Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять во 2-м чтении законопроект о фидуциарной ответственности
Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять во втором чтении правительственный законопроект, который вводит фидуциарную ответственность негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и ужесточает требования к их расходам. Рассмотрение законопроекта в Госдуме во втором чтении намечено на 16 февраля.
Законопроект устанавливает ответственность НПФ за недостаточно эффективное управление средствами. Если НПФ в результате недобросовестного исполнения своих обязанностей в отчетном году получил убыток, то он будет обязан его возместить. Внедрение фидуциарной ответственности заключается в обязанности НПФ приобретать и реализовывать активы на наилучших доступных условиях на момент заключения сделки, а во-вторых, обязанность НПФ инвестировать в активы, ожидаемая доходность по которым, с учетом риска таких активов, не ниже, чем по иным доступным способам размещения.
Если в результате нарушения этих обязанностей НПФ потерпит убытки или недополучит прибыль, он будет обязан возместить эти потери застрахованным лицам за счет своих собственных средств. Для этого в законопроекте введена процедура, как будут приниматься решения о признании вложений нерыночными.
Ко второму чтению в законопроекте была изменена норма по расходованию пенсионными фондами как средств из пенсионных накоплений, так и средств, которые пенсионный фонд заработал в процессе управления. По действующему законодательству этот параметр установлен на уровне 1,1%. В рамках первого чтения предлагалось установить его на уровне 1% от суммы чистых активов на обеспечение своей деятельности, включая управляющие компании. В одобренных на комитете в четверг поправках размер постоянной части установлен на уровне 0,75% от средней стоимости чистых активов за отчетный год.
Среди депутатских поправок, одобренных на комитете к принятию во втором чтении, - введение стресс-тестирования финансовой устойчивости НПФ с использованием сценариев, утверждаемых ЦБ и размещаемых на официальной странице регулятора в интернете.
Предполагается также, что если ЦБ было принято решение о нарушении фондом условий организации инвестирования средств пенсионных накоплений в период, когда фонд являлся страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, то застрахованное лицо при заключении им нового договора вправе требовать от НПФ перевода соответствующей части средств, восполняющих потерю.
Кроме того, предлагается использование амортизационной, а не рыночной стоимости ценных бумаг в целях расчета результата инвестирования средств пенсионных накоплений. В законопроект вошли предложения о создании при ЦБ специальной комиссии по рассмотрению жалоб на деятельность НПФ.