Профессиональные пенсионные системы в нормативных актах Правительства РФ (Архив 1997)

Из экономического обоснования создания профессиональной пенсионной системы работников электроэнергетики. Москва, 1997 год.

Профессиональные пенсионные системы

1. Определение профессиональной пенсионной системы в рамках действующего законодательства

Понятие "Профессиональная пенсионная система" было впервые определено в Постановлении Правительства РФ "О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации" N 790 от 7 августа 1995 года.

В соответствии с концепцией пенсионной реформы, профессиональная пенсионная система должна удовлетворять следующим условиям:

  • профессиональная пенсионная система носит дополнительный характер (дополнительно к государственным пенсиям);
  • создание дополнительных профессиональных пенсионных систем будет осуществляться постепенно, по мере готовности отдельных организаций и их групп, отраслей хозяйства или территорий создавать у себя такие системы, а также возможности государства предоставить соответствующие льготы;
  • учрежденная профессиональная пенсионная система становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей;
  • условия выплаты профессиональных пенсий должны координироваться с государственными нормами пенсионного обеспечения в отношении видов пенсий и условий их назначения;
  • профессиональные пенсии преимущественно выплачиваются в виде пожизненных выплат или регулярных выплат в течении длительного периода;
  • организация финансирования может быть солидарной, накопительной или использовать одновременно оба эти принципа;
  • финансирование может осуществляться как исключительно за счет взносов работодателя, так и с участием работников;
  • все обязательства по пенсионной системе должны иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов (актуарный баланс);
  • при финансировании профессиональных пенсионных систем исключительно за счет взносов работодателя в ней может быть предусмотрен определенный период времени, в течение которого уволившийся работник, охваченный этой системой, не приобретает пенсионных прав, возможно постепенное приобретение пенсионных прав.

В соответствии с концепцией пенсионной реформы финансирование профессиональный пенсий может осуществляться:

  • через установление предела заработка для взимания взносов на государственное пенсионное обеспечение и уплаты оставшейся суммы в профессиональную пенсионную систему;
  • взносы, отчисляемые организациями на финансирование профессиональных пенсионных систем, должны исключаться из их налогооблагаемой базы.

Программа социальных реформ, также одобренная Правительством, дает значительно более резкие оценки состояния в сфере пенсионного обеспечения и предполагает проведение кардинальной пенсионной реформы:

"... 1. Ситуация с пенсионным обеспечением характеризуется как кризисная. Низкий размер пенсий у основной массы пенсионеров не позволяет большинству из них иметь доходы даже на уровне прожиточного минимума. Хронический дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации приводит к значительным задержкам по выплате пенсий.

Действующая пенсионная система не обеспечивает тесную зависимость между трудовым вкладом работника и размером его пенсии, а также заинтересованность работников в формировании пенсионного бюджета.

На ухудшение состояния пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации отрицательное влияние оказывает увеличение числа социальных иждивенцев при уменьшении численности занятого населения, сокращение доли заработной платы в структуре доходов населения, рост различных льготных и приравненных к ним категорий пенсионеров, в общее снижение собираемости взносов на пенсионные нужды, увеличение задолженности Пенсионному Фонду плательщиков взносов и государственного бюджета.

2. В целях стабилизации финансовых основ пенсионной системы, привлечения ресурсов для повышения уровня пенсионного обеспечения, установления минимальных размеров пенсий, ориентированных на прожиточный минимум пенсионера, предусматривается приступить к осуществлению широкомасштабной пенсионной реформы.

Основной задачей реформирования пенсионного обеспечения является создание условий для развития страховых принципов в пенсионном законодательстве, что позволит перейти к более высоким стандартам материального обеспечения пенсионеров.

Главное внимание будет уделено укреплению и развитию государственной пенсионной системы. Наряду с этим получит широкое развитие система дополнительного пенсионного обеспечения из негосударственных пенсионных фондов за счет средств работодателей и граждан.

3. В качестве первоочередных мер по повышению уровня жизни пенсионеров предусматривается:

  • обеспечить соответствие размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера;
  • осуществлять периодическую индексацию пенсий с учетом роста потребительских цен;
  • разработать эффективный механизм осовременивания заработка для исчисления и пересчета пенсий, позволяющий более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника;
  • содействовать развитию негосударственных пенсионных фондов с целью формирования профессиональных, территориальных, отраслевых пенсионных систем за счет работодателей и самих работников при усилении государственной защиты и поддержки плательщиков взносов.

Для обеспечения выплаты пенсий своевременно и полном объеме намечено:

  • активизировать деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации по погашению совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами задолженности предприятий и организаций по платежам в пенсионный фонд;
  • осуществить реструктурирование задолженности по пенсионным взносам для предприятий находящихся в сложной экономической ситуации;
  • обеспечить своевременность и полноту расчетов по пенсиям, финансируемым из государственного бюджета;
  • привлечь к финансированию пенсионной системы средства самозанятого населения.

4. Одновременно предполагается осуществить постепенный переход к формированию пенсионного обеспечения на основе более полной реализации принципов пенсионного страхования. Для этого необходимо:

  • ввести принцип равной ответственности работодателя и работника за формирование средств, предназначенных на цели пенсионного обеспечения, повысить их заинтересованность в сборе и аккумулировании этих средств, создать механизмы общественного контроля за их правильным использованием;
  • ввести персонифицированный учет страховых взносов в Пенсионный фонд;
  • снять ограничения на максимальный размер выплачиваемых пенсий, препятствующие установлению прямой их зависимости от трудового вклада, регулирование максимального размера пенсий осуществлять путем установления предельного заработка, с которого взимаются страховые взносы.
  • упорядочить льготы, предоставляемые по условиям труда;
  • осуществить формирование нормативно-правовой базы реформирования системы пенсионного обеспечения;
  • усовершенствовать управление пенсионной системой.

Основные условия предоставления пенсий по возрасту предусматривается сохранить до конца переходного периода. В дальнейшем будет подготовлена программа поэтапного перехода к более позднему выходу на пенсию.

Предоставление пенсионных льгот по условиям труда подлежит реформированию путем постепенного перенесения ответственности за финансирование таких льгот на работодателя через создание профессиональных пенсионных систем. При этом государство гарантирует сохранение приобретенных пенсионных прав и предоставление льгот по возрасту выхода на пенсию для работников, занятых на работах, где вредные условия труда (либо опасность для здоровья человека) остаются вне зависимости от современного уровня научно-технического прогресса.

Реализация предложений, содержащихся в программе пенсионной реформы, будет осуществляться поэтапно по мере создания экономических предпосылок для улучшения условий пенсионного обеспечения граждан. ..."

Очередное развитие концепция профессиональных пенсионных систем получила в программе Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" (Постановление Правительства Российской Федерации N 360 от 31 марта 1997 г.):

"... Многоукладность экономики и развитие рыночных отношений требуют создания принципиально новой модели пенсионного обеспечения, адаптированной к изменяющимся социально-экономическим условиям и обеспечивающей укрепления конституционных гарантий пенсионных прав граждан.

Целью реформирования пенсионного обеспечения будет достижение финансовой устойчивости государственной пенсионной системы и создание условий для развития дополнительного пенсионного обеспечения из негосударственных пенсионных фондов, что даст возможность перехода к более высоким стандартам материального обеспечения в старости.

При условии увеличения доли расходов на выплату пенсий во внутреннем валовом продукте до 6 % в 2000 году средний размер пенсий составит 500 тыс. рублей в месяц и увеличится по сравнению с 195 годом более чем в 2,5 раза, в реальном выражении увеличение составит 23 %. Покупательная способность средней пенсии в 2000 году возрастет в 1,3 раза против 1995 года.

Основной задачей первого этапа реформирования пенсионного обеспечения является стабилизация финансовых основ пенсионной системы, привлечение дополнительных финансовых ресурсов для повышения уровня пенсионного обеспечения.

В этих целях потребуется осуществить комплекс мер по укреплению доходной и расходной частей пенсионного бюджета.

Улучшению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации будет способствовать повышение заинтересованности организаций в погашении задолженности перед Пенсионным фондом Российской Федерации, включая ее реструктуризацию, а также законодательное закрепление мер ответственности за нарушение дисциплины расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации по страховым взносам.

Организация персонифицированного учета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" позволит установить более жесткую связь между поступающими в Пенсионный фонд Российской Федерации взносами и размерами пенсионных выплат, устанавливаемых в зависимости от величины зачисляемых на счет конкретного работника страховых сумм.

Предполагается, что ежегодно, начиная с 1997 года, персонифицированным учетом может быть охвачено до 20 млн. работающих граждан. Финансирование организации этой работы предполагается осуществить в основном за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Укрупненный график внедрения персонифицированного учета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в 1997-2000 гг.

На конец года

Количество регионов, в которых будет
организован персонифицированный учет страховых взносов
в Пенсионный фонд России

1997 г. 40 регионов (20 млн. работающих)
1998 г. 60 регионов (около 40 млн. работающих)
1999 г. 89 регионов (около 60 млн. работающих)
2000 г. Все работающие на территории Российской Федерации

Согласованному управлению доходами и расходами пенсионной системы будет способствовать создание Федеральной службы государственного пенсионного страхования, объединяющей все функции по пенсионному обеспечению - от сбора и аккумуляции средств до их расходов (назначения и выплаты пенсий).

В целях укрепления взаимоотношений Пенсионного фонда Российской Федерации с федеральным бюджетом усилия будут сосредоточены на обеспечении, исходя из средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете, своевременных и полных расчетов тс Пенсионным фондом Российской Федерации по текущим платежам, а также установлении и соблюдении порядка оформления и погашения задолженности.

Реформирование пенсионных выплат предполагается осуществить на основе реализации федерального закона о порядке исчисления и увеличения государственных пенсий, предусматривающего индивидуального коэффициента, позволяющего использовать механизм осовременивания пенсий.

Оживление экономики и снижение налоговой нагрузки на предприятия должны создать необходимые предпосылки для укрепления финансовой базы государственного обеспечения и реализации механизма осовременивания пенсий, основанного на индивидуальном коэффициенте.

В целях развития негосударственного пенсионного обеспечения будут законодательно закреплены нормы, регулирующие вопросы налогообложения направляемых на эти цели средств, прав собственности на пенсионные активы, их страхования и перестрахования, сохранности пенсионных накоплений и другие вопросы, связанные с обеспечением надежности и эффективности работы различных институтов системы негосударственного пенсионного обеспечения.

На втором этапе реформирования пенсионной системы основной задачей является создание условий для развития страховых принципов в пенсионном законодательстве, последовательная переориентация пенсионного обеспечения на повышение заинтересованности и личной ответственности работников за уровень материального обеспечения при выходе на пенсию.

Акцент в пенсионной реформе на этом этапе будет сделан на рационализацию пенсионных выплат и снижение на этой основе финансовой нагрузки на Пенсионный фонд Российской Федерации.

В этих целях предстоит:

  • упорядочить пенсионные льготы, предоставляемые по условиям труда, путем перевода их в профессиональные пенсионные системы с применением дифференцированных тарифов страховых взносов;
  • создать условия для поэтапной реализации принципа усиления ответственности работников за формирование средств, предназначенных на цели пенсионного обеспечения, повысить их заинтересованность в сборе и аккумулировании этих средств, создать механизмы общественного контроля за их правильным использованием;
  • обеспечить более полную зависимость размера пенсий от трудового вклада, осуществлять регулирование максимального размера пенсий путем установления предельного заработка, с которого взимаются страховые взносы;
  • подготовить программу поэтапного перехода к более позднему выходу на пенсию.

Оптимизация расходов обязательной пенсионной системы наряду с улучшением собираемости взносов в перспективе позволит не только обеспечить более высокий уровень пенсионных гарантий, но и создаст предпосылки для постепенного снижения размера страхового тарифа и соответствующего уменьшения нагрузки на предприятия и организации - плательщики страховых взносов.

Реформирование пенсионных льгот по условиям труда предполагает постепенную передачу ответственности за финансирование таких льгот работодателям на основе создания профессиональных пенсионных систем. При этом государство гарантирует сохранение приобретенных пенсионных прав и предоставление льгот по возрасту выхода на пенсию для работников, занятых на работах, где наличие вредных условий труда не зависит от современного технического уровня производства.

Дальнейшее развитие пенсионного обеспечения будет связано также с формированием институциональных, правовых и организационных предпосылок для создания смешанных солидарных и накопительных систем, в том числе в сфере обязательного пенсионного страхования, с развитием негосударственных пенсионных фондов, созданием профессиональных, территориальных и отраслевых пенсионных систем, отработкой механизмов регулирования сферы негосударственного пенсионного обеспечения."

2. Обзор планов Правительства по разработке пенсионного законодательства

Проведение эксперимента по созданию профессиональных пенсионных систем запланировано в рамках "Календарного плана мероприятий по реализации Концепции реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации", утвержденной Ю.Ф.Яровым - Председателем Правительственной комиссии 24 ноября 1995 года.

Разделы 6 и 9 включают вопросы формирования и регулирования профессиональных пенсионных систем.

N п/п Наименование мероприятия Документ Ответственные исполнители Сроки
6. Подготовка проекта Указа об основных принципах организации функционирования ППС   Указ Президента РФ Минсоцзащиты, Минэкономики, Минюст, Минтруд, ПФР март-апрель1996
6.1 Обоснование создания ППС и путей формирования системы ДПО Доклад Минсоцзащиты, Минэкономики, Минтруд, ПФР март 1996
6.1.1. Разработка комплекта документов по созданию и регулированию деятельности ППС в РФ Отчет   март 1996
6.1.2. Разработка основных подходов к формированию ППС и формированию системы ДПО в РФ Отчет   февраль 1996
6.2. Оценка состояния и тенденций развития ДПО в РФ  Доклад Инспекция НПФ  январь 1996
9. Подготовка проекта Федерального закона о принципах формирования тарифа страховых взносов на цели пенсионного обеспечения и сохранении приобретенных пенсионных прав через профессиональные пенсионные системы Закон ПФР, Минсоцзащиты, Минэкономики, Минюст, Минфин, Минтруд  октябрь-ноябрь 1996
9.1. Разработка условий и порядка проведения эксперимента по созданию профессиональных пенсионных систем Постановление Правительства
Доклад комиссии
МСЗ, МТ, МФ,ПФР, МЭ июль-август 1996
9.1.1. Разработка механизма передачи приобретенных пенсионных прав в области льготного пенсионного обеспечения в профессиональные пенсионные системы Отчет   июль 1996
9.1.2. Управление профессиональными пенсионными системами, роль государственного регулирования в их функционировании Отчет   июль 1996
9.1.3. Учет профессиональных рисков в формировании профессиональных пенсионных систем Отчет    май 1996

Планом мероприятий по реализации Программы социальных реформ также предусмотрена разработка нормативных актов, регулирующих деятельность профессиональных пенсионных систем.

N п/п Содержание мероприятия Наименование проекта Срок Ответственный
34. Создание предпосылок для участия работодателей в создании профессиональных пенсионных систем отдельных территорий, предприятий и отраслей Постановление Правительства "Об организации профессиональных пенсионных систем" Февраль 1997 Минтруд, Минфин, Минэкономики, ПФР, Минюст

Согласно распоряжения Правительства N 241-р от 22 февраля 1997 года министерствам и ведомствам поручено разработать критерии профессиональных рисков, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда.

N п/п Содержание мероприятия Срок Ответственный
1. Разработка критериев профессиональных рисков для совершенствования порядка назначения пенсий в связи с особыми условиями труда и определения мер поэтапной передачи указанного вида пенсий в профессиональные пенсионные системы Апрель 1997 года Минтруд РФ, Минздрав РФ, Пенсионный фонд РФ, Институт труда Минтруда, Институт медицины труда РАМН

В соответствии с указанными документами, основанием для начала проведения эксперимента должно быть Постановление Правительства или Указ Президента.

Из экономического обоснования создания профессиональной пенсионной системы работников электроэнергетики.
Москва 1997 год.

1997

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.