Прогноз численности пенсионеров в Российской Федерации

Различные исследователи прогнозируют снижение численности населения в РФ. В основе такого предположение лежит устойчивая тенденция превышения уровня смертности над уровнем рождаемости. По прогнозам Госкомстата в 2050 году общая численность населения может составить от 128 (верхний прогноз) до 80 млн. человек (нижний прогноз). Бюро по статистике США (U.S. Bureu of the Census) оценивает численность населения РФ в 2050 году в 121 млн. человек.

Рисунок 1. Прогноз численности населения РФ

Для целей данного исследования используется прогноз Бюро по статистики США, доступный через Интернет по адресу http://www.census.gov.

Рисунок 2. Прогноз структуры населения по возрастным группам

Снижение общей численности населения РФ будет происходить за счет снижения доли лиц в возрасте от 0 до 19 лет, а также трудоспособных лиц в возрасте от 20 лет до 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. Доля лиц старше установленного пенсионного возраста будет увеличиваться.

Рисунок 3. Половозрастная структура населения в 2000 г.

В период с 2000 по 2005 год право на государственную пенсию по старости приобретут лица, рожденные в 1940-1945 годах. Численность данной возрастной когорты (55-59 лет) значительно ниже как довоенного, так и послевоенного поколений, таким образом, число ежегодно выходящих на пенсию лиц и суммарная численность пенсионеров может несколько снизиться.

Рисунок 4. Половозрастная структура населения в 2020 г.

В 2020 году на рынке труда скажутся последствия снижения рождаемости 1990-1999 годах: численность граждан в трудоспособном возрасте снизится примерно на 9-10 процентов. Общая численность лиц пенсионного возраста увеличиться. Пенсионного возраста достигнет поколение, родившихся в 1960-1965 годах. Ожидаемое увеличение средней продолжительности жизни приведет к тому, что число лиц старше 80 лет удвоится.

Рисунок 5. Половозрастная структура населения в 2050 г.

В соответствии с долгосрочным демографическим прогнозом, в 2050 году численность лиц в трудоспособном возрасте снизится, а число лиц старше установленного пенсионного возраста возрастет.

Рисунок 6. Прогноз изменения численности возрастных групп в сравнении с 1996 годом.

Моделирование поведения
действующей системы пенсионного обеспечения в РФ

Система государственного пенсионного обеспечения в РФ действует на принципах перераспределения средств между поколениями (pay-as-you-go). Основу финансирования выплаты пенсий составляет тариф обязательных отчислений в Пенсионный фонд России, установленный действующим законодательством в размер 28% от ФОТ для работодателя и 1% от заработной платы работника. Собранные таким образом средства направляются на выплату трудовых пенсий по старости.

Существуют особенности финансирования отдельных видов государственных пенсий (например - социальные пенсии, пенсии военнослужащим - финансируются за счет средств федерального бюджета), в сельском хозяйстве установлен сниженный размер обязательных отчислений на пенсионное обеспечение. Кроме того, существующая практика льготного пенсионного обеспечения, предполагающая снижение установленного пенсионного возраста на 5-10 лет, по оценкам экспертов за счет субсидирования отвлекает до 25-30 процентов средств ПФР, что, в свою очередь, влечет снижение размеров пенсий по старости.

Для целей данного моделирования будет рассмотрена только базовая схема финансирования пенсий, основанная на следующих принципах:

  • трудоспособные граждане (мужчины в возрасте от 20 до 60 лет и женщины в возрасте от 20 до 55 лет) уплачивают обязательные отчисления в пенсионную систему;
  • выплата пенсий осуществляется всем гражданам старше установленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин)

В первом сценарии рассмотрим влияние на размер пенсии изменений демографической структуры населения РФ, при сохранении неизменными базовых принципов организации пенсионного обеспечения и размера обязательных отчислений в 29% от ФОТ. Предположив, что все собранные средства направляются на выплату пенсий пенсионерам, получаем коэффициент размера пенсии, характеризующий финансовые возможности перераспределительной системы при соответствующей демографической структуре общества.

Рисунок 7. Коэффициент размера пенсии при сохранении неизменными базовых принципов организации пенсионного обеспечения и тарифа обязательных отчислений 29%.

В результате встречных процессов увеличение числа пенсионеров вследствие старения населения и снижения числа лиц в трудоспособном возрасте, при сохранении неизменными базовых принципов организации пенсионного обеспечения в 2050 году реальный размер государственной пенсии снизится на 56% по сравнению с 1996 годом.

В период 2000-2010 годов, за счет благоприятной демографической ситуации возможно некоторое улучшение ситуации в сфере пенсионного обеспечение и возможности для увеличения размера пенсий, однако в дальнейшем произойдет резкое ухудшение ситуации и снижение

Во втором сценарии рассмотрим изменение необходимого тарифа обязательных отчислений в ПФР, обеспечивающего выплату пенсий на уровне 1996 года. Предположив, что взносов, уплаченных всеми трудоспособными лицами, достаточно для выплаты всех пенсий пенсионерам, и приняв баланс соотношения трудоспособных и пенсионеров в 1996 году за норму (соответственно уровень пенсионного обеспечения и размер пенсий), получаем необходимый размер обязательных отчислений в ПФР.

Рисунок 8. Размер обязательных отчислений в ПФР, необходимых для обеспечения выплаты пенсий на уровне 1996 года.

В 2050 году необходимый размер обязательных отчислений в ПФР, обеспечивающий выплату пенсий в размере 1996 года при сохранении неизменными базовых принципов организации пенсионного обеспечения, составит 63 % от ФОТ.

Е.Л.Якушев, Пенсионный кризис, старение населения и будущее пенсионной системы РФ, Москва, 1999 год

14.04.1999

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.