Счетная палата проверила ПФР 

Счетная палата провела анализ исполнения в 2015 г. федерального бюджета, консолидированных бюджетов регионов и внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда РФ

Согласно Заключению Счетной палаты, в 2015 г. бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР) по доходам исполнен в объеме 7,13 трлн руб., или 100,2% к показателю, утвержденному Законом о бюджете ПФР. Расходы составили 7,67 трлн руб. (98,7%). Бюджет Фонда за 2015 г. исполнен с дефицитом в объеме (-) 543,6 млрд руб., что на 12,7% меньше прогнозного показателя. Обеспеченность финансирования страховой пенсии в 2015 г. составила 66,9% (в 2014 г. – 73,7%).

Из федерального бюджета в бюджет ПФР поступило 3 трлн руб., из Фонда национального благосостояния на обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации – 9,4 млрд руб.

Остаток средств бюджета ПФР по состоянию на 1 января 2016 г. составил 219,5 млрд руб. и снизился на 61,7% по сравнению с 1 января 2015 г. Остатки средств федерального бюджета в течение 2015 г. увеличились на 11,9% (с 90,7 млрд руб. до 101,6 млрд руб.).

Как показала проверка, до настоящего времени не обеспечен учет средств выплатного резерва, средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, и резерва ПФР по обязательному пенсионному страхованию, хотя это предусмотрено федеральными законами № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» и № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». Данный вопрос требует законодательного урегулирования. Подготовленный ПФР законопроект, направленный на урегулирование данной ситуации, находится на рассмотрении в Минтруде России с 22 декабря 2015 г.

В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» с 1 января 2014 г. взамен дополнительных тарифов, установленных Федеральным законом № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», применяются дополнительные тарифы страховых взносов в зависимости от установленного класса по результатам специальной оценки условий труда. Несмотря на высказанные ранее предложения Счетной палаты Российской Федерации о необходимости применения в доходной части бюджета ПФР соответствующих показателей, соответствующие коды бюджетной классификации до сих пор отсутствуют. Этот факт негативно отражается на планировании доходной части бюджета ПФР, поскольку делает невозможным определение численности страхователей, перешедших на оплату тарифов с учетом класса условий труда по результатам специальной оценки и объемов уплаченных ими взносов.

Страховые взносы по пониженным тарифам в 2015 г. уплачивали 172,42 тыс. страхователей (4,6% от общего числа). На компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов из федерального бюджета выделено 342,9 млрд руб. Общий объем задолженности по страхователям, применяющим пониженные тарифы, на конец 2015 г., составил 4,7 млрд руб. За 2015 г. задолженность данных страхователей увеличилась на 36% (за 2014 г. – на 58,1%). Таким образом, применение указанной меры государственной поддержки страхователей не оказывает положительного влияния на уплату ими страховых взносов.

Объем задолженности по взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 г. вырос на 37,2% и составил 259,6 млрд руб. Структура задолженности по состоянию на 1 января 2016 г. сложилась следующим образом: задолженность, возможная к взысканию составила 54,1% от общей суммы задолженности, задолженность невозможная к взысканию – 3,2%, задолженность плательщиков, находящихся на различных стадиях банкротства, – 42,7%.

Количество предприятий, находящихся в процедуре банкротства, увеличилось за 2015 г. на 11,1% (с 25 тыс. до 28 тыс.), задолженность по страховым взносам на ОПС указанных предприятий возросла на 30,1%, и составила 80 млрд руб.

Безнадежная к взысканию задолженность по состоянию на 1 января 2016 г. составила 6 млрд руб. (снизилась на 7,1%), текущая задолженность, по которой проводится взыскание – 1,6 млрд руб. (увеличилась в 2 раза).

ПФР и его территориальными органами не обеспечивался контроль за начислением и уплатой страховых взносов организациями по управлению правами на коллективной основе, осуществляющими выплаты в пользу авторов произведений.

Указанными организациями не производится начисление и уплата страховых взносов в ПФР с сумм вознаграждений по договорам, заключенным с пользователями, что является основанием для применения к ним штрафных санкций, предусмотренных Законом о страховых взносах. Однако ПФР соответствующих выездных проверок данных организаций не проводил и штрафные санкции не налагал.

ПФР практически не реализована возможность предоставления в электронном виде услуги по приему от застрахованных лиц заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) или о переходе в негосударственный пенсионный фонд для передачи средств пенсионных накоплений. За весь период функционирования указанной услуги через Портал государственных услуг было подано не более 500 заявлений, из них в 2015 г. – 201 заявление из 13 млн поданных. Достижение показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» в 2015 г. ПФР достигнут в объеме 23,7% вместо установленных 40%.

Как показала проверка, в 2015 г. ПФР неоднократно нарушались нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок и условия формирования накопительной пенсии:

с нарушением установленных сроков осуществлялась выплата пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц;

в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица не указывались сведения о правопреемниках умершего застрахованного лица и выплаченных им средств пенсионных накоплений;

в нарушение Федерального закона № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» средства страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, не учтенные на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц по итогам 2014 г., в объеме 9,22 млрд руб. не были направлены в резерв ПФР по обязательному пенсионному страхованию, а были включены в состав средств пенсионных накоплений, поступивших в I квартале 2015 г. и размещались на депозитах в кредитных организациях;

с нарушением сроков направлялись уведомления о передаче средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии в негосударственные пенсионные фонды.

ПФР нарушались нормы законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Регламент проведения ведомственного контроля в сфере закупок был утвержден ПФР с опозданием на 13 месяцев.

В нарушение Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации (постановление от 10 февраля 2014 г. № 89) материалы проверок, содержащие признаки административных правонарушений, сотрудниками территориальных органов ПФР в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не направлялись.

В нарушение Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении в отсутствие утвержденного плана информатизации на 2015 г. Фондом осуществлено финансирование по 4 государственным контрактам на сумму 632,3 млн руб.

В нарушение Бюджетного кодекса в 2015 г. ПФР не осуществлял внутренний финансовый контроль. План проведения внутреннего финансового аудита на 2016 г. утвержден Председателем Правления ПФР 22 декабря 2015 г.

В ходе проверки выявлены недостатки в планировании расходов на накопительную пенсию, на единовременную выплату средств пенсионных накоплений и срочную пенсионную выплату, связанные с занижением прогнозной численности получателей указанных выплат. Это привело к увеличению кассовых расходов на выплату накопительной пенсии на 18%, на единовременную выплату – в 2,1 раза, на срочную выплату – на 44% от утвержденных показателей.

08.09.2016

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.