Проект закона "О профессиональных пенсионных системах" (версия 01.07.01)

Проект

* Федеральный закон
«Об обязательных профессиональных пенсионных системах
в Российской Федерации»*

* Глава I. Общие положения*

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации.

С т а т ь я 1. * Законодательство Российской Федерации об обязательных профессиональных пенсионных системах.*

  1. Отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
  2. В случаях, если международными договорами Российской Федерации предусматриваются правила иные, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

С т а т ь я 2.* Понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе*

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины:

  • * Обязательная профессиональная пенсионная система* (далее – профессиональная пенсионная система) - организационная форма накопления, сбережения и выплат застрахованным лицам (участникам), учрежденная в соответствии с настоящим Федеральным законом, положениями коллективного договора (для профессиональной пенсионной системы, учреждаемой с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда) путем заключения договора работодателя с Пенсионным фондом Российской Федерации или уполномоченным негосударственным пенсионным фондом и подлежащая государственной регистрации в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.
  • * Уполномоченные организации профессиональной пенсионной системы* (уполномоченные организации) - Пенсионный фонд Российской Федерации, уполномоченные негосударственные пенсионные фонды, а также управляющие компании и специализированные депозитарии, действующие на основании договоров с уполномоченными негосударственными пенсионными фондами, заключенных с учетом требований настоящего Федерального закона..
  • * Обязательная профессиональная пенсия* – денежные средства, выплачиваемые ежемесячно из профессиональных пенсионных систем в пользу застрахованного лица (участника) в соответствии с настоящим Федеральным законом при наступлении оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
  • * Застрахованное лицо* – наемный работник, занятый на рабочем месте с особыми условиями труда, за которого уплачиваются обязательные страховые взносы (сборы) в Пенсионный фонд Российской Федерации.
  • * Участник профессиональной пенсионной системы * (участник) - наемный работник, занятый на рабочем месте с особыми условиями труда, за которого уплачиваются пенсионные взносы в уполномоченный негосударственный пенсионный фонд.
  • * Льготный пенсионный период * - период с момента возникновения права застрахованного лица (участника) на получение выплаты из профессиональной пенсионной системы, установленного настоящим Федеральным законом, до достижения им возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  • * Профессиональный стаж * - суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица (участника) на рабочих местах с особыми условиями труда, в течение которых в его пользу уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.
  • * Правила профессиональной пенсионной системы * - документ, который определяет соответствующие данной профессиональной пенсионной системе условия и порядок формирования и исполнения обязательств и является обязательным приложением к договору об учреждении профессиональной пенсионной системы.
  • * Инвестиционная декларация * – составная часть правил профессиональной пенсионной системы, которая определяет основные направления инвестирования пенсионных накоплений, требования к ликвидности и диверсификации активов пенсионных накоплений, нормативы формирования неразмещенного остатка пенсионных накоплений для осуществления выплат и порядок принятия решений об инвестировании пенсионных накоплений.
  • * Пенсионные накопления * - средства, сформированные путем уплаты работодателем взносов в профессиональную пенсионную систему в пользу работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда, а также за счет дохода, полученного в результате инвестирования.

С т а т ь я 3. * Субъекты отношений профессиональных пенсионных систем*

Субъектами отношений профессиональных пенсионных систем являются:

  • работодатель;
  • застрахованное лицо (участник);
  • уполномоченные организации.

С т а т ь я 4. * Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы*

  1. Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы имеют лица, работавшие на рабочих местах с особыми условиями труда, в пользу которых в соответствии с настоящим Федеральным законом работодателем уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.

2 Проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на выплаты из профессиональных пенсионных систем на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

С т а т ь я 5. * Государственный контроль и надзор за деятельностью уполномоченных организаций*

Государственный контроль и надзор за деятельностью уполномоченных организаций, соблюдением прав застрахованных лиц (участников) осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

* Глава II. Учреждение и прекращение профессиональных пенсионных систем*

С т а т ь я 6. * Учреждение профессиональной пенсионной системы*

  1. Профессиональная пенсионная система, предоставляющая выплаты лицам, указанным в статье 11 настоящего Федерального закона, учреждается в соответствии с настоящим Федеральным законом, положениями коллективного договора (для профессиональной пенсионной системы, учреждаемой с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда), правилами профессиональной пенсионной системы, путем заключения договора работодателя, имеющего рабочие места, предусмотренные статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, с Пенсионным фондом Российской Федерации или уполномоченным негосударственным пенсионным фондом.

Договор об учреждении профессиональной пенсионной системы вступает в силу с момента государственной регистрации профессиональной пенсионной системы в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.

Обязательным приложением к договору об учреждении профессиональной пенсионной системы являются правила профессиональной пенсионной системы.

  1. Коллективным договором, заключенным на срок не менее 3 лет, может быть предусмотрена обязанность работодателя по учреждению профессиональной пенсионной системы с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда.

В случае учреждения профессиональной пенсионной системы с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда в коллективном договоре должны быть указаны уполномоченные управляющие компании и специализированные депозитарии,с участием которых она создается.

  1. Коллективным договором может быть также предусмотрена обязанность работодателя по выплате работникам, занятым на рабочих местах с особыми условиями труда (кроме лиц, работавших на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах), компенсационной надбавки к заработной плате, определяемой исходя из суммы взносов в профессиональную пенсионную систему.

В случае если условиями коллективного договора предусмотрена обязанность работодателя по выплате указанным в настоящем пункте работникам компенсационной надбавки к заработной плате, такие работники не являются застрахованными лицами (участниками) в смысле настоящего Федерального закона.

  1. В случае если коллективный договор не заключен, заключен на срок менее, чем 3 года, в нем не определена уполномоченная организация, либо не предусмотрена выплата работникам, указанным в пункте 3, компенсационной надбавки к заработной плате, а также если профессиональная пенсионная система не получила государственной регистрации за два месяца до начала календарного года, работодатель обязан учредить профессиональную пенсионную систему с участием Пенсионного фонда Российской Федерации.
  2. Коллективным договором могут быть также определены иные условия осуществления выплат из профессиональной пенсионной системы, не противоречащие условиям настоящего Федерального закона.
  3. Условия коллективного договора (пункты 2-4 настоящей статьи) не могут быть пересмотрены сторонами в течение 3 лет после вступления в силу коллективного договора.
  4. Средства, отражаемые на специальных индивидуальных счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации и передаются в управление Пенсионному фонду Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами об управлении средствами обязательного пенсионного страхования.

Негосударственный пенсионный фонд владеет, пользуется и распоряжается средствами, отражаемыми на специальных индивидуальных счетах участников в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» с момента вступления в силу договора с работодателем до момента полного исполнения обязательств перед участниками.

  1. В случае истечении срока действия договора об учреждении профессиональной пенсионной системы или при его досрочном расторжении работодатель обязан продлить договор либо учредить новую профессиональную пенсионную систему.

С т а т ь я 7. * Государственная регистрация профессиональной пенсионной системы*

Профессиональная пенсионная система подлежит государственной регистрации в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.

Государственная регистрация осуществляется при наличии следующих документов:

  • договора об учреждении профессиональной пенсионной системы;
  • правил профессиональной пенсионной системы;
  • коллективного договора в случае учреждения профессиональной пенсионной системы с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда;
  • уставных документов уполномоченных организаций, с участием которых учреждена профессиональная пенсионная система;
  • документов, подтверждающих аккредитацию уполномоченных организаций, с участием которых учреждена профессиональная пенсионная система;
  • других документов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в месячный срок осуществляет проверку соответствия уполномоченных негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании и специализированного депозитария требованиям, установленным статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона, а также соответствующими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченного федерального органа исполнительной власти и принимает решение о государственной регистрации или отказе в государственной регистрации профессиональной пенсионной системы.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан в 3-х дневный срок проинформировать работодателя о принятом решении.

Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Порядок осуществления государственной регистрации определяется Правительством Российской Федерации.

С т а т ь я 8. * Правила профессиональной пенсионной системы*

  1. Правила профессиональной пенсионной системы разрабатываются и утверждаются уполномоченными организациями профессиональной пенсионной системы на основании Типовых правил профессиональной пенсионной системы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
  2. Правила профессиональной пенсионной системы подлежат обязательной регистрации в уполномоченном федеральным органом исполнительной власти и вступают в силу с момента, указанного в решении этого органа.
  3. В правилах профессиональной пенсионной системы должны определяться:
  • обязательства профессиональной пенсионной системы;
  • наименование, место нахождения и банковские реквизиты уполномоченных организаций;
  • условия включения граждан в состав застрахованных лиц (участников);
  • порядок формированияпенсионных накоплений;
  • порядок определения размеров и осуществления выплат из профессиональной пенсионной системы;
  • обязанности учредителей профессиональной пенсионной системы;
  • инвестиционная декларация, которая утверждается в составе правил профессиональной пенсионной системы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
  • условия и порядок внесения изменений или дополнений в правила профессиональной пенсионной системы;
  • условия и порядок прекращения профессиональной пенсионной системы.
  1. Правила профессиональных пенсионных систем не могут предусматривать установление абсолютного размера будущих выплат либо содержать положения, иным образом определяющие конкретный размер таких выплат при наступлении права на их получение (схемы с установленными выплатами).
  2. Уполномоченная организация обязана предоставить для всех заинтересованных лиц возможность ознакомления с правилами профессиональной пенсионной системы и изменениями или дополнениями в них.

С т а т ь я 9. * Прекращение профессиональной пенсионной системы*

  1. Основаниями прекращения профессиональной пенсионной системы являются:
  • а) решение уполномоченной организации;
  • б) аннулирование аккредитации уполномоченного негосударственного пенсионного фонда;
  • в) ликвидация уполномоченного негосударственного пенсионного фонда.
  1. Профессиональная пенсионная система может быть прекращена по решению уполномоченной организации только при условии полного исполнения уполномоченной организацией обязательств по осуществлению выплат всем застрахованным лицам (участникам) данной профессиональной пенсионной системы.
  2. Требование о прекращении профессиональной пенсионной системы по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  3. Профессиональная пенсионная система считается прекращенной с момента внесения федеральным органом исполнительной власти записи о прекращении профессиональной пенсионной системы в реестр зарегистрированных профессиональных пенсионных систем.

Запись о прекращении профессиональной пенсионной системы может быть внесена только при представлении документов, подтверждающих наличие предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи оснований прекращения профессиональной пенсионной системы.

  1. Прекращение договора работодателя с Пенсионным фондом Российской Федерации или уполномоченным негосударственным пенсионным фондом, включая прекращение договора в связи с ликвидацией работодателя, не является основанием для прекращения профессиональной пенсионной системы. В случае прекращения договора работодателя с уполномоченной организацией об учреждении профессиональной пенсионной системы обязательства перед застрахованными лицами (участниками), сформированные на момент прекращения действия договора, сохраняются и исполняются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  2. В случае ликвидации уполномоченного негосударственного пенсионного фонда или аннулирования его аккредитации в период действия договора с соответствующим * работодателем, действие договора прекращается с момента ликвидации (аннулирования аккредитации), а работодатель обязан учредить новую профессиональную пенсионную систему и перевести туда пенсионные накопления, отраженные на счетах работников.*

* В случае ликвидации* уполномоченного негосударственного пенсионного фонда в период после прекращения * действия договора с соответствующим работодателем, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан учредить новую профессиональную пенсионную систему с участием Пенсионного фонда Российской Федерации и перевести туда пенсионные накопления, отраженные на счетах работников.*

  1. В случае реорганизации работодателя, включая смену собственника, в период до истечения срока действия договора об учреждении профессиональной пенсионной системы, работодатель, по завершении процесса реорганизации, незамедлительно должен продлить (возобновить) действие договора об учреждении профессиональной пенсионной системы с соответствующей уполномоченной организацией, либо учредить новую профессиональную пенсионную систему в соответствии с настоящим Федеральным законом.

С т а т ь я 10. * Обязательное резервирование активов пенсионных накоплений*

В целях обеспечения наиболее полной защиты интересов участников соответствующие уполномоченные негосударственные пенсионные фонды обязаны осуществлять обязательное резервирование части пенсионных активов в общефедеральном резервном фонде профессиональных пенсионных систем. Порядок создания и деятельности общефедерального резервного фонда определяется Правительством Российской Федерации.

Глава III. Выплаты из профессиональных пенсионных систем

С т а т ь я 11. * Основания для осуществления выплат застрахованным лицам из профессиональных пенсионных систем*

Выплаты из профессиональных пенсионных систем в течение льготного пенсионного периода осуществляются застрахованным лицам в следующих случаях:

  • а) лицам, работавшим на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, мужчинам – по достижении 50 лет при профессиональном стаже не менее 10 лет, женщинам - по достижении 45 лет при профессиональном стаже не менее 7 лет 6 месяцев;
  • б) лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, мужчинам – по достижении 55 лет при профессиональном стаже не менее 12 лет 6 месяцев и женщинам - по достижении 50 лет при профессиональном стаже не менее 10 лет;
  • в) женщинам, работавшим трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно разгрузочных машин - по достижении 50 лет при профессиональном стаже не менее 15 лет
  • г) женщинам, работавшим в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью – по достижении 50 лет при профессиональном стаже не менее 20 лет,
  • д) рабочим локомотивных бригад, отдельным категориям работников, непосредственно осуществлявщим организацию перевозок и обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене по списку профессий и должностей, водителям грузовых автомобилей, непосредственно участвовавшим в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы, лицам, работавшим в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах, рабочим, мастерам, старшим мастерам, трудившимся непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, по списку профессий, должностей и производств, плавсоставу на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов, портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения), мужчинам – по достижении 55 лет при профессиональном стаже не менее 12 лет 6 месяцев и женщинам - по достижении 50 лет при профессиональном стаже не менее 10 лет;
  • е) механизаторам (докерам-механизаторам) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах, водителям автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах, мужчинам – по достижении 55 лет при профессиональном стаже не менее 20 лет и женщинам - по достижении 50 лет при профессиональном стаже не менее 15 лет;
  • ж)- лицам, работавшим по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации и в инженерно-техническом составе по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, мужчинам – по достижении 55 лет при профессиональном стаже не менее 12 лет 6 месяцев и женщинам - по достижении 50 лет при профессиональном стаже не менее 10 лет;
  • з) лицам, работавшим с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы по списку работ и профессий, мужчинам – по достижении 55 лет при профессиональном стаже не менее15 лет и женщинам – по достижении 50 лет при профессиональном стаже не менее 10 лет;
  • и) лицам, постоянно трудившимся спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований по перечню должностей и специальностей, участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, мужчинам и женщинам - по достижении 40 лет при профессиональном стаже не менее 15 лет;
  • к) лицам, работавшим на должностях пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб Государственной противопожарной службы МВД России, предусмотренных перечнем оперативных должностей государственной противопожарной службы МВД России, мужчинам и женщинам – по достижении 50 лет при профессиональном стаже не менее 25 лет;
  • л) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах включая личный состав горно-спасательных частей по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников по списку работ и профессий, мужчинам и женщинам – при выслуге не менее 25 лет;
  • м) горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин на подземных и открытых горных работах по добыче полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, мужчинам и женщинам – при выслуге не менее 20 лет;
  • н) лицам, работавшим на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле, а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, мужчинам – при выслуге не менее 25 лет и женщинам – при выслуге не менее 20 лет;
  • о) лицам, работавшим спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях по перечню должностей и специальностей, - при выслуге не менее 15 лет;
  • п) лицам, работавшим в летном и летно-испытательном составе, мужчинам - при выслуге не менее 25 лет и женщинам – при выслуге не менее 20 лет в том числе при оставлении летной работы по состоянию здоровья, мужчинам - при выслуге не менее 20 лет и женщинам – при выслуге не менее 15 лет;

Списки рабочих мест с особыми условиями труда определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". На основании указанных списков работодатель локальным нормативным актом утверждает конкретный перечень рабочих мест, работа на которых дает право на выплаты, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Суммирование периодов работы с различными условиями труда осуществляется в следующем порядке: к работе, перечисленной в пунктах "б"-"е" присоединяется работа, указанная в пункте "а"; к работе, перечисленной в пункте "б" - работа, указанная в пункте "д"; к работе, перечисленной в пунктах "в","е" - работа, указанная во всех пунктах, кроме пункта "г"; к работе, перечисленной в пункте "г" - работа, указанная во всех пунктах; к работе, перечисленной в пункте "д" - работа, указанная в пункте "б".

При наличии не менее половины профессионального стажа, установленного настоящей статьей, пенсия (за исключением пенсии, назначаемой за выслугу лет) назначается с уменьшением установленного настоящей статьей возраста пропорционально имеющемуся профессиональному стажу.

При наличии менее половины профессионального стажа, установленного настоящей статьей, и неполной выслуги лет, ежемесячная обязательная профессиональная пенсия не назначается, а единовременные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, осуществляются по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С т а т ь я 12. * Аттестация рабочих мест с особыми условиями труда*

  1. Оценка фактического состояния условий труда на конкретных рабочих местах, отнесенных к спискам рабочих мест с особыми условиями труда, может быть осуществлена на основе проведения аттестации рабочих мест.

Аттестация рабочих мест проводится по инициативе работодателя или представителя работников.

Порядок проведения аттестации рабочих мест с особыми условиями труда устанавливается Правительством Российской Федерации.

Результаты аттестации рабочих мест утверждаются коллективным договором.

  1. По результатам аттестации, утвержденным коллективным договором, работодатель локальным нормативным актом исключает соответствующие рабочие места из перечня рабочих мест, работа на которых дает право на выплаты, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом.

С т а т ь я 13. * Виды выплат застрахованным лицам (участникам) из профессиональных пенсионных систем*

Из профессиональных пенсионных систем осуществляются следующие виды выплат застрахованным лицам (участникам):

  • а) для всех застрахованных лиц, а также для участников, работавших на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, устанавливается обязательная профессиональная пенсия, которая выплачивается ежемесячно с момента ее назначения до окончания льготного пенсионного периода;
  • б) для остальных участников по их выбору устанавливается обязательная профессиональная пенсия, выплачиваемая в соответствии с подпунктом а) настоящего пункта, либо единовременная выплата в размере суммы пенсионных накоплений, сформированных в пользу данного участника за вычетом комиссионного вознаграждения уполномоченных организаций и отчислений в общефедеральный резервный фонд профессиональных пенсионных систем.
  • в) для застрахованных лиц (участников) при наличии менее половины профессионального стажа устанавливается единовременная выплата, предусмотренная статьей 11 настоящего Федерального закона.

С т а т ь я 14. * Размер обязательной профессиональной пенсии*

Размер обязательной профессиональной пенсии рассчитывается соответствующей уполномоченной организацией исходя из полной суммы уплаченных в пользу застрахованного лица (участника) страховых взносов (сборов) в Пенсионный фонд Российской Федерации либо взносов в профессиональную пенсионную систему, скорректированной на сумму накопленного инвестиционного дохода, за вычетом комиссионного вознаграждения уполномоченных организаций и отчислений в общефедеральный резервный фонд профессиональных пенсионных систем, и фактической продолжительности льготного пенсионного периода. Порядок определения размера обязательной профессиональной пенсии и осуществления ее выплаты устанавливается правилами профессиональной пенсионной системы.

С т а т ь я 15. * Передача пенсионных накоплений в случае смерти застрахованного лица (участника)*

  1. Передача пенсионных накоплений, отраженных на специальных индивидуальных счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, в случае смерти застрахованного лица, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  2. В случае смерти участника суммы пенсионных накоплений, отраженные на его счете, передаются лицам, указанным в заявлении, поданном участником на случай своей смерти, в соответствии с правилами профессиональной пенсионной системы.

В случае передачи суммы пенсионных накоплений более чем одному лицу, они распределяются между всеми получателями в равной пропорции, если иное не указано в заявлении участника.

При отсутствии заявления суммы пенсионных накоплений, отраженные на счете участника, передаются в соответствии с правилами профессиональной пенсионной системы.

* Глава IV. Права и обязанности застрахованного лица (участника)*

С т а т ь я 16. * Права застрахованного лица (участника)*

  1. Застрахованное лицо (участник) вправе обращаться в профессиональную пенсионную систему (системы), в которой (которых) он является застрахованным лицом (участником), с требованием о направлении ему сведений о текущем состоянии своего специального индивидуального счета.
  2. Застрахованное лицо (участник) имеет право на получение выплаты из профессиональной пенсионной системы в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  3. В случае нарушения прав и законных интересов застрахованного лица (участника), оно имеет право обращаться с жалобами на действия (бездействие) уполномоченных организаций профессиональной пенсионной системы к представителю работников, являющемуся стороной коллективного договора, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а также в суд по месту жительства или месту государственной регистрации профессиональной пенсионной системы.

С т а т ь я 17. * Обязанности застрахованного лица (участника)*

  1. Застрахованное лицо (участник) обязано выполнять правила, установленные в профессиональной пенсионной системе.
  2. При наступлении оснований, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона, застрахованное лицо (участник) обязано обратиться в соответствующую уполномоченную организацию профессиональной пенсионной системы с заявлением о назначении обязательной профессиональной пенсии, либо, по его выбору, в случаях, предусмотренных пунктом б) статьи 13, с заявлением об осуществлении в его пользу единовременной выплаты.

* Глава V. Права и обязанности работодателя*

С т а т ь я 18. * Права работодателя*

Работодатель имеет право:

  • получать от уполномоченной организации информацию о внесенных работодателем средствах на момент подачи запроса о предоставлении такой информации, а также ежеквартальные отчеты о результатах работы профессиональных пенсионных систем, предоставляемые в соответствии с правилами профессиональной пенсионной системы;
  • проводить аттестацию рабочих мест с целью уточнения перечня рабочих мест, работа на которых дает право на выплаты, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • по истечении срока действия договора учреждать новую профессиональную пенсионную систему.

С т а т ь я 19. * Обязанности работодателя*

Работодатель обязан:

  • учреждать профессиональную пенсионную систему в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • создавать попечительский совет профессиональной пенсионной системы, учрежденной с участием негосударственного пенсионного фонда;
  • утверждать перечень рабочих мест, работа на которых дает право на выплаты, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • уплачивать в установленном порядке и в соответствующие сроки взносы в профессиональную пенсионную систему, если иное не предусмотрено коллективным договором;
  • предоставлять застрахованному лицу (участнику) необходимую информацию о начисленных и уплаченных взносах либо платежах в профессиональную пенсионную систему;
  • предоставлять застрахованному лицу (участнику) необходимую информацию об уполномоченных организациях и о правилах профессиональной пенсионной системы.

* Глава VI. Уполномоченные организации профессиональных пенсионных систем*

С т а т ь я 20. * Особенности правового положения уполномоченных организаций профессиональных пенсионных систем*

  1. Уполномоченные организации профессиональных пенсионных систем, за исключением Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляют свою деятельность только при условии аккредитации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и надзор за деятельностью уполномоченных организаций. Порядок аккредитации устанавливается Правительством Российской Федерации.

* 2. Не допускается использование лицами, не уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом на осуществление деятельности по предоставлению выплат из профессиональных пенсионных систем, при оказании ими услуг населению (для обозначения этих услуг) слов «профессиональная пенсионная система» и «профессиональная пенсия», и производных от них слов и словосочетаний.*

  1. К обязательным требованиям при аккредитации, которым должны удовлетворять негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании и специализированные депозитарии относятся:
  • наличие опыта работы на рынке данных услуг - не менее трех лет;
  • положительная финансовая и кредитная история организации, определяемая в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
  • наличие у уполномоченных управляющих компаний и специализированных депозитариев собственного капитала, не обремененного обязательствами перед третьими лицами, в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;исходя из объемовактивов пенсионных накоплений, находящихся в управлении компаний или переданных на хранение специализированным депозитариям;
  • иные требования, определяемые Правительством Российской Федерации.
  1. Уполномоченный негосударственный пенсионный фонд не может учреждать профессиональную пенсионную систему с участием аффилированных с ним или между собой уполномоченных управляющей компании и специализированного депозитария.

Уполномоченные негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания и специализированный депозитарий не могут являться аффилированными лицами работодателя, с которым заключается договор об учреждении профессиональной пенсионной системы.

  1. Уполномоченные организации обязаны ежегодно по итогам очередного финансового года за свой счет проводить независимый аудит. Аудит осуществляется независимым аудитором в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  2. Финансовая отчетность и аудиторское заключение уполномоченной организации подлежит ежегодному обязательному опубликованию в средствах массовой информации и в сети Интернет не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.

С т а т ь я 21. * Специализированный депозитарий*

  1. Уполномоченный негосударственный пенсионный фонд, и уполномоченная управляющая компания обязаны заключить со специализированным депозитарием договор на срок соответствующего договора с управляющей компанией о хранении (учете) и контроле за размещением активов пенсионных накоплений.
  2. Специализированный депозитарий обязан:
  • осуществлять депозитарный учет ценных бумаг, составляющих активы пенсионных накоплений, а также учет иного имущества, составляющего активы пенсионных накоплений;
  • осуществлять хранение копий расчетных документов о перечислении и выдаче денежных средств с банковского счета (банковских счетов), на котором (которых) хранятся денежные средства, составляющие активы пенсионных накоплений, поручений о передаче ценных бумаг, документов, в соответствии с которыми осуществляется приобретение и передача имущества, составляющего активы пенсионных накоплений, и копий иных первичных документов в отношении имущества, составляющего активы пенсионных накоплений;
  • осуществлять прием и передачу ценных бумаг в связи с совершенными управляющей компанией сделками и операциями по инвестированию пенсионных накоплений и вести учет оплаченной величины пенсионных накоплений;
  • осуществлять оперативный контроль за соблюдением негосударственным пенсионным фондом и (или) управляющей компанией ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, информировать негосударственный пенсионный фонд и (или) управляющую компанию, работодателя, представителя работников и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти об имевших место нарушениях в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
  • осуществлять в соответствии с законами, иными правовыми актами и договором о хранении (учете) и контроле за размещением активов пенсионных накоплений функции номинального держателя именных ценных бумаг, составляющих активы пенсионных накоплений, за исключением ценных бумаг, в отношении которых невозможно осуществление функций номинального держателя;
  • осуществлять учет прав на имущество, составляющее активы пенсионных накоплений, обособленно от учета прав на иное имущество специализированного депозитария и иных лиц, с которыми этот специализированный депозитарий заключил договоры;
  • предоставлять независимому аудитору данные учета имущества, составляющего активы пенсионных накоплений, и иные имеющиеся у него сведения и находящиеся на хранении копии первичных документов, необходимые для проведения аудиторских проверок состояния бухгалтерского учета и отчетности, связанных с управлением активами пенсионных накоплений.
  1. Требования к специализированному депозитарию, в том числе требования к размеру его собственного капитала, условия и порядок аккредитации на осуществление деятельности в качестве специализированного депозитария, основания и порядок приостановления деятельности или аннулирования указанной аккредитации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  2. Специализированный депозитарий не вправе совмещать деятельность в качестве специализированного депозитария с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг в качестве брокера или дилера. Выбор специализированного депозитария и заключение с ним договора о хранении (учете) и контроле за размещением активов пенсионных накоплений производится уполномоченной организацией. Уполномоченная организация не вправе заключить депозитарный договор более чем с одним специализированным депозитарием.
  3. Ценные бумаги и иное имущество, составляющие активы пенсионных накоплений, переданные в соответствии с договором о хранении (учете) и контроле за размещением активов пенсионных накоплений специализированному депозитарию, не являются собственностью специализированного депозитария.
  4. Специализированный депозитарий вправе оказывать услуги более чем одной профессиональной пенсионной системе.

* Глава VII. Инвестирование пенсионных накоплений (резервов)*

С т а т ь я 21. * Инвестирование пенсионных накоплений (резервов)*

  1. Инвестирование пенсионных накоплений (резервов), сформированных в рамках функционирования профессиональных пенсионных систем, производится исключительно с целью сохранения и прироста пенсионных накоплений в интересах застрахованных лиц (участников). Особый порядок инвестирования устанавливается для профессиональных пенсионных систем, указанныхв пункте 2 настоящей статьи.
  2. Инвестирование пенсионных накоплений (резервов), сформированных на специальных индивидуальных счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляется в порядке и на условиях, определенных Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий в Российской Федерации». При этом профессиональная пенсионная система создается с участием одной из уполномоченных управляющих компаний, которые осуществляют инвестирование пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий в Российской Федерации». Выбор уполномоченной управляющей компании осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Инвестирование пенсионных накоплений (резервов), сформированных на специальных индивидуальных счетах уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, с участием которых учреждены профессиональные пенсионные системы, предоставляющие выплаты лицам, работавшим на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, осуществляется в особом порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

  1. Инвестирование пенсионных накоплений осуществляется на принципах диверсификации, возвратности, доходности и ликвидности.

Порядок и условия инвестирования пенсионных накоплений (резервов), включая определение допустимых пределов размещения пенсионных накоплений в соответствующие активы (пункт 4 настоящей статьи), устанавливается Правительством Российской Федерации.

  1. Активы пенсионных накоплений могут составлять:
  • денежные средства, в том числе на депозитных счетах банков и небанковских кредитных учреждений;
  • государственные ценные бумаги Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
  • ценные бумаги органов местного самоуправления Российской Федерации;
  • ценные бумаги иностранных государств;
  • акции и облигации иностранных эмитентов;
  • акции и облигации российских акционерных обществ, за исключением акций, размещаемых при их учреждении;
  • иные активы, определяемые Правительством Российской Федерации.
  1. Активы пенсионных накоплений не могут составлять:
  • ценные бумаги, эмитентами которых являются управляющие компании, специализированный депозитарий, аудитор, с которыми заключены соответственно договоры об обслуживании, а также их аффилированные лица;
  • недвижимое имущество и имущественные права на недвижимое имущество.
  1. Инвестирование пенсионных накоплений в рамках профессиональной пенсионной системы осуществляется в соответствии с инвестиционной декларацией. которая является составной частью правил профессиональной пенсионной системы.
  2. Деятельность по инвестированию пенсионных накоплений (резервов), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется управляющей компанией на основе договора об управлении активами пенсионных накоплений, заключаемого уполномоченной управляющей компанией в соответствии с настоящим законом и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с Пенсионным фондом Российской Федерации или с негосударственным пенсионным фондом.
  3. Передача пенсионных накоплений управляющей компании осуществляется раздельно по каждой пенсионной системе.
  4. Управляющая компания обязана соблюдать порядок инвестирования, учета и отчетности, установленный настоящим Федеральным законом и иными правовыми актами.

С т а т ь я 22. * Попечительский совет*

  1. В целях обеспечения законных интересов субъектов профессиональной пенсионной системы, за исключением профессиональной пенсионной системы, учрежденной с участием Пенсионного фонда Российской Федерации, в соответствии с коллективным договором создается Попечительский совет профессиональной пенсионной системы.

Попечительский совет осуществляет контроль за деятельностью уполномоченных организаций и должностных лиц, принятием ими и обеспечением исполнения решений, использованием активов пенсионных накоплений.

Общественный надзор за деятельностью профессиональной пенсионной системы, учрежденной с участием Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий в Российской Федерации».

  1. Не менее половины состава Попечительского совета должны составлять представители работников. В состав Попечительского совета также включаются представители работодателя и представители общественных организаций.

В Попечительский совет не могут быть назначены граждане, имеющие непогашенную и не снятую в установленном законом порядке судимость за корыстное преступление.

  1. Попечительский совет получает в обязательном порядке от уполномоченной организации правила профессиональной пенсионной системы, копии всех договоров об управлении активами пенсионных накоплений, копии депозитарных договоров, копии ежеквартальных финансовых отчетов, копии аудиторских заключений по результатам аудита уполномоченных организаций.

Попечительский совет имеет право уполномочить одного или более своих членов представлять интересы участников перед судом или иным государственным органом при рассмотрении вопросов, касающихся исполнения обязательств профессиональной пенсионной системы.

* Глава VIII. Учет прав застрахованных лиц (участников)*

С т а т ь я 23. * Специальные индивидуальные счета*

  1. В целях обеспечения своевременного и полного учета и исполнения обязательств перед застрахованными лицами (участникам) Пенсионным фондом Российской Федерации (уполномоченным негосударственным пенсионным фондом), ведутся специальные индивидуальные счета застрахованных лиц (участников). Каждое застрахованное лицо (участник) может иметь в конкретной профессиональной пенсионной системе только один специальный индивидуальный счет.
  2. Порядок ведения специальных индивидуальных счетов Пенсионным фондом Российской Федерации регулируется Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».
  3. На специальных индивидуальных счетах застрахованных лиц (участников) учитываются суммы уплаченных страховых (пенсионных) взносов и начисленного на них инвестиционного дохода, включая результаты переоценки стоимости активов, а также суммы задолженности работодателя по уплате взносов и начисленных на них штрафных санкций.
  4. С момента приобретения застрахованным лицом (участником) права на выплату из профессиональной пенсионной системы на специальных индивидуальных счетах учитываются осуществляемые уполномоченной организацией выплаты, а также остатки средств и начисляемый на них инвестиционный доход или убыток.
  5. Специальные индивидуальные счета должны содержать:
  • индивидуальный номер застрахованного лица (участника);
  • фамилию, имя, отчество и иные данные, необходимые для идентификации застрахованного лица (участника);
  • общую сумму денежных средств, отраженных на индивидуальном счете;
  • суммы страховых (пенсионных) взносов;
  • суммы, начисленного инвестиционного дохода, включая результаты переоценки стоимости активов;
  • суммы задолженности по взносам работодателя, включая штрафные санкции;
  • суммы, направленные на осуществление выплат пенсий;
  • продолжительность профессионального стажа;
  • другие сведения, необходимые для совершения операций по счету.
  1. Допускается ведение специальных индивидуальных счетов в электронной форме. В этом случае не реже одного раза в год уполномоченная организация, в которой открыт специальный индивидуальный счет, обязана оформлять выписки с каждого специального индивидуального счета с включением их в пенсионное дело застрахованного лица (участника) и предоставлять их застрахованному лицу (участнику).
  2. Уполномоченная организация, в которой открыт специальный индивидуальный счет, обязана не реже одного раза в год представлять застрахованным лицам (участникам), выписки со специальных индивидуальных счетов, составляемые за подписью должностных лиц и печатью. Выписки со специального индивидуального счета подтверждают право застрахованного лица (участника) на получение из профессиональной пенсионной системы выплат в сумме, отраженной на специальном индивидуальном счете.
  3. Специальные индивидуальные счета открываются не позднее 10 рабочих дней с момента поступления первого взноса в профессиональную пенсионную систему в пользу соответствующего застрахованного лица (участника).
  4. Инвестиционный доход на специальные индивидуальные счета начисляется не реже одного раза в квартал не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности.
  5. При расторжении трудового договора, а также при наличии иных законных оснований, временно или постоянно прекращающих обязанность работодателя по уплате взносов в профессиональную пенсионную систему, специальный индивидуальный счет лица сохраняется открытым вплоть до исполнения профессиональной пенсионной системой обязательств перед застрахованным лицом (участником) или истечения установленного законом срока исковой давности.
  6. В случаях, установленных статьей 15 настоящего Федерального закона, уполномоченная организация после получения информации о смерти застрахованного лица (участника) обязана принять незамедлительные меры по извещению лиц, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, и запросить сведения о номерах их банковских счетов.

Уполномоченная организация обязана в срок, не превышающий 10 дней с момента получения сведений о банковских счетах указанных лиц, перечислить в соответствии со статьей 15 полную сумму пенсионных накоплений, отраженных на специальном индивидуальном счете застрахованного лица (участника), и закрыть этот счет.

* Глава IХ. Источники финансирования профессиональных пенсионных систем*

С т а т ь я 24. * Страховые взносы (сборы) в Пенсионный фонд Российской Федерации и пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды*

1.Финансирование профессиональных пенсионных систем обеспечивается за счет уплаты работодателем дополнительных обязательных страховых взносов (сборов) в Пенсионный фонд Российской Федерации по ставке, определяемой Налоговым кодексом Российской Федерации, или пенсионных взносов в негосударственный пенсионный фонд, исчисленных в размере ставки дополнительных обязательных страховых взносов (сборов) в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом облагаемая взносами база определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации как суммавыплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу работников, занятых на работах с особыми условиями труда.

  1. Пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды начисляются и уплачиваются с учетом требований налогового законодательства Российской Федерации и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

С т а т ь я 25. * Использование пенсионных накоплений*

Пенсионные накопления могут расходоваться исключительно на цели, предусмотренные статьями 13 и 15 настоящего Федерального закона.

С т а т ь я 26. * Вознаграждение уполномоченных организаций*

Вознаграждение всех уполномоченных организаций, с участием которых создается профессиональная пенсионная система, включая компенсацию понесенных ими расходов, не может превышать максимального размера, устанавливаемого Правительством Российской Федерации.

Глава Х. Ответственность субъектов обязательного профессионального пенсионного обеспечения

С т а т ь я 27. * Ответственность работодателя*

За неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, работодатель несет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, коллективным и трудовым договорами.

С т а т ь я 28. * Ответственность уполномоченных организаций профессиональной пенсионной системы.*

  1. Уполномоченные организации несут ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания и специализированный депозитарий несут солидарную ответственность за ущерб, причиненный застрахованным лицам (участникам) их виновными действиями, а также действиями, совершенными при наличии конфликта интересов.

* Глава XI. Заключительные и переходные положения*

С т а т ь я 29. * Срок действия договора об учреждении профессиональных пенсионных систем с участием Пенсионного фонда Российской Федерации*

В течение первых двух лет после вступления в силу настоящего федерального закона договор об учреждении профессиональной пенсионной системы с участием Пенсионного фонда Российской Федерации может заключаться на срок не менее одного года.

С т а т ь я 30. * Учреждение профессиональных пенсионных систем с участием иных организаций, в соответствии с федеральными законами.*

Федеральными законами может быть предусмотрена возможность учреждения профессиональных пенсионных систем путем заключения работодателем соответствующих договоров с иными уполномоченными организациями, кроме уполномоченных организаций, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 настоящего федерального закона.

С т а т ь я 31 * Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом*

  1. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
  2. До приведения в соответствие нормативных правовых актов они применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

С т а т ь я 32. * Вступление настоящего Федерального закона в силу*

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2003 года.

Президент
Российской Федерации

01.07.2001

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.