Проект Федерального закона "Об организации государственного пенсионного страхования"

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую, финансовую и организационную основу государственного пенсионного страхования в Российской Федерации. 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

С т а т ь я 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

  • Застрахованное лицо - лицо, на которое распространяется государственное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. 
  • Работодатели - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении граждан, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"): родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства: граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства, проживающие в Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору. 
  • Плательщики страховых взносов - работодатели, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане, лица без гражданства (далее - граждане), которые самостоятельно выплачивают взносы в бюджет государственного пенсионного страхования согласно законодательству Российской Федерации. 
  • Страховые взносы в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации - обязательные платежи, которые плательщики страховых взносов уплачивают на цели государственного пенсионного страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
  • Тариф страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации - размер страхового взноса в процентах по отношению к выплатам, начисленным работнику (оплате труда, доходу. гонорару) по всем основаниям, если другое не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 
  • Бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации - средства, образуемые за счет страховых взносов плательщиков, федерального бюджета и других поступлений, находящиеся в управлении Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации. 
  • Индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного пенсионного страхования. 
  • Страховой стаж - суммарная продолжительность периодов уплаты страховых взносов на застрахованное лицо. 
  • Страхователь - юридическое или физическое лицо, уплачивающее страховые взносы на государственное пенсионное страхование. 

С т а т ь я 2. Государственное пенсионное страхование 

Государственное пенсионное страхование является одним из видов государственного социального страхования, системой экономических и организационных мер, направленных на гарантированное государственное обеспечение граждан трудовыми пенсиями по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, осуществляемого за счет обязательных страховых взносов работодателей и граждан. 

Условия, порядок назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному страхованию устанавливаются Федеральным законом. 

С т а т ь я 3. Правовая основа государственного пенсионного страхования в Российской Федерации

Правовую основу государственного пенсионного страхования в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. В тех случаях, когда международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, применяются правила международного договора. 

Отношения по пенсионному обеспечению в Российской Федерации на основе государственного пенсионного страхования, а также за счет средств федерального бюджета регулируются законодательством Российской Федерации и международными договорами. 

Отношения, связанные с дополнительным пенсионным обеспечением граждан за счет средств субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, регулируются нормативными правовыми актами, издаваемыми соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 

С т а т ь я 4. Принципы организации государственного пенсионного страхования в Российской Федерации

Государственное пенсионное страхование строится ни основе принципов: 

  • единства и федерального характера государственного пенсионного страхования; 
  • обязательности уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации; 
  • солидарности материальных обязательств между поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями, и гражданами; 
  • индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в органах, осуществляющих государственное пенсионное страхование: использования сведений о застрахованных лицах исключительно для целей пенсионного обеспечения; 
  • доступности для каждого застрахованного лица сведений, которые имеются о нем в системе индивидуального (персонифицированного) учета; 
  • гарантированности обеспечения застрахованных лиц государственными пенсиями; 
  • подконтрольности органов и должностных лиц, осуществляющих государственное пенсионное страхование в Российской Федерации, федеральным законодательным и исполнительным органам государственной власти Российской Федерации, а также органам государственной законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий. 

С т а т ь я 5. Лица, подлежащие государственному пенсионному страхованию 

Государственному пенсионному страхованию подлежат проживающие в Российской Федерации граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие право на получение пенсий, предусмотренных Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". 

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, право на обеспечение по государственному пенсионному страхованию могут иметь члены семьи застрахованного лица. 

Иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации, подлежат государственному пенсионному страхованию наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации с соответствующими государствами. 

Лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации подлежат государственному пенсионному страхованию наравне с гражданами Российской Федерации. 

Государственное пенсионное страхование граждан Российской Федерации, направленных в установленном порядке на работу в иностранные государства, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации с соответствующими государствами. 

ГЛАВА II. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ, ИХ ЗАДАЧИ И ПРАВА

С т а т ь я 6. Органы, осуществляющие государственное пенсионное страхование в Российской Федерации

Государственное пенсионное страхование осуществляется Федеральной службой государственного пенсионного страхования Российской Федерации, которая является федеральным органом исполнительной власти. 

Федеральная служба государственного пенсионного страхования Российской Федерации и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему органов Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам. 

Организационно-правовой статус Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации. 

Полномочия и структура Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации определяются Положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. 

Стаж работы в системе Пенсионного фонда Российской Федерации учитывается в стаж государственной службы государственных служащих. 

С т а т ь я 7. Основные задачи Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации

Основными задачами Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации являются: 

  • участие в формировании государственной политики в области государственного пенсионного страхования в Российской Федерации во взаимодействии с другими федеральными органами законодательной и исполнительной власти, а также и органами государственной законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 
  • осуществление индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; 
  • сбор и аккумуляция страховых взносов и других средств государственного пенсионного страхования; 
  • контроль, в том числе с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением средств в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации; 
  • назначение и организация выплаты трудовых пенсий по государственному пенсионному страхованию и других видов пенсий, предусмотренных Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"; 
  • оперативное управление средствами бюджета государственного пенсионного страхования Российской Федерации и контроль за их целевым расходованием; 
  • развитие международных связей в области пенсионного страхования. 

С т а т ь я 8. Основные права Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации и ее территориальных органов

Федеральной службе государственного пенсионного страхования Российской Федерации, ее территориальным органам и должностным лицам для осуществления возложенных на них задач предоставляется право: 

  • проводить проверки у работодателей и иных плательщиков страховых взносов денежных документов, документов по кадровому учету, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением, уплатой страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации и назначением государственных пенсий и предоставлением данных об индивидуальном (персонифицированном) учете: требовать и получать необходимые документы, справки и сведения по вопросам. возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке; 
  • требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о государственном пенсионном страховании; 
  • взыскивать в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам, суммы пени, штрафов и иных финансовых санкций в первоочередном и бесспорном порядке; 
  • требовать и получать от банков и иных кредитных организаций необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации (в том числе сведения о наличии и движении средств на счетах клиентов - плательщиков страховых взносов) и не составляющие коммерческую тайну; 
  • возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься предпринимательской деятельностью; 
  • предъявлять в суде и арбитражном суде иски, об обращении взыскания на имущество должника и о признаний регистрации организаций недействительной в случае несоответствия учредительных документов требованиям законодательства Российской Федерации; 
  • налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в случае, когда период задолженности по страховым взносам превышает период задолженности по выплате заработной платы; 
  • приостанавливать операции плательщика страховых взносов по расчетным и другим счетам в банках и иных кредитных организациях в случаях непредставления территориальным - органам Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации бухгалтерских и финансовых документов, связанных с исчислением и уплатой - страховых взносов; 
  • налагать административные штрафы на руководителей и других должностных лиц организаций виновных в неоднократном сокрытии и занижении оплаты труда, а также не выполняющих законодательство о государственном пенсионном страховании штрафы в размере от 10 до 100 минимальных размеров оплаты труда. 

В исключительных случаях Руководитель Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации вправе принимать решение о предоставлении отсрочек (рассрочек) по страховым взносам в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации. 

С т а т ь я 9. Обязательное государственное личное страхование должностных лиц Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации

Должностные лица органов Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской федерации подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств, направляемых на содержание органов государственного пенсионного страхования Российской Федерации. 

С т а т ь я 10. Ответственность должностных лиц Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации

За противоправные действия или бездействие должностные лица Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации несут дисциплинарную, имущественную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 

ГЛАВА III. БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО
СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С т а т ь я 11. Бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации

Средства бюджета государственного пенсионного страхования составляют экономическую основу пенсионного обеспечения в Российской Федерации, имеют целевое назначение - обеспечение выплаты трудовых пенсий по государственному пенсионному страхованию, а также других видов пенсий, финансируемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета и других источников направляемых в бюджет государственного пенсионного страхования. 

Средства бюджета государственного пенсионного страхования являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. 

Средства бюджета государственного пенсионного страхования находятся в оперативном управлении Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации и размещаются в Банке России либо, с разрешения Банка России, в других банках. 

С т а т ь я 12. Утверждение бюджета государственного пенсионного страхования Российской Федерации исполнении

Бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации и отчет об его исполнении утверждаются Федеральным Собранием Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. 

Бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования его доходов и расходов, а также норматива оборотных средств и утверждается одновременно с федеральным бюджетом. 

С т а т ь я 13. Формирование средств бюджета государственного пенсионного страхования Российской Федерации

Бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации формируется за счет: 

  • страховых взносов; 
  • средств федерального бюджета и других источников, возмещаемых бюджету государственного пенсионного страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации или договорами на выплату пенсий отдельным категориям пенсионеров; 
  • средств от поступлений сумм пеней, штрафов и иных финансовых санкций, применяемых к плательщикам страховых взносов, нарушающим порядок уплаты страховых взносов; 
  • доходов от использования временно свободных средств; 
  • других поступлений. 

С т а т ь я 14. Расходование средств бюджета государственного пенсионного страхования Российской Федерации

Средства бюджета государственного пенсионного страхования Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на: 

  • выплату государственных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственных пенсиях и международными договорами; 
  • финансовое, материально-техническое, информационно-технологическое обеспечение и социальное развитие Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации в соответствии с утвержденным бюджетом государственного пенсионного страхования Российской Федерации; 
  • другие расходы связанные с деятельностью Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации. 

С т а т ь я 15. Использование временно свободных средств 

Временно свободные средства бюджета государственного пенсионного страхования Российской Федерации могут размешаться в государственные ценные бумаги, выпускаемые Правительством Российской Федерации, или находиться на счетах Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации. 

С т а т ь я 16. Контроль за использованием бюджета государственного пенсионного страхования Российской Федерации

Контроль за использованием средств бюджета государственного пенсионного страхования осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и другими контролирующими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

С т а т ь я 17. Наблюдательный Совет по бюджету государственного пенсионного страхования Российской Федерации

В целях наблюдения и общественного контроля за формированием и использованием средств бюджета государственного пенсионного страхования в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации образуются Наблюдательные Советы. 

Положение о Наблюдательных Советах утверждается Правительством Российской Федерации. 

ГЛАВА IV. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ II ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И
ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ

С т а т ь я 18. Регистрация плательщиков страховых взносов 

  • Плательщики страховых взносов обязаны регистрироваться в территориальных органах Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации в городах и районах в 30-дневный срок; 
  • работодатели (за исключением граждан, применяющих труд наемных работников в личном хозяйстве), родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства - со дня учреждения (государственной регистрации) в установленном порядке по месту нахождения; 
  • индивидуальные предприниматели: частные детективы, частные охранники; нотариусы, занимающиеся частной практикой; другие граждане, которым в соответствии с законодательством предоставлено право индивидуальной трудовой деятельности, - со дня государственной регистрации помосту постоянного жительства этих лиц; 
  • граждане, применяющие труд наемных работников в личном хозяйстве, - со дня заключения договора о найме работника по месту жительства нанимателя. 

Регистрация застрахованных лиц в территориальных органах Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации осуществляется работодателями в порядке, определяемом Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". 

С т а т ь я 19. Права плательщиков страховых взносов 

Плательщик страховых взносов имеет право: 

  • получать бесплатно в органах Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации по месту регистрации информацию о порядке и условиях уплаты страховых взносов; 
  • на отсрочку и рассрочку по уплате страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом; 
  • присутствовать при проведении проверок и получать копию акта проверки; 
  • в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, в пятидневный срок с момента получения указанного акта представлять письменные пояснения мотивов (обоснования) отказа подписать этот акт либо подписать этот акт с разногласиями по его отдельным положениям, либо обжаловать акт проверки в суд; 
  • требовать возврата излишне перечисленной суммы взносов, излишне уплаченных или взимаемых штрафов и пеней либо зачета этих сумм в счет предстоящих платежей. 

С т а т ь я 20. Обязанности плательщиков страховых взносов 

1. Плательщик страховых взносов обязан: 

  • зарегистрироваться в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; 
  • своевременно и в полном размере уплачивать страховые взносы в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в этот бюджет; 
  • представлять органам Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов, а также для назначения и выплаты государственных пенсий; 
  • выполнять требования органов Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации об устранении выявленных нарушений законодательства о пенсионном страховании; 
  • другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 

2. Плательщик страховых взносов обязан сообщать в территориальные органы Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации по месту регистрации: 

  • о принятом решении в случае ликвидации (реорганизации) организации; 
  • об изменении учетных реквизитов организации, ее месте нахождения в пятидневный срок со дня изменения; 
  • о созданном дочернем предприятии, филиале или представительстве в Российской Федерации не позднее одного месяца со дня его государственной регистрации; 
  • о всех открытых (закрытых) расчетных (текущих) и иных счетах организации, включая бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные и другие, в пятидневный срок со дня их открытия (закрытия) в банках и иных кредитных организациях; 
  • ведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, в целях назначения и выплаты государственных пенсий по заявлению работника, в порядке установленном Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". 

С т а т ь я 21. Ответственность плательщиков страховых взносов 

1. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов неуплаченная сумма недоимки взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов и сдаче расчетных ведомостей. 

Пени начисляется на сумму недоимки за каждый день просрочки в следующих размерах: 

  • по страховым взносам работодателей, включая обязательные взносы с работников и за членов крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, - 0.7 процента; 
  • по страховым взносам индивидуальных предпринимателей, частных детективов, частных охранников, нотариусов, занимающихся частной практикой, других физических лиц. которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право индивидуальной трудовой деятельности, граждан, применяющих труд наемных работников в личном хозяйстве, - 0,5 процента.

2. К работодателям и иным плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции в виде взыскания:

  • всей сокрытой или заниженной суммы оплаты труда при начислении страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере;
  • 10 процентов причитающихся к уплате сумм страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации за несвоевременную регистрацию в качестве плательщика страховых взносов, но не менее 100-кратного минимального размера оплаты труда на момент установления факта нарушения;
  • 10 процентов причитающихся в отчетном квартале к уплате сумм страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости и непредставления сведений в абзацах 2-5. пункта 2, статьи 20, но не менее 100-кратного минимального размера оплаты труда на момент установления факта нарушения.

3. Плательщики страховых взносов в случае представления для назначения государственных пенсий документов с недостоверными сведениями, повлекшими необоснованное расходование средств бюджета государственного пенсионного страхования Российской Федерации, несут ответственность в размере причиненного ущерба. 

С т а т ь я 22. Зашита прав и интересов плательщиков страховых взносов

Защита прав и интересов плательщиков страховых взносов осуществляется в судебном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 

С т а т ь я 23. Права и обязанности - застрахованных лиц

Застрахованные лица имеют право:

  • через представительные органы работников и работодателей участвовать в совершенствовании системы пенсионного страхования, получать от страхователя беспрепятственно информацию о формировании средств государственного пенсионного страхования и осуществлять контроль за их расходованием;
  • своевременно и в установленных размерах получать пенсии по государственному пенсионному страхованию;
  • защищать свои права, в том числе в судебном порядке.

Застрахованные лица обязаны:

  • уплачивать установленные законодательством страховые взносы на государственное пенсионное страхование;
  • своевременно предъявлять страхователю необходимые для назначения и выплаты пенсий достоверные документы;
  • соблюдать установленные для выдачи пенсий условия.

ГЛАВА V. ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ,
УСТАНОВЛЕНИЕ ТАРИФА

С т а т ь я 24. Порядок установления тарифа страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации

Тариф страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации рассчитывается Федеральной службой государственного пенсионного страхования и представляется Правительству Российской Федерации. По представлению Правительства Российской Федерации тариф устанавливается Федеральным законом. 

С т а т ь я 25. Начисление страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации

1. Начисление страховых взносов производится работодателем по отношению к выплатам, начисленным работнику или в его пользу, независимо от источников их финансирования. К работодателям для целей настоящей статьи приравниваются: заказчики - в случае договора подряда и возмездного оказания услуг, комитенты - по договору комиссии, принципалы - по агентскому договору, доверители - договора поручения: лица. использующие произведение автора на основании авторского договора: кооперативы, в том числе сельскохозяйственные - в отношении членов кооперативов.

Перечень выплат, на которые страховые взносы в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации не начисляются утверждается Правительством Российской Федерации.

2. В исключительных случаях, если организация не начисляет заработную плату работникам, территориальные органы Федеральной службы государственного пенсионного страхования имеют право начислять страховые взносы расчетным путем, исходя из минимального размера оплаты труда, установленного на момент проверки на территории Российской Федерации, с последующим перерасчетом.

С т а т ь я 26. Порядок и сроки уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации

Плательщики страховых взносов ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно в сроки получения в банках и иных кредитных организациях средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели уплачивают обязательные страховые взносы за работников, включая работающих пенсионеров.

Работодатели, не имеющие счетов в банках и иных кредитных организациях, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, уплачивают страховые взносы в сроки фактической выдачи заработной платы за истекший месяц, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. 

Крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, уплачивают страховые взносы в порядке, установленном для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции.

Плательщики страховых взносов, которым в силу условий труда установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации оплата за труд по конечным результатам работы (сезонные работники и др.), уплачивают страховые взносы с промежуточных сумм оплаты труда в сроки фактического получения в банках и иных кредитных организациях средств на указанные цели.

Индивидуальные предприниматели, частные детективы, частные охранники, нотариусы, занимающиеся частной практикой, другие физические лица, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право индивидуальной трудовой деятельности, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.

Граждане, применяющие труд наемных работников в личном хозяйстве. уплачивают страховые взносы ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы. 

Индивидуальные предприниматели, заключившие договор подряда и поручения, возмездного оказания услуг, договор комиссии, агентский договор с гражданином, уплачивают страховые взносы до 15 числа месяца, следующего за месяцем начисления вознаграждения. 

С т а т ь я 27. Порядок возврата неправильно взысканных сумм Страховых взносов

В случае неправильного взыскания страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации возврат суммы неправильно взысканных страховых взносов с граждан производится не более чем за три года, предшествующих обнаружению факта неправильного взыскания в судебном порядке. 

С т а т ь я 28. Порядок взыскания в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации недоимки, пени и иных финансовых санкций

Недоимка по страховым взносам, а также пени, суммы штрафов и иных финансовых санкций, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, взыскиваются с работодателей, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, в бесспорном порядке, а с других плательщиков страховых взносов - в судебном порядке и зачисляются на счета Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации.

Федеральная служба государственного пенсионного страхования Российской Федерации, ее территориальные органы взыскивает в бесспорном и первоочередном порядке указанные суммы со счетов организаций, в том числе с валютных, а также вправе обратить взыскание на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов.

2. Срок исковой давности по взысканию с граждан недоимки в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации, а также пеней, штрафов и иных финансовых санкций составляет три года. Бесспорный порядок взыскания недоимки, а также пеней, штрафов и иных финансовых санкций с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки.

С т а т ь я 29. Взаимоотношения территориальных органов Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации, плательщиков страховых взносов, банков и иных кредитных организаций

1. Банки и иные кредитные организации открывают расчетные (текущие) и иные счета, включая бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные и другие, плательщикам страховых взносов при предъявлении документа, подтверждающего регистрацию в качестве плательщиков страховых взносов. 

В пятидневный срок банки и иные кредитные организации сообщают в территориальный орган Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации по месту регистрации плательщика об открытии плательщиком страховых взносов указанных счетов, а также уведомляют его не позднее пяти дней после закрытия этих счетов.

2. Плательщики страховых взносов, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации счета в банках и иных кредитных организациях, в том числе ссудные, одновременно с истребованием средств на оплату труда за истекший месяц представляют в банк или кредитную организацию платежные поручения на перечисление страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации, без которых средства на оплату труда не выдаются. Указанные платежные поручения, а также платежные поручения на пени, штрафы и иные финансовые санкции исполняются в первоочередном порядке. 

Осуществление операций по расчетам плательщика страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации со своими работниками по всем видам доходов (выплат), а также уплате страховых взносов за работников по договорам добровольного страхования имущественных интересов физических лиц плательщики обязаны производить только с одного счета, который в установленном порядке сообщается в территориальный орган Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации.

3. Операции по зачислению сумм страховых взносов, пеней, штрафов и иных финансовых санкций на счета Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации и зачисление во вклады граждан сумм государственных пенсий и иных выплат, перечисляемых на их счета территориальными органами этой Службы, производятся банками или иными кредитными организациями без истребования комиссионного вознаграждения за эти операции.

4. По запросу Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации, ее территориальных органов банки и иные кредитные организации в десятидневный срок представляют сведения о наличии и движении средств на счетах клиентов - плательщиков страховых взносов.

5. Средства плательщиков страховых взносов, списанные с их расчетных счетов коммерческими банками или иными кредитными организациями и не поступившие на счета территориальных органов Федеральной службы государственного пенсионного страхования, взыскиваются в бесспорном и первоочередном порядке данными территориальными органами с корреспондентских счетов коммерческих банков и иных кредитных организаций. открытых в расчетно-кассовом центре Центрального банка Российской Федерации.

6. За несвоевременное перечисление списанных со счета плательщиков страховых взносов, а также пеней, штрафов и иных финансовых санкций на счета территориального органа Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации по вине обслуживающего его банка пени за каждый день просрочки в размере 1 процента суммы этих платежей взыскивается плательщиком с банка, в связи с нарушением им указанной на расчетно-кассовое обслуживание обязанности по своевременному перечислению средств плательщика. Начисление пеней производится с даты списания (перечисления) взносов с корреспондентского счета банка плательщика. 

За несвоевременное зачисление страховых взносов, а также пеней, штрафов и иных финансовых санкций на счета Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации с корреспондентского счета обслуживающего его банки пеня за каждый день просрочки в размере 1 процента этих сумм начисляется и взыскивается соответствующим органом Федеральной службы государственного пенсионного страхования с корреспондентского счета этого банка. 

За выдачу банками и иными кредитными организациями средств на оплату труда без истребования платежных поручений на перечисление страховых взносов территориальным органам Федеральной службы государственного пенсионного страхования ими Оплачиваются пени за каждый день просрочки в размере 1 процента этих сумм. 

С т а т ь я 30. Порядок разрешения споров по государственному пенсионному страхованию Российской Федерации

Споры по вопросам начисления и уплаты страховых взносов, взыскания недоимки, пеней, штрафов и иных финансовых санкций, назначения и выплаты пенсий разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

С т а т ь я 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона 

Территориальные органы Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации создаются в течении двух лет с момента вступления настоящего Федерального закона в силу, в зависимости от степени готовности субъекта Российской Федерации к переходу на единую пенсионную службу.

Правительству Российской Федерации в двух месячный срок принять Положение о Федеральной службе государственного пенсионного страхования Российской Федерации и представить в установленном порядке предложения по внесению изменений и дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности".

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.