Дистанционный рейтинг надежности НПФ по итогам III кв. 2007 года

Дистанционный рейтинг надежности НПФ по итогам III кв. 2007 года

Российской системе негосударственного пенсионного обеспечения насчитывается чуть больше 10 лет. Срок слишком маленький, чтобы говорить об ее эффективности, проверенной временем. Тем не менее, активное развитие рынка финансовых услуг позволяет делать выводы о том, что уже в ближайшем будущем специфические продукты, предлагаемые негосударственными пенсионными фондами (НПФ) могут стать весьма востребованными среди самого широкого круга граждан. До недавнего времени НПФ выполняли исключительно роль «домашней копилки». Многие крупные финансово-промышленные холдинги создавали собственные фонды для дополнительной мотивации сотрудников крупных промышленных предприятий и решения некоторых текущих проблем. Большинство из созданных в конце 90-х годов фондов до сих пор успешно осуществляют поставленные перед ними задачи. Редкие исключения составляют маленькие фонды, которые на данном этапе развития индустрии негосударственного пенсионного обеспечения не могут составить полноценную конкуренцию более крупным финансовым институтам и вынуждены так или иначе реорганизовываться с целью укрупнения.

Ситуация на рынке НПФ складывается отнюдь не в пользу мелких НПФ, в первую очередь, в силу крайне низкой востребованности их услуг среди населения. Специфика деятельности негосударственных пенсионных фондов подразумевает долгосрочные взаимоотношения между клиентом и фондом. Заключая договор, клиент должен понимать, что дальнейшие его взаимоотношения с фондом будут длиться не один десяток лет. Большинство пенсионных схем рассчитаны на 10 - 15 лет. Такое долгосрочное сотрудничество в условиях текущей российской действительности безусловно мешает развитию рынка негосударственного пенсионного обеспечения. И это не единственный сдерживающий фактор. Низкий уровень финансовой грамотности, словосочетание, употребляемое специалистами последнее время даже, может быть, слишком часто. Однако, количество людей самостоятельно выбравших НПФ и подписавших договора на дополнительное пенсионное обеспечение (ДПО) катастрофически мало. Большинство участников системы являются потенциальными пользователями этих услуг только благодаря работодателю. Среди последних преобладают крупные предприятия. Для предприятий и компаний среднего и малого бизнеса понятие социальной ответственности пока остается в большинстве случаев понятием отвлеченным, хотя и входящим постепенно в моду. Основным сдерживающим фактором, тем не менее, остается именно отсутствие привычки к выбору и рассмотрению каких бы то ни было инвестиционных программ сроком более одного года, максимум трех лет. И если система ипотечного кредитования развивается на фоне неадекватно высоких цен на жилье, то система ДПО не имеет на данный момент настолько же весомого аргумента в свою пользу. Люди старшего поколения, начинающие задумываться над проблемой, уже чаще всего не имеют возможности в течение 15 лет пополнять свой пенсионный счет, а молодое поколение не имеет еще привычки думать о возможных последствиях потери трудоспособности и выхода на пенсию.

Нестабильная экономическая ситуация и настороженное отношение к любым новым финансовым инструментам, благоприобретенное в борьбе с различного рода финансовыми пирамидами, также усугубляют недоверие населения к долгосрочным инвестиционными программам. Однако, дальнейшее развитие отрасли подразумевает именно развитие розничных услуг и привлечение рыночных клиентов. Можно с большой долей уверенности говорить о том, что негосударственные пенсионные фонды не станут настолько же популярны у населения, как банки еще очень длительный период времени. Тем не менее, развитие услуг будет происходить за счет привлечения малых и средних предприятий и компаний и заключения договоров непосредственно с работодателем. Также, как предоставление услуг медицинской страховки постепенно становится все более и более востребованным работодателем, так и схемы дополнительного пенсионного обеспечения уже в самом ближайшем будущем могут стать распространенным предложением в социальном пакете, предлагаемом работнику.

До недавнего времени, учитывая специфику рынка НПФ и его крайнюю закрытость, присвоение рейтинговых оценок фондам были мало распространены. С течением времени ситуация начала изменяться и на данный момент многие фонды заинтересованы в расширении клиентской базы. Как и любая другая компания или банк, работающая в сфере предоставления услуг клиентам на финансовом рынке и заинтересованная в привлечении рыночных клиентов, НПФ прибегают к весьма распространенному зарубежом способу доказательства своей состоятельности - получению независимой рейтинговой оценки. Впервые Национальное Рейтинговое Агентство провело собственное рейтинговое исследование рынка НПФ. Из более чем 250 НПФ, работающих на данный момент, чуть более 20 оказалось заинтересованными в получении оценки. Еще несколько НПФ отказались от публикации рейтинговых оценок. Присвоенная дистанционная оценка, как и любой дистанционный рейтинг, основывается в первую очередь на финансовых показателях. Рейтинг присваивается на основе данных, предоставленных НПФ, и не является коммерческим проектом. Исследование проводится бесплатно для всех без исключения участников рейтинга.

На момент выхода публикации был присвоен один индивидуальный рейтинг НПФ «СтальФонд». Основное отличие дистанционной и индивидуальной оценки - это возможность провести в последнем случае более подробный анализ качественных показателей и оценить параметры динамики развития НПФ. Результаты проведенного рейтингового исследования и некоторые финансовые показатели приведены в таблицах.

Дистанционный рейтинг надежности НПФ по итогам III кв. 2007 года

02.04.2008

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.