В России будет создан фонд для инфраструктурных инвестиций
В четверг на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов объявил, что в 2019 г. будет создан фонд для инфраструктурных инвестиций. Создадут его на шесть лет, до 2024 г., размер может превысить 3% ВВП. Решение вытекает из послания президента, это один из источников для обеспечения более высоких темпов роста экономики, объяснил Силуанов.
Это будет государственный фонд, который станет вкладывать в инфраструктурные проекты с акцентом на государственно-частное партнерство (ГЧП), рассказал "Ведомостям" министр экономического развития Максим Орешкин: фонд будет создан внутри бюджета и наполнен из средств, привлеченных через облигации федерального займа. Первоначально министерство предлагало создать фонд вне бюджета, он бы выпускал облигации под госгарантии (до 300 млрд руб.), а привлеченные средства вкладывал в проекты ГЧП.
Общие расходы фонда за шесть лет составят 3 трлн руб., внутренние заимствования под него увеличатся на 100-200 млрд руб. в год, сообщил замминистра финансов Владимир Колычев. По оценкам Силуанова, госдолг может и не вырасти, если обеспечить рост экономики примерно в 3% в год.
Нужны качественные проекты, чтобы фонд не был очередным инструментом господдержки, а стал рыночным и участвовать в нем было интересно и частным инвесторам, замечает аналитик InfraOne Александра Галактионова: есть риск, что фонд станет давать дотации и дешевые деньги, которые не сможет вернуть.
Процедуру отбора проектов разрабатывает Минэкономразвития, как и перечень пилотных проектов, ориентир сделан на транспортную инфраструктуру, говорит представитель министерства. Минтранс представил предложения для финансирования из фонда - проекты, которые не вошли в бюджет, рассказал "Ведомостям" Силуанов. Из предложенных Минтрансом в 2016 г. 10 дорожных концессий одобрено три, сообщила InfraOne.
Если инвестирование будет осуществляться через рыночные инструменты, которые будут соответствовать требованиям по инвестированию пенсионных накоплений и резервов, то любой НПФ будет рассматривать участие в подобных проектах, особенно если по ценным бумагам будут установлены госгарантии, говорит начальник управления инвестиций НПФ Сбербанка Василий Иванов: "Если от фонда будут получены конкретные предложения, обязательно рассмотрим".
Возможность участия в инфраструктурных проектах подтверждает и исполнительный директор НПФ "Сафмар" Евгений Якушев, но соглашается, что будет исходить из их доходности и надежности.
В развитых странах частные компании борются за право участвовать в концессионных проектах, в России государство пытается привлечь в них частников и готово за это доплачивать, сравнивает Смирнов: рынок только формируется, нет ни проектов, ни команд, которые готовы их делать. "Создать именно рынок концессионных проектов - главная задача для фонда Минэкономразвития сейчас, возможно, важнее, чем сами проекты. Но как это сделать - пока большой вопрос", - считает аналитик.
3% ВВП - это довольно внушительный размер для фонда, но вряд ли он его достигнет даже на горизонте трех лет, считает Галактионова, - без качественных проектов эти деньги будет просто некуда вкладывать.
Полностью статью читайте на страницах газеты "Ведомости".