34,2 | 15,9 | 85,6 | 9,4 |
Таджикистан | 0,9 | 1,8 | - | - | - | - |
Узбекистан | 14,4 | 22,3 | - | - | - | - |
Украина | 5,5 | 14,9 | 39,9 | 13,9 | 37,4 | 41,0 |
Доля расходов на пенсионное обеспечение в 2000 г.
Таблица 5
Страна | Расходы на пенсионное обеспечение, млн. долл. США | |
абсолютные | в % к ВВП | |
Азербайджан | 175,5 | 3,6 |
Армения | 62,9 | 3,4 |
Беларусь | 647,1 | 8,4 |
Грузия | 80,1 | 2,5 |
Казахстан | 705,6 | 4,4 |
Кыргызстан | 62,5 | 4,9 |
Молдова | 60,6 | 4,9 |
Россия | 11763,4 | 4,8 |
Таджикистан | 13,0 | 1,6 |
Узбекистан | 585,9 | 9,7 |
Украина | 2607,5 | 8,8 |
Пенсионные расходы в зарубежных странах в процентах к национальному доходу
Таблица 6
Страна | 2000 г. |
Австрия | 17,6 |
Бельгия | 13,8 |
Франция | 16,5 |
Германия | 16,4 |
Италия | 19,7 |
Голландия | 13,4 |
Португалия | 10,6 |
Испания | 11,7 |
Швеция | 12,1 |
Швейцария | 10,6 |
Таблица 7
Трудовой (страховой) стаж и возраст выхода на пенсию с разбивкой по годам
Страны | Годы | Трудовой (страховой) стаж для назначения пенсии на общих основаниях | Возраст выхода на пенсию по старости (по возрасту) на общих основаниях | ||
Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины | ||
Азербайджан | с 01.08.2000 | 25 | 20 | 62 | 57 |
Армения | 2001 | 5 | 5 | 63 года | 58 лет |
2002 | 63 года 6 мес. | 58 лет 6 мес. | |||
2003 | 64 года | 59 лет | |||
2004 | 64 года 6 мес. | 59 лет 6 мес. | |||
2005 | 65 лет | 60 лет | |||
2006 | 60 лет 6 мес. | ||||
2007 | 61 год | ||||
2008 | 61 год 6 мес. | ||||
2009 | 62 года | ||||
2010 | 62 года 6 мес. | ||||
2011 | 63 года | ||||
Беларусь | 25 | 20 | 60 лет | 55 | |
Грузия | 25 | 20 | 65 лет | 60 | |
Казахстан | с
01.07.2000 01.07.2001 |
25 | 20 | 62 года 6
мес. 63 года |
57 лет 6
мес. 58 лет |
Кыргызстан | 2001 | 25 | 20 | 61 год | 56 лет |
2002 | 61 год 4 мес. | 56 лет 4 мес. | |||
2003 | 61 год 8 мес. | 56 лет 8 мес. | |||
2004 | 62 года | 57 лет | |||
2005 | 62 года 4 мес. | 57 лет 4 мес. | |||
2006 | 62 года 8 мес. | 57 лет 8 мес. | |||
2007 | 63 года | 58 лет | |||
Молдова | 2001 | 28 | 26 | 61 год 6 мес. | 58 лет 6 мес. |
2002 | 29 | 28 | 62 года | 57 лет | |
2003 | 30 | 30 | 62 года 6 мес. | 57 лет 6 мес. | |
2004 | 31 | 31 | 63 года | 58 лет | |
2005 | 32 | 32 | 63 года 6 мес. | 58 лет 6 мес. | |
2006 | 33 | 33 | 64 года | 59 лет | |
2007 | 34 | 34 | 64 года 6 мес. | 59 лет 6 мес. | |
2008 | 35 | 35 | 65 лет | 60 лет | |
Россия | 25 | 20 | 60 лет | 55 лет | |
Таджикистан | 2000 | 25 | 20 | 60 лет | 55 лет |
с 01.07.2001 | 61 год | 56 лет | |||
с 01.07.2002 | 62 года | 57 лет | |||
с 01.07.2003 | 63 года | 58 лет | |||
Узбекистан | 25 | 20 | 60 лет | 55 лет | |
Украина | 25 | 20 | 60 лет | 55 лет |
Тарифы страховых взносов в 2001
году
Таблица 8
Страна | Тариф страховых взносов - общий % | Отчисления в фонды в % | |||||||||
с
работо- дателей |
с
работ- ников |
Пенсионный | Социального страхования | Занятости | обязательного медицинского страхования с работодателей | Страхование по болезни и материнству с работодателей | Страхования по безработице | Страхования от несчастных случаев на работе и проф. заболеваний | |||
с
работо- дателей |
с
работ- ников |
с
работо- дателей |
с
работ- ников | ||||||||
Азербайджан | 30,0 | 1,0 | |||||||||
Армения | * | 3,0 | |||||||||
Беларусь | 36,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |||||||
Грузия | 31,0 | 1,0 | 27,0 | 1,0 | 1,0 | 3,0 | |||||
Казахстан | 26,0** | 10,0*** | 10,0*** | ||||||||
Кыргызстан | 29,0 | 8,0 | 24,5 | 7,5 | 1,5 | 1,0 | 0,5 | 2,0 | |||
Молдова | 31,0 | 1,0 | 25,0 | 1,0 | 0,3 | 1,5 | 3,7 | 0,5 | |||
Россия | 35,6** | 28,0 | 4,0 | 3,6 | 0,2-8,5 | ||||||
Таджикистан | 25,0 | 1,0 | |||||||||
Узбекистан | 40,0 | 2,5 | 37,3 ***** | 2,5 | 1,2 | 1,5 | |||||
Украина | 37,5 | 1,0-2,0 ****** | 32,0 | 1,0-2,0 ****** | 4,0 | 1,5**** |
* - 5,0 тыс. драм для работников при зарплате до 20,0 тыс. драм; 5,0 тыс. драм при зарплате 20,0 - 100,0 тыс. драм + 15% с суммы, превышающей 20,0 тыс. драм; 17,0 тыс. драм при зарплате свыше 100,0 тыс. драм + 5% с суммы, превышающей 100,0 тыс.драм
** - социальный налог
*** - обязательный пенсионный взнос в накопительные пенсионные фонды
**** - проект
***** - к платежам в пенсионный фонд относится также обязательные отчисления предприятий, учреждений и организаций в размере 0,5% от фактического объема реализованной продукции (работ, услуг)
****** - 1,0 % с дохода работника до 150 гривен, 2% -с дохода работника свыше 150 гривен
2. Пенсионные системы в странах СНГ и основные направления их реформирования
Во всех странах Содружества в настоящее время осуществляется
реформирование пенсионных систем. Это связано в первую очередь с тем, что
действующие ранее системы, полностью построенные на распределительном принципе
базировались на текущих страховых взносах и зависели целиком от поступающих
средств. Данные пенсионные системы утратили свою эффективность в условиях
неустойчивости экономики, обострившейся демографической
ситуации.
В ходе реформ
предусматривается осуществить меры, направленные на повышение уровня пенсионного
обслуживания, привлечение для этого дополнительных ресурсов, обеспечение
финансовой стабилизации пенсионных систем, тесной зависимости между трудовым
вкладом работника и размером его пенсии, а также заинтересованности самих
работников в формировании пенсионного бюджета.
Политика государств Содружества при проведении пенсионной реформы строится на
следующих принципах.
1. Отказ в перспективе от распределительных принципов
пенсионного обеспечения как основной пенсионной системы.
2. Переход
большинства государств на трехуровневую систему
пенсионного обеспечения,
совмещающую принципы солидарности и накопления
(условно-накопительную).
3. Избрание в качестве основного принципа
построения пенсионной системы - накопительный (Казахстан).
4. Развитие
добровольного пенсионного обеспечения и страхования, соответствующих финансовых
институтов.
По характеру намечаемых и
проводимых реформ в области пенсионного обеспечения в странах СНГ наметились
следующие общие для них тенденции:
-
сохранение солидарной системы с определенными выплатами, постепенным расширением
накопительных элементов и дополнением ее профессиональными обязательными либо
добровольными негосударственными системами. Это характерно для большинства
государств СНГ, основой пенсионных систем в которых является государственное
пенсионное обеспечение и государственное пенсионное
страхование;
- внедрение, в качестве
основной, системы пенсионного обеспечения на накопительных принципах.
Осуществляется в Казахстане на основе негосударственного (частного) пенсионного
обеспечения.
1. Страны с пенсионными
системами, основывающимися на государственном пенсионном обеспечении и
государственном пенсионном страховании.
В
этих-странах пенсионные реформы осуществляются по следующим
направлениям.
Правительством
Армении утверждены 2 декабря 1999г. «Основные стратегические положения
пенсионного обеспечения». Одними из основных целей пенсионной реформы
определено:
- повышение эффективности и перераспределение средств,
направляемых на выплату пенсий;
- развитие системы обязательного пенсионного
страхования;
- внедрение добровольного пенсионного
страхования.
Предлагается изменения в сфере пенсионного обеспечения начинать
с улучшения действующей системы, обеспечив прежде всего;
- переход к
финансированию из госбюджета тех расходов, которые не связаны с выплатой
трудовой (страховой) пенсии, т.е. социальных пенсий;
- урегулирование системы
пенсионного обеспечения в отношении льготных пенсий и пенсий за выслугу лет.
Предполагается взамен указанных пенсий выплачивать компенсации с дальнейшей
постепенной ликвидацией института досрочного выхода на пенсию;
- расширение
круга социальных выплат, увеличение в связи с этим базы расчета выплат
обязательного социального страхования;
- внедрение системы индивидуального
(персонифицированного) учета.
В период перехода к новой системе пенсионного
обеспечения трудовая (страховая) пенсия будет состоять из трех частей:
1.
Базовая пенсия, которую государство гарантирует лицам, имеющим требуемый
страховой стаж (20 лет для женщин, 25 лет - для мужчин). В нынешней системе
трудовая пенсия назначается тем, кто имеет не менее 5 лет трудового стажа.
2.
Доплаты за каждый год страхового стажа до внедрения индивидуального
(персонифицированного) учета. Первая и вторая части пенсии начисляются по ныне
действующей формуле.
3. Страховая пенсия, которая после внедрения
индивидуальных счетов будет рассчитываться в соответствии с индивидуальным
вкладом каждого застрахованного, то есть она будет учитывать накопленные
страховые взносы и ожидаемую среднюю продолжительность жизни в момент получения
права на пенсию.
Предусмотрено, что в ходе реформирования первоначально вся
сумма взносов будет направляться на финансирование солидарной системы, в
последующем в формуле расчета пенсий намечается увеличивать значение элемента
условного накопления, с уравниванием солидарной и накопительной составляющих.
Добровольное пенсионное страхование должно выполнять функции системы
дополнительного пенсионного страхования.
В результате осуществления реформы
структура пенсионной системы в стране будет состоять из следующих
элементов:
- Государственное пенсионное обеспечение;
- Обязательное
пенсионное страхование;
- Добровольное пенсионное страхование.
Правительством в 1997г. одобрена
Концепция реформы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь. В
настоящее время ведется работа над законопроектом «О государственном пенсионном
страховании и государственных страховых пенсиях».
В соответствии с Концепцией
базой для реформирования и функционирования системы пенсионного обеспечения
является индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных
лицах. Вопросы взаимодействия работодателей, застрахованных лиц и органов
Фонда социальной защиты по его введению урегулированы Законом Республики
Беларусь от 6 января 1999г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе государственного социального страхования».
Целями
персонифицированного учета являются:
- обеспечение достоверности сведений о
стаже и заработке;
- создание условий для назначения пенсий каждому
гражданину в соответствии с результатами его труда в течение всей трудовой
деятельности;
- информационное обеспечение для прогнозирования расходов в
системе государственного социального страхования.
Особое значение придается
обеспечению устойчивого финансирования выплат пенсий.
Действующим
законодательством в Республике установлена жесткая система санкций в виде пени и
финансовых штрафов к страхователям и обслуживающим банкам в случае нарушения ими
правил уплаты и перечисления страховых взносов. Помимо этого, действует система
привлечения виновных к административной ответственности. Собираемость взносов
обеспечивается на уровне 97-99%.
Модель пенсионного социального страхования, выбранная Республикой,
состоит из трех уровней:
- государственная гарантия минимума пенсионных
выплат в твердом размере для всех видов пенсий (базовая пенсия);
- часть,
учитывающая трудовой стаж и среднюю зарплату до введения персонифицированного
учета;
- выплату из накопленных сумм страховых взносов на личных счетах
застрахованных лиц.
Соответственно введен новый порядок исчисления пенсий -
из суммы уплаченных взносов и средней ожидаемой продолжительности жизни. Пенсия
исчисляется как сумма базовой, устанавливаемой в твердом размере, и страховых
частей, учитывающих - до введения персонифицированного учета - стаж и заработок
застрахованных, и после введения персонифицированного учета - сумму накопленных
на страховых счетах взносов, а также коэффициента, определяемого ежегодно, в
зависимости от возраста выхода на пенсию, по демографическим данным о средней
продолжительности жизни за последние пять лет.
Предусматривается создать трехкомпонентную систему пенсионного
обеспечения:
1. Государственные пенсии солидарного характера, включающие в
себя элементы перераспределения и имеющие целью обеспечить поддержание
определенного уровня доходов престарелых.
2. Пенсионная система, построенная
на накопительном принципе.
3. Система, основанная на сочетании капитализации
взносов и добровольности.
Ее цель - способствовать повышению уровня доходов
для тех пенсионеров, кто имел высокие заработки на протяжении трудовой
деятельности.
Для дальнейшего осуществления пенсионной реформы определены
приоритетные цели на период до 2010 г.:
- обеспечение финансовой устойчивости
и своевременная выплата пенсий;
- социальная защита пенсионеров через
индексацию пенсий;
- создание эффективной системы социального
страхования.
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации приняты
в июне 2001 г. в первом чтении законодательные акты «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации». «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Предусматривается
радикальное реформирование системы пенсионного обеспечения. Вступление в силу
закона о трудовых пенсий намечается с 1 января 2002г.
Устанавливаются
следующие виды трудовых пенсий:
- по старости;
- по инвалидности;
- по
случаю потери кормильца.
Пенсия по старости состоит из следующих частей:
-
базовой;
- страховой;
- накопительной.
Пенсия по старости назначается
при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Финансирование выплаты базовой
части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога
(взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и
накопительной частей трудовой пенсии — за счет средств бюджета Пенсионного фонда
РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии
осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной
части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в пределах указанных
средств. Размер пенсии по старости определяется путем суммирования базовой,
страховой и накопительной частей пенсии. Сумма базовой и страховой частей пенсии
по старости не может быть менее 600 рублей в месяц, но и не может превышать 50%
среднемесячного заработка соответствующего лица. Базовая часть пенсии по
старости определяется в размере 450 рублей в месяц:
Размер базовой части
трудовой пенсии в случае роста цен на потребительские товары и услуги
индексируется в пределах средств, выделенных в федеральном бюджете на
соответствующий год на указанные цели.
Размер страховой части трудовой пенсии
индексируется один раз в год - с 1 февраля - с учетом роста среднемесячной
зарплаты в стране за предшествующий год. Размер накопительной части трудовой
пенсии определяется на 12 месяцев и в течение этого периода не
пересчитывается.
Вместе с тем некоторые специалисты в стране подвергают
критике отдельные положения законопроектов. В частности, подчеркивается, что
заложенная в концепции система пенсий невыгодна работающему поколению.
При
выходе на пенсию некоторые категории работающих фактически будут получать
меньшую пенсию, по сравнению с установленной действующим законодательством.
Ущемляются интересы работающих пенсионеров. Лицам, получающим право на пенсию с
01.01.2001 г. и продолжающим трудиться, будет выплачиваться только базовая часть
пенсии в размере 450 рублей.
Предлагаемые на 1 января 2001 г. размеры
социальной пенсии, а также трудовые пенсии по случаю инвалидности и потери
кормильца, установлены на уровне существенно ниже прожиточного
минимума.
В 1999г. Правительством утверждена Концепция реформирования
системы пенсионного обеспечения в Республике Таджикистан.
В соответствии с
Концепцией предусматривается внесение изменений в действующее пенсионное
законодательство, направленных в основном на установление связи между размерами
пенсий и страховыми взносами.
По оценке специалистов Фонда социальной защиты
населения Республики в пенсионной системе Таджикистана, основанной на принципе
солидарности и финансируемой за счет текущих поступлений, действие страховых
принципов существенно ограничено. В целях усиления страховых принципов
построения системы социального страхования и пенсионного обеспечения, их
законодательного закрепления в 1997г. Маджлиси Оли принят Закон «О
государственном социальном страховании», в соответствии с которым введен порядок
отчисления из заработной платы работников 1% для зачисления этих средств на
лицевые
счета. В 1999г. Правительством принято постановление «О порядке
ведения накопительных лицевых счетов и индивидуального (персонифицированного)
учета страховых взносов в системе государственного социального
страхования».
В настоящее время, в соответствии с поручением Президента
ведется разработка мер, направленных на преобразование действующей системы
пенсионного обеспечения в накопительную.
В то же время признана
целесообразность плавного перехода. Поэтому в стране длительный период будет
действовать система пенсионного обеспечения, сочетающая распределительные и
накопительные принципы.
Серьезной проблемой в
пенсионном обеспечении Украины в прошедшие годы явилась задолженность по выплате
пенсий (в начале 2000г. она составила 235 млн. долл. США или 1,2 месячной
потребности на выплату пенсий в целом по Украине). Для погашения задолженности в
стране введен «нетрадиционный» сбор средств в Пенсионный фонд Украины. В
законодательство, регулирующее обязательные платежи в Фонд, были внесены
дополнения, предусматривающие обязательный сбор отчислений в Фонд со следующих
операций: купля-продажа валюты (1% от стоимости), ювелирных изделий из золота
(5%), легковых автомобилей (3%), сбор со стоимости произведенных и импортируемых
табачных изделий (5%), со стоимости услуг мобильной связи (6% от объема услуг),
продажа объектов недвижимости (1% от объема продаж).
Нормативной основой
осуществления реформ явился Указ Президента Украины «Об основных, направлениях
реформирования пенсионного обеспечения» 1998г. В соответствии с ним
предусматривается осуществить переход от государственного пенсионного
обеспечения к пенсионному страхованию с целью создания условий для
заинтересованности застрахованных граждан в формировании страховых пенсионных
средств и достижения стабильного финансового обеспечения пенсионных
систем.
Среди ближайших наиболее актуальных задач пенсионной реформы,
реализация которых уже началась, является передача органам Пенсионного фонда
функций по назначению и выплате пенсий; сбору и учету страховых взносов в другие
фонды социального страхования; разработку механизма формирования и использования
резервных средств Пенсионного фонда;
доработку и принятие базовых законов
пенсионной реформы и другие.
Предусматривается создание новой двухуровневой
системы государственного пенсионного страхования:
- первый уровень - пенсии
из солидарной системы;
- второй уровень — пенсионные выплаты, накопленные на
индивидуальных накопительных пенсионных счетах.
Предполагается также создание
третьего уровня пенсионного обеспечения- добровольного. Основой этого уровня
станут негосударственные пенсионные фонды, в том числе образованные по
корпоративным и профессиональным признакам.
* * *
Исходя из изложенного, следует подчеркнуть, что большинство стран СНГ избрало в качестве основной модели пенсионного обеспечения смешанную трехуровневую систему, сочетающую солидарные принципы с накопительными.
Пенсионная реформа в Республике Казахстан
В Республике Казахстан проводятся наиболее радикальные преобразования в сфере пенсионного обеспечения. Осуществляется постепенная замена „пенсионной системы, управляемой государством, системой, управляемой негосударственными структурами.
Данная система коренным образом отличается от систем,
внедряемых другими странами СНГ. Ее моделью стала обязательная накопительная
схема с установленными взносами, введенная в 1998г., по которой размеры
пенсий зависят от суммы уплаченных взносов. При этом следует отметить, что
страховой взнос работника на финансирование пенсионной системы составляет 10% от
фонда оплаты труда.
В настоящее время в стране действуют две структуры
системы пенсионного обеспечения: солидарная ~ для нынешних пенсионеров и тех
граждан, чей трудовой стаж на 1 января 1998г. составил не менее 6 месяцев, и
накопительная - для тех, кто с 1 января 1998г. уплачивает в накопительные
пенсионные фонды обязательные пенсионные взносы в размере 10% заработной
платы.
В связи с этим созданы новые структуры Государственный центр по
выплате пенсий, осуществляющий выплаты из государственного бюджета состоявшимся
пенсионерам; накопительные пенсионные фонды (государственный и
негосударственные), собирающие взносы вкладчиков и выплачивающие им пенсии;
кампании по управлению пенсионными активами, а также регулирующие органы -
Национальная комиссия по ценным бумагам и Комитет по регулированию деятельности
пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения.
Сегодня
лицензии на осуществление деятельности по привлечению взносов и выплатам в
стране имеют: 15 накопительных фондов, среди них - государственный; 7 кампаний
на управление пенсионными активами негосударственных фондов.
Накопительная
система в Республике для трудящихся по существу аналогична банковским счетам.
Каждый работающий делает взносы, поступившие деньги инвестируются. Работник
получает пенсию, основанную на накопленной на его счете сумме. Предполагается,
что выплаты из накопительных фондов за счет обязательных взносов в перспективе
станут основой пенсионного обеспечения. Величина пенсий зависит от размеров
взносов, продолжительности их выплаты, а также дивидендов от инвестирования
пенсионных активов. Дополнительная пенсия может формироваться за счет
добровольных взносов граждан. А также работодателей в негосударственные фонды. В
настоящее время доля негосударственных накопительных пенсионных фондов в общей
сумме пенсионных накоплений составляет более 63,5%.
Вместе с тем необходимо
подчеркнуть, что в Республике при переходе на новую систему формально был снижен
тариф пенсионных отчислений. Однако освободившаяся часть дохода должна в
обязательном порядке направляться в негосударственные пенсионные фонды, которые
обязаны покупать на сумму своих активов государственные обязательства, что
связано с необходимостью профинансировать определенную часть распределительной
системы. У
специалистов, в том числе зарубежных экспертов, вызывает тревогу
возможность государства своевременно отвечать по своим обязательствам перед
негосударственными пенсионными фондами в связи с высоким внутренним
государственным долгом - за последние 5 лет он возрос до 60% от ВВП.
В программах пенсионного реформирования стран СНГ важное
значение придается развитию добровольного дополнительного пенсионного
обеспечения и страхования. Цель негосударственного пенсионного обеспечения - в
дополнение к трудовым пенсиям, повысить материальное обеспечение граждан по
окончании трудовой деятельности; привлечь свободные средства граждан в
экономику, содействовать реформированию системы пенсионных льгот, связанных с
особыми условиями труда.
В некоторых странах негосударственные пенсионные
фонды начинают играть определенную роль в общей пенсионной системе, как
существенный дополнительный источник финансирования.
В России, например,
система негосударственного пенсионного обеспечения включает в себя более 250
пенсионных фондов в 51 регионе страны. За 2000г. общая сумма средств
негосударственных пенсионных фондов превысила 23,1 млрд. рублей. Общая сумма
пенсионных взносов составила 4,5 млн. рублей. К началу 2001 г. количество
участников фондов составило 3,3 млн. человек. Дополнительную пенсию в конце
третьего квартала прошлого года получали 276,5 тыс. человек. Средний размер
пенсии составил 173,5 рубля в месяц и вырос по сравнению с 1999г. на 10%.
В
Казахстане на 1 марта 2000г. количество вкладчиков в негосударственные
пенсионные фонды составило 3100 тыс. человек, в том числе в государственный
-1737,9 тыс., в негосударственные -1362,1 тыс. В Украине подготовлены
предложения о создании Накопительного фонда, который будет аккумулировать
пенсионные выплаты, накопленные на индивидуальных пенсионных накопительных
счетах. Предусматривается, что выплаты из Накопительного фонда вместе с пенсией,
выплачиваемой из текущих поступлений солидарной пенсионной системы, в общей
сумме должны обеспечить размер пенсии более, чем 50^о утраченной зарплаты
работника.
Подготовлен проект закона о негосударственном пенсионном
обеспечении, который предусматривает создание добровольного уровня пенсионного
обеспечения.
Важной особенностью проводимых пенсионных реформ в странах
Содружества является усиление накопительной составляющей в системе пенсионного
обеспечения.
Однако необходимо иметь ввиду, что пенсионные реформы в
государствах СНГ осуществляются в условиях крайне неблагоприятной
социально-экономической ситуации, что оказывает существенное влияние на характер
их проведения.
Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует, что
накопительная система по своей сущности создает преимущества для
высокооплачиваемых работников. Для низкооплачиваемых категорий работников,
участвующих в этой системе, риск оказаться в старости за чертой бедности
остается очень высоким. По данным Международной Организации Труда, из двухсот
общих обязательных пенсионных систем, действующих в странах, входящих в МОТ,
только не более 10 построены исключительно на накопительных принципах. Поэтому,
основным условием внедрения накопительных элементов в
пенсионном обеспечении
является заинтересованность работодателей и работников, учет их финансовых
возможностей.
В странах СНГ в настоящее время, по оценкам, возможности активного
участия в финансировании накопительных систем для большинства населения
ограничены. Заработная плата значительной части населения находится на
низком
уровне.
Вместе с тем, следует
отметить, что по оценкам Международной Организации Труда расходы на пенсионное
обеспечение в странах СНГ (доля расходов в ВВП) невелики и в 1,5-5,5 раз ниже,
чем в странах Европы. - Государственное участие в финансировании пенсионных
систем остается незначительным. В условиях перестройки экономики на рыночные
рельсы, происходящих в связи с этим структурных изменений еще длительное время
общество может сталкиваться с таким социальным бедствием, как безработица и
возможным ее ростом, о чем свидетельствует официальная статистика. Поэтому,
учитывая непопулярный характер этих мер среди населения, было бы целесообразным
в первую очередь, создавать необходимые условия труда для тех, кто по достижении
пенсионного возраста хотел бы продолжать работать.
Это тем более важно, что
значительная часть пенсионеров, в связи с крайне низким уровнем жизни,
продолжает работать. Например, по данным обследования занятости населения
Госкомстата России, в 1999г. 3,6 млн. человек после выхода на пенсию продолжали
работать, что составляло 12% от числа пенсионеров по возрасту и 6% от числе
занятых в экономике. Кроме того, 775 тысяч пенсионеров или 2,6% от числа
пенсионеров по возрасту искали работу. В Украине, по материалам выборочного
обследования рабочей силы, среди занятых мужчин доля лиц пенсионного возраста
(60-70 лет) составила в 1999г. 22%, среди женщин (того же возраста) -13%. Кроме
того, занимались поиском работы 45 тысяч человек пенсионного возраста. При
сложившемся жизненном уровне большинства населения стран СНГ вызывают тревогу
намечаемые в ряде государств меры - переложить в ходе реформ на плечи трудящихся
страховые выплаты в пенсионные фонды. Следует отметить, что сейчас основная
нагрузка по выплатам страховых взносов лежит на работодателях. В 2001 г.
наименьший тариф с работодателя установлен в Таджикистане - 25,0%; с работника -
в размере 1,0% - в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Молдове, Таджикистане.
Наибольшие тарифы с работодателей установлены в Узбекистане- 40,0%, Украине —
36,5%, Белоруссии - 36,0%. Однако в ряде стран уже увеличены тарифы страховых
взносов с работников. Наибольший тариф с работника установлен в Казахстане -
10,0%, Кыргызстане - 8,0%. Озабоченность вызывает попытка ряда государств по
существу ликвидировать систему социального, в том числе пенсионного страхования
введением единого социального налога. Предполагается, что это позволит повысить
собираемость средств в социальные, пенсионные фонды.
Страховые взносы - это
средства, принадлежащие трудящимся. Перевод их в налог ущемляет права и интересы
работников, которые в соответствии с требованиями Международной Организации
Труда имеют право на участие в управлении пенсионной системой, определении
основных направлений ее развития. Консолидации в государственном бюджете средств
социальных фондов, принадлежащих трудящимся, по существу является их
национализацией. Это может привести к тому, что средства социального
страхования, в том числе пенсионного, пойдут на покрытие дефицита
государственного бюджета, что поставит под угрозу проведение реформирования
пенсионного обеспечения и достижения поставленных целей.
Следует также
учитывать, что в России, например, где единый социальный налог введен с 1 января
2001г. уровень собираемости налогов составляет всего лишь 82%. Тогда как
собираемость страховых взносов в Пенсионный фонд достигла в 1999-2000гг. -
96%.
В Казахстане, с введением социального налога, предусматривалось его
последовательное снижение по мере сокращения финансирования солидарной системы,
что должно было явиться стимулом к улучшению собираемости.
Однако этот налог
в связи с необходимостью покрытия расходов солидарной системы, в 2001 г.
увеличен до 26% по сравнению с 2000г. и уже превышает тариф страховых взносов,
установленный до реформы.
Составлено по материалам отдела
По
вопросам охраны здоровья,
Труда и окружающей среды
Всеобщей
Конфедерации
Профсоюзов главным специалистом