Счетная палата проверила процедуру подачи заявлений застрахованного лица о досрочной смене НПФ

Коллегия Счетной палаты под председательством главы счетной палаты Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия по проверке процедур подачи заявлений застрахованного лица о досрочном переходе из одного пенсионного фонда в другой в электронной форме в совокупности с процедурой заключения договора об обязательном пенсионном страховании за период 2012 – 2016 годов. Лаборатория пенсионной реформы кратко рассказывает о главных выводах контрольного органа.

share.jpgЧисло заявлений о смене страховщика растет; в 2016 году 87% заявлений подано в электронной форме от удостоверяющих центров

Счетная палата: Проверка показала, что в 2015 – 2016 гг. имел место существенный рост числа застрахованных лиц, заключивших договоры об обязательном пенсионном страховании с НПФ и подавших в ПФР заявления о выборе НПФ. В 2012 г. количество принятых заявлений о переходе к другому страховщику (ПФР, НПФ) составило 8,6 млн заявлений, в 2015 г. – 11,1 млн, в 2016 г. – 11,5 млн. При этом большинство застрахованных лиц подавали заявления о выборе НПФ в электронной форме, подписывая их высококвалифицированной электронной подписью застрахованного лица. Такая технология реализовывалась агентами НПФ через удостоверяющие центры. Количество принятых ПФР заявлений о смене страховщика от удостоверяющих центров в 2015 г. составило более 67% общего количества, в 2016 г. – более 87%.

Заявления о смене страховщика можно также подавать через портал госуслуг и ЛК на сайте ПФР, но эти сервисы в 2012-2016 гг. практически полностью были недоступны для подачи таких заявлений

Счетная палата: Вместе с тем законодательство с 2011 г. устанавливало право застрахованного лица подать заявления в интерактивной форме, прежде всего через Единый портал государственных и муниципальных услуг (портал государственных услуг) и Личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР. В то же самое время в 2012-2016 гг. застрахованным лицам эти сервисы практически полностью были недоступны для подачи заявлений о смене страховщика. Возможность подачи заявлений для граждан через портал государственных услуг в полной мере реализована с марта 2017 г., через личный кабинет на сайте ПФР – с августа 2016 г. Недоступность портала государственных услуг и личного кабинета на сайте ПФР привела к росту количества заявлений о смене страховщика, поступающих в ПФР через удостоверяющие центры в рамках пилотного проекта, который реализуется ПФР с 2014 г.

ПФР с 2014 года самостоятельно реализует пилотный проект по подаче заявлений от граждан в электронной форме через удостоверяющие центры

Счетная палата: Суть пилотного проекта в том, что заявления в электронной форме в ПФР поступают не непосредственно от застрахованного лица, а от удостоверяющих центров, которые во взаимодействии с агентами НПФ формируют для застрахованных лиц высоквалифицированную электронную подпись. На заседании Коллегии было отмечено, что решение о проведении пилотного проекта принято ПФР самостоятельно, с заинтересованными органами не согласовалось, нормативная база не формировалась, критерии отбора территориальных органов ПФР для участия в пилотном проекте и удостоверяющих центров не устанавливались.

Проверка принятых ПФР от аккредитованных удостоверяющих центров заявлений выявила риски фальсификации

Счетная палата: Проверка принятых ПФР от аккредитованных удостоверяющих центров заявлений о смене страховщика выявила риски фальсификации заявлений от имени застрахованных лиц. Было выявлено несколько схем, препятствующих реализации права граждан на смену страховщика. Например, установлены массовые поступления в ПФР в один и тот же день двух заявлений от удостоверяющих центров на одно и то же застрахованное лицо – о смене страховщика и о переходе к действующему страховщику, которого застрахованное лицо предполагало сменить. Также были установлены факты поступления в ПФР дублирующих заявлений на одно и то же застрахованное лицо. При этом согласно действующему законодательству, при поступлении в один день нескольких заявлений от одного застрахованного лица ПФР должен отказать в их рассмотрении. Действия аккредитованных удостоверяющих центров по передаче заявлений о смене страховщика в ПФР нуждаются в специальной проверке со стороны Министерства связи и массовых коммуникаций России.

Отдельные нормативные правовые акты для реализации прав застрахованных лиц на выбор страховщика по ОПС нуждаются, по мнению Счетной палаты, в совершенствовании

Счетная палата: Проверка показала, что отдельные нормативные правовые акты для реализации прав застрахованных лиц на выбор страховщика по обязательному социальному страхованию (ПФР или НПФ) нуждаются в совершенствовании. Речь, прежде всего, идет о договоре об обязательном пенсионном страховании между НПФ и застрахованным лицом. Банк России, которому с 2013 г. переданы полномочия по подготовке отдельных нормативных правовых актов, не утвердил новую форму типового договора обязательного пенсионного страхования между НПФ и застрахованным лицом. Действующая в настоящее время форма типового договора, утвержденная Министерством труда и социальной защиты России в 2013 г., не учитывает изменения законодательства. Например, не содержит информации о возможной потере инвестиционного дохода по пенсионным накоплениям застрахованного лица при его досрочном переходе к другому страховщику; о порядке и сроках расчета результатов инвестирования пенсионных накоплений; а также других правах застрахованного лица.

Граждане фактически вводятся в заблуждение, поскольку не имеют возможности ознакомиться с актуальной информацией о своих правах и обязанностях при передаче пенсионных накоплений в НПФ

Счетная палата: Граждане, подписывая договор об обязательном пенсионном страховании в устаревшей форме и знакомясь со страховыми правилами НПФ, не учитывающими изменения законодательства, фактически вводятся в заблуждение, поскольку не имеют возможности ознакомиться с актуальной информацией о своих правах и обязанностях при передаче пенсионных накоплений в НПФ. Так, с 2015 г. было введено заявление о досрочном переходе от одного страховщика к другому. При подаче такого заявления застрахованное лицо, в случае если период формирования пенсионных накоплений у прежнего страховщика длился менее 5 лет, теряет полученный инвестиционный доход.

Действующая процедура подачи гражданами заявления о досрочной смене страховщика по обязательному пенсионному страхованию не предусматривает предоставление информации о возможной потере им инвестиционного дохода по средствам пенсионных накоплений. Заявление подается непосредственно в ПФР, в то время как информацией о возможной потере инвестиционного дохода и его размере обладает страховщик, который распоряжается пенсионными накоплениями застрахованного лица.

Агенты НПФ не могут подписывать договоры об ОПС вместо самих НПФ, это противоречит законодательству; привлечение агентов приводит к сокращению региональных сетей НПФ

Счетная палата: Проверкой установлено, что договоры подписывались не только самими НПФ, но и их агентами и субагентами НПФ. Такой порядок подписания договоров противоречит действующей форме типового договора, которая предусматривает его подписание уполномоченным должностным лицом НПФ, к которым нельзя отнести агентов. Кроме того, подписание договора агентом не может соответствовать положениям Федерального закона № 165-ФЗ «Об обязательном социальном страховании», которым установлен запрет посреднической деятельности в обязательном социальном страховании. Привлечение НПФ агентов привело к сокращению региональной сети НПФ, что в дальнейшем может создать трудности по исполнению НПФ обязательств по выплате накопительных пенсий.

Счетная палата установила нарушения и недостатки в организации деятельности ПФР при реализации прав застрахованных лиц на выбор страховщика

Счетная палата: ПФР не должным образом исполнялись полномочия по подготовке нормативных правовых актов. Так, в отдельные периоды 2014 - 2016 гг. отсутствовали надлежаще оформленные инструкции о порядке оформления заявлений о переходе и формы заявлений о переходе (досрочном переходе). Оформление застрахованным лицом заявления о переходе (досрочном переходе) на бланке не установленной формы при отсутствии информации о возможных потерях инвестиционного дохода за предыдущий период могло привести к нарушениям материальных прав застрахованных лиц. По результатам переходных кампаний 2012-2015 гг. ПФР были приняты положительные решения о смене страховщика по более чем 9 тыс. заявлениям застрахованных лиц, которые заключили договоры с НПФ вне рамок соответствующих переходных кампаний. Объем средств, перечисленных ПФР в НПФ по этим договорам, составил 573 112,7 тыс. рублей.

Источник - Счетная палата РФ

27.06.2017

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.