О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ (Минтруд)

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 13.11.2003
(доклад Минтруда России)

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ
Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации
 (доклад Минтруда России)

1. Законопроектная работа по реализации пенсионной реформы

В 2003 году Минтрудом России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами продолжена законопроектная работа по реализации пенсионной реформы по следующим направлениям.

Первое. Приведение положений, содержащихся в различных законодательных актах, в соответствие с нормами нового пенсионного законодательства.

Данная работа направлена на упорядочение норм российского законодательства и имеет целью устранить имеющиеся противоречия и правовые коллизии, которые препятствуют правильному применению пенсионного законодательства при предоставлении пенсий гражданам.

В 2003 году подготовлены и внесены необходимые изменения и дополнения в законодательство о занятости населения в Российской Федерации в части регулирования условий назначения, порядка определения размера и процедуры выплаты пенсий безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности штата работников организации. Выплата этих пенсий производится за счет средств федерального бюджета до достижения указанными гражданами пенсионного возраста.

Также осуществлена подготовка и обеспечено принятие федерального закона, отменившего действие 21 законодательного акта по пенсионным вопросам, которые утратили свою актуальность в связи с вступлением в силу нового пенсионного законодательства либо вступили в противоречие с его нормами.

Кроме того, подготовлен и в 2003 году представлен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты, которые содержат ссылки на статьи и нормы "старого" пенсионного законодательства, утратившего силу с 01.01.2002 г.

В частности, предусматривается внести необходимые изменения в законодательство о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; о государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; о материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Второе. Развитие и совершенствование законодательной базы пенсионной реформы.

В 2003 году прорабатывался вопрос о необходимости повышения пенсий лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Это связано с тем, что размеры таких пенсий по сравнению с прожиточным минимумом, действующем в северных регионах, меньше, чем у пенсий других жителей России.

Для решения этой проблемы предложено увеличить размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим на Крайнем Севере, на централизованно установленный районный коэффициент к заработной плате, действующий в каждом конкретном районе (местности) для непроизводственных отраслей. Такое увеличение коснется всех без исключения указанных пенсионеров, в том числе и тех, у кого соотношение среднемесячного заработка и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации не достигает предельно учитываемого размера. При этом у получателей повышенной базовой части трудовой пенсии (инвалидов I группы, престарелых граждан, лиц, имеющих иждивенцев) ее размер может превысить величину прожиточного минимума.

Предложенный порядок повышения пенсий "северянам" поддержан рядом депутатов Государственной Думы, которыми был внесен соответствующий законопроект. На него Минтрудом России с участием заинтересованных министерств и ведомств было подготовлено положительное заключение Правительства Российской Федерации. Принятие законопроекта позволит повысить уровень пенсионного обеспечения граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Кроме того, в 2003 году подготовлены и внесены в Государственную Думу изменения и дополнения в законодательство о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, предусматривающие установление порядка индексации пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим для обеспечения соответствия размеров ранее установленных пенсий современному уровню пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих. Также предложено дополнить расчет размера этого вида пенсии с учетом соответствующих районных коэффициентов на период проживания в местностях, где к заработной плате установлены эти коэффициенты, поскольку действующее предельное ограничение среднемесячного заработка на уровне 1,8 должностного оклада не дает возможности их учитывать. Указанное предельное ограничение предлагается повысить до 2,3 должностного оклада.

Также Минтруд России принимал участие в разработке законопроекта, который предполагает объединение в едином законодательстве вопросов пенсионного обеспечения всех государственных служащих (гражданских, военнослужащих, служащих правоохранительных органов) и оптимизацию пенсионных норм, в том числе решение проблемы учета периодов их работы в качестве рабочих и служащих, когда производилась уплата страховых пенсионных взносов.

Третье. Участие в формировании нормативно-правовой базы новых компонентов пенсионной системы и ее совершенствовании

Минтруд России принял участие в работе по подготовке предложений Правительства Российской Федерации ко второму чтению законопроектов об обязательных профессиональных пенсионных системах и о страховом взносе на их финансирование, принятых Государственной Думой в первом чтении 26.06.2002 г.

Принятие этих законов позволит обеспечить предоставление профессиональных пенсий лицам, занятым в неблагоприятных условиях труда, за счет дополнительных страховых взносов работодателей, использующих их труд. Выплата этих пенсий будет гарантирована за счет формируемых в этих целях резервов дополнительных пенсионных накоплений.

Очевидно, что с принятием указанных законопроектов, потребуется внесение изменений в законодательство о трудовых пенсиях, которое предусматривает увязку сроков сохранения прав на досрочное пенсионное обеспечение со сроками вступления в силу законодательства об обязательных профессиональных пенсионных системах. Соответствующие предложения в Минтруде России прорабатываются.

Важным элементом для расчета размера накопительной части трудовой пенсии по старости является ожидаемый период ее выплаты, порядок определения которого предусмотрено установить федеральным законом. Минтруд России принял участие в согласовании законопроекта о порядке финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностях инвестирования пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан предпенсионного и пенсионного возраста, который устанавливает порядок определения ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, и внес предложения, детализирующие данный порядок.

Ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии предусмотрено устанавливать дифференцированно для каждой возрастной группы (в зависимости от возраста назначения или перерасчета накопительной части трудовой пенсии) с возможностью его ежегодной корректировки на основании актуарных расчетов. Принятие законопроекта предоставит достаточные правовые основания органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, определять при назначении трудовой пенсии размер ее накопительной части. При этом будут созданы реальные механизмы, исключающие возможность образования актуарного дефицита резерва средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовых пенсий, установленных бессрочно (пожизненно).

Также Минтруд России принял участие в согласовании законопроекта, предусматривающего внесение дополнений и изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием законодательства об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии. С принятием данного закона будут дополнены законодательные нормы, регулирующие инвестиционные отношения, специфическими положениями в части инвестирования пенсионных накоплений застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

Четвертое. Кодификация пенсионного законодательства.

В формируемой в разные сроки нормативно-правовой базе пенсионной реформы в условиях последующего внесения изменений в принятые законы, неизбежно появление правовых пробелов и коллизий. Для решения этой проблемы необходима кодификация норм пенсионного законодательства путем подготовки и принятия Пенсионного кодекса Российской Федерации.

Вопрос о его подготовке, концепция кодекса и техническое задание на его разработку были согласованы заинтересованными министерствами и ведомствами в 2002 году. В настоящее время завершается работа по подготовке проекта Пенсионного кодекса Российской Федерации.

Минтруд России предложил включить в план законопроектных работ Правительства Российской Федерации на 2004 год рассмотрение указанного документа, который в течение года должен быть доработан с учетом необходимости кодификации положений, регулирующих деятельность профессиональны пенсионных систем.

С принятием Пенсионного кодекса Российской Федерации будет завершено формирование правовой базы новой пенсионной системы, в которой появится системный правовой акт, связывающий ее разрозненные составные части в единое целое.

2. Нормотворческая работа по применению нового пенсионного законодательства

Помимо законотворческой деятельности продолжалась работа по подготовке нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов Министерства, направленных на реализацию нового пенсионного законодательства и упорядочение практики его применения.

Так, Минтрудом России подготовлено постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2003 г. N 239, которое предусматривает возможность включения в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периодов работ, выполнявшихся до 01.01.1992 г. в профессиях и должностях по Спискам N 1 и N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173.

С принятием данного постановления граждане, имевшие стаж работы в профессиях и должностях, предусмотренных ранее действовавшими списками, могут реализовать свое право на досрочное пенсионное обеспечение. Это помогло снять социальную напряженность во многих отраслях экономики и предотвратило отмену постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 г. N 537 высшим судебным органом.

Кроме того, Минтрудом России совместно с Минздравом России, Минобразованием России и Пенсионным фондом России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, в котором решается вопрос о льготном пенсионном обеспечении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях, которые не относятся к государственным и муниципальным учреждениям.

Что касается принятия соответствующих (ведомственных) нормативных правовых актов Минтруда России, то они могут быть подразделены на две категории.

Первая категория - акты, устанавливающие тождество наименований, должностей, профессий, учреждений и структурных подразделений и т.д., в связи с необходимостью предоставить право на досрочное назначение трудовой пенсии гражданам, которые работали в должностях (учреждениях) с устаревшими или местными наименованиями, формально не перечисленными в действующих списках профессий и должностей.

Минтрудом России в настоящее время принято 13 постановлений по вопросу установления тождества наименований должностей, учреждений и структурных подразделений, в основном, в сфере образования и здравоохранения. Данные постановления позволяют беспрепятственно реализовать право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, работавшим в должностях, учреждениях и структурных подразделениях, наименования которых не предусмотрены соответствующими списками, но выполнявшим работу, предусмотренную этими списками.

Вторая категория - акты, разъясняющие действующее законодательство. Эти акты имеют первостепенное значение т.к. они помогают правильно применять новые пенсионные законы. С одной стороны, устранить неоправданные расходы социальной сферы, а с другой стороны, защитить интересы граждан, исключив неправильное применение законодательства.

Так, постановлением Минтруда России от 25.03.2002 г. N 21 урегулирован вопрос о коллизиях правовых норм, содержащихся в различных законодательных актах по вопросам пенсионного обеспечения, ив законодательстве о трудовых пенсиях.

Постановлением Минтруда России от 18.04.2002 г. N 27 урегулированы вопросы пенсионного обеспечения индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в части зачета в трудовой стаж периодов осуществления предпринимательской деятельности и учета заработка (дохода) для определения величины расчетного пенсионного капитала.

Постановлением Минтруда России от 07.05.2002 г. N 34 решен вопрос о возможности установления социальной пенсии в большем размере гражданам, имеющим или реализовавшим право на трудовую пенсию.

Постановление Минтруда России от 22.04.2003 г. N 22 урегулировало практические вопросы определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей.

Постановление Минтруда России от 17.10.2003 г. N 70, которое в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России, подготовлено с учетом судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению отдельных норм законодательства о трудовых пенсиях и регулирует порядок подсчета трудового стажа и оценки пенсионных прав граждан, которые по состоянию на 01.01.2002 г. полностью выработали необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет.

Кроме того, были приняты 2 постановления Минтруда России кодифицирующего характера о признании утратившими силу ряда нормативных правовых актов.

3. Работа по формированию единообразной правоприменительной и судебной практики по исполнению нового пенсионного законодательства

В 2003 году Минтрудом России продолжено формирование правоприменительной и судебной практики, обеспечивающей правильное и единообразное исполнение положений нового пенсионного законодательства.

Данная важнейшая функция реализуется Минтрудом России тремя основными способами.

Первое - путем подготовки ответов на запросы Пенсионного фонда России и судебных органов по применению конкретных норм пенсионного законодательства, вызывающих неоднозначное понимание и исполнение на местах.

Второе - путем издания совместно с Пенсионным фондом России методических и информационных материалов для сотрудников органов, назначающих и выплачивающих пенсии, которые помогают им устранить имеющиеся ошибки при установлении пенсий.

Третье - путем отстаивания в судах правильности и обоснованности принимаемых Правительством Российской Федерации и Минтрудом России решений по реализации нового пенсионного законодательства.

В последнее время в Верховном Суде Российской Федерации было рассмотрено 18 дел, в которых участником судебных разбирательств являлся Минтруд России либо в качестве ответчика, либо в качестве заинтересованного лица, представляя интересы Правительства Российской Федерации.

По всем рассмотренным гражданским делам Верховным Судом Российской Федерации приняты решения в пользу Минтруда России (Правительства Российской Федерации), как при рассмотрении дел в первой инстанции, так и при обжаловании в кассационном порядке.

Одним из основных вопросов, являющихся предметом судебных разбирательств в Верховном Суде Российской Федерации, был вопрос о предоставлении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим и медицинским работникам через оспаривание нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих соответствующие права. Так, из 18 гражданских дел, рассмотренных в Верховном Суде Российской Федерации, в 5 оспаривались постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1067 и от 29.10.2002 г. N 781, а также постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N464.

Кроме названных судебных разбирательств, в Верховном Суде Российской Федерации рассматривалось гражданское дело по заявлениям лиц, которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и претендуют на приравнивание районных коэффициентов, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к централизованно установленным районным коэффициентам, дающим право на учет повышенного отношения заработков при оценке пенсионных прав граждан. В этой связи указанные лица оспаривали правомерность соответствующих положений разъяснения Минтруда России от 22.04.2003 г. N 3.

Также Минтруд России отстаивал интересы Правительства Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации при рассмотрении заявлений о признании несоответствующими федеральному законодательству отдельных положений Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N516, а также отдельных положений раздела "Горные работы" Списка N 1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, в части требований о подтверждении занятости на подземных работах не менее 50% рабочего времени.

В результате рассмотрения указанных дел Верховный Суд Российской Федерации согласился с доводами Минтруда России и посчитал, что оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют действующему законодательству, не ущемляют права и интересы граждан и отказал в удовлетворении всех жалоб.

Данные результаты судебных процессов позволили избежать необоснованного расширения круга лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, а также на учет повышенного отношения заработков, а следовательно - и дополнительных, значительных финансовых затрат Пенсионного фонда Российской Федерации.

4. Совершенствование межгосударственных отношений в сфере пенсионного обеспечения

В связи с реформированием пенсионной системы Российской Федерации одним из приоритетных направлений деятельности Минтруда России является совершенствование межгосударственных отношений в области пенсионного обеспечения, связанных с включением накопительной части в состав трудовой пенсии, постепенной утратой юридического значения трудового стажа и заработка для исчисления размера пенсии, который определяется в основном суммой уплаченных страховых взносов в национальный пенсионный фонд.

Действующие на сегодняшний день соглашения в области пенсионного обеспечения со странами СНГ и бывшими социалистическими странами ориентированы на устаревшее с современной точки зрения законодательство, как в области пенсионного обеспечения, так и в других областях, в частности, в сфере гражданского законодательства, содержат препятствия для реализации пенсионных прав граждан-мигрантов, в том числе, приобретенных после 01.01.2002 г.

В связи с наличием накопительной части трудовой пенсии возникает необходимость формирования новых межгосударственных отношений в части этого института пенсионной системы как с государствами, где аналогичный институт в том или ином виде существует, так и с теми, где он отсутствует. Данная проблема представляется особенно серьезной, так как Российская Федерация не может опираться на международный опыт в этой области в силу его отсутствия.

С учетом изложенного, Минтрудом России проводится работа по совершенствованию межгосударственных отношений в следующих направлениях:

  • подготовка и внесение изменений в действующие соглашения со странами СНГ и бывшими социалистическими странами с точки зрения их адаптации к новому пенсионному законодательству и другому законодательству, влияющему на реализацию права на пенсионное обеспечение;
  • внесение норм нового законодательства в готовящиеся проекты соглашений (в частности, с государствами Балтии);
  • формирование межгосударственных отношений в области накопительного пенсионного обеспечения.

Минтрудом России в настоящее время осуществляются соответствующие переговоры с Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией, Молдавией, Грузией, Азербайджаном, Арменией, Узбекистаном, Латвией, Литвой, Эстонией, Болгарией, Венгрией, Чехией, ФРГ.

Основой переговорного процесса является разработанный Минтрудом России модельный договор о гарантиях прав застрахованных лиц на получение пенсионных накоплений независимо от смены места работы и места жительства, а также предложения, направленные на исключение случаев двойного взимания страховых взносов, либо ситуаций, когда мигрант не охватывается пенсионным страхованием ни в одном из государств.

5. Негосударственные пенсионные фонды

10 января 2003 вступил в силу Федеральный закон N 14-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", который не только послужил отправной точкой для дальнейшего развития системы негосударственного пенсионного обеспечения, но и предоставил возможность негосударственным пенсионным фондам принять участие в системе обязательного пенсионного страхования.

В целях реализации указанного закона Минтруду России необходимо было разработать и внести в Правительство Российской Федерации ряд проектов постановлений, в частности:

  • "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью" (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2003 г. N 669);
  • о внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов";
  • об утверждении Типовых страховых правил негосударственного пенсионного фонда;
  • об утверждении Порядка размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением;
  • об утверждении Требований по формированию состава и структуры пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов;
  • о порядке взаимоотношений между застрахованными лицами, негосударственными пенсионными фондами и Пенсионным фондом Российской Федерации;
  • о порядке информирования населения через средства массовой информации, формах отчетности фондов и требованиях к указанной отчетности.

Минтруд России продолжал осуществлять функции по государственному регулированию деятельности негосударственных пенсионных фондов, а также контроль и надзор за указанной деятельностью.

Минтрудом России применяются следующие методы регулирования и контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов:

  • разработка типовых документов по организации деятельности НПФ;
  • анализ учредительных документов, правил фондов и применяемых пенсионных схем;
  • лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов и контроль за выполнением лицензионных требований;
  • разработка требований к финансовой и специальной отчетности негосударственных пенсионных фондов и разработка форм отчетности;
  • анализ финансовой и специальной отчетности фондов;
  • комплексные и целевые проверки негосударственных пенсионных фондов;
  • заслушивание руководителей фондов с отчетами о деятельности фондов;
  • обучение руководящих работников фондов.

Минтрудом России анализировалась годовая, квартальная и оперативная отчетность фондов. По результатам анализа формировались сводные итоговые данные по фондам в целом, а также составлялся план проведения проверок.

За 9 месяцев текущего года Министерством были проведены комплексные проверки 24 негосударственных пенсионных фондов. По результатам проведенных проверок, анализа представляемой отчетности фондам направлено более 400 предписаний об устранении выявленных недостатков в текущей деятельности, которые в целом были устранены в установленные сроки, четырем фондам было приостановлено действие лицензии. За период с января 2003 года 62 фонда привели свои уставы и пенсионные правила в соответствие с принятым законодательством. Указанные документы были в установленном порядке рассмотрены и зарегистрированы Минтрудом России.

Министерством была организована специальная подготовка с целью повышения квалификации руководителей, главных бухгалтеров фондов и актуариев с углубленным изучением принятого пенсионного законодательства. В 2004 году планируется дальнейшее обучение руководителей, главных бухгалтеров, юристов, менеджеров и актуариев фондов.

По итогам работы за 9 месяцев 2003 г. 286 фондов обслуживают более 5 млн. человек, из которых более 4 млн. человек (81%) являются участниками НПФ в соответствии с договорами, заключенными работодателями (вкладчиками - юридическими лицами), и 0,95 млн. человек (19%) - по договорам с физическими лицами. Численность участников с 1998 г. возросла в 2,7 раза.

Уже сейчас услугами НПФ охвачено примерно 5,3% экономически активного населения России. Получателями дополнительных негосударственных пенсий являются порядка 400 тыс. человек или почти 1% граждан, имеющих право на государственную пенсию. Средний размер негосударственных пенсий достиг 673 рублей, что составляет примерно 1/3 среднего размера государственной пенсии.

Пенсионные резервы НПФ на начало 2003 г. превысили 63 млрд. руб. (рост по сравнению с итогами 1998 г. в 8 раз), начиная с 1998 г. - в НПФ поступило взносов на общую сумму 36,1 млрд. руб.

Прирост пенсионных резервов фондов за счет дохода от размещения пенсионных резервов составил за 2002 г. 6,1 млрд. рублей, а суммарно за четыре года (с 1998 г. по отчетную дату) - 31,2 млрд. руб.

За четыре года фонды выплатили негосударственных пенсий более 3 млрд. руб., а за 9 месяцев 2003 года более 2,4 млрд. руб.

По сравнению с численностью участников опережающими темпами растут пенсионные резервы - средства на выплату будущих дополнительных пенсий. Поступление пенсионных взносов существенно превышает рост расходов на выплату пенсий и выкупных сумм.

Эти показатели свидетельствуют об устойчивом динамичном развитии негосударственного пенсионного обеспечения.

Несмотря на дефолт 1998 года, практически ни один фонд не обанкротился и продолжает выполнять свои обязательства перед участниками и вкладчиками.

Была обеспечена установленная постановлением Правительства Российской Федерации система формирования и размещения пенсионных резервов, благодаря чему была исключена возможность применения пенсионных схем в качестве зарплатных. При этом активы фондов полностью обеспечены денежными средствами, ликвидными ценными бумагами и имуществом.

Все это позволило организовать работу негосударственных пенсионных фондов таким образом, что за четыре года практически не поступило ни одной серьезной жалобы на их деятельность.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ ПО ДАННЫМ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

(на 01 января года, следующего за отчетным)

 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

9 мес. 2003 г.

Собственное имущество, млн. руб.

23331,5

45103,0

63312,9

96663,8

Пенсионные резервы, млн. руб.

15642,4

33640,3

51233,9

67226,4

Общая численность участников, тыс. человек

3341,1

3953,1

4337,1

5141,1

Численность участников, получающих пенсии, тыс. человек

281,0

330,5

379,2

402,6

Пенсионные взносы, млн. руб.

4092,1

6694,0

11496,7

13624,6

Пенсионные выплаты, млн. руб.

605,3

1025,3

1978,7

2442,3

На современном этапе развитие НПФ определяется, прежде всего, ростом экономики страны и политической стабильностью в обществе, укреплением доверия населения к рынку негосударственного пенсионного обеспечения. Наиболее интенсивно развиваются фонды, обслуживающие работников предприятий топливно-энергетического комплекса. Положительные сдвиги наметились также в металлургии, на транспорте, в отраслях химии и нефтехимии.

В настоящее время НПФ расположены в 54 (из 89) субъектах Российской Федерации, с учетом филиалов - в 57. Однако в целом сеть НПФ пока еще недостаточно развита, т.к. почти половина из их общего числа находятся в Москве и Санкт-Петербурге.

В следующем году Минтрудом России как уполномоченным федеральным органом запланированы проверки 54 фондов, расположенных в Москве и других регионах. В первую очередь планируется провести проверки негосударственных пенсионных фондов, намеревающихся осуществлять деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Предстоит проверить не только их соответствие требованиям законодательства, но и проанализировать их хозяйственную деятельность за предыдущий период. Будет разработан план работы с гражданами по информированию их о системе негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, о системе негосударственных пенсионных фондов, об их финансовом положении, способности и готовности осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Кроме того, планируется проводить финансовый мониторинг рынка негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Предстоит проработка вопроса о взаимодействии уполномоченного федерального органа и саморегулируемых организаций негосударственных пенсионных фондов.

6. Работа по информированию населения о пенсионной реформе

Информационная кампания по пенсионной реформе в 2003 году преимущественно носит просветительский, образовательный характер с использованием собственных информационных ресурсов Минтруда России и привлеченных ресурсов.

Кампания во многом ориентирована на специалистов органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, которые в свою очередь, получают необходимое подкрепление для информационной работы среди населения. В этих целях вопросы применения пенсионного законодательства и проведения реформы при информационной поддержке Министерства освещаются в совместном официальном журнале Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации "Пенсия", в еженедельном издании "Социальный мир".

С 2002 г. издается журнал "Пенсионные фонды и инвестиции", учрежденный Инспекцией негосударственных пенсионных фондов, Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов при информационной поддержке Минтруда России, Минэкономразвития России и Пенсионного фонда Российской Федерации.

Наряду с этим активизировалась информационная работа непосредственно для населения.

При поддержке Минтруда России и Минэкономразвития России действует "горячая линия", где граждане могут оперативно получить квалифицированные ответы на возникшие у них вопросы, касающиеся проводимой в стране пенсионной реформы.

Подготовлен к выпуску ряд брошюр в серии "Пенсия в ваших руках", в которых на доступном для широкой аудитории уровне даны разъяснения по основным особенностям новой пенсионной системы, трех ее составляющих частей, как разобраться в выписке из лицевого счета и другое.

Проведены региональные совещания по реализации пенсионной реформы, ориентированные на представителей средств массовой информации и общественных организаций с целью дальнейшей ретрансляции информационных сообщений о пенсионной реформе в региональных и территориальных СМИ, формирования позитивного отношения населения к преобразованиям в данной сфере.

Изготовлены шесть социальных роликов по пенсионной реформе, которые в ноябре размещены в рекламных блоках на центральном и региональном телевидении.

Подготовлены и проведены выступления специалистов Минтруда России на теле и радио каналах, а также публикации в федеральных и региональных изданиях по актуальным вопросам пенсионной реформы. Специалистами Минтруда России в качестве авторов с различными издательствами подготовлен ряд книжных публикаций, разъясняющих и комментирующих положения нового пенсионного законодательства.

С учетом повышенного интереса зарубежных специалистов к российскому накопительному компоненту пенсионной системы Минтруд России одобрил инициативу редакции журнала "Пенсионные фонды и инвестиции" по созданию англоязычного интернет-сайта www.pfi.ru, для отражения официальной позиции министерств и ведомств в данной сфере.

Также одобрено создание русскоязычных Интернет-сайтов журналов "Пенсия" (www.rospensia.ru), "Социальный мир", "Пенсионные фонды и инвестиции", "Вестник государственного социального страхования", которые готовы дополнить официальный сайт Минтруда России в части вопросов освещения пенсионной реформы, в частности возможностью выделения человеческих ресурсов для организации обратной связи в режиме реального времени, востребованной среди пользователей Интернета.

7. Перспективы и некоторые проблемы реализации пенсионной реформы

В 2004 году Минтруд России продолжит правовое и информационное сопровождение пенсионной реформы.

Министерство будет осуществлять законотворческую работу в соответствии с планами и поручениями Правительства Российской Федерации, а также отстаивать в судах оспариваемые нормы нового пенсионного законодательства. Минтруд России усилит работу по разъяснению спорных вопросов применения пенсионного законодательства, возникших у граждан и органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.

В ближайшее время Минтруд России завершит подготовку пакета нормативных правовых актов, необходимых для участия негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования в 2004 году.

Минтруд России также примет непосредственное участие в пересмотре международных договоров в области пенсионного обеспечения, включая подготовку и внесение необходимых изменений в ранее заключенные соглашения со странами СНГ и бывшими социалистическими странами, а также подготовку и заключение новых договоров со странами, которые ранее не имели соответствующих соглашений с Российской Федерацией.

В части информирования населения о пенсионной реформе планируется изменить характер проводимой работы с просветительского на побудительный, имея ввиду необходимость совершения работающими гражданами практических действий, связанных с участием в новой пенсионной системе. В первую очередь - действий, направленных на защиту своих пенсионных прав, нарушенных работодателями.

В этих целях Минтруд России будет оказывать интенсивную правовую и методическую помощь гражданам, на именные пенсионные счета которых страховые взносы работодателями не уплачиваются либо уплачиваются несвоевременно и не в полном объеме. Кроме того, Минтруд России предоставит гражданам необходимую информацию о негосударственных пенсионных фондах, уполномоченных в качестве страховщиков в системе обязательного пенсионного страхования в 2004 году, а также о порядке выбора страховщика.

В процессе реализации нового пенсионного законодательства выявились некоторые проблемы организационного, правового и социально-экономического характера.

Первое. Существующая в настоящее время в Российской Федерации технология ведения индивидуального (персонифицированного) учета в обязательном пенсионном страховании имеет инерционный характер, затрудняющий оперативное использование сведений для конкретного лица при назначении и перерасчете трудовых пенсий.

Представляется необходимым проведение технической экспертизы существующей технологии индивидуального (персонифицированного) учета по обязательному пенсионному страхованию и выработка предложений, направленных на ее дальнейшее развитие и совершенствование, в первую очередь на использование региональных баз данных, включая предложения по внесению соответствующих уточнений в действующее законодательство.

Второе. С начала проведения пенсионной реформы перестала действовать система государственного вневедомственного контроля за правильностью применения участниками системы обязательного пенсионного страхования действующего законодательства. Отсутствие контроля приводит в отдельных случаях к неправильному применению пенсионного законодательства, что повлекло за собой ущемление прав застрахованных лиц, увеличение числа исковых заявлений в судебные органы на неправомерные действия органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.

В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России полномочий по осуществлению государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в рамках контроля за деятельностью страховщиков по обязательному пенсионному страхованию.

Третье. Законодательством предусмотрена возможность повышения размера базовой части трудовой пенсии с целью ее поэтапного приближения к прожиточному минимуму пенсионера, сверх индексации по росту цен. В 2003 году и на 2004 год такого повышения не предусмотрено.

В этой связи полагали бы целесообразным поручить Минфину России, Минтруду России и Минэкономразвития России разработать стратегию поэтапного повышения базовой части трудовой пенсии до прожиточного минимума пенсионера и определить основные параметры такого повышения на среднесрочную перспективу.

Четвертое. Действующая редакция Налогового кодекса не учитывает вопросы, связанные с деятельностью негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию, не дает возможность однозначно определить налогооблагаемую базу по доходам участников фонда, в связи с чем необходимо уточнить редакцию статьи Налогового кодекса Российской Федерации об особенностях определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Кроме того, необходимо уточнить действующую редакцию главы 25 "Налог на прибыль" в связи с неоднозначностью формулировок, применяемых для налогообложения вкладчиков негосударственных пенсионных фондов и самих фондов, исключив возможность двойного налогообложения как работодателей, так и участников фондов.

 

13.11.2003

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.