О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ (ПФР)

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 13/11/2003
(представлены Пенсионным фондом Российской Федерации)

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ
Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации
(представлены Пенсионным фондом Российской Федерации)

Пенсионное обеспечение граждан в 2002-2003 гг. осуществлялось в соответствии с принятым пакетом законодательных актов по реформированию системы пенсионного обеспечения. Реформирование включает в себя создание инфраструктуры пенсионной системы, модификацию распределительной модели пенсионного обеспечения и формирование накопительной составляющей пенсионной системы.

1. Создание инфраструктуры

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации” во всех субъектах Российской Федерации осуществлена передача полномочий по назначению и выплате пенсий территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации. Тем самым создана единая централизованная система управления средствами обязательного пенсионного страхования. За этот период в основном решена задача перехода подразделений по назначению, перерасчету и организации выплаты пенсий к работе на основе информационных баз федерального масштаба. Соответствующим образом унифицировано программное обеспечение для назначения и организации выплаты пенсий.

Решение задач, предусмотренных законодательством, на основании которого осуществляется пенсионная реформа, предполагает сбор, обработку, хранение и использование значительных объемов информации, фиксирующей пенсионные права миллионов застрахованных лиц (как работающих, так и пенсионеров). С этой целью Пенсионным фондом Российской Федерации к 2002 году была проведена подготовительная работа, позволившая сформировать необходимую законодательную и нормативную основу и создать с использованием современных информационных технологий соответствующие информационные базы федерального масштаба по страхователям и застрахованным лицам (в том числе пенсионерам), а также внедрить человеко-машинные технологии по основным процедурам, определенным новым пенсионным законодательством.

Ядром информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации является система индивидуального (персонифицированного) учета, в которой содержится систематически актуализируемая информация о пенсионных правах граждан. Информационная база персонифицированного учета включает более 110 млн. индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц (работающие граждане, включая самозанятое население, безработные, учащаяся молодежь старше 14 лет, неработающие пенсионеры) с информацией об их пенсионных правах.

Для упрощения работы страхователей Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечил возможность подготовки и передачи этой информации в , электронной форме (из 82 млн. документов от страхователей за 2002 год около 96% принято подразделениями ПФР в электронной форме). Главным показателем этих сведений наряду со страховым стажем являются суммы страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации за каждое застрахованное лицо на страховую и накопительную части трудовой пенсии. Для обеспечения достоверности указанных сведений в 2002 году разработан и реализован механизм сверки данных персонифицированного учета и бухгалтерского учета. Конечная цель сверки этих данных заключается в подтверждении того, что каждый рубль страховых взносов уплачен каждым страхователем за конкретное застрахованное лицо и войдет в его пенсионные права. Из поступивших в 2002 году в бюджет ПФР 298,9 млрд. руб. страховых взносов разнесено по индивидуальным лицевым счетам 291,7 млрд. руб. или 97,6 %, в том числе 257,1 млрд. руб. на страховую часть трудовой пенсии (из поступивших 261,0 млрд. руб.) и 34,6 млрд. руб. на накопительную часть пенсии (из 37,9 млрд. руб.).

Пенсионный фонд Российской Федерации для эффективной реализации пенсионной реформы осуществляет информационное взаимодействие в автоматизированном режиме не только со страхователями, но и с другими ведомствами, в том числе с органами Федерального казначейства и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Выводится на качественно новый уровень работа с населением: создаются клиентские службы, обеспечивающие комплексное обслуживание застрахованных лиц и страхователей, консультационные пункты на предприятиях, передвижные консультационные пункты. Клиентская служба была презентована Президенту Российской Федерации в Тамбовской области.

За 2001-2003 гг. прошли обучение и учатся в настоящее время 31313 работников системы ПФР.

2. Модификация распределительной составляющей пенсионной системы

2.1. Повышение уровня пенсионного обеспечения

С 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” Пенсионным фондом Российской Федерации осуществлен перерасчет всех видов пенсий исходя из норм нового пенсионного законодательства. В результате около 12 млн. человек получили существенную прибавку к пенсии, которая в среднем составила 346 рублей, что соответствует более чем 30-процентному росту пенсий.

Одновременно Фонд осуществлял оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.

В течение 2002 года трижды проводились мероприятия по повышению размеров пенсий.

С 1 февраля и с 1 августа 2002 года все виды пенсий проиндексированы на 6,5 и 9 процентов.

В результате в целом за 2002 год средний размер пенсии увеличился с 1138 руб. до 1462 руб., или более чем на 28% при годовом уровне инфляции 15,1 процента. Средний размер трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2003 г. составил 1482 руб., размер пенсии по староста - 1590 рублей. Максимальный размер пенсии по старости увеличился до 1746 рублей.

Бюджетная политика в области расходов на пенсионное обеспечение в 2003 году направлена на продолжение реализации программы пенсионной реформы.

С 1 февраля 2003 года проведена индексация базовой части трудовой пенсии на б процентов. Повышение коснулось всех, без исключения, пенсионеров. Размер увеличения пенсий составил от 16 до 470 рублей.

С 1 апреля 2003 года по итогам 2002 года с учетом роста среднемесячной заработной платы в стране и исходя из индекса роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации на одного пенсионера дополнительно увеличена страховая часть трудовой пенсии на 12,6 процента.

Средний размер трудовой пенсии увеличился на 112 руб. и составил 1632 рубля. Средний размер пенсии по старости увеличился на 121 руб. и составил 1752 рубля.

С 1 августа 2003 года все пенсии проиндексированы на 8 % - на индекс роста инфляции за первое полугодие 2003 года.

Средний размер трудовой пенсии по старости с 1 августа 2003 года с учетом перерасчета увеличился в среднем на 148 руб. и составил 1903 рубля.

Средний размер трудовой пенсии составил 108,1% от прожиточного минимума пенсионера, при этом отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к величине прожиточного минимума составило 116 процентов.

В результате в 2003 году при ожидаемом индексе роста цен (инфляции) 10 - 12 % размер трудовой пенсии увеличится в среднем на 290 руб., или на 19,6%, т.е. с опережением уровня инфляции на 7,6 процентных пункта.

Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2002 году составили 699,9 млрд. руб., или 6,4% ВВП, против 532,1 млрд. руб. в 2001 году (5,9% ВВП), то есть увеличились на 31,5% (0,5 процентного пункта ВВП).

Расходы Фонда на пенсионное обеспечение граждан и дополнительное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан с учетом затрат на их доставку в 2002 году составили 661,7 млрд. руб. или 6,1% в ВВП, против 491,1 млрд. руб. в 2001 году (5,4% ВВП), с ростом к 2001 году на 34,7% (0,7 процентного пункта ВВП).

С 1 января 2002 года началось формирование резерва для финансирования накопительной части трудовой пенсии, объем которого по результатам 2002 года составил 37,9 млрд. рублей, при этом темпы роста пенсионного обеспечения не замедлились. В результате реализации нового пенсионного законодательства средний размер пенсии за 2002 - 2003 годы увеличился на 609 руб., или более чем в 1,5 раза.

Всего в период с 1 января 2002 г. по 1 октября 2003 г. территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации назначено 3,8 млн. пенсий, из них 3,5 млн. трудовых пенсий и 0,3 млн. пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

С начала пенсионной реформы у 4,4 млн. работающих пенсионеров возникла возможность получать пенсии в полном объеме, что дало прибавку к трудовой пенсии в размере 455 рублей.

В текущем году впервые осуществляется перерасчет страховой части трудовой пенсии лицам, со дня назначения пенсии которым прошло не менее 12 полных месяцев при условии уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. За период с 1 января 2003 г. по 1 октября 2003 г. территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации перерасчет страховой части трудовой пенсии произведен 3,9 млн. пенсионерам.

При перерасчете страховой части трудовой пенсии увеличение размера пенсии составляет 12 руб. 17 коп. с каждой тысячи получаемого дохода без ограничения его размера (при условии уплаты страховых взносов). Среднее увеличение размера страховой части трудовой пенсии по Российской Федерации составляет 47,08 руб. (например, в Центральном федеральном округе - 38,81 руб., в Сибирском федеральном округе - 52,18 руб.). Максимальный размер увеличения по ранее действовавшему законодательству составлял 20 рублей.

Кроме того, в текущем году с 1 июля осуществлена корректировка трудовых пенсий, назначенных в 2002 г., с учетом поступивших страховых взносов в отношении 0,8 млн. пенсионеров.

В соответствии с действующим законодательством со второй половины текущего года Пенсионный фонд Российской Федерации приступил к сбору сведений о трудовой и иной деятельности застрахованных лиц за период до их регистрации в системе персонифицированного учета. Работу по проверке этой информации и ее внесению в индивидуальные лицевые счета планируется завершить до 1 июля 2004 года с тем, чтобы обеспечить учет пенсионных прав, полученных застрахованными лицами до начала пенсионной реформы, в том числе определить начальный (стартовый) пенсионный капитал и проинформировать об этом каждого гражданина.

2.2. Нормотворческая деятельность и особенности правоприменительной практики

В целях реализации пенсионной реформы соответствующими министерствами и ведомствами осуществлен большой объем нормотворческой работы. Принято более 70 нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты отношений в области обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения (назначение и выплата пенсий, информирование застрахованных лиц, инвестирование пенсионных накоплений, персонифицированный учет и т.д.).

Следует иметь в виду, что законодательная база новой пенсионной системы еще окончательно не сформирована. В настоящее время на разных стадиях подготовки находятся законопроекты еще нескольких федеральных законов из пакета пенсионной реформы. Предстоит принятие законодательных актов об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации, о страховом взносе на финансирование названных систем, о финансировании выплат накопительной части трудовой пенсии и др.

Принятая нормативная база в целом регулирует пенсионные правоотношения. Вместе с тем имеются некоторые проблемные вопросы в правоприменительной практике, которые неизбежны при введении в действие нового пенсионного законодательства, но вместе с тем не носят системного характера (льготное исчисление стажа, учет нестраховых периодов, пенсионное обеспечение педагогических и медицинских работников).

С целью урегулирования наиболее актуальных вопросов пенсионного обеспечения в настоящее время осуществляется подготовка следующих документов:

а) постановления Правительства Российской Федерации о включении до 1 января 2002 г. в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктами 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, периодов трудовой деятельности в качестве педагогических, медицинских и творческих работников негосударственных и немуниципальных учреждений;

б) совместного проекта разъяснения Минтруда России и ПФР, направленного на урегулирование пенсионных правоотношений с учетом определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2002 г. № 320-0, в частности, указанным проектом предусматривается возможность исчисления при определении права на трудовую пенсию страхового стажа (в том числе стажа на соответствующих видах работ), приобретенного до 1 января 2002 года, по правилам, которые были установлены и действовали до дня вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

Правительством Российской Федерации поддержан (заключение от 7 мая 2003г. № 3069п-П12) проект федерального закона № 322431-3 “Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”, внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания депутатами Государственной Думы Федерального Собрания. Данный законопроект направлен на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, путем увеличения размера базовой части их трудовой пенсии на районный коэффициент, установленный решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти Российской Федерации. Указанный законопроект 20 июня текущего года принят в первом чтении.

Наблюдается рост обращений граждан с исками по пенсионным вопросам в судебные органы. Данное обстоятельство носит исключительно объективный характер, вызванный во многом новыми экономическими условиями, многообразием форм собственности, а также ростом правосознания граждан и т.п.

Многие иски связаны с применением норм ранее действовавшего пенсионного законодательства. Так, в судебных инстанциях рассматриваются следующие предметы споров: применение в целях пенсионного обеспечения районных коэффициентов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации; индексация несвоевременно выплаченных пенсий за 1998-1999 годы; оплата проезда пенсионеров, проживающих на Севере, в центральную Россию; ограничение суммы двух пенсий коэффициентом 1,2.

Относительно судебных споров по вопросу отказа включения в стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии педагогическим и медицинским работникам, то в большей степени данная проблема вызвана произвольным установлением страхователям наименований учреждений и должностей (например, вместо “школы” или “лицея” образовательное учреждение именуется как “школа-лицей”).

Вопросы, связанные с включением в стаж периодов трудовой деятельности в негосударственных и немуниципальных учреждениях, дающих право на досрочное назначение пенсии педагогическим и медицинским работникам, то, как отмечалось выше, будут решены с учетом принятия указанных выше подзаконных актов.

Министерства и ведомства наряду с проводимой активной работой в судебных инстанциях по защите интересов государства, представляют интересы застрахованных лиц при ущемлении их пенсионных прав работодателем.

3. Создание накопительной составляющей пенсионной системы

3.1. Формирование пенсионных накоплений

В 2002 году в бюджет ПФР на обязательное пенсионное страхование поступило страховых взносов на сумму 298,9 млрд. руб., в том числе страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии - 261,0 млрд. руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 37,9 млрд. рублей.

В целях реализации Федерального закона от 24 июня 2002 г. № 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” Фондом осуществлялось временное размещение страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в разрешенные законодательством виды активов.

Сумма страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2002 году, составила 37,9 млрд. руб. и в полном объеме направлена на временное размещение в разрешенные виды активов. Сумма полученного дохода (купонов) составляет 4,8 млрд. рублей и также направлена на временное размещение. По состоянию на 08.10.2003 стоимость инвестиционного портфеля 2002 года с учетом рыночной стоимости ценных бумаг составляет 50,77 млрд. рублей.

Сумма страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2003 году, составила 33,7 млрд. руб. и полностью направлена на временное размещение в разрешенные виды активов. Сумма полученного дохода (купонов) в 2003 году составляет 0,8 млрд. рублей и также направлена на временное размещение. По состоянию на 08.10.2003 стоимость инвестиционного портфеля 2003 года с учетом рыночной стоимости ценных бумаг составляет 35,15 млрд. рублей.

3.2. Информирование застрахованных лиц

Одной из важных составляющих пенсионной реформы является создание у граждан мотиваций к участию в пенсионной системе и обеспечение их информацией для планирования своего пенсионного будущего. В числе других способов решения этой задачи используется предоставление каждому застрахованному лицу сведений о приобретенных им пенсионных правах. С этой целью, в рамках реализации пакета федеральных законов по пенсионной реформе, Пенсионный фонд Российской Федерации с текущего года осуществляет информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе персонифицированного учета.

В соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.06.2003 № 346 и 01.10.2003 № 606 в текущем году Пенсионный фонд Российской Федерации изготовил и направил извещения о состоянии специальной части индивидуальных лицевых счетов около 41 млн. застрахованных лиц. Вместе с извещениями в состав почтового отправления входит также бланк заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании). При этом около 500 тыс. застрахованных лиц получили извещения о том, что в специальной части индивидуальных лицевых счетов у них отсутствуют сведения о поступивших страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии. Это позволяет застрахованному лицу, получившему подобное извещение, обратиться к работодателю-страхователю с выяснением причин неуплаты страховых взносов. Задачу по первому этапу информирования застрахованных лиц - о состоянии специальной части индивидуальных лицевых счетов ПФР выполнил в установленный срок.

До конца года Пенсионный фонд Российской Федерации предусматривает в соответствии с законодательством направить еще около 20 млн. извещений тем работавшим в 2002 г. застрахованным лицам, за которых работодателям полагается уплачивать страховые взносы только на страховую часть трудовой пенсии. При этом в извещении будет указана сумма начисленных и поступивших страховых взносов за застрахованное лицо по каждому месту работы.

Наряду с информированием застрахованных лиц путем направления им информации на бумажных носителях Пенсионным фондом Российской Федерации реализуется проект по организации информационного обмена с застрахованными лицами в электронной форме.

3.3. Заключение договоров по результатам конкурсов

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2003 № 266 "О конкурсах по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений" Министерством финансов Российской Федерации в августе - сентябре 2003 года были проведены соответствующие конкурсы.

После определения победителей конкурса Пенсионным фондом Российской Федерации был заключен договор со специализированным депозитарием об оказании услуг Пенсионному фонду Российской Федерации (протокол конкурсной комиссии от 26.08.2003 № 1 утвержден приказом Минфина России от 26.08.2003 № 266) и заключено 62 договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между Пенсионным фондом Российской Федерации и 55 управляющими компаниями, отобранными по конкурсу (протокол конкурсной комиссии от 01-04.09.2003 № 2, утвержден приказом Минфина России от 05.09.2003 № 279).

3.4. Прием и обработка заявлений застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющих компаний)

Пенсионным фондом Российской Федерации создана инфраструктура, позволяющая осуществлять прием и обработку заявлений от застрахованных лиц по выбору инвестиционного портфеля (управляющей компании), охватившая все регионы Российской Федерации.

В органах Пенсионного фонда РФ проведена работа по организации приема и обработке заявлений застрахованных лиц. Сформирована нормативная база, регулирующая порядок приема и обработки органами ПФР заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании).

По состоянию на 03.11.2003 отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации заключено 1281 соглашение о взаимном удостоверении подписей, в том числе с кредитными организациями - 365, с крупными региональными предприятиями - работодателями заключено 819 соглашений. Заключено 17 соглашений о сотрудничестве с кредитными организациями, имеющими разветвленную региональную филиальную сеть.

До сведения населения доводится информация о местах и времени приема заявлений. Во всех органах Пенсионного фонда Российской Федерации и организациях, заключивших соглашения о взаимном удостоверении подписей, оформлены специальные стенды, содержащие информацию, необходимую застрахованному лицу для реализации права на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании).

Во всех регионах на базе крупных предприятий-работодателей Пенсионным фондом Российской Федерации созданы консультационные пункты, в которых застрахованные лица могут получить необходимую информацию для реализации права на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании).

Застрахованные лица могут направить заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) в ПФР по почте либо подать его лично в орган ПФР или организацию, с которой заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.

По состоянию на 05.11.2003 отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации принято около 13 тысяч заявлений от застрахованных лиц.

Прием заявлений от застрахованных лиц должен быть завершен 31 декабря текущего года.

3.5. Передача средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям

Пенсионный фонд Российской Федерации должен завершить обработку заявлений застрахованных лиц и принять решения по поступившим заявлениям до 1 марта 2004 года.

Чистый финансовый результат, полученный от временного размещения средств страховых взносов 2002 года, будет рассчитан на дату полной реализации ценных бумаг, приобретенных на указанные средства.

Чистый финансовый результат будет отражен в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица пропорционально сумме страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2002 году в пользу данного застрахованного лица.

До 31 марта 2004 года средства пенсионных накоплений, включающие в себя страховые взносы, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2002 году, и полученный чистый финансовый результат будут переданы в управляющие компании, отобранные по результатам конкурса, в соответствии с заявлениями застрахованных лиц. Средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора - в государственную управляющую компанию.

Пенсионным фондом РФ созданы условия и внедрены технологии для проведения указанных мероприятий в определенные законодательством сроки.

4. Информационно-разъяснительная работа

Министерства и ведомства проводят информационно-разъяснительную работу по освещению пенсионной реформы. Пенсионным фондом РФ для информирования населения используются:

  • брошюры, буклеты, плакаты, листовки, календари для адресной рассылки и распространения через консультационные пункты на предприятиях, органах социальной защиты, непосредственно в управлениях Пенсионного фонда России в городах и районах;
  • информационные стенды в территориальных отделениях Пенсионного фонда России, в консультационных пунктах (по России создано около 5 тыс. таких пунктов), на предприятиях;
  • рекламные щиты, реклама на автотранспорте.

Информирование населения осуществляется через региональные, местные, профсоюзные и корпоративные печатные и электронные средства массовой информации всех субъектов Российской Федерации путем:

  • публикации цикла статей о пенсионной реформе и в том числе о выборе управляющей компании - свыше 32 тыс. статей только в I полугодии 2003 г.;
  • радиобесед и телепередач, разъясняющих суть проводимых преобразований и этапов пенсионной реформы - 9,5 тыс. в I полугодии 2003 года.

Информация о деятельности ПФР и аналитические материалы по пенсионной реформе размещаются на сайтах территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации; на сайтах администраций регионов.

Руководство отделений ПФР принимает участие в пресс-конференциях и брифингах для представителей региональных СМИ (120 встреч в I полугодии 2003 г.), в ходе которых даются разъяснения по наиболее актуальным вопросам пенсионных преобразований.

Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется адресная социальная помощь малоимущим пенсионерам и инвалидам, ветеранам и участникам Великой Отечественной войны. В рамках такой помощи ОПФР производят подписку на газету старшего поколения “Достоинство”, учредителем которой является Пенсионный фонд Российской Федерации. Газета ведет целенаправленное регулярное освещение пенсионных преобразований в расчете на представителей старшего поколения.

Территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации ведется информационно-разъяснительная работа по пенсионной реформе с застрахованными лицами всех категорий путем непосредственных контактов, которые предусматривают:

  • массовые встречи с представителями организаций, региональных и местных органов власти, общественных организаций;
  • участие в мероприятиях, проводимых органами региональной и местной власти (Информационный день, “круглый стол” и т.д.), с целью разъяснения преобразований в пенсионной сфере;
  • участие в работе общественных палат, общественных приемных Президента Российской Федерации, руководителей субъектов РФ;
  • проведение массовых опросов, анкетирования застрахованных лиц.

Отделения ПФР осуществляют рассылку информационных писем, разъясняющих ход преобразований в пенсионной сфере, руководителям предприятий, организаций, фирм, частным предпринимателям.

В соответствии с поручением Правительства РФ разработан и утвержден межведомственный План первоочередных мероприятий по информационной поддержке пенсионной реформы на IV квартал 2003 года и I квартал 2004 года, который предусматривает активизацию информационной составляющей пенсионной реформы. Акцент в информационной работе делается на стабильность пенсионной системы и надежность всех ее участников, открытость и контролируемость процессов в ходе преобразования пенсионной системы.

В ходе осуществления пенсионной реформы Правительством РФ и участвующими в этом процессе министерствами и ведомствами создана необходимая нормативно-правовая база и инфраструктура для продолжения реформы, обеспечено повышение размера пенсий при одновременном формировании накопительного элемента. Улучшено обслуживание населения и развивается процесс активного участия граждан в обязательном пенсионном страховании.

5. Проблемные вопросы, требующие решения

5.1. Применение механизма налогового вычета из единого социального налога

В соответствии со статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”.

При этом, в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Это означает, что недоимка по страховым взносам признается недоимкой по единому социальному налогу и должна взыскиваться органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в бесспорном порядке. То есть законодательно установлен механизм, который обеспечивает безусловное поступление денежных средств в пенсионную систему в виде единого социального налога в том случае, если страхователями соответствующие суммы не уплачены в виде страховых взносов.

Однако, на практике данная норма налоговыми органами не реализуется, и взыскание единого социального налога ими осуществляется только в размере 14%, а не 28%, как это предусмотрено вышеописанной нормой Налогового кодекса Российской Федерации. В результате этого бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации не получает своевременно значительные финансовые средства, что отражается на финансовой устойчивости Фонда, а также размере индексации трудовых пенсий.

5.2. Применение регрессивной шкалы

Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” страхователи могут применять регрессивную шкалу по уплате страховых взносов только при соблюдении требований, установленных пунктом 2 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании норм указанного пункта при расчете величины налоговой базы в целях применения регрессивной шкалы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Тем самым в отдельных случаях законодательством фактически предусматривается возможность применения к любым высоким заработкам тарифа страховых взносов без учета регрессивной шкалы, что приводит к значительной дифференциации размеров трудовой пенсии.

Полагаем, что изложенная проблема может быть решена путем внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих, что расчет регрессии осуществляется в отношении каждого работника, а не в целом по организации.

5.3. Изменение сроков информирования застрахованных лиц и сроков передачи средств пенсионных накоплений

Анализ сроков, связанных с реализацией права на выбор застрахованными лицами инвестиционного портфеля (управляющей компании) негосударственного пенсионного фонда, указанных в федеральных законах от 24 июня 2002 г. № 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”, от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах” и других нормативных правовых актах, позволяет сделать вывод о необходимости изменения сроков информирования застрахованных лиц и сроков передачи средств пенсионных накоплений, принимая во внимание следующее.

В направляемой Пенсионным фондом Российской Федерации информации о состоянии специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в соответствии со сроками, установленными действующим законодательством, Пенсионный фонд Российской Федерации фактически может указать только сумму поступивших страховых взносов за отчетный год, без указания чистого финансового результата, полученного от размещения указанных средств.

Чистый финансовый результат формируется на дату полной реализации Пенсионным фондом Российской Федерации ценных бумаг для последующей передачи в выбранные застрахованными лицами управляющие компании и государственную управляющую компанию (приказ Минфина России от 30.06.2003 № 55).

Таким образом, для доведения до застрахованных лиц информации о сумме средств, переданных в управляющие компании, а также о чистом финансовом результате, необходимо осуществление дополнительного информирования.

Учитывая вышеизложенное, предлагается законодательно закрепить следующие сроки:

  • внесение индивидуальных сведений, представленных страхователями за отчетный год, в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц - до 1 июля;
  • передача средств пенсионных накоплений (страховые взносы за отчетный год и чистый финансовый результат, полученный от временного размещения указанных страховых взносов) в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды на основании заявления застрахованного лица, поступившего в предшествующем году - до 1 сентября;
  • печать и рассылка застрахованным лицам информации о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования - до 1 ноября;
  • печать и рассылка застрахованным лицам сведений о состоянии страховой части трудовой пенсии - до 31 декабря;
  • подача застрахованными лицами заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, о переходе из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации и направлении негосударственному пенсионному фонду уведомлений о заключении договора с застрахованным лицом - до 31 декабря;
  • принятие Пенсионным фондом Российской Федерации решений по поступившим от застрахованных лиц заявлениям и уведомлениям - до 1 марта;
  • информирование застрахованных лиц о результатах рассмотрения поступивших заявлений и уведомлений - до 1 апреля;
  • перевод Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений в выбранную застрахованным лицом управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд в соответствии с поступившими заявлениями застрахованных лиц - до 1 апреля;
  • перевод Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами - до 1 мая.

5.4. Развитие и совершенствование законодательства

В настоящее время нормативная база для проведения пенсионной реформы в России в основном сформирована, однако дальнейшее реформирование системы обязательного пенсионного страхования требует принятия еще ряда нормативных правовых актов, в первую очередь, федеральных законов.

Так, в целях урегулирования проблемы пенсионного обеспечения граждан, не включенных в круг лиц, которым по нормам действующего пенсионного законодательства может быть досрочно назначена трудовая пенсия по старости, а также граждан, имеющих право на данный вид пенсии, необходимо продолжить работу над проектом федерального закона, регулирующим создание и функционирование обязательных профессиональных пенсионных системах.

Положения Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” требуют принятия отдельного федерального закона, определяющего ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета накопительной части указанной пенсии.

В целях реализации Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” в отношении всех категорий застрахованных лиц, за которых уплачиваются страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, необходим федеральный закон, устанавливающий особенности инвестирования средств пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан предпенсионного и пенсионного возраста.

Кроме того, практика реализации Федерального закона “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” свидетельствует о необходимости внесения в него некоторых изменений, связанных, в первую очередь, с корректировкой сроков, установленных им в рамках процедуры реализации права застрахованных лиц на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании). Правового регулирования требует также порядок осуществления выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц в том случае, если застрахованное лицо умерло до установления накопительной части трудовой пенсии.

Для решения вопросов по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений необходимо принятие постановлений Правительства Российской Федерации “О кодексах профессиональной этики” и “О мерах по предотвращению конфликта интересов”. Указанные нормативные правовые акты необходимо принять, поскольку в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” к управлению средствами пенсионных накоплений не допускаются специализированный депозитарий и управляющие компании, не принявшие и не соблюдающие кодекс профессиональной этики.

5.5. Применение Соглашения о гарантиях прав граждан государств -участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.

В настоящее время имеются следующие проблемы, связанные с реализацией в условиях действия в Российской Федерации новой системы обязательного пенсионного страхования Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., основанного на принципе территориальности. Аналогичные соглашения заключены Российской Федерацией с Молдовой и Грузией.

1.       Приравнивание периодов работы лиц в государствах-участниках СНГ к периодам работы в России приведет к неэквивалентности положения сторон, поскольку в нашей стране учитывается страховой, но не трудовой стаж.

2.       Страховая часть трудовой пенсии лицам, прибывшим из государств-участников СНГ, может быть исчислена только из преобразованных в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г., поскольку действующее российское пенсионное законодательство не предусматривает возможности исчисления трудовой пенсии из заработка.

3.       При оценке пенсионных прав граждан, прибывших из государств-участников СНГ, находятся в более выгодных по сравнению с российскими гражданами условиях, поскольку на основании Соглашения от 13 марта 1992 г. к ним не могут быть применены жесткие требования к подтверждению заработка.

4.       Вышеперечисленные соглашения не решают проблему лиц, которые приобретут пенсионные накопления, за счет которых финансируется накопительная часть трудовой пенсии, и выедут из Российской Федерации в другое государство.

Полагаем, что решением изложенных проблем может являться пересмотр международных договоров Российской Федерации в области пенсионного обеспечения в соответствии с принципом пропорциональности, предусматривающим распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от продолжительности страхового (трудового) стажа, приобретенного гражданами на территории государства каждой из Сторон.

При этом в таких международных договорах Российской Федерации следует предусмотреть, что переводу за пределы Российской Федерации подлежат части трудовой пенсии, которые являются обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию. Согласно нормам статьи 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” к названному обеспечению относятся страховая и накопительная части трудовой пенсии.


Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации
(представлены Минфином России)

1. Государственное регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Основы государственного регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений установлены Федеральным законом “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”.

Указанный закон является одним из законодательных актов, регулирующих проводимую в России пенсионную реформу и устанавливает правовые основы исключительно отношений по формированию и инвестированию накопительной части трудовой пенсии, формирующейся в пользу застрахованных лиц моложе 1952 года рождения (для мужчин) и 1957 года рождения (для женщин).

Закон имеет большое количество отсылочных норм, передающих на решение Президента и Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти целого ряда вопросов, необходимых для реализации положений отдельных статей Закона.

Так, к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено 45 вопросов по регулированию деятельности участников процесса формирования и инвестирования пенсионных накоплений, 20 вопросов отнесено к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Государственное регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Практическая реализация положений пенсионной реформы в части формирования и инвестирования пенсионных накоплений началась с 1 января 2002 года, когда застрахованным лицам Пенсионный фонд Российской Федерации начал перечислять 2 % от суммы пенсионных взносов на накопительные счета. В целом за 2002 год на накопительные счета граждан было зачислено около 38 млрд. рублей. В соответствии с законодательством пенсионные накопления, поступившие в течение года в Пенсионный фонд Российской Федерации на счета граждан, учитываются Пенсионным фондом Российской Федерации и переводятся в выбранные гражданами управляющие компании в конце года.

В целях сохранения и роста указанных средств принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 года № 379 “Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”, в соответствии с которым утверждены правила инвестирования пенсионных накоплений и определены активы, в которые указанные средства могут быть инвестированы.

В 2002 году Минфин России на основании решений Правительства Российской Федерации осуществлял согласование объемов и структуры вложений средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также временно свободных средств резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Были размещены в 2002 году в среднесрочные и долгосрочные государственные ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации, в сумме 15,6 млрд. рублей и в государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, в сумме 0,8 млрд. долларов США и по состоянию на 1 октября 2003 г. соответственно 6,7 млрд. рублей и 0,8 млрд. долларов США.), а также временно свободные средства резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (в сумме 56,5 млрд. рублей были размещены в государственные ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации, и в государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, в сумме 0,5 млрд. долларов США).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. № 190 “Об уполномоченной федеральном органе исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений” федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений назначено Министерство финансов Российской Федерации.

К основным функциям уполномоченного федерального органа исполнительной власти Законом отнесены:

  • осуществление контроля за соблюдением субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений законодательства Российской Федерации о формировании и об инвестировании средств пенсионных накоплений;
  • принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
  • проведение конкурсов по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений;
  • выдача в пределах своей компетенции предписаний субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о формировании и об инвестировании средств пенсионных накоплений;
  • определение в пределах своей компетенции и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в чью компетенцию входят регулирование деятельности соответствующих субъектов отношений, надзора и контроль за ней, порядка, форм и сроков отчетности субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений;
  • обращение в суд с исками о защите прав и законных интересов собственника средств пенсионных накоплений, об устранении последствий нарушения законодательства Российской Федерации и о возмещении вреда, причиненного субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений в результате нарушений законодательства Российской Федерации.

2. Принятие нормативных актов во исполнение Федерального закона “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”

В текущем году первоочередной задачей Минфина России стала разработка, согласование и представление в Правительство нормативных актов, обеспечивающих проведение конкурсов по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний, которым будет предоставлено право инвестировать средства пенсионных накоплений.

В результате организованной Минфином России совместно с иными ведомствами работы в сжатые сроки было обеспечено внесение и принятие нормативных актов, обеспечивающих проведение соответствующих конкурсов:

1.       Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2003 г. № 266 “О конкурсах по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ним Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений”, устанавливающее правила организации и проведения конкурса по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

2.       Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2003 г. № 390 “Об утверждении методики определения совокупной взвешенной оценки (рейтинга) специализированного депозитария при проведении в 2003 году конкурса по отбору специализированного депозитария и требований к участникам и к должностным лицам участников конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договоров об оказании услуг специализированного депозитария и о доверительном управлении средствами пенсионных накоплений”, устанавливающее методику оценки специализированных депозитариев-участников конкурса по отбору в 2003 г. специализированного депозитария для заключения с ним Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и требования к участникам и должностным лицам участников проводимого в 2003 году конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора доверительного управления средствами пенсионных.

3.       Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 395 “О мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений”, устанавливающее:

o        условия типовых договоров, заключаемых Пенсионным фондом Российской Федерации со специализированным депозитарием, с управляющей компанией, а также специализированным депозитарием с управляющей компанией;

o        правила обеспечения специализированным депозитарием процесса передачи активов в случае прекращения (расторжения) договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений или в случае передачи активов в обеспечение прав застрахованных лиц на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании);

o        положение о продаже имущества, входящего в состав средств пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении, в случае прекращения (расторжения) договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений;

o        правила поддержания достаточности собственных средств (капитала) специализированным депозитарием относительно объема (стоимости) обслуживаемых активов и управляющей компанией относительно общей суммы находящихся в доверительном управлении активов.

4.       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 августа 2003 года 1180-р, утвердившее состав соответствующих конкурсных комиссий.

Одновременно был принят Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 июля 2003 г. № 60н, регламентирующий работу министерства по организации и проведению соответствующих конкурсов.

Принятие и опубликование указанных решений Правительства Российской Федерации в начале июля 2003 года обеспечило возможность проведения соответствующих конкурсов в конце августа - начале сентября 2003 г.

Помимо подготовки нормативно-правовой базы для проведения конкурсов за период с апреля 2003 г. была обеспечена подготовка нормативных актов, принятие которых было предусмотрено Планом-Графиком в IV квартале 2002 года, к которым относятся:

1.       Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 827 “Об общественном совете по инвестированию пенсионных накоплений”;

2.       Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2003 г. № 346 “О реализации права застрахованного лица на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) в соответствии с Федеральным законом “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”;

3.       Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 379 “Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”;

4.       Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2003 г. № 540 “Об утверждении инвестиционной декларации Внешэкономбанка о доверительном управлении средствами пенсионных накоплений”;

5.       Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2003 г. № 560 “Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний, их структуры и порядка их применения при определении размера страховой премии по договору обязательного страхования ответственности”.

6.       Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2003 г. № 34 “О назначении Банка внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанка) государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионным накоплений”.

7.       Постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2003 г. № 634 “Об утверждении форм публикуемой Министерством финансов Российской Федерации отчетности о средствах пенсионных накоплений и финансовых результатах их инвестирования ”.

Кроме того, непосредственно Минфином России как уполномоченным органом для реализации Закона были приняты следующие нормативные акты:

1.       Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 55н, устанавливающий порядок расчета чистого финансового результата, который получен от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение финансового года и еще не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по результатам конкурсов, и государственной управляющей компании.

2.       Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 56н, устанавливающий форму бланка заявления застрахованного лица о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) и форму извещения о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета.

3.       Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 августа 2003 г. № 79н, устанавливающий форму типового соглашения о взаимном удостоверении подписей.

Таким образом, по состоянию на конец октября т.г. принято 15 нормативно - правовых актов, что на настоящий момент позволяет организовать реализацию права застрахованного лица на выбор управляющей компании.

Выполнение функций уполномоченного органа требует от Минфина России организации раскрытия информации, ведения разъяснительной работы по реализации Закона, опубликования необходимой застрахованным лицам информации, предоставления заинтересованным лицам разъяснений.

В частности, в связи с поздним проведением конкурсов и получением их результатов (7 сентября т.г.), вызванным задержкой с принятием нормативных актов Правительства Российской Федерации, было необходимо срочно довести до сведения максимально широкого круга граждан данные об управляющих компаниях, отобранных в ходе проведенных Минфином России конкурсах.

Данная работа была осуществлена следующим образом:

  • разъяснения для ознакомления всеми участниками конкурса размещались на сайте Минфина России в сети Интернет, а также в ходе трех проведенных с участием сотрудников Минфина России Интернет - конференциях;
  • совместно с ФКЦБ России был проведен однодневный семинар для претендентов на участие в конкурсе, в ходе которого были даны разъяснения по конкурсной документации и составу конкурсных требований;
  • результаты конкурса по отбору управляющих компаний были досрочно (в трехдневный срок после завершения конкурсов) опубликованы в центральной прессе (“Российская газета”, “Комсомольская правда”), а также были направлены в адрес администраций всех субъектов Российской Федерации по каналам электронной связи и почтовой связи с предложением принять необходимые меры по доведению информации об управляющих компаниях-победителях конкурса, до сведения застрахованных лиц, в том числе путем публикации в региональной прессе;
  • в адрес Пенсионного фонда Российской Федерации и Минтруда России были направлены письма с просьбой через территориальные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальные органы по вопросам занятости населения Минтруда России проинформировать граждан о результатах конкурса для осуществления застрахованными лицами выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании). Согласие Пенсионного фонда России и Минтруда России на осуществление указанных действий получено;
  • руководители Минфина России приняли участие в большом количестве информационных мероприятий (конференций, семинаров, интервью, “круглых” столов), в ходе которых информировали общественность об итогах соответствующих конкурсов и о деятельности Минфина России при проведении пенсионной реформы.

Таким образом, в результате принятых Минфином России мер было обеспечено принятие всех необходимых нормативных актов, проведение конкурсов в максимально сжатые сроки, а также доведение информации об их итогах до заинтересованных лиц, что позволило Пенсионному фонду Российской Федерации в установленные сроки заключить договор со специализированным депозитарием, а также с управляющими компаниями, выбранными на проведенных Минфином России конкурсах.

В течение октября 2003 г. каждая из указанных управляющих компаний также заключила договор со специализированным депозитарием и, таким образом, практически завершено формирование договорных отношений между субъектами системы инвестирования средств пенсионных накоплений.

Минфином России принято решение о выдаче первой лицензии на страхование ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний в соответствии с требованиями Закона. Таким образом, указанные субъекты формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений имеют возможность осуществить страхование ответственности, что является необходимым условием для начала инвестирования средств пенсионных накоплений.

Необходимо отметить, что организация всей работы по реализации Закона была возложена на Минфин России без принятия решений об увеличении штатной численности.

Задачи на ближайшее время

В настоящее время не закончено законодательное обеспечение хода пенсионной реформы, в связи с этим при активном участии Министерства финансов Российской Федерации осуществляется разработка и согласование проекта федерального закона “О порядке финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностях инвестирования пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан предпенсионного и пенсионного возраста в Российской Федерации”, устанавливающего порядок выплаты гражданам накопительной части трудовой пенсии (включая порядок определения ее размера, индексации, инвестирования и выплаты), а также особенности реализации права инвестирования накопительной части трудовой пенсии гражданами, достигшими возраста на пять лет меньшего, чем установленный Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” в качестве возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.

Необходимость скорейшего принятия указанных законодательных актов основана на том, что право на выплату накопительной части трудовой пенсии у отдельных категорий граждан наступает уже в 2004 году.

Реализация указанного федерального закона после его принятия потребует от Минфина России участия в разработке большого количества нормативных актов Правительства Российской Федерации.

Принятие указанных федерального закона и нормативных актов Правительства Российской Федерации дополнит компетенцию Минфина России как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений полномочиями по регулированию и контролю и потребует принятия нормативных актов Министерства финансов Российской Федерации, а также мер по их реализации.

В соответствии с Законом с 2004 г. застрахованные лица получат право передать накопительную часть трудовой пенсии для инвестирования негосударственным пенсионным фондам.

В настоящее время с активным участием Минфина России осуществляется разработка нормативных актов Правительства Российской Федерации, регулирующих деятельность негосударственных пенсионных фондов по осуществлению обязательного социального страхования.

Уполномоченным федеральным органом, регулирующим деятельность негосударственных пенсионных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации является Минтруд России.

Таким образом, необходима организация взаимодействия Министерства финансов Российской Федерации, являющегося уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, с Минтрудом России, в части регулирования и контроля негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих обязательное пенсионное страхование.

Наиболее актуальной сегодня задачей Министерства финансов Российской Федерации является организация системы взаимодействия Министерства финансов Российской Федерации, специализированного депозитария, управляющих компаний, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, позволяющая Минфину России ежедневно получать всю необходимую информацию об инвестировании средств пенсионных накоплений, а также о соответствии деятельности участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений Закону.

Для осуществления контроля в соответствии с нормативными актами в Министерство финансов Российской Федерации будет поступать следующая информация:

1.       Сведения о рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющих компаний (ежедневно);

2.       Уведомление специализированного депозитария о выявленных в ходе осуществления контроля нарушениях (не позднее рабочего дня, следующего за днем их выявления);

3.       Информация о всех сделках, совершаемых управляющими компаниями со средствами пенсионных накоплений (ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным);

4.       Информация об аннулировании или приостановлении действия лицензии специализированного депозитария и управляющих компаний; об изменении учредительных документов специализированного депозитария или управляющих компаний; об изменении численного и персонального состава совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов специализированного депозитария и управляющих компаний; об изменении численного и персонального состава работников, непосредственно обеспечивающих осуществление деятельности специализированного депозитария и управляющих компаний; об изменении состава аффилированных лиц специализированного депозитария и управляющих компаний;

5.       Нотариально заверенные копии договора обязательного страхования ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний, а также всех изменений и дополнений, внесенных в него (в течение 3-х рабочих дней с даты заключения договора либо внесения в него изменений и дополнений);

6.       Отчетность о выполнении операций, видах и стоимости ценных бумаг, учитываемых в соответствии с договорами об оказании услуг специализированного депозитария Пенсионному фонду Российской Федерации и управляющей компании;

7.       Данные о достаточности собственных средств (капитала) относительно объема (стоимости) обслуживаемых специализированным депозитарием активов по состоянию на каждую отчетную дату, установленную ФКЦБ;

8.       Уведомление управляющей компании о необходимости продажи имущества (в течение 3-х рабочих дней с даты возникновения основания прекращения (расторжения) договора;

9.       Уведомление управляющей компании об отказе от принятия средств пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных лиц в порядке выбора ими инвестиционного портфеля (управляющей компании) (до 1 июня года, предшествующего году, с которого управляющая компания отказывается от принятия средств пенсионных накоплений);

10.    Уведомление управляющей компании о заключении договора со специализированным депозитарием (в течение рабочего дня, следующего за днем соответствующего события);

11.    Отчет Пенсионного фонда Российской Федерации о поступлении страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и об их направлении на инвестирование, а также о выплатах за счет средств пенсионных накоплений;

12.    Отчет Пенсионного фонда Российской Федерации о средствах, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющим компаниям.

Предоставление указанных отчетов и сообщений в целях обеспечения возможности их оперативной обработки и принятия на их основе решений должно быть организовано на базе компьютерных технологий и соответствующего программного обеспечения.

В настоящее время начата подготовка технического задания, на базе которого должна осуществляться разработка программного обеспечения, обеспечивающего контрольные и аналитические задачи Министерства финансов Российской Федерации в части регулирования и контроля формирования и инвестирования пенсионных накоплений.

Для успешного завершения этой работы необходимо создание программного обеспечения, на базе которого будут реализованы контрольные и аналитические задачи Минфина России по контролю за формированием и инвестированием пенсионных накоплений.

С учетом сроков реализации указанных мер, предусмотренных законодательством, техническая готовность Министерства финансов Российской Федерации к указанной работе должна быть обеспечена к 1 января 2004 г.

Закон предусматривает многократное увеличение публичной деятельности Министерства финансов Российской Федерации, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений: ответы на запросы граждан и организаций, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, информирование о результатах пенсионной реформы. В этой связи ведется работа по созданию сайта в ИНТЕРНЕТе, других способов раскрытия информации.

Необходимо специально подчеркнуть, что в соответствии с Федеральным законом “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” к компетенции Минфина России как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений отнесено право на обращение в суд с исками о защите прав и законных интересов собственника средств пенсионных накоплений, об устранении последствий нарушения законодательства Российской Федерации и о возмещении вреда, причиненного субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений в результате нарушений законодательства Российской Федерации.

Принимая во внимание новизну, сложность, а также неотработанность механизмов пенсионной реформы на ее начальном этапе, можно предположить значительное количество исков граждан по вопросам, связанным с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений.

В соответствии с компетенцией, предоставленной Минфину России Законом, все иски по таким вопросам будут адресованы в том числе и Министерству финансов Российской Федерации.

Например, в настоящее время Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется прием заявлений застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании).

По информации, поступающей в Министерство финансов Российской Федерации, по публикациям в прессе, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, получающие указанные заявления от застрахованных лиц, в ряде случаев отказывают в приеме указанных заявлений, либо в их исполнении, что, очевидно, повлечет судебные иски об обоснованности этих действий и Министерство финансов Российской Федерации, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, также будет принимать участие в рассмотрении этих исков.

Организационные вопросы обеспечения деятельности Министерства финансов Российской Федерации, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. № 190 Минфином России был подготовлен, согласован с заинтересованными ведомствами и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с определением Министерства финансов Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений”.

Данный проект предусматривает создание в Минфине Росси самостоятельного структурного подразделения в составе 55 единиц, в компетенции которого будут находится вопросы регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Однако, до настоящего времени данные проект не принят, в связи с чем возможности Минфина России по осуществлению регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, совершенно неадекватны задачам, стоящим перед Минфином России в данной сфере.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время отсутствие технического обеспечения является серьезным препятствием для осуществления Министерством финансов Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

 

13.11.2003

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.