Позиция НАПФ по вопросам направлений дальнейшей реализации пенсионной реформы
Трудности, с которыми сталкивается практическая реализация пенсионной реформы, вызывают широкую полемику в средствах массовой информации, озабоченность населения и общественных организаций.
Успех проведения пенсионной реформы возможен исключительно при условии доверия населения к частным финансовым институтам и государству. Для сохранения и развития этого доверия необходимо, с одной стороны свести к минимуму количество революционных изменений в ходе пенсионной реформы, а с другой – обеспечить широкое информирование населения о важности и возможностях его участия в формировании пенсионных сбережений.
В бюджетном послании Президента В.В.Путина Федеральному собранию Российской Федерации в качестве основных задач, на которых необходимо сосредоточиться при формировании и реализации бюджетной стратегии, названо определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы. В числе первоочередных задач названо определение целевых ориентиров относительно уровня коэффициента замещения, формирование механизмов укрепления накопительной составляющей пенсионной системы, включая стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан.
Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов выступает за взвешенные и тщательно продуманные действия при проведении пенсионной реформы. НАПФ категорически против спекулятивного использования вопросов пенсионного обеспечения граждан в качестве инструмента в политических играх.
Ассоциация считает, что при определении стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы должна быть предусмотрено осуществление следующих мер:
В части финансирования трудовых пенсий.
Из структуры единого социального налога должны быть исключены перечисления в федеральный бюджет на финансирование базовой части трудовой пенсии (в настоящее время - 6% от заработной платы без учета регрессивной шкалы). Финансирование базовых пенсий, которое уже сейчас в значительной мере осуществляется за счет дополнительных отчислений из федерального бюджета, должно быть практически полностью возложено на бюджет.
Часть единого социального налога, ранее направлявшегося в бюджет, в размере 3% в этом случае может быть направлена на увеличение тарифа страховых взносов, направляемых на финансирование страховых пенсий, а остальная часть (также в размере 3%) - на стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан в соответствии с изложенным ниже механизмом. Если же работники откажутся от использования этого механизма, то эти 3% будут по-прежнему платиться в федеральный бюджет.
В части стимулирования добровольных пенсионных накоплений граждан
С целью повышения заинтересованности населения в формировании своих пенсионных сбережений необходимо дальнейшее укрепление и развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, а также осуществление программы государственного стимулирования более активного участия граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении.
Это стимулирование должно осуществляться как путем предоставления налоговых льгот в рамках традиционных форм негосударственного пенсионного обеспечения, так и путем создания нового правового института – дополнительного пенсионного обеспечения (ДПО), предполагающего совместное финансирование работником и государством дополнительной пенсии работника через негосударственный пенсионный фонд.
В рамках дополнительного пенсионного обеспечения работник добровольно уплачивает взносы в НПФ в размере до 3% своей заработной платы, а на работодателя возлагается обязанность уплачивать в этот же НПФ в пользу работников, выбравших ДПО, такую же сумму, которая принимается в зачет оставшихся 3% ЕСН.
Предлагаемый институт позволяет сочетать добровольность для работника и обязательность для работодателя (после выбора работником ДПО) платежей на формирование дополнительной пенсии. Его участниками могли бы стать работники всех возрастов, в том числе и ранее исключенные из процесса формирования накопительной части трудовой пенсии застрахованные лица (мужчины 1953 – 66 г.р., женщины 1957 – 66 г.р.).
При реализации дополнительного пенсионного обеспечения происходит вовлечение работников в формирование собственной пенсии, увеличение поступления средств в пенсионную систему за счет отчислений самих работников.
При этом на первых порах уменьшается выпадающая часть доходов федерального бюджета, поскольку, пока не все работники выбрали систему ДПО, вторая половина ЕСН (3%) за работников, не сделавших такой выбор, будет направляться в бюджет на финансирование базовой пенсии.
Одновременно должны быть приняты меры по повышению уровня контроля государства за соблюдением участниками отношений по дополнительному пенсионному обеспечению требований действующего законодательства. Целесообразно также создание системы гарантирования пенсионных накоплений граждан, включающей в себя как государственное гарантирование пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования и ДПО, так и развитие системы гарантирования в негосударственном пенсионном обеспечении.
В части формирования и финансирования накопительной части трудовой пенсии
НАПФ считает необходимым дальнейшее развитие накопительной части трудовой пенсии, для чего должно быть безусловно осуществлено намеченное на 2008 год увеличение размера отчислений на финансирование накопительной части трудовой пенсии с 4 до 6 процентов.
Вместе с тем необходимо существенно повысить уровень организационной и разъяснительной работы в области пенсионной реформы, добиваясь такого положения, чтобы каждый участник обязательного накопительного пенсионного страхования реально высказал свое мнение о порядке инвестирования его пенсионных накоплений. Одновременное создание положительного информационного фона о деятельности НПФ должно стать залогом объективности выбора застрахованного лица при сохранении добровольности такого выбора.
Некоторому снятию остроты проблемы «молчунов» будет способствовать введение системы дополнительного пенсионного страхования, поскольку в процессе его реализации застрахованные лица получат больший объем информации о накопительной пенсионной системе вообще и о работе НПФ в частности, что облегчит для них выбор негосударственных пенсионных фондов.
В части повышения эффективности инвестирования пенсионных накоплений граждан
Национальная ассоциация пенсионных фондов считает необходимым расширить инструментарий для инвестирования пенсионных накоплений и пенсионных резервов.
Необходимо обеспечить переход от количественных методов регулирования состава и структуры инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов на методы установления качественных ограничений («принцип ответственного поведения») с учетом рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В части совершенствования финансовых потоков в пенсионной системе
Необходимо совершенствовать администрирование страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, для чего следует реализовать ежемесячное прямое направление этих средств, а также средств дополнительного пенсионного страхования в адрес страховщиков (негосударственных пенсионных фондов). При этом с целью повышения эффективности контроля за прохождением средств отчетность по этим средствам должна поступать в ПФР с двух сторон: и от работодателя, перечисляющего средства, и от страховщика, получившего эти средства.
Введение такого порядка перечисления средств позволит существенно повысить эффективность инвестирования пенсионных накоплений.
В части содействия росту информированности населения о задачах пенсионной реформы и повышения его пенсионной культуры
Важнейшим условием поступательной реализации пенсионной реформы является формирование пенсионной культуры населения, повышение уровня его информированности о ходе и задачах реформы.
С этой целью необходима разработка серии положительно окрашенных PR-компаний, целевым образом ориентированных на различные группы населения, например: бюджетная поддержка издания популярного журнала, ориентированного на широкий круг населения; запуск на ведущих телеканалах имиджевых роликов, пропагандирующих активное участие граждан в формировании пенсионных накоплений; запуск и поддержание Интернет-портала, рассчитанного на широкий круг граждан; введение соответствующих учебных курсов в средних школах и т.п.
21.03.2007