Записка о подходах к созданию ППС в различных отраслях промышленности
Понятие "Профессиональная пенсионная система" было впервые определено в Постановлении Правительства РФ "О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации" N 790 от 7 августа 1995 года. Программа социальных реформ, также одобренная Правительством, предполагает лишьсодействие развитию негосударственных пенсионных фондов с целью формирования профессиональных, территориальных, отраслевых пенсионных систем.
Очередное развитие концепция профессиональных пенсионных систем получила в программе Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 г. N 360.
На разных этапах обсуждения программы пенсионной реформы предполагались различные мероприятий по созданию и развитию пенсионных систем начиная от эксперимента, запланированного на 1996 гол, и заканчивая разработкой проектов законодательных актов.
Не смотря на обилие ссылок на профессиональны пенсионные системы, реальных шагов со стороны Правительства не последовало. Отраслевики, в свою очередь, активно поддержали идею создания ППС и в Правительство поступали предложения от руководства РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром", РАО "Норильский Никель", концерна "Росэнергоатом" (атомная энергетика), ОАО "ГАЗ" и др.
Дискуссия по вопросу организации профессиональных пенсионных систем выявила значительный разброс мнений об их роли и месте в системе пенсионного обеспечения, крайние подходы которой сформулированы следующим образом:
- профессиональные пенсионные системы только как "рыночный" заменитель системы льготных пенсий, обеспечивающие выплату досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда в течении периода до наступления права на пенсию по старости (достижения установленного законом пенсионного возраста) за счет средств работодателя;
- профессиональные пенсионные системы как элемент дополнительного пенсионного обеспечения.
В условиях высокой налоговой нагрузки на работодателя и крайне низкого уровня возмещения по действующей системе государственного пенсионного обеспечения, "узкое" определение ППС, вызовет крайне негативную реакцию со стороны работодателей и профсоюзов (трудящихся) и будет истолковано как отказ от системы социальных гарантий, установленных Конституцией и действующим пенсионным законодательством.
"Широкое" определение профессиональных пенсионных систем как элемента дополнительного пенсионного обеспечения в координации с мерами по государственному стимулированию и контролю позволит включить инициативу отраслевиков. Дополнительные пенсии будут предусматривать возможность учета профессиональных особенностей и условий труда, выражающихся как в более раннем выходе на пенсию для отдельных категорий работников, так и в более высоком уровне профессионального пенсионного обеспечения, с одновременным установлением финансовой ответственности работодателей за предоставление пенсионных льгот.
Профессиональная пенсионная система - понятие охватывающее правовые,экономические и организационные институты и нормы. Участниками профессиональной пенсионной системы являются:корпоративный негосударственный пенсионный фонд, предприятия (работодатели) и участники (работники предприятия).
Организационно, профессиональная пенсионная система представляет собой пенсионную схему (схему профессионального пенсионного обеспечения) реализованную на базе корпоративного негосударственного пенсионного фонда, в соответствии с которой, предприятия-вкладчики осуществляют пенсионные взносы в пользу работников-участников.
Экономический механизм профессиональной пенсионной системы предполагает формирование (накопление) пенсионных резервов на именном или солидарном пенсионном счете в негосударственном пенсионном фонде за счет обязательных взносов работодателей (и работников) и инвестиционного дохода, полученного в результате размещения этих средств. Выплата профессиональных пенсий осуществляется за счет предварительно накопленных средств.
Правовые нормы ППС определяются действующим законодательством, а структуру и взаимосвязи профессиональной пенсионной системы, права и обязанности ее субъектов, порядок организации и функционирования устанавливают организационные документы и система договоров.
В перспективе, по мере появления практического опыта организации профессионального пенсионного обеспечения, возможно два варианта регулирования создания профессиональных пенсионных систем:
- рамочный закон "О профессиональных пенсионных системах", устанавливающий основные принципы организации ППС и определяющий государственный орган , имеющий право принимать решение о создании ППС;
- индивидуальный закон "О профессиональной пенсионной системе работников отрасли ______________", определяющий конкретные нормы и условия профессионального пенсионного обеспечения в конкретной отрасли.
Для безусловного выполнения обязательств по профессиональному пенсионному обеспечению необходимо определить такой источник финансирования профессиональной пенсионной системы, который позволяет предприятию регулярно осуществлять взносы. Анализ различных проектов создания профессиональной пенсионной системы показывает, что в качестве источников финансирования назывались: перераспределение обязательных отчислений в ПФР, льготы по налогу на прибыль и включение в себестоимость.
В сложившихся условиях не может быть и речи о перераспределении существующего тарифа обязательных отчислений в ПФР. Установление дополнительного дифференцированного тарифа позволяет частично решить проблему финансовой устойчивости пенсионной системы, однако не может решить основной задачи реформирования системы льготного пенсионного обеспечения на рыночных принципах, поскольку в ряде отраслей дополнительный тариф должен достигать 40 % от ФОТ.
Использование прибыли также не может рассматриваться в качестве источника финансирования ППС, так как размер прибыли непостоянен, а ее распределение находится в компетенции собрания акционеров, в число которых входят не только работники отрасли.
Наиболее целесообразным является отнесение расходов на профессиональной пенсионное обеспечение на себестоимость продукции. Во-первых, расходы на государственное пенсионное обеспечение относятся на себестоимость продукции и услуг, и было бы целесообразно определить единый подход к этому вопросу. Во-вторых, пенсионное обеспечение является необходимым элементом для воспроизводства трудовых ресурсов, и по своей экономической сути должно быть отнесено на стоимость конечного продукта. В-третьих, профессиональные пенсии по инвалидности и в связи с особыми условиями труда являются реабилитационным элементом в системе охраны труда, а затраты такого рода по действующему законодательству уже сегодня относятся на себестоимость продукции и услуг.
Создание профессиональных пенсионных систем в основных отраслях промышленного производства, с переводом досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда из государственной в профессиональную систему, позволит снизить расходы ПФР на выплату льготных пенсий в течение 10 лет на 4-5 %, при этом ежегодное уменьшение будет составлять 0,7 % впервые 5 лет, и 0,25 %в оставшиеся годы.
В целях компенсации потерь бюджета РФ предполагается частично или полностью размещать пенсионныерезервы ППС в долгосрочные государственные ценные бумаги (например аналог ГКО или специальные нерыночные ценные бумаги), что позволит покрыть часть внутреннего долга и реструктуризировать его. Инвестированный пенсионный резерв профессиональных пенсионных систем может покрыть бюджетный дефицит в размере от 2 % до 3 % бюджета РФ в течении первых 5 лет.
Основными критериями, определяющими целесообразность создания профессиональной пенсионной системы в различных отраслях промышленности является:
- государственные интересы скорейшего реформирования системы льготного пенсионного обеспечения и сокращения расходов ПФР - значительная доля рабочих мест, дающих право на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда (химия и нефтехимия, угледобыча, черная и цветная металлургия, строительство);
- стабильное финансовое положение предприятий - вкладчиков профессиональной пенсионной системы (топливная промышленность, электроэнергетика, атомная энергетика и промышленность)
- организационная готовность к реализации профессионального пенсионного обеспечения, обеспеченная инфраструктурой корпоративного пенсионного фонда (НПФ электроэнергетики, НПФ ЛУКойл-Гарант, и др.)
При определении предприятий, участвующих в создании профессиональных пенсионных систем, можно использовать следующее деление на типы:
- отрасль (подотрасль);
- группа предприятий отрасли (например нефтяная компания);
- группа предприятий в рамках финансово-промышленной группы;
- группа предприятий в рамках одной территории;
- крупные производственные объединения;
Проведение эксперимента необходимо в первую очередь для определения концепции законодательного регулирования и стимулирования профессиональных пенсионных систем. Основной целью эксперимента является разработка наиболее эффективной модели организации профессиональных пенсионных систем.