Евгений Якушев, исполнительный директор НПФ «Сафмар»: «Мы видим искусственно созданный дефицит доверия к НПФ»
Евгений Якушев, исполнительный директор НПФ «Сафмар» (входит в промышленно-финансовую группу «Сафмар» Михаила Гуцериева), рассказал на Круглом столе портала banki.ru «Добровольное пенсионное страхование: есть ли жизнь на пенсию?» о том, как россияне относятся к самостоятельным накоплениям на старость.
«Размер пенсии в России во многом зависит от состояния экономики страны и от федерального бюджета. Снижающийся коэффициент замещения утраченного заработка создает финансовый вакуум, который пенсионеру надо заполнять после того, как он выходит на пенсию. Этот вакуум может быть заполнен за счет собственных сбережений, в том числе и в рамках негосударственного пенсионного обеспечения.
Если посмотреть на опросы общественного мнения, то основная пенсионная стратегия граждан сегодня - это работать до смерти. Образ будущей старости у людей – негативный, и это связано именно с ожиданием собственной необеспеченности. Источники изыскиваются разные. Есть люди, которые говорят о недвижимости как источнике дохода в старости (купить квартиру и сдавать её), есть те, кто предпочитает только депозиты в банках, но в целом опросы показывают, что люди боятся старости именно с точки зрения того, что им не будет хватать пенсии на нормальную жизнь.
У нас в России есть долгосрочная стратегия развития пенсионной системы, одобренная в конце 2013 года. На настоящий момент ни одна из тех целей, которые там были указаны, не достигнута. Не вырос коэффициент замещения, не возросла роль частных НПФ, в которых при этом находится на сегодняшний день около 5% ВВП.
Негосударственные пенсионные фонды предлагают инструменты самостоятельного накопления на пенсию с помощью программ негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Однако «заморозки» пенсионных накоплений, после тех непопулярных решений, которые были приняты на фоне экономического спада, мы видим искусственно созданный дефицит доверия к НПФ. И это препятствует желанию людей самостоятельно откладывать деньги на свою старость.
Дефицит доверия складывается из трех факторов, которые не зависят от самих НПФ.
Первое - люди не уверены в надёжности НПФ. При этом государство создало систему гарантирования пенсионных накоплений, провело проверку фондов. Основная сумма накоплений: взносы граждан и зафиксированный инвестиционный доход - гарантированы государством. Вторая тема, которая тоже негативно влияет на восприятие НПФ гражданами - это тема переходов из одного НПФ в другой. Система переходов на уровне закона устроена таким образом, что люди даже не знают о возможных потерях инвестдохода и несут реальные убытки при досрочных переходах. Это не прибавляет доверия к НПФ. И третье - investment universe для НПФ крайне мала: это 40-50 эмитентов акций и около 500 эмитентов корпоративных облигаций. При этом фонды сравнивают с бенчмарками по другим сегментам рынка и в лучшие периоды экономического роста.
Все это активно обсуждается в СМИ, и поверхностно обсуждаемые темы снижают интерес к пенсионной системе в целом и самостоятельным накоплениям граждан в НПФ в частности. Это доверие нам нужно завоёвывать, показывая качественную работу и результат. Кроме того, нужно взаимодействие участников рынка и государства для изменения правил игры, и в том числе - для повышения, а не снижения доверия к фондам.