О проекте
- О проекте
- Памяти Л.П. Якушева 1936-2002
- Контакты
-
Архив сайта
-
Разное
- Пенсионные актуарии
- Профессиональные пенсионные системы
-
Пенсионная реформа
- Законопроект О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений
- Аналитические материалы
- Критические материалы о пенсионной реформе
- Пенсионная реформа в странах СНГ
- Международный опыт пенсионной реформы
- Интернет публикации о пенсионной реформе
- Памяти Л.П. Якушева 1936-2002
- История трудовой пенсии. Как понятная, приемлемая пенсия стала «невыгодной»
- Инвестирование пенсионных резервов
- Государственное пенсионное обеспечение
- Обязательное пенсионное страхование
-
Разное
Дискуссия о вариантах реформирования системы "северных" пенсий
В настоящее время в рабочих и официальных документах Правительства не предложено приемлемых и адекватных мер по реформированию системы досрочного выхода на пенсию в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. Предложения, подготовленные в рамках реализации пенсионной реформы, как правило, отличаются небрежностью в деталях и могут привести только к росту социальной напряженности в обществе.
Общий подход, изложенный в Концепции пенсионной реформы, одобренной в августе 1995 года, и получивший развитие в Программе Пенсионной Реформы, одобренной в декабре 1997 года, предполагает постепенную ликвидацию всех категорий льготных пенсий, включая пенсии по условиям труда и "северные" пенсии. При этом авторы подобных предложений учитывают политическую остроту вопроса и благоразумно маскируют детали перехода за словами о необходимости соблюдения социальных гарантий для данных категорий граждан.
Вопрос о возможных механизмах реформировании пенсий в связи с условиями труда получил некоторое теоретическое и методическое развитие в рамках проекта создания профессиональной пенсионной системы работников электроэнергетики. В рамках этого проекта предполагается, что работодатель возьмет на себя расходы по финансированию более раннего выхода на пенсию своих работников, при этом, на принципах социального партнерства будет определяться категории работников и их сроки выхода на пенсию, а финансовый механизм будет строиться на принципах накопления и коллективного страхования.
В отношении реформирования пенсий в связи с работой на Крайнем Севере в профессиональных и около правительственных кругах обсуждались следующие ключевые аспекты:
- прекращение приобретения прав на пенсионное обеспечение в соответствии с текущим законодательством с даты перехода к иной модели организации компенсаций;
- возможность учета ранее приобретенных пенсионных прав на пенсионное обеспечение при назначении государственной пенсии;
В программе пенсионной реформы предложено выделить две категории граждан: выработавших более половины требуемого стажа, для которых по прежнему будет сохранено снижение пенсионного возраста, и выработавших менее половины необходимого стажа, для которых такой возможность не будет предоставляться.
В некоторых предложениях предлагалось учитывать приобретенные права в форме выплаты денежной компенсации, эквивалентной сумме уплаченных взносов.
- сохранение, частичное сохранение или отказ от практики снижения пенсионного возраста для работников, занятых в особых природно-климатических условиях;
В частности, это мотивируется тем, что значительная часть льготников продолжает активную трудовую деятельность после выхода на государственную пенсию до достижения установленного пенсионного возраста.
- источники финансирования "северных" пенсий;
В основе дискуссии лежит тезис о субсидировании всех досрочных пенсий (включая "северные") через использование механизма перераспределение ресурсов Пенсионного фонда России путем размера пенсии пенсионерам по старости (т.е. достигшим установленного пенсионного возраста).
В некоторых вариантах реформирования "северных" пенсий предполагается увеличить тариф обязательных отчислений ПФР или ввести обязательные отчисления в негосударственные пенсионные фонды.
Одним из радикальных сценариев предусматривается использование средств федерального бюджета для финансирования "северных" пенсий на период формирования нового механизма или выпуск специальных государственных бумаг в рамках внутреннего долга.
- период выплаты "северных" пенсий;
Согласно одному из подходов, новый механизм выплаты "северной" пенсии должен заменить государственную досрочную пенсию в период до наступления установленного пенсионного возраста. Таким образом "северная пенсия" рассматривается как срочная выплата (с момента досрочного выхода на пенсию до возникновения права на пенсию по старости) в размере и на условиях, эквивалентных государственным пенсиям
Другой подход предполагает формирование дополнительной (пожизненной) пенсии, выплата которой может осуществляться ранее достижения установленного пенсионного возраста и в дополнение к государственной. Условия финансирования дополнительной пенсии определяется в рамках коллективных договоров и трудовых контрактов, заключаемых между работодателем и работником.
В целом предлагались следующие глобальные сценарии:
- Поэтапная ликвидация системы "северных" пенсий. Предполагается, что новые пенсии не будут назначаться, или, как вариант, в рамках общенациональной пенсионной системы не будут более приобретаться права на досрочное пенсионное обеспечение.
- Увеличение тарифа обязательных отчислений в ПФР для работодателей, размещенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориям, что позволит компенсировать расходы по выплате "северных" пенсий.
- Перевод "северных" пенсий в ведение негосударственных пенсионных фондов. В этом случае устанавливается тариф обязательных отчислений для работодателей, а регулирование условий и принципов пенсионного обеспечения осуществляется в соответствии с законом "О негосударственных пенсионных фондах".
- Создание региональных пенсионных систем, предполагающее формирование регионального законодательства, определяющего механизмы и условия пенсионного обеспечения, а также формы гарантий соблюдения прав граждан;
- Выпуск именных долговых обязательств, гарантированных государством, позволяющие получить единовременно или на регулярной основе в течении периода до наступления установленного пенсионного возраста, всю сумму досрочной пенсии.
Предварительные предложения
Для формирования целостного представления о проектируемой структуре пенсионного обеспечения в России предлагается использовать модель "трех колонн".
Первая колонна формируется за счет общенациональной пенсионной системы и включает как государственное пенсионное обеспечение, так и государственное пенсионное страхование. При этом государственное пенсионное страхование может строится как на условно-накопительных принципах, так и использовать чисто накопительные механизмы. Из государственной пенсионной системы выводятся все льготные пенсии, общенациональная пенсия выплачивается по единым правилам.
Вторая колонна формируется за счет профессиональных (региональных) пенсионных систем - пенсий от работодателей. Под профессиональными пенсионными системами следует понимать институт накопления и выплаты пенсий, сформированных за счет взносов работодателей в пользу своих работников через негосударственные пенсионные фонды. Термин "профессиональный" следует понимать не как отношение к той или иной профессиональной категории, а как признак наемного труда. В рамках этой колонны могут учитываться специфические условия труда (в том числе и занятость в районах Крайнего Севера) и устанавливаться отличные от общенациональных условия назначения и выплаты пенсий.
И наконец к третьей колонне относиться вся гамма частных пенсионных накоплений сформированных за счет добровольных личных взносов через различные финансовые институты: негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и банки.
Законодательством об основах пенсионного обеспечения в Российской Федерации можно предоставить право регионов на создание региональных пенсионных систем, обеспечивающих формирование дополнительных пенсий с учетом своей специфики и финансовых возможностей. Кроме того, устанавливаются правила и ограничения по включению расходов на дополнительное пенсионное обеспечение в себестоимость продукции (услуг).
В рамках регионального законодательства устанавливается обязательность участия работодателя в региональной пенсионной системе, которое выражается в обязательном финансировании "северной" пенсии своих работников, занятых в особых природно-климатических условиях.
Организационно, финансирование "северной" пенсии может осуществляться:
- как одна из пенсионных схем в рамках действующих профессиональных пенсионных систем (для крупных межрегиональных корпораций уровня ГАЗПРОМа, ЛУКОЙЛа, имеющих подразделения в районах Крайнего Севера);
- через негосударственные пенсионные фонды, предлагающие услуги по дополнительному пенсионному обеспечению на региональном и межрегиональном уровне;
- через региональный негосударственный пенсионный фонд, созданный и контролируемый администрацией региона.
Работодатель обязан участвовать в специальной пенсионной схеме, ключевые характеристики которой определяются в региональном законодательстве. "Северная" пенсионная схема должна обеспечить финансовые гарантии работнику (при соблюдении определенных условий) возможности выйти на пенсию со снижением пенсионного возраста или получить накопленные средства единовременно - все обязательства по выплате "северных" пенсий должны иметь финансовое покрытие.
Одновременно, законодательство должно обеспечить защиту интересов участников, т.е. право перевода приобретенных пенсионных прав (или денежного эквивалента) между пенсионными системами или НПФ в случае переезда в другой регион, строгий контроль за инвестированием средств пенсионных резервов и т.д.
Требует более детального изучения вопрос об источниках финансирования региональных пенсий, о формах взаимозачета с государственной пенсионной системой и оценки социально-экономических последствий реализации подобного проекта. Однако представляется весьма вероятным развитие пенсионной реформы по предложенному сценарию.
Е.Л.Якушев, Пенсионные и Актуарные консультации