О проекте
- О проекте
- Памяти Л.П. Якушева 1936-2002
- Контакты
-
Архив сайта
-
Разное
- Пенсионные актуарии
- Профессиональные пенсионные системы
-
Пенсионная реформа
- Законопроект О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений
- Аналитические материалы
- Критические материалы о пенсионной реформе
- Пенсионная реформа в странах СНГ
- Международный опыт пенсионной реформы
- Интернет публикации о пенсионной реформе
- Памяти Л.П. Якушева 1936-2002
- История трудовой пенсии. Как понятная, приемлемая пенсия стала «невыгодной»
- Инвестирование пенсионных резервов
- Государственное пенсионное обеспечение
- Обязательное пенсионное страхование
-
Разное
Предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации и прогноз до 2010 года
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год, параметры прогноза на период до 2010 года и предельных уровнях цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 год и на период до 2010 года
1. О предварительных итогах социально-экономического развития Российской Федерации за январь-февраль 2007 г., прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год, параметрах прогноза на период до 2010 года и предельных уровнях цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 год и на период до 2010 года
Основные тенденции экономического развития
в I квартале 2007 года (по данным за январь-февраль 2007 года)
Особенностью экономической ситуации в первом квартале 2007 г. является тенденция к ускорению темпов экономического роста. В январе-феврале 2007 г. темп роста ВВП, по оценке Минэкономразвития России, составил 8,4% к соответствующему периоду прошлого года против 5,1% в январе-феврале 2006 года. С исключением сезонного и календарного факторов среднемесячный темп роста ВВП стабилизировался на уровне 0,7 процента.
Основные показатели развития экономики
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
2006 2007
январь-февраль год январь-февраль год (оценка)
ВВП 105,1 106,7 108,4 106,5
Индекс потребительских цен, за период 104,1 109,0 102,8 107-108
Индекс промышленного производства 102,7 103,9 108,6 105,2
Индекс производства продукции сельского хозяйства 101,1 102,8 101,2 102,0
Оборот розничной торговли 110,4 113,0 113,9 111,6
Инвестиции в основной капитал 102,7 113,7 121,2 112,8
Реальные располагаемые денежные доходы населения 107,0 110,2 112,7 109,8
Реальная заработная плата 110,4 113,4 117,52) 112,8
Экспорт товаров, млрд. долл. 42,9 303,9 43,1 303,8
Импорт товаров, млрд. долл. 18,6 164,7 25,2 203
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель 58,1 61,1 51,8 55
Экономический рост в начале 2007 г. обусловлен высоким инвестиционным спросом, развитием строительства и обрабатывающих производств, а также повышением потребительского спроса при замедлении темпов роста экспорта.
За три месяца 2007 года инфляция составила 3,4% против 5% за январь-март 2006 года. Базовая инфляция снизилась в 1,6 раза - до 1,7% против 2,8% годом ранее, что связано с растущим предложением товаров (в том числе за счет импорта) и усилением конкуренции по мере развития торговли, снижением инфляционных ожиданий на фоне высоких темпов роста в реальном секторе и повышением спроса на деньги. В 2007 году снижается вклад в инфляцию роста регулируемых тарифов на услуги ЖКХ, предельный рост которых установлен Правительством Российской Федерации ниже (15%), чем год назад (20%) при более высоких темпах роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий, чем годом ранее.
Преодолена наметившаяся в конце 2006 г. тенденция замедления темпов роста промышленного производства, при этом рост в промышленности практически совпал с ростом ВВП. Прирост промышленного производства (разделы C+D+E классификации ОКВЭД) в январе-феврале 2007 г. к январю-февралю 2006 г. составил 8,6% (в январе-феврале 2006 г. - 2,7 процента).
В феврале 2007 г. сохранились высокие темпы как у добывающих, так и обрабатывающих производств. Прирост добычи полезных ископаемых относительно января-февраля 2006 г. составил 4,3%. В январе-феврале 2007 г. прирост выпуска продукции обрабатывающих производств к аналогичному периоду прошлого года составил 15,7% (в январе и феврале 2006 г. соответственно 4,1% и -0,1 процента).
В январе-феврале 2007 г. продолжилась тенденция смещения структуры промышленного роста в сторону увеличения доли обрабатывающих отраслей.
В январе-феврале 2007 г. реальные располагаемые доходы увеличились на 12,7% относительно января-февраля 2006 г., а реальной заработной платы – на 17,5 процента.
Сохраняется наметившаяся в сентябре 2006 г. тенденция ускорения роста инвестиций. Прирост инвестиций в основной капитал в январе-феврале 2007 г. относительно января-февраля 2006 г. составил 21,2% (в январе-феврале 2006 г. 2,7 процента). В 2006 году в структуре инвестиций наметились позитивные сдвиги, продолжившиеся в начале 2007 года. Опережающими темпами развивались жилищное строительство, обусловленное началом реализации национального проекта «Комфортное и доступное жилье гражданам России», и инвестиции в обрабатывающие отрасли промышленности.
Аграрный сектор в целом сохранил позитивную динамику роста 2006 года. Продолжает динамично развиваться мясомолочный сектор, что обусловлено устойчивым ростом потребительского спроса и растущим объемом поступления сырья на переработку, связанным с реализацией национального проекта «Развитие АПК». Рост производства основных видов продукции животноводства обеспечен во всех категориях хозяйств, в том числе и в хозяйствах населения.
В условиях значительного притока валюты в Россию (приток только частного капитала за I квартал 2007 г. оценивается в 12 млрд. долл.США), продолжился рост золотовалютных резервов: в январе-марте текущего года их прирост составил, по оценке, около 35 млрд. долл.США (23,641 млрд. долл. США за январь-март годом ранее), а номинальный объем резервов приблизился к отметке в 340 млрд. долл.США.
По состоянию на 1 апреля 2007 г. совокупный объем Стабилизационного фонда Российской Федерации составил 2812,2 млрд. рублей.
Высокий внутренний инвестиционный и потребительский спрос обеспечивают стабилизацию темпов роста экономики до конца года и позволяют достичь в 2007 году рост ВВП в 6,5% и сохранить высокие темпы роста в 2008 году. Важнейшей задачей остается создание условий для устойчивого развития обрабатывающих, прежде всего машиностроительных производств.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и параметры прогноза на период до 2010 года разработаны на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, основных показателей сводного финансового баланса Российской Федерации на период 2008-2010 годов, задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. Учтены прогнозные материалы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основные показатели развития экономики в 2006-2010 годах
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Показатели
2006 2007 (оценка) Прогноз (2 вариант)
2008 2009 2010
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, в % 109,0 107-108 106-107 105.5-106,5 105-106
ВВП 106,7 106,5 106,1 106,0 106,2
Индекс промышленного производства 104,4 105,2 105,1 104,8 105,2
Производство продукции сельского хозяйства 102,8 102,0 103,8 103,9 104,1
Инвестиции в основной капитал 113,7 112,8 111,9 110,5 111,4
Реальные располагаемые денежные доходы населения 110,2 109,8 109,1 108 107,5
Реальная заработная плата 113,4 112,8 110,8 108,8 108,2
Оборот розничной торговли 113,0 111,6 110,5 109,1 108,4
Экспорт товаров, млрд. долл. США 303,9 303,8 303,6 300,7 298,0
Импорт товаров, млрд. долл. США 164,7 203,0 236,0 266 294,8
Факторы и условия социально-экономического развития России в 2008-2010 годах
Разработка прогноза социально-экономического развития и параметров прогноза на период до 2010 года проведена по двум основным вариантам - 1 и 2, основывающимся на гипотезе о единых ценах на нефть. Варианты отличаются, прежде всего, различной динамикой конкурентоспособности российского бизнеса, а также масштабами и интенсивностью реализации правительственного пакета мер и инвестиционных проектов, направленных на ускорение экономического роста. Уровень цен на нефть Urals, заложенных при расчете основных вариантов прогноза, составляет 55 долл. США в 2007 году, 53 долл. США в 2008 году со снижением до 52 и 50 долл. США за баррель в 2009-2010 годах.
Вариант 1 (инерционный) отражает развитие российской экономики в условиях стабилизации объемов экспорта углеводородов при продолжающемся ухудшении ценовой конкурентоспособности отечественной продукции и замещении ее импортной. Темпы роста ВВП в условиях данного варианта снижаются с 6,7% в 2006 году до 5,2-5,3 процента в 2009-2010 годах.
Вариант 2 (умеренно оптимистичный) ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса и активизацию структурных сдвигов за счет реализации комплекса мер по ускорению экономического роста. При такой же, как и в первом варианте, конъюнктуре на мировых рынках энергоносителей темпы роста ВВП составят в 2008-2010 годах 6,0-6,2 процента. Второй вариант прогноза рассматривается как основной для составления бюджета на 2008-2010 годы.
Для оценки влияния изменения цен на энергоносители на макроэкономические показатели дополнительно проработаны варианты, учитывающие различные сценарии развития ситуации на мировом рынке нефти.
Внешние условия развития
Внешние условия прогноза социально-экономического развития
Прогноз развития мировой экономики
Перспективы развития мировой торговли остаются достаточно хорошими. В 2006 году мировая торговля развивалась ускоренными темпами в основном за счет объемов торговых потоков нефти и нетопливных сырьевых ресурсов, главным образом из-за повышения цен, а также из-за увеличения объемов торговли средствами производства, что связано с увеличением темпов роста инвестиций во всем мире. Рост мировой торговли почти в 2 раза превышает рост мирового производства, что указывает на дальнейшее углубление глобальной мировой интеграции.
Развитие российской экономики в прогнозный период будет проходить, как ожидается, в условиях достаточно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. После снижения темпов роста мирового производства товаров и услуг с 5,3% в 2006 году до 4,8% в 2007 году темпы роста стабилизируются на данном уровне, в значительной мере под влиянием благоприятной динамики ВВП стран с развивающимися рынками. В конце десятилетия намечается некоторое замедление темпов роста мировой экономики, в основном из-за ослабления хозяйственной конъюнктуры в США.
По данным международных агентств и организаций, специализирующихся на мониторинге и прогнозе мировых цен на нефть (КЭРА, Международный валютный фонд, Управление энергетической информации США, а также Всемирный банк и другие), в среднесрочной перспективе с большей вероятностью прогнозируется понижательная динамика мировых цен на нефть. По оценке Минэкономразвития России, относительно стабильный уровень цены нефти Urals в ближайшие годы, при условии отсутствия военных конфликтов в зоне Персидского залива, лежит в диапазоне 55-50 долл.США за баррель.
Внутренние условия развития
Демографическая ситуация
В 2007-2010 годах в целом по России предполагается некоторый рост общего коэффициента рождаемости (с 10,4 на 1000 населения в 2006 году до 11,6 в 2010 году).
Улучшению качественных показателей демографического развития страны в среднесрочной перспективе во многом будет способствовать реализация мер приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, направленных в том числе на снижение профессиональных заболеваний, производственного и дорожно-транспортного травматизма, улучшения качества питания граждан, пропаганду здорового образа жизни, поддержку материнства и детства и другие.
В 2007 году будет принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и план первоочередных мер по улучшению демографической ситуации.
Снижение инфляции
Целевые параметры инфляции, с учетом предельного повышения уровня цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, определяются на 2008 год 6-7%, 2009 год - 5,5-6,5%, 2010 год - 5-6%.
Прогноз инфляции на 2008-2010 годы
прирост цен (декабрь к декабрю предыдущего года), в %
2006 2007 оценка Прогноз
2008 2009 2010
Инфляция (ИПЦ) 9,0 7-8 6-7 5,5-6,5 5-6
Базовая инфляция (БИПЦ) 7,8 6,2-7 5,3-6,1 4,7-5,5 4,1-4,9
Продовольственные товары 8,7 6,8 5,3 5,2 4,8
Непродовольственные товары 6,0 5,6 4,9 4,3 3,9
Платные услуги населению 13,9 13,5 12,5 11,3 10,3
Услуги ЖКХ 17,9 15 17 18-19 18-19
прочие услуги 11,5 12,2-12,7 10,5-10 7,4-7,9 6-6,5
Сдерживание инфляции будет обеспечиваться растущим предложением отечественных товаров, усилением конкуренции и снижением монополизма на локальных товарных рынках.
В прогнозном периоде ожидается существенное замедление роста цен на продовольственные товары. Сдерживать рост цен будет развитие конкурентной среды в сфере производства и реализации товаров, прогнозируемое снижение реальных цен на бензин и другие виды ГСМ, дальнейшее укрепление реального курса рубля. Реализация мер приоритетного национального проекта «Развитие АПК» позволит создать условия для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, свободного доступа сельхозтоваропроизводителей на рынок продовольственных продуктов, что будет способствовать сдерживанию темпов роста цен на продовольствие.
В то же время в структуре инфляции будет расти компонента платных услуг населению, в том числе рыночного сектора, вследствие быстрого роста спроса на услуги по мере повышения доходов населения.
Для выполнения поставленной задачи дальнейшего снижения инфляции, наряду с инструментами денежной политики, важную роль играют меры структурной политики, направленные на рост производства и предложения товаров и услуг и развитие конкуренции на оптовых и розничных рынках.
Уровень цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ
Рост цен и тарифов на энергоносители в прогнозный период связан с возрастающим дефицитом газа и электроэнергии на внутреннем рынке и необходимостью обеспечения инвестиционных ресурсов для модернизации существующих и введения новых мощностей в добыче и транспортировке газа, производстве электроэнергии и повышения эффективности использования газа и электроэнергии у потребителей и стимулирования сбережения энергоресурсов.
Оптовые цены на газ будут повышены в 2008 г. - на 25%, в 2009-2010 гг. - на 27,7% ежегодно с выходом в 2010 году на уровень 98,6 долл. США за 1000 куб. метров.
На электроэнергию регулируемые тарифы будут увеличены в 2008 году на 12%, в 2009 году - до 12,5%), в 2010 году - 13,5%. В прогнозный период продолжится постепенная поэтапная либерализация рынка электроэнергии для промышленных потребителей - доля рынка с 5-10%) в 2007 году к концу 2010 года достигнет 80%. В связи с растущим спросом на электроэнергию фактически складывающиеся индексы цен на электроэнергию на розничном рынке превысят предельные размеры повышения регулируемых (утвержденных) тарифов.
Основные социально-экономические приоритеты развития России в 2007-2010 годах
Приоритеты развития России в 2007-2010 годах формируются под влиянием происходящих изменений в факторах, определяющих развитие экономики. Факторы, на которых во многом базировался подъем 2004-2006 годов, будут ослабевать. Во-первых, это касается как ухудшения конъюнктуры мировых рынков энергоресурсов, так и снижения возможностей наращивания энерго-сырьевого экспорта. Во-вторых, усилится действие ограничений - со стороны производственной инфраструктуры и со стороны предложения трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров.
В этих условиях поддержание высоких темпов экономического роста требует перехода к инновационному характеру развития экономики, обеспечения интенсивного развития человеческого капитала, наращивания внешнеэкономической активности российских предприятий.
Первое. Развитие человеческого капитала, создание эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры. Необходимо обеспечить реализацию национальных проектов в сфере здравоохранения и образования, обеспечения населения доступным и комфортным жильем, преодоления бедности и значительным повышением благосостояния широких слоев населения, эффективной демографической политики, направленной на увеличение рождаемости, снижение младенческой смертности и смертности от неестественных причин, поддержку материнства и детства, формирование здорового образа жизни, укрепление социального института семьи. Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса, которая будет обеспечена через увеличение объемов и повышение эффективности бюджетных инвестиций.
Второе. Улучшение инвестиционного климата, обеспечение конкуренции и создание четко работающих рыночных институтов. Это требует обеспечения надежной защиты прав собственности, совершенствования системы корпоративного законодательства, совершенствования деятельности судебной системы в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы, повышения эффективности деятельности системы государственного управления в рамках проводимой административной реформы. Будут реализованы необходимые шаги по совершенствованию законодательства в сфере землепользования и рынка недвижимости в части регулирования порядка предоставления земельных участков под строительство, переоформления права постоянного пользования земельными участками юридическими лицами, резервирования и изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Третье. Диверсификация экономики - повышение конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, развитие высокотехнологичных отраслей «экономики знаний».
Будет продолжена целенаправленная работа по снижению реальной налоговой нагрузки на предприятия несырьевого сектора экономики.
Четвертое. Развитие инфраструктурных отраслей экономики - транспорта и электроэнергетики, в том числе с помощью масштабных проектов Инвестиционного фонда. Необходимо стимулировать расширение масштабов частного финансирования инфраструктурных проектов за счет развития механизмов частно-государственного партнерства и совершенствования политики тарифного регулирования.
Пятое. Повышение эффективности государственных институтов и развитие институтов гражданского общества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая развитие механизмов управления, ориентированного на результат, последовательное проведение административной реформы, развитие механизмов общественной экспертизы и общественного контроля.
Шестое. Развитие механизмов частно-государственного партнерства, направленных на содействие частным инвестициям. Для этого необходимо укрепление государственных институтов развития, которые позволят обеспечить концентрацию государственных и частных ресурсов на приоритетных направлениях экономического роста, станут основным инструментом частно-государственного партнерства.
В течение 2007 года необходимо решить весь комплекс правовых, организационных и финансовых вопросов, связанных с запуском Банка развития. Требуется обеспечить деятельность Российской венчурной компании по финансированию венчурных фондов, которые должны стать катализатором создания до сотен новых инновационных компаний.
Седьмое. Требуется обеспечить формирование новых региональных центров экономического развития на Дальнем Востоке и на Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов.
Необходимо активное проведение кластерной политики, обеспечивающей стимулирование развития конкурентоспособных комплексов взаимосвязанных производств в регионах.
Факторы экономического роста
В предстоящий период развитие экономики будет определяться следующими основными факторами и тенденциями:
адаптацией к снижению мировых нефтяных цен и цен на металлы, в условиях ограниченных возможностей по наращиванию физических объемов экспорта энергоносителей и основных сырьевых товаров;
усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;
исчерпанием технологических заделов в ряде высокотехнологичных отраслей экономики, при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;
необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);
начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
усилением конкуренции, как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек и укрепления курса рубля.
В прогнозном периоде произойдут значительные изменения в факторах, определяющих рост экономики.
Фактор внешнеэкономической конъюнктуры, в значительной степени определявший высокие темпы роста в предшествующие годы, заметно снижается: с 2,7 п.п. (из 7,2% прироста ВВП) в 2004 году и 2,6 п.п. в 2005 году до 1 п.п. в 2008 году (по 2 варианту). На протяжении последующих лет прогнозного периода вклад внешних факторов в прирост экономики стабилизируется на уровне 1-1,5 п.п. прироста ВВП. Доля внешних факторов будет обеспечивать лишь 17-21% в приросте ВВП.
Внутренние факторы все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно возрастает роль инвестиционного климата и государственной экономической политики.
В целом общий рост инвестиций в расширение экспорта и импортозамещение, а также инвестиции для преодоления инфраструктурных ограничений, обеспечат от 0,16 до 0,53 п.п. дополнительного прироста ВВП в год.
Динамика инвестиций в инновационный сектор экономики определяется инвестиционной активностью частных корпораций и использованием инвестиционных ресурсов финансовых институтов развития, включая создаваемый Банк развития, Российскую венчурную компанию и формирующуюся при ее поддержке систему негосударственных венчурных фондов. Формируется весомый блок инновационно-технологических федеральных целевых программ. Предполагается, что все эти меры позволят переломить тенденцию к относительному снижению расходов на НИОКР и повысить их уровень с 1,04%ВВП в 2006 до не менее 1,21%ВВП в 2010 году.
Определенный вклад в повышение спроса окажет и более высокий рост доходов населения, прогнозируемый по второму варианту. За счет этого и других социальных факторов активизации роста экономики будет обеспечено от 0,13 до 0,15 п.п. прироста ВВП.
Основные факторы роста экономики
Экспорт и импорт товаров
В прогнозном периоде улучшится структура экспорта. Наиболее значительно к 2010 году по сравнению с 2006 годом увеличится экспорт машин, оборудования и транспортных средств (более чем в 1,3 раза), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (в 1,4 раза). Доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре экспорта вырастет с 5,8% в 2006 году до 7,9% в 2010 году, продукции химической промышленности - с 5,5% до 6,3%, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - с 1,8% до 2,7%. Экспорт металлов и изделий из них снижается в 2010 году более на 15% по сравнению с 2006 годом, древесины и целлюлозно-бумажных изделий - на 1,5 процента.
В прогнозном периоде темпы роста импорта будут замедляться. В 2007 году импорт увеличится на 23,3% против 31,3% годом ранее. В 2010 году этот показатель составит 110,8 процента.
Темпы роста импорта инвестиционной продукции снизятся с 38,7% в 2006 году до 13,8% в 2010 году. Импорт потребительской продукции будет постепенно вытесняться с внутреннего рынка, а его рост замедлится с 20,7% в 2006 году до 9,4% в 2010 году.
В целом ожидается, что физические темпы роста товарного импорта снизятся с 24% в 2006 году до 9,9% в 2010 году. В наибольшей степени замедление роста импорта коснется товаров из стран СНГ, доля которых в общем объеме импорта снизится с 14,9% до 13,7 процентов.
Формирование спроса и предложения
Развитие российской экономики в прогнозном периоде характеризуется динамичным ростом внутреннего инвестиционного и потребительского спроса одновременно с замедлением роста топливно-сырьевого экспорта.
Сокращение вклада внешнего спроса в прирост ВВП в 2007-2010 годах связано с замедлением роста экспорта товаров и услуг с 7% в 2006 году до 3,2% в 2010 году. Данный фактор, а также снижение экспортных цен, приведут к сокращению доли экспорта в ВВП с 34,2 % в 2006 году до 20,9% в 2010 году.
В структуре экспорта товаров в 2007-2010 годах ожидается увеличение доли машин и оборудования, продукции лесопромышленного комплекса, химической промышленности при снижении доли энергоносителей. Во втором варианте доля экспорта обрабатывающей продукции и сырья повысится с 35% экспорта в 2006 году до 39-40% в 2010 году. При этом экспорт машиностроительной продукции увеличится с 17,5 млрд. долл.США (5,8% экспорта товаров) в 2006 году до 23,3 млрд. долл.США (7,9%) в 2010 году. В условиях ослабления динамики внешнего спроса (экспорта) экономический рост становится все более ориентированным на внутренний рынок.
Внутренний спрос в реальном выражении в 2007 году увеличится на 10,2%, в 2008-2010 годах его прирост несколько замедлится, хотя и останется достаточно высоким - 8,3-7,5% за год.
В физическом выражении темп роста импорта товаров снизится с 24% в 2006 году до 10% в 2010 году (второй вариант).
Доля импорта в структуре источников покрытия прироста внутреннего спроса снизится с 52,8% в 2006 году до 26,4% в 2010 году.
Инвестиции в основной капитал
В 2007-2010 году инвестиционная активность в экономике сохранится на высоком уровне. За указанный период инвестиции в основной капитал увеличатся в 1,6 раза к уровню 2006 года по второму варианту (в 1,4 раза - по первому варианту). Это позволит переломить тенденцию к снижению нормы накопления основного капитала и во втором варианте она повысится с 18,1%ВВП в 2006 году до 23,3%ВВП в 2010 году.
Более выраженная инвестиционная направленность второго варианта по сравнению с первым связана с реализацией масштабных инвестиционных проектов и программ в нефте- и газодобыче, электроэнергетике, транспортном комплексе, жилищном строительстве, а также в АПК. Улучшение институциональной среды, формирование системы работающих финансовых институтов развития, более высокий уровень государственных инвестиционных расходов являются главными факторами, определяющими ускорение темпов роста инвестиций в основной капитал во втором варианте по сравнению с первым.
При реализации второго варианта развития экономики в среднесрочном периоде ожидаются позитивные сдвиги в структуре инвестиций. Так, будет постепенно снижаться концентрация инвестиционных ресурсов в добывающем и энергетическом секторах экономики, при постепенном увеличении вложений в основной капитал в машиностроительном, транспортном, агропромышленном и металлургическом комплексах.
Основным источником финансирования инвестиций во всех вариантах являются частные средства. Более высокие темпы роста инвестиций по второму варианту будут поддерживаться увеличением роста объемов привлеченных средств, в основном, за счет банковского капитала и средств институтов развития, а также притока иностранного капитала.
Структурные сдвиги в экономике
С учетом сложившихся тенденций изменения конкурентоспособности годовые темпы прироста промышленного производства составят в среднесрочной перспективе по первому варианту прогноза - 2,7-3,2%; по второму варианту, с учетом дополнительных мер, направленных на ускорение роста и диверсификацию экономики - 4,8-5,2 процента. Более высокие темпы роста второго варианта опираются на улучшение неценовой конкурентоспособности российской экономики и активизацию структурных сдвигов в пользу высокотехнологичного и информационного секторов.
В прогнозном периоде сохранится тенденция опережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с производством сырья и материалов и топливно-энергетических ресурсов.
В аграрном секторе в рамках второго варианта ожидается ускорение роста до 14,5% (2010 год к 2006), против 6,0% в рамках первого варианта. Возможность значительного ускорения роста сельскохозяйственного производства по второму варианту связана с ожидаемыми результатами реализации национального проекта «Развитие АПК» и новой «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Медленные темпы роста аграрного сектора в первом варианте отражают негативный эффект сохраняющегося диспаритета цен между сельскохозяйственным сектором и промышленностью, в сочетании с относительным сокращением государственной финансовой поддержки села, а также продолжающимся сокращением машинно-тракторного парка.
Доходы и расходы населения
В 2007-2010 годах сохранятся высокие темпы роста денежных доходов населения за счет всех составляющих: заработной платы, трансфертов и выплат социального характера, доходов от собственности, предпринимательской деятельности. Денежные доходы населения в 2010 году по отношению к 2006 году возрастут по второму варианту в номинальном выражении на 88% (в реальном выражении - на 39 процентов).
В среднесрочной перспективе продолжится тенденция опережения роста заработной платы по сравнению с ростом экономики в целом. За период 2007-2010 гг. фонд заработной платы по сравнению с 2006 годом возрастет в 1,9 раза, в то время как номинальный объем ВВП - в 1,7 раза.
В проекте основных характеристик федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года предусмотрено к 2011 году довести МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения с учетом законодательного изменения структуры минимального размера оплаты труда.
Политика в области заработной платы работников бюджетной сферы кроме установления ежегодных индексаций будет увязываться с реформированием бюджетных учреждений и их переводом на новые организационно-правовые формы.
В настоящее время в России границей бедности является уровень прожиточного минимума.
Расчет величины прожиточного минимума на 2008-2010 годы был произведен с учетом положений Федерального закона от 31 марта 2006 года «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и на основе прогноза индексов потребительских цен в разрезе товарных групп (продовольственные, непродовольственные товары) и платных услуг населению, в том числе услуг жилищно-коммунального хозяйства, включенных в состав потребительской корзины.
Институциональные преобразования в экономике
Одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры является развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса.
Потенциал экономического роста во многом определяется качеством и развитостью рыночных институтов, а также возможностью повышения данного качества.
Стимулирование предпринимательской активности к эффективному инвестированию является ключевым условием нормального функционирования экономики. При этом эффективная система корпоративного законодательства рассматривается как одно из ключевых условий повышения конкурентоспособности российских предприятий, обеспечения защиты прав собственности и контрактных прав и повышения инвестиционной привлекательности российских компаний.
В рамках модернизации корпоративного законодательства и совершенствования системы корпоративного управления в 2008 году будет осуществляться работа по реализации положений Концепции развития корпоративного законодательства на период до 2008 года, одобренной Правительством Российской Федерации по следующим направлениям:
развитие механизмов защиты прав собственности акционеров и инвесторов на корпоративные ценные бумаги;
совершенствование системы корпоративного управления, включая повышение эффективности структуры и организации органов управления компании;
совершенствование системы организационно-правовых форм юридических лиц, развитие норм регулирования публичных и закрытых форм;
развитие законодательства в сфере реорганизации и функционирования интегрированных бизнес-структур;
совершенствование системы финансовой отчетности предприятий, за счет внедрения международных стандартов отчетности.
В контексте совершенствования системы корпоративного управления планируется осуществление комплекса мер, направленных на формирование эффективной структуры и организации органов управления российских компаний, повышение эффективности корпоративного контроля, формирование института реальной ответственности членов совета директоров и менеджмента за убытки, причиненные ими компании, минимизации конфликта интересов и стимулирования выплаты дивидендов.
Представляется важным устранение выявленных правоприменительной практикой недостатков регулирования крупных сделок. В этой связи предлагается в 2008 году концептуально пересмотреть вопросы регулирования данных институтов в целях повышения их эффективности, включая создание адекватных механизмов предотвращения и разрешения конфликта интересов, обеспечения контроля и прозрачности заключаемых обществом сделок, совершенствование процедуры одобрения таких сделок, а также уточнение используемых данными институтами понятий.
В части повышения эффективности функционирования интегрированных бизнес-структур в 2008 году планируется подготовить и реализовать комплекс законодательных мер, направленных на обеспечение прав и интересов акционеров и кредиторов дочерних компаний, регламентацию вопросов перекрестного владения акциями, формирования института управляющей организации, установления специального налогового регулирования группы связанных лиц и введения консолидированного налогового учета и отчетности.
Одновременно будет продолжена работа по совершенствованию законодательства, регламентирующего процедуры банкротства отдельных категорий должников.
Формирование института независимой оценки играет важную инфраструктурную роль в реализации среднесрочной стратегии развития экономики, внедрению в России рыночных механизмов хозяйствования.
Развитие особых экономических зон. Во всех особых экономических зонах государство предусматривает создание максимально благоприятных условий для компаний в области инноваций, высоких технологий, производства новых видов продукции и услуг.
Создание туристско-рекреационных особых экономических зон будет направлено на формирование рынка конкурентоспособных туристских и санаторно-курортных услуг, создание условий для прироста объема их экспорта, стимулирование развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом, повышение качества жизни и занятости населения.
В 2007-2010 годах предусматривается создание 4-х технико-внедренческих, 2-х промышленно-производственных и 7-ми туристско-рекреационных особых экономических зон.
Учитывая стратегические преимущества транспортной составляющей, географического положения России и потенциал ее прибрежных территорий, важным этапом является создания портовых особых экономических зон на территории морских и речных портов, грузовых терминалов международных аэропортов.
Целью их создания является не столько создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций под строительство и реконструкцию портовой инфраструктуры, сколько стимулирование развития портового хозяйства и, в конечном счете, развитие портовых услуг, конкурентоспособных с зарубежными аналогами. Придание статуса особых экономических зон позволит российским портам конкурировать с портами соседних стран, ускорит интеграцию России в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах Российской Федерации.
Приоритетными направлениями в сфере развития малого предпринимательства на период 2008-2010 гг. станут:
специальные программы поддержки конкурентоспособных, экспортно-ориентированных проектов;
формирование благоприятных условий и поддержка институтов микрофинансирования;
формирование институциональных условий для развития кредитования предпринимательства банковскими учреждениями;
развитие системы бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей;
совершенствование нормативной правовой базы в целях сокращения административных ограничений и барьеров для предпринимательской деятельности;
обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к недвижимому имуществу, находящемуся в государственной и муниципальной собственности.
В сфере ЖКХ для снижения дотационности сферы коммунальных услуг осуществляется поэтапный переход к тарифам, которые полностью обеспечивают возмещение затрат на содержание и ремонт домов, при одновременном расширении механизмов адресной социальной поддержки населения.
Демонополизация ЖКХ, и, как следствие, развитие конкуренции, подразумевает образование новых рыночных отношений, «правил игры» в этой отрасли, связанных с формированием института товариществ собственников жилья.
В рамках реформирования ЖКХ, разделения рынка жилищных и коммунальных услуг развиваются новые формы взаимодействие государства и бизнеса на базе уже существующих законодательно типовых договоров концессий.
Продолжаются структурные преобразования в сфере железнодорожного транспорта. В ходе первого и второго этапа реформы произошли значительные перемены качественного состояния Российских железных дорог и рынка железнодорожных услуг в целом.
Разделены функции государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте.
В 2006-2007 годах планируется создание около 40 дочерних обществ ОАО «РЖД» (в области грузовых перевозок, ремонта подвижного состава, ремонта пути, НИОКР, предоставления услуг питания и торгового обслуживания, экспедирования и т.п.) и совместных предприятий с участием российских и зарубежных партнеров.
Следует отметить, что реформа на железнодорожном транспорте осуществляется в условиях благоприятных макроэкономических факторов, устойчивого роста объемов промышленного производства и благосостояния населения и, следовательно, в условиях роста объемов перевозочной деятельности.
На третьем этапе реформы в период с 2006 по 2010 годы должны быть окончательно определены и достигнуты:
целевое состояние рынка железнодорожных перевозок;
целевое состояние открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
модель и сроки реформирования пассажирских перевозок в дальнем следовании, а также целевое состояние будущего открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания».
При этом создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок, как грузовых, так и пассажирских, является главной задачей для претворения идей реформы.
На сегодняшний день, в сфере грузовых перевозок не созданы перевозчики, кроме компании «Российские железные дороги», способные работать на условиях публичного договора перевозки на всей сети железных дорог.
При этом на современном этапе реформы важно не допустить необоснованного сегментирования перевозочной деятельности компании «Российские железные дороги» на высоко- и низкодоходные сегменты, важно обеспечить создание иных полноценных перевозчиков и конкуренцию между ними.
К окончанию третьего этапа будут унифицированы тарифы на перевозку, дерегулированы конкурентные сегменты перевозки и обеспечен переход от тарифного регулирования перевозочной деятельности к регулированию цены на услуги инфраструктуры.
В 2009-2010 годы будет принято решение о возможном организационном отделении перевозочной деятельности от инфраструктуры, и при принятии положительного решения произойдет такое разделение.
В сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании принято решение о прекращении перекрестного субсидирования пассажирских перевозок в дальнем следовании за счет грузовых и постепенном привлечении для этих целей с 2007 года средств федерального бюджета.
В 2007 году предполагается на данные цели выделение средств федерального бюджета в размере 11,1 млрд.руб., в 2008 -16,6 млрд.руб., в 2009-21,5 млрд.руб.
Важнейшей задачей государства является контроль за целевым направлением выделяемых из федерального бюджета средств на обновление пассажирского подвижного состава, модернизацию (улучшение) объектов пассажирского хозяйства, разработку и внедрение новых технологий для пассажирских перевозок.
В рамках управления государственным имуществом политика будет строиться на принципах строгого соответствия его состава функциям государства. Не соответствующее функциям государства и муниципальных образований имущество подлежит приватизации. На сегодня следует констатировать наличие все еще значительного избыточного количества объектов федеральной собственности, подлежащих приватизации в среднесрочной перспективе.
По состоянию на 1 января 2007 г. в Российской Федерации насчитывается 6 533 федеральных государственных унитарных предприятий и 31 226 федеральных государственных учреждений.
В собственности Российской Федерации находятся акции 3 997 акционерных обществ (в том числе, в отношении 181 акционерного общества применяется специальное право на участие Российской Федерации в управлении ими («золотая акция»)).
Источник www.gov.ru