30 сентября 2011 г. Правительство внесло в Гос. Думу законопроект об изменении тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
Предлагается расширить круг страхователей, имеющих право на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, и изменить размер тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (преимущественно в Пенсионный фонд Российской Федерации) для некоторых категорий страхователей.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"
В Законопроекте содержатся поправки к Федеральным законам 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном страховании), от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) и от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Предполагается, что в случае одобрения Законопроекта вносимые им изменения вступят в силу 1 января 2012 г.
Новые категории страхователей, уплачивающих страховые взносы по льготным тарифам
Пониженные тарифы страховых взносов предлагается установить для некоторых видов страхователей, применяющих упрощенную систему налогообложения:
- организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом экономической деятельности которых является транспорт и связь, либо розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями, либо производство гнутых стальных профилей, либо производство стальной проволоки;
- некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения;
- благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Если по результатам контроля, проводимого Министерством юстиции Российской Федерации, будет выявлено несоответствие деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, то эта информация должна быть передана в органы контроля за уплатой страховых взносов.
Пониженные тарифы страховых взносов будут применяться также в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности для следующих субъектов:
- аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Изменение размера тарифов страховых взносов
Законопроектом предусматривается снижение тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на период 2012 - 2013 гг. для большинства страхователей. Тарифы будут снижены как для некоторых категорий льготников, так и для страхователей, не являющихся льготниками.
Снижение тарифов произойдет в отношении всех новых категорий льготников, а также в отношении страхователей, применяющих упрощенную систему налогообложения, чей основной вид экономической деятельности указан в подп. 8 п. 4 ст. 33 Закона о пенсионном страховании и в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах. Напомним, что в вышеназванных статьях перечисляется 36 видов экономической деятельности.
Для указанных выше страхователей тариф страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию вырастет с 18 до 20 процентов, но одновременно будут снижены до нуля процентов тарифы страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Таким образом, суммарные тарифы страховых взносов для указанных категорий льготников будут снижены на 6 процентных пункта и будут равны 20 процентам.
Для иных категорий льготников никаких изменений Законопроект не предусматривает.
Для плательщиков, не являющихся льготниками, предусматривается снижение тарифов страховых выплат в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее также - Пенсионный фонд) на 4 процентных пункта - с нынешних 26 процентов до 22. Тарифы страховых взносов в остальные внебюджетные фонды сохранятся без изменений. Таким образом, суммарные тарифы страховых взносов для страхователей, не являющихся льготниками, будут равны 30 процентам.
Законопроектом для страхователей, не являющихся льготниками, предусмотрено еще одно нововведение. У них появится обязанность выплачивать взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации даже в случае превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов. Свыше предельной величины базы страхователи обязаны будут платить страховые взносы в Пенсионный фонд по тарифу 10 процентов.
Напомним, что в соответствии с п. 4 ст. 8 Закона о страховых взносах предельная база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Законопроектом предлагается внести изменение и в указанную статью, чтобы позволить вносить исключения в данное правило федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 933 установлено, что база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 463 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2011 года.
Разделение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд на две части
Законопроект предлагает разделить тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на солидарную и индивидуальную части. Солидарная часть тарифа будет предназначена для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда денежных средств в целях выплаты базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и иных целях, не связанных с формированием средств для выплаты накопительной части трудовых пенсий.
Индивидуальная часть тарифа будет предназначена для формирования денежных средств застрахованного лица и будет учитываться на его индивидуальном лицевом счете.
Данное разделение приведет в соответствие нормы Закона о пенсионном страховании и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон о пенсионном учете).
В подп. 13 п. 2 ст. 6 Закона о пенсионном учете указано, что в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указывается сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов. При этом в зависимости от года рождения различается размер учитываемых взносов. Для лиц 1966 года рождения и старше на индивидуальном счете учитывается 16 процентных пункта, а для лиц 1967 года рождения и моложе - 10 процентных пункта.
В подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона о пенсионном учете указано, что в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица для лиц старше 1967 года рождения учитывается сумма страховых взносов, поступившая на накопительную часть трудовой пенсии по тарифу 6,0 процентных пункта тарифа страхового взноса.
Таким образом, в соответствии с Законом о пенсионном учете, для всех категорий застрахованных лиц, независимо от года рождения, на общую и на специальную часть индивидуального лицевого счета зачисляется 16 процентных пунктов тарифа страхового взноса.
Законопроектом по сути предлагается поименовать те части страхового тарифа, которые подлежат зачислению на индивидуальный пенсионный счет (индивидуальная часть тарифа) и которые не подлежат зачислению (солидарная часть тарифа). Индивидуальная и солидарная части тарифа будут выделяться только при выплате взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Нововведением Законопроекта будет то, что взносы страхователей в случае превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов будут в полном объеме зачисляться в солидарную часть страхового тарифа.
В настоящее время идет подготовка Законопроекта к первому чтению.
Консультант Плюс