Обращение группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в Конституционный Суд РФ по вопросам пенсионной реформы

1

В Конституционный Суд

Российской Федерации

ЗАПРОС

О соответствии Конституции Российской Федерации
отдельных положений Федеральных законов
от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ

"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

Группа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1) в соответствии со статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции Российской Федерации, с подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи 3, со статьями 36, 37, 84 и 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" просит Конституционный Суд Российской Федерации проверить соответствие Конституции Российской Федерации отдельных положений Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции Федеральных законов от 25.07.2002 г. N 116-ФЗ, от 31.12.2002 г. N 198-ФЗ ("Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920; 29.07.2002, N 30, ст. 3033; 06.01.2003, N 1, ст. 13), от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федеральных законов от 29.05.2002 г. N 57-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ).

Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации отдельные положения названных Федеральных законов.

Допустимость настоящего запроса в соответствии с частью первой статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обусловлена тем, что, по мнению группы депутатов Государственной Думы, отдельные положения названных Федеральных законов не подлежат действию из-за своей неконституционности.

Группа депутатов считает не соответствующим Конституции Российской Федерации:

· гарантированный государством размер пенсии, установленный Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",

· условия расчета, индексации и выплаты трудовых пенсий, ограничительные коэффициенты для определения их размера, установленные главой IY и статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",

· отмену или умаление ранее установленные пенсионных прав граждан.

По мнению группы депутатов, установленные Федеральным законом гарантированные размеры пенсий не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее преамбуле, статьям 2, 7, 17, 18, 20, 39 (часть 1), 55.

Статья 2 Конституции Российской Федерации устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

При этом, согласно статье 18 Конституции, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием

В соответствии со статьей 7 Конституции - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 17 Конституции устанавливает уровень признания и гарантий прав и свобод человека и гражданина - согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией России. При этом согласно статье 15 (часть 4) Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Дополнительно права пенсионеров защищены статьей 39 Конституции, устанавливающей, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом и что государственные пенсии устанавливаются законом. Уровень социального обеспечения должен соответствовать статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: он должен обеспечить право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.

По мнению группы депутатов под понятие государственной пенсии, упоминаемой в статьях 7 и 39 Конституции подпадает лишь базовая часть трудовой пенсии, поскольку выплата только этой части трудовой пенсии гарантируется государством согласно статьям 6, 14, 15, 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Эта, гарантированная средствами бюджета, часть трудовой пенсии не соответствует прожиточному минимуму и не способна обеспечить не только достойное существование пенсионера (статья 7 Конституции), но и в целом его право на жизнь (статья 20 Конституции).

Группа депутатов полагает, что условия расчета, индексации и выплаты трудовых пенсий, ограничительные коэффициенты для определения их размера, установленные главой IY и статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не соответствует Конституции Российской Федерации ввиду дискриминации пенсионных прав значительного числа российских граждан. Вне зависимости от меры и качества труда верхний предел трудовой пенсии определен для застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 года в сумме 1504 рубля (без учета районных коэффициентов).

Эта величина получается как произведение стажевого коэффициента, средней заработной платы по стране и отношения среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы либо за любые 60 месяцев подряд к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период. Стажевый коэффициент при стаже 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин равен 0,55, за каждый переработанный сверх этого год он повышается на 0,01, но не более чем на 0,20. Таким образом, его предельная величина 0,75. При этом пункт 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях" устанавливает, что какой бы высокой ни была реальная заработная плата гражданина, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации не может быть более 1,2. Величина среднемесячной заработной платы в стране за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. была утверждена Правительством в размере 1671 рубль. Таким образом, предел трудовой пенсии при получении права на пенсию по старости равен: 0,55х1,2х1671=1003 руб. (суммы здесь и далее округлены до рубля), максимальный предел 1671х 0,75х1,2= 1504 руб.

Полученные цифры важны не столько для оценки размера получаемой в настоящее время гражданином пенсии: пункт 4 статьи 29 гарантирует в случае получения в результате указанных выше расчетов пенсии меньшей, чем ранее получаемая, сохранение прежнего более высокого размера пенсии. На основе полученной в результате расчетов величины оцениваются в целом пенсионные права застрахованного лица - так называемый расчетный пенсионный капитал. При искусственном занижении расчетного размера трудовой пенсии как следствие занижается и величина расчетного пенсионного капитала.

Расчетный пенсионный капитал согласно пункту 1 статьи 30 Закона определяется следующим образом: из расчетного размера трудовой пенсии вычитается базовая часть и разница умножается на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости. Более того, статьей 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вводится понятие расчетного пенсионного капитала для определения общего размера выплаты, на получение которой (в виде страховой части трудовой пенсии) может рассчитывать пенсионер за весь пенсионный период своей жизни. Если эта сумма исчерпана, то пенсионер теряет право на дальнейшее получение страховой части трудовой пенсии и ему будет выплачиваться лишь базовая часть трудовой пенсии.

По мнению группы депутатов, указанные нормы не соответствуют Конституции РФ, ее статьям 1, 2, 7, 19, 55, как ущемляющие права граждан и устанавливающие неравенство граждан в зависимости от времени выхода на пенсию.

Таким образом, максимальная величина пенсии, назначенной до 1 января 2002 года, ограничена суммой 1504 руб., тогда как при более позднем назначении пенсии таковой предел не устанавливается. Страховая часть трудовой пенсии при равном расчетном пенсионном капитале у тех граждан, которым пенсия будет устанавливаться в 2003 г. и позднее, окажется ниже, чем у вышедших на пенсию ранее, поскольку их расчетный пенсионный капитал делится на большее число месяцев в ожидаемом периоде выплаты пенсии по старости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации равные права граждан должны быть обеспечены независимо и от иных обстоятельств, в том числе от времени установления пенсии.

Группа депутатов полагает также, что установленные статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях ..." ограничения стажевого коэффициента (СК) величиной 0,75 и отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) величиной 1,2 не соответствуют Конституции РФ, ее статьям 1, 2, 7, 19, 55, как ущемляющие права граждан с более весомым трудовым вкладом и более значительными пенсионными отчислениями.

Пример адекватного вычисления размера пенсии, зависящего от заработка самого работника, а не среднего по стране с искусственными ограничениями дает Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации": в статье 14 размер пенсии по выслуге лет для государственных служащих ставится в зависимость от их заработка, а не от среднего по стране.

Этот подход, по мнению группы депутатов, в соответствии со статьей 1 и частью 2 статьи 19 Конституции РФ должен быть распространен на всех граждан государства вне зависимости от должностного положения и социальной принадлежности.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" существенно усугубляет указанное выше неравенство, ограничивая включение в страховой стаж иной деятельности, с которой Закон "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.90 г. связывал определенные правовые последствия в пенсионном обеспечении граждан:

- теперь не засчитываются в трудовой стаж многие периоды, ранее в него включавшиеся: время обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, период проживания супруга-военнослужащего, проходящего службу по контракту в местностях, где супруг не мог трудиться по специальности, и т.д.;

- военная служба, служба в милиции, период получения пособия по временной нетрудоспособности или пособия по безработице, время пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, нахождение в местах лишения свободы или ссылке реабилитированных граждан и ряд иных периодов теперь включаются в трудовой стаж при условии "если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы..." (п.2 ст. 11), тогда как ранее таких дополнительных условий не требовалось;

- существенно ухудшены условия назначения и выплаты пенсий лицам, работавшим на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к ним. Ухудшены условия назначения и выплаты пенсий также участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, многодетным матерям, лицам, работавшим в лепрозориях и противочумных учреждениях, работавшим во время Великой Отечественной войны и ряду иных категорий граждан. Это результат того, что Федеральный закон изменил порядок подсчета специального стажа, льготное исчисление пенсионного стажа практически отменено полностью (п.1 ст.12). Статья 27 устанавливает более жесткие, чем прежде, условия назначения трудовой пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста;

- изменена концепция трудовых пенсий по инвалидности. Согласно ч.1 ст.3 Закона право на трудовую пенсию имеют граждане России, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ч.1 ст.3). Однако согласно последнему (п.1 ст.7), из категории застрахованных исключены учащиеся различных учебных заведений профессионального образования, бывшие военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и некоторые другие категории граждан.

В результате таких изменений десятки тысяч людей не получили и не получат пенсию, на которую они имели право и рассчитывали, строя свою трудовую биографию, выбирая место работы и профессию с учетом норм прежнего пенсионного законодательства. Практически обратную силу получает закон, вводящий новые обязанности для граждан (требующий, в частности, большего, чем ранее, трудового стажа для целого ряда категорий трудящихся), что противоречит статье 55 Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отменяет или умаляет ранее установленные пенсионные права граждан, что противоречит пункту 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ни одной из перечисленных причин ограничение пенсионных прав граждан не обосновано.

Сложившаяся ситуация недопустима в демократическом, правовом и социальном государстве, каковым является Россия согласно Конституции РФ (п.1 ст.1, п.1 ст.7).

На основании вышеизложенного группа депутатов просит признать не соответствующими Конституции, ее статьям 1 (пункт 1), 7, 19, 39, 55, понятия государственной и трудовой пенсий, условия расчета, индексации и выплаты трудовых пенсий, ущемляющие права большинства граждан государства по сравнению с нормами прежнего пенсионного законодательства и ныне действующими нормами пенсионного обеспечения государственных служащих, установленные статьей 2, частью 1 статьи 3, статьями 6, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 27, 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.

Группа депутатов Государственной Думы назначает своим представителем депутата Государственной Думы Сергея Алексеевича Попова. Полномочие назначить других представителей группы депутатов, в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", предоставляется С.А.Попову.

Приложения (в 30 экземплярах):

копии настоящего запроса;

подписной лист;

тексты оспариваемых статей;

документ об уплате государственной пошлины.

17.07.2003

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.