Пенсия в блокчейне. Главное – верить.
Корреспондент «Шторма» расспросил исполнительного директора НПФ «САФМАР» Евгения Якушева о том, какие перспективы он видит в использовании блокчейна в пенсионной системе.
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин на заседании Совета Федерации РФ высказал такую мысль, что Россия должна лидировать в вопросах применения технологии блокчейн и оборота криптовалют. В то же время он предостерег граждан от возможных рисков, объяснив, что сегодня любые расчеты в криптовалютах — незаконны. Вместе с тем эксперты прогнозируют, что уже в следующем году Россия может стать ведущей мировой державой, использующей блокчейн. А массовое его распространение начнется уже через два-три года.
Интересно то, что финансисты вовсю стараются найти применение технологии будущего.
Корреспондент «Шторма» расспросил директора НПФ «САФМАР» Евгения Якушева о том, какие перспективы он видит в использовании блокчейна в пенсионной системе.
— Евгений Львович, сейчас стали активно обсуждать возможность использования технологии блокчейн в разных отраслях российской экономики. Вы высказывали мысль о внедрении этой системы в российскую пенсионную модель, которая за последнее время очень активно реформируется. Будущие пенсионеры и так не всегда понимают, что в итоге они получат по окончанию трудовой деятельности, а теперь еще одно новшество. Не перегибаете ли Вы палку?
— Совсем нет, наоборот! Блокчейн – это модель, которая способна объединить все в одну сеть: и пенсионные фонды России, и Центробанк, и Агентство по страхованию вкладов, и налоговую службу (ФНС). Все участники системы будут связаны между собой. Человек сможет через уже имеющийся сегодня государственный сервис «Госуслуги», личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России, через МФЦ подать любое заявление о смене провайдера, об изменении тарифа, о переходе в другой пенсионный фонд. В это время любая транзакция будет сразу отображаться во всех информационных системах всех участников этой сети. А это позволит снизить электронные издержки. Центробанк в любой момент времени будет видеть, какое количество денег находится на сайтах Пенсионного фонда России, налоговая служба будет видеть все транзакции, может посмотреть налоговые платежи того или иного предприятия, которые осуществляются в отделениях Пенсионного фонда. Тем самым пользователю будет проще контролировать движение своих пенсионных накоплений.
— Расскажите подробнее, как эта инновационная технология будет работать?
— Блокчейн подразумевает то, что каждый следующий блок содержит информацию о предыдущем. Таким образом, информация нарастает, и если вдруг как-то попытаться ее изменить, то сумма этих блоков не будет совпадать. То есть изменить, потерять информацию — крайне сложно. Это математический алгоритм.
— Это компьютерная технология. Если вдруг программа собьется, что же будет с долголетними накоплениями граждан? Этот вопрос волнует очень многих. Это ведь реальный риск.
— Как она может сбиться? Это нереально. У всех участников этой среды такая же база данных — и у вас, и в ЦБ. С точки зрения того, что если кто-то попытается дать другую информацию, то по основному алгоритму программы это невозможно. Это ведь просто алгоритм того, как совершать денежные транзакции между людьми, которые друг другу не доверяют в интернете. Последующее осознание этого механизма, этой технологии привело нас к тому, что эту систему можно настроить в разных отраслях экономики.
— В каких, например?
— Допустим, в логистике. Вам нужно перевезти контейнер из Москвы во Владивосток. Вам нужна одна компания, которая перевезет ваш контейнер до железнодорожной станции. У вас есть соглашение с РЖД, которая вам его доставит. Вы можете заключить event-контракт, который подпишут три участника, и все получат деньги в тот момент, когда все будет доставлено. Сейчас уже есть попытки осуществлять денежные платежи в электронном виде, которые не зависят ни от ЦБ, ни от Федеральной налоговой службы. Есть различные технологические приемы, которые сейчас тестируются. Раньше, чтобы выпустить акции, вы должны были стать большой компанией, сейчас же появилась возможность сделать «умные» контракты ICO ( первичное размещение денег). Выпускаешь свой актив, раздаешь его в интернете — и все.
— Вы говорите о формировании пенсионного капитала с помощью блокчейна. Неужели сегодня все люди пенсионного возраста понимают эту технологию? По моим наблюдениям, далеко не все в курсе, что такое блокчейн, а Вы пенсию копить в ней предлагаете.
— Блокчейн — это мобильное приложение, которое позволяет вам проверить состояние вашего пенсионного счета. Это технология, для ее появления нужно было изобрести интернет, телефоны, которые тоже сначала считались очень непонятными явлениями. Мы работаем на будущее. Если изменится окружающая среда, мы должны быть готовы к этим изменениям. Для пенсионной системы технология блокчейн может быть реализована, когда операционная система будет оторвана уже от пользователя, для пользователя будут сохранены стандартные интерфейсы. Если в ближайшее 10 лет появится новое технологическое решение, мы должны быть и к этому готовы. Для нас это новые технологии, новые формы учета. Мы пытаемся примерить тот или иной поход. Так и банки между собой объединяются, они тоже пытаются создать технологию, чтобы делать мгновенные платежи.
— Экономить издержки – это уже понятнее…
— Да, на самом деле – это очень доступная технология. Блокчейн позволяет хранить информацию, которая будет видна и вам, и еще нескольким участникам одновременно. Блокчейн – это просто форма учета денежных средств у пользователя на электронном счете. Банки и сейчас ведут эти счета, просто это другая форма учета. У нас есть свои программа, база данных, по которым мы отчитываемся в Центробанке, Пенсионном фонде РФ. Мы все время что-то выгружаем в систему, но, в принципе, если использовать технологию блокчейн, можно обойтись без отчетности, у всех будет одна система работать. Отчетность уже будет излишней. Воспринимайте блокчейн как новое предметное приложение технологий.
— В каких-то странах уже есть подобный опыт использования блокчейн в пенсионной системе?
— Это новая технология, ей еще из иностранных коллег никто не пользуется. Но вполне возможно, что это ненадолго. Дело в том, что самому блокчейну не более пяти лет. Эта технология понемногу захватывает определенные области, мы не должны остаться в хвосте. 200 миллиардов долларов – общая капитализация всех криптоактивов, которые есть. Люди считают, что эти технологии уже стоят таких денег. Это значительная величина, поэтому вполне реально вкладываться в разработку.
— Пенсионная система, банковские карты все в электронном виде. Не означает ли, что постепенно мы перейдем к электронному паспорту?
— Да, эти нововведения изменят культуру взаимоотношений в дальнейшем. Нельзя игнорировать прогресс. Ведь в свое время паровозы сменили телеги. Вот и сегодня мы создаем новую среду, в которой можно будет работать.
— Какие у Вас прогнозы? Когда эта технология войдет в нашу жизнь?
— Мы не знаем, когда, но я заявляю со 100%-ной вероятностью, что она будет. Она и сейчас уже востребована, с помощью нее что-то уже делают, принимают решения. Это вопрос во многом веры и успеха. Сейчас у нас есть только пилотные проекты. Мы не пытаемся на это перейти мгновенно, мы просто смотрим, анализируем возможности этой технологии. Если она показывает определенные плюсы, значит, ее нужно прорабатывать.
— Как относится к этим опытам Министерство финансов России?
— Сейчас идет большая дискуссия — между тем, что хочет государство от кредитно-денежной политики, и тем, что хотят люди. Надеюсь, общий знаменатель скоро будет найден.
Фото - Вестник НАУФОР