ЦБ и Минфин представили новую накопительную систему
Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев представил на Московском экономическом форуме разработанный Минфином и Центральным Банком РФ вариант накопительной системы. Его основная идея – перевод граждан России из обязательной накопительной в квазидобровольную систему и введение понятия индивидуального накопительного капитала. основные постулаты системы и комментарии экспертов читайте в этой рубрике.
Алексей Моисеев: Я хотел бы рассказать вам о тех вызовах, с которыми столкнулось правительство и Центральный Банк в регулировании накопительной системы. Для граждан «среднего класса», которые получают больше, чем средняя по стране зарплата, вопрос размера коэффициента замещения стоит достаточно остро. На наш взгляд, государственная система не может и не должна обеспечивать высокий коэффициент замещения заработной платы для граждан с высоким уровнем дохода. В мире таких практик нет. Такие граждане должны получить возможность копить на пенсию самостоятельно, а государство даст им набор элементов, которые позволят им это делать. Мы видим рост интереса граждан к самостоятельному управлению пенсионными накоплениями, несмотря на то, что «заморозка» не могла не подорвать доверие граждан к этой системе. Мы видим, что граждане, у которых есть право на формирование накопительной пенсии, сделали выбор в пользу НПФ или частных управляющих компаний. Растет интерес к накопительному страхованию жизни. Граждане хотят иметь возможность самостоятельно копить на пенсию, обеспечивать себе достойную старость.
Я не могу не отметить, что наша страна столкнулась с сокращением источников формирования долгосрочного инвестиционного ресурса. Именно НПФ и компании накопительного страхования жизни, а не банки, являются источниками долгосрочных инвестиций.
Я настаиваю на терминологии: то, что вам будет представлено, – это именно модернизация существующей системы. Мы видим, что граждане хотят иметь больше прав в управлении своими средствами, в определении размера своих накоплений. Мы исходим из того, что граждане, которые имеют право на формирование накопительной пенсии, достаточно «созрели» для того, чтобы иметь значительно больше свободы выбора в управлении своими накоплениями. Сейчас они не имеют достаточно возможностей по управлению пенсионными накоплениями: они могут, по большому счету, лишь перевести их из одного НПФ в другой. Совместно с Центральным Банком мы пришли к идее реформирования системы ОПС. Долго ее разрабатывали и наконец готовы вынести ее на ваш суд.
Мы предлагаем упростить текущую систему и добавить источник формирования пенсионных накоплений в виде добровольных взносов граждан. Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) в том виде, в котором она существует сейчас, регулируется достаточно жестко. Есть также негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). С точки зрения усиления надзора и реформирования институциональной основы НПО сильно отстает от ОПС. Мы предлагаем перевести существующую накопительную систему из системы государственных пенсий в систему пенсионного капитала. Граждане смогут принимать значительно более активное участие в ее формировании. Принципиально важным новым источником станут добровольные взносы граждан. В рамках этой программы будут предоставляться налоговые преференции, которые сейчас предоставляются в системе НПО. Страховая пенсия останется в рамках ОПС. А накопительные пенсии, или, как мы теперь их называем, индивидуальный пенсионный капитал (ИПК), граждане будут формировать в рамках этой модернизированной структуры, которая будет институционально приближена к НПО. Здесь будут сохранены все те стандарты регулирования, которые сейчас используются в накопительной части ОПС; также будет сохранена система гарантирования прав застрахованных лиц. Конечно, не планируется отменять добровольное негосударственное обеспечение, но мы предлагаем концентрировать все налоговые преференции именно в представляемой мной сегодня системе. Она лучше отрегулирована, имеет четко прописанную систему гарантий.
Мы предлагаем установить переходный период сроком на два года. Если гражданин формировал накопительную пенсию в рамках ОПС в НПФ, но в течение этого периода можно подать заявление об учете пенсионных накоплений в страховой пенсии. Если заявление не подано, то он продолжает формировать накопительную пенсию в том негосударственном пенсионном фонде, в котором он участвует, но уже на новой основе. Фактически, если человек ничего не делает, для него, строго говоря, ничего не меняется, кроме того, что появляется новый элемент софинансирования, о котором мы более подробно расскажем чуть далее. Если гражданин формировал накопительную пенсию в ПФР, а его страховщиком была государственная управляющая компания ВЭБ (т.е. если гражданин был «молчуном» - ред.), то в течение двух лет он может подать заявление о переходе в НПФ. Если он не делает этого, то тогда по умолчанию пенсионные накопления будут учтены в страховой пенсии. В каком виде - это пока еще вопрос, который мы хотим обсудить с экспертным сообществом.
Теперь что касается источника пополнения пенсионных накоплений. Им будут взносы граждан. Они будут начинаться с нуля процентов, первый год платить ничего не надо. Далее гражданин может установить взнос на любом уровне, который для него комфортен. Если он ничего не делает, то взносы поднимаются на один процентный пункт каждый год и в итоге достигают 6 процентов. Либо гражданин может зафиксировать взносы на любом другом значении, на котором он считает для себя возможным копить на пенсию. Более того, предусматривается возможность приостановить уплату взносов: вводится механизм «каникул». Максимальная длительность одних «каникул» – это пять лет. Но в любое время их можно будет продлить. В принципе, их можно будет продлевать хоть всю жизнь. Если гражданин ранее сделал выбор в пользу НПФ и по умолчанию включился в эту систему, но не хочет дальше в ней участвовать, у него будет возможность эти «каникулы» устанавливать и продлевать в течение всей своей жизни.
Для большинства граждан, которые будут участвовать в этой накопительной системе, предполагается установить льготы при определении налоговой базы по НДФЛ, если гражданин эти деньги направляет в свой пенсионный капитал. Понятно, что будет определенное ограничение: гражданин не сможет платить всю свою зарплату в НПФ и получать за это налоговые льготы. То есть платить сможет, но не сможет получать налоговые льготы на всю свою зарплату.
Эта система будет работать эффективно, если в ней активно участвует работодатель, и для них предполагается определенная мотивация. Именно работодатели, по нашим предложениям, будут осуществлять взносы в НПФ за граждан, но из средств граждан, примерно так, как сейчас платятся профсоюзные взносы. При этом работодатель будет уплачивать и те страховые взносы в ПФР, которые он уплачивает сейчас. Мы считаем, что требуется более широкое обсуждение этой системы именно в части организационной основы. Так, например, у нас нет однозначного ответа на вопрос, нужен ли центральный администратор. Это может быть организация, которая будет работать на коммерческой основе, но нам видится, что это будет что-то, похожее на спецдепозитарий, за деньги осуществляющий функции по учету прав. Нужно оно или нет – давайте обсудим. Потому что, с одной стороны, конечно, это хорошо, когда будет некая организация, которая будет пользоваться "окончательной версией правды". С другой стороны, эта организация стоит денег. И понятно, что эти деньги, в конечном итоге, будут уменьшать доход по пенсионным накоплениям граждан в рамках данной системы. Можем ли мы доверять работодателям вести учет взносов граждан? И будет необходим центральный администратор?
Также важен вопрос юридического оформления: как включать граждан в систему? Будет ли это договор индивидуальный или коллективный договор? Здесь нет однозначного ответа, это вопрос, который также требуется проработать.
Концепция пенсионного капитала предполагает значительно бОльшую возможность для граждан управлять своим пенсионным капиталом, как во время накопления, так и в период выплат. Сейчас гражданин просто получает либо единовременную выплату, либо пожизненную пенсию. Очевидно, что в новой системе индивидуального пенсионного капитала должно быть предложено несколько схем. Минимальный срок выплаты должен быть не меньше 10 лет. Будет ли это срочная или пожизненная выплата, это будет зависеть от объема накопленных средств. По умолчанию будет назначена пожизненная пенсия, исходя из величины средств на индивидуальном инвестиционном счете – это базовое предложение, которое тоже можно будет обсудить. За пять лет до достижения возраста выхода на пенсию, гражданин может, по каким-то своим чрезвычайным обстоятельствам, изъять определенную долю своих пенсионных накоплений – например, 20%. Это чрезвычайное обстоятельство не связано со здоровьем. Если же гражданину нужны деньги на лечение, то он сможет взять всю сумму пенсионных накоплений в любой момент для того, чтобы оплатить медицинские услуги. Гражданин не обязан возвращать эти деньги обратно в пенсионный фонд. Причем – здесь уже сработали минфиновские инстинкты – если он изымает средства из своего индивидуального инвестиционного капитала не на пенсионное обеспечение, то с них должен быть удержан НДФЛ.
Какие достоинства мы видим в предлагаемой системе?
Это сохранение системы гарантирования, введение льгот для граждан и для работодателей по уплате налогов и социальных взносов. Удобство системы будет заключаться в том, что перечисление взносов будет осуществляться работодателем. Работник сам сможет определить ставку взносов. Максимальная ставка не ограничена. Система получения пенсий также является значительно более гибкой.
И, наконец, у граждан наконец-таки возникают четко и явно прописанные права на их пенсионные накопления.