О проекте

Накопительная пенсионная система – благополучная старость

Накопительная пенсионная система – благополучная старость
07/05/2007 07:47:55
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику любого государства, так как главной его целью является обеспечить заработанный человеком уровень материальных благ путем перераспределения и накопления средств. Каждый человек, где бы он ни жил, своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем, сообщает Деловой партнер.UZ.
По мере старения общества вопрос пенсионного обеспечения и перехода этой системы на накопительные принципы становится все более актуальным. Но зачастую для рядового гражданина формирование сбалансированного бюджета кажется весьма далеким от его повседневных забот. Однако вся деятельность такого сложного и социально значимого финансового учреждения, как Пенсионный фонд, непосредственно зависит от того, насколько экономически обоснованно и правильно были определены соответствующие бюджетные параметры.
В последние годы во всем мире проделана большая работа по реформированию системы пенсионного обеспечения в рамках пенсионной реформы, в частности, введение накопительной системы. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выйдет на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.
В предшествующий период, для обеспечения социальной защиты пожилого населения, в мире доминировали, в основном, распределительные системы. Однако постепенное старение населения (особенно в развитых странах), одновременно с резким увеличением соответствующих расходов, вынуждает все большее количество стран к переходу к накопительной схеме фиксированных отчислений. Системы, принятые в разных странах, отличаются друг от друга, но их объединяет то, что пенсионные выплаты определяются суммами пенсионных отчислений, учитываемых на индивидуальных счетах граждан.
1 января 2007 года исполнилось два года с момента вступления в силу Закона Республики Узбекистан «О накопительном пенсионном обеспечении граждан». За этот период по всей территории республики в региональных отделениях Народного банка для граждан были открыты индивидуальные накопительные пенсионные счета. Постепенно формируется электронная база данных учета участников накопительной пенсионной системы. Однако большая часть этих участников создается за счет граждан, для которых участие в накопительной пенсионной системе является обязательным.
Иное дело обстоит с лицами, формально не связанными трудовыми отношениями и относящимися к категории граждан, для которых законодательством предусмотрено добровольное участие в накопительной пенсионной системе (частные предприниматели, члены дехканских хозяйств и другие). К сожалению, все они не очень спешат вступить в нее, т. к. накопительные пенсионные отчисления рассматриваются данной категорией людей как своеобразный дополнительный налог. Это связано с не совсем правильным пониманием основ функционирования накопительной пенсионной системы в целом, и в этих условиях возникает острая необходимость широкомасштабной компании разъяснительных работ среди населения, о преимуществах накопительной пенсионной системы, о механизме и особенности ее формирования, а также объяснение последствий отсутствия пенсионных накоплений.
Осуществляя пенсионную реформу, Пенсионный фонд Республики Узбекистан выполняет функцию одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан. При этой системе должны собираться соответствующие статистические данные, необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела и обязательные при прогнозировании требуемых средств для обеспечения людей, нуждающихся в социальной защите.
Отличительная особенность накопительной и распределительной пенсионных систем заключается в подходах к финансированию пенсионных выплат. В распределительной системе  источником денежных выплат являются взносы работников, отчисляющиеся в текущий период и которые непосредственно распределяются между пенсионерами. При накопительной системе пенсии выплачиваются исключительно за счет пенсионных взносов, произведенных пенсионером за период своей работы. При использовании этой системы финансирования поступающие взносы не сразу расходуются на выплату пенсий, а накапливаются в виде определенного резервного капитала. После достижения пенсионного возраста получатели имеют право выбора на получение этих средств единовременно или в течение периода, устанавливаемого ими самостоятельно.
Накопительная пенсионная система, по сравнению с распределительной, обладает рядом преимуществ. Данная система предусматривает учет каждого сума, внесенного за каждый год и месяц трудового стажа работника.
Законодательство Республики Узбекистан закрепляет обязательства государства перед каждым участником накопительной пенсионной системы, за сохранность и выплату средств, накопленных на индивидуальных накопительных счетах. После выхода участника на пенсию эти обязательства будут выполняться в полном объеме.
В целях защиты от инфляции, средства накопительной пенсионной системы могут быть использованы в качестве кредитных и инвестиционных ресурсов. Обязательные накопительные пенсионные взносы, процентные и другие доходы, полученные гражданами от использования средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах, не подлежат обложению налогами и другими обязательными платежами.
Участники накопительной системы обычно лучше защищены от политических рисков, тесно связанных с любой распределительной системой.
При функционировании механизма накопительной пенсионной системы среди населения снижаются стимулы к сокрытию доходов. Граждане становятся заинтересованными в том, чтобы работодатели в полном объеме осуществляли пенсионные отчисления и, соответственно, платили зарплаты что называется «по-белому». Результат – в экономике страны появляются средства для долгосрочных инвестиций.
Однако учет денег на индивидуальных счетах значительно усложняет техническую организацию накопительной пенсионной системы по сравнению с распределительной. Возможна значительная путаница, и даже потеря части средств, особенно при переходе из фонда в фонд. Единственным способом избежать этого – разработка четкого механизма обязательного информирования вкладчиков о состоянии их накопительного счета и разрешения споров по поводу состояния счета.
Например, в Австралии существует проблема потерянных или «беспризорных» счетов. Дело в том, что ранее при смене работы и связанным с ней переходом в другой пенсионный фонд, сумма пенсионных накоплений выдавалась вкладчику целиком на руки, с целью внесения ее на накопительный счет другого пенсионного фонда, на новом месте работы. Однако на практике все происходило иначе: многие «не доносили» взятые суммы до нового пенсионного фонда, а тратили свои пенсионные накопления, затем при достижении пенсионного возраста оставались с крайне незначительной суммой совокупных накоплений, на основе чего обращались за дополнительной государственной помощью. Пытаясь воспрепятствовать такой практике, государство отменило выдачу накоплений на руки при переходе из фонда в фонд, разработав сложную процедуру переводов. Вследствие трудоемкости перехода люди часто не переносят свои предыдущие накоплений в новый фонд, оставляя их в старом и в прямом смысле забывая о них. Особенно часто это происходит в случае незначительного размера отчислений на счете, например на начальном этапе трудовой деятельности или при частой смене работы. По последним оценкам общий объем таких потерянных счетов составляет около 6 млрд. австралийских долларов (около $3-3,5 млрд.).
Организация своевременного и четкого перевода обязательных отчислений в пенсионную систему является одним из сложных звеньев, где возможно нарушение интересов, как клиентов, так и государства. Перевод средств на счета застрахованных работодателями обычно организован по одной из двух схем – через налоговые органы и Пенсионный Фонд или клиринговую палату, так, как это происходит, например, в Швеции, Великобритании, Польше, или напрямую бухгалтериями предприятий в управляющие компании. При каждой из схем возникали специфические проблемы, серьезно влияющие на размер накоплений и управление ими.
Перечисление средств через налоговые органы или государственный пенсионный фонд характеризуется значительными задержками при переводе средств на индивидуальные счета. Например, в Великобритании сумма обязательных платежей становилась известной только через три месяца после окончания финансового года, после чего платеж направлялся в налоговый орган, который переводил уточненную сумму в ПФ, а он в НПФ. Суммарная обработка платежей в налоговых органах и ПФ приводили к поступлению взносов на индивидуальные счета с опозданием от 12 до 18 месяцев, обесцениванию за счет инфляции и потере инвестиционного дохода.
Опыт Великобритании показывает, что даже при весьма отлаженной системе персонифицированного учета, от технических ошибок не застрахован никто. Кроме того, возможно возникновение конфликтов по поводу состояния пенсионного счета и из-за недостаточной грамотности застрахованных. В Великобритании действуют достаточно жесткие обязательные и добровольные стандарты работы с обращениями граждан для всех финансовых организаций, работающих с пенсионными. В Королевстве также действует специальный пенсионный Омбудсман (Pension Ombudsman) – орган внесудебного урегулирования споров. Своевременное разрешение споров, связанных с различными аспектами пенсионной системы, позволяет, во-первых, избежать крупных ошибок, а во-вторых, повышает доверие граждан к системе в целом.
Во многих странах, где предусмотрено только добровольное участие в накопительной пенсионной системе и отсутствует распределительная пенсионная система лица, получающие доход не в виде заработной платы (адвокаты, консультанты, репетиторы), а также домохозяйки оказываются вне существующей пенсионной системы. При достижении ими пенсионного возраста они оказываются без какой-либо пенсионной поддержки (минимальные государственные пенсии чаще всего не предусмотрены).
Поскольку пенсионная система Узбекистана носит смешанный характер, шанса остаться совсем без пенсии у наших граждан нет. В этом преимущество отечественной системы перед другими.
Важно отметить, что средства, накопленные на индивидуальном накопительном пенсионном счете, в случае смерти получателя могут быть наследованы в установленном порядке. Накопленные средства выплачиваются наследнику единовременно в полном объеме.
Единовременно в полном объеме накопленные пенсионные средства могут быть выплачены в случае выезда гражданина Республики Узбекистан за пределы республики на постоянное место жительство. Накопительная пенсионная система способна обеспечить прозрачность пенсионной системы в целом. Эта часть трудовой пенсии гарантирует необходимый пенсионный резерв в случае демографического дисбаланса.
08.05.2007

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.