Опубликована концепция выпуска пенсионных облигаций НИИ Минфина

Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ)

Министерства финансов Российской Федерации
 
 
 

Концепция выпуска государственных пенсионных облигаций

(первый этап)


 
 

Выполнена на основании

Государственного контракта от 31.07. 2000г. N10010/6-2000

(Регистрационный номер N415 от 01.08.2000г.)


 
 

Москва - 2000г.



Введение

О концепции выпуска государственных пенсионных облигаций

Накопленный опыт показывает, что создание и функционирование системы негосударственного пенсионного обеспечения и механизма ее финансирования позволяет решать важнейшие социальные и экономические проблемы страны, базирующиеся на развитой социально-ориентированной экономике. К этим проблемам, прежде всего, следует отнести острую для России необходимость существенного повышения уровня пенсионного обеспечения на основе применения накопительной модели формирования ресурсов негосударственных пенсионных фондов и использования на возвратной основе временно свободных пенсионных резервов путем их капитализации.

Последнее тем более важно, что капитализация пенсионных резервов, по опыту зарубежных стран, становится как дополнительным ресурсным источником экономического роста страны, так и дополнительным источником ресурсов негосударственных пенсионных фондов.

В этой связи, особенно на первых, этапах построения и деятельности негосударственных пенсионных фондов представляются актуальными поиски и исследование эффективного организационно-финансового механизма размещения мобилизованных и временно свободных пенсионных взносов, уплаченных по договорам дополнительного пенсионного обеспечения юридическими и физическими лицами. Как показал опыт ряда зарубежных стран, накопительная пенсионная система наиболее эффективно может развиваться при условии финансовой стабильности и наличии высоко надежных финансовых инструментов.

В настоящее время размещение пенсионных ресурсов негосударственные пенсионные фонды осуществляют за счет приобретения федеральных ценных бумаг, а также покупки или приобретения иным способом ценных бумаг, выпускаемых на финансовый рынок субъектами РФ. Кроме того, значительная часть пенсионных резервов помещается в форме депозитов в коммерческих банках. НПФ приобретают акции предприятий различных форм собственности, вкладывают пенсионные резервы в приобретение недвижимости, в валютные ценности и используют по другим направлениям. В целом, структура размещения пенсионных резервов отражает структуры других финансовых рынков. Данные Инспекции НПФ на 1 октября 2000г. свидетельствуют, что основная масса пенсионного резерва размещена в акции предприятий - 40 процентов, банковские депозиты составляют 11,4 процента, менее одного процента вложения в недвижимость. Высокую долю в инвестиционном портфеле фондов составляют векселя - суррогаты денежного рынка - 24,3 процента, причем, их доля будет оставаться высокой и даже расширяться, если не будет найдено альтернативных направлений размещения пенсионных резервов.

Вместе с тем, в федеральные ценные бумаги, то есть в наиболее устойчивое и гарантированное направление вложений направлено лишь около 15,4 процентов.

С учетом того, что одним из требований размещения пенсионных резервов НПФ является обеспечение их безусловной надежности и доходности при выполнении НПФ своих обязательств перед участниками. Сложившаяся структура размещения вызывает тревогу, так как гарантии сохранности и эффективности использования по большинству отмеченных направлений вызывают сомнение.

Этот вывод тем более заслуживает внимания в условиях неустойчивости и низкой конкурентоспособности в работе отечественных предприятий. Если к тому же добавить влияния инфляции, то станет ясно, что в условиях современного переходного состояния российской экономики возникла острая потребность в новых финансовых инструментах и направлениях размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов. Они должны отвечать нескольким требованиям. Во-первых, обеспечить непременное сохранение накопленных и размещенных пенсионных резервов, представляющих собой ресурс инвестирования. Во-вторых, обеспечить достаточно высокую доходность от использования пенсионных резервов с учетом обоюдных интересов НПФ и заемщиков, использующих пенсионные резервы в качестве "длинных" денег. И наконец, в-третьих, обеспечить организационно-финансовый контроль за целесообразностью и эффективностью использования инвестированных пенсионных резервов в полном соответствии с нормами российского законодательства.

Одним из таких направлений может быть выпуск государственных ценных бумаг, в которые предполагается вложить часть пенсионных резервов. Кроме того, к этому в определенной мере подталкивает российский опыт дореволюционного финансирования страховых пенсионных касс, созданных для пенсионного обеспечения различных профессиональных групп. Такая практика в России в начале ХХ века получила довольно широкое распространение и полностью удовлетворяла задачам пенсионного обеспечения трудящихся.

Характерной чертой финансирования пенсионного обеспечения в условиях царской России было гарантирование сохранения накопленных пенсионных ресурсов с помощью вложения их в государственные ценные бумаги под гарантии и строгий контроль государства.

Восстановление этой практики инвестирования пенсионных ресурсов, в условиях современной России, наталкивается на ряд трудностей и специфических особенностей экономического развития и в частности проведения денежно-кредитной политики. События августа 1998 года серьезно повлияли на доверие населения и коммерческих структур к выпуску государственных ценных бумаг и помещение денег на счета в коммерческих банках. Последствия этого сохранились до настоящего времени и, по-видимому, будут усложнять проблему выпуска и размещения целевых государственных облигаций, связанных с деятельностью НПФ. Необходимы особые специфические меры преодоления сложившегося недоверия к предполагаемым к выпуску ценным бумагам. Правительство РФ в настоящее время, в связи с существованием благоприятной конъюнктуры на внешнем сырьевом рынке, имеет возможность использовать средства накопительной пенсионной системы на инвестиции в производство. Таким образом, облегчается задача сохранности мобилизованных пенсионных резервов и предотвращения их расточительного использования в сомнительных проектах.

Особое внимание необходимо уделить перечню и размерности обязательств государства перед НПФ, которые государство вынуждено взять на себя, приступая к их выпуску. В этих условиях следует продумать организацию формирования и резервирования специального выкупного фонда для накопительной пенсионной системы. Эта мера необходима для того, чтобы сохранить пенсионные резервы НПФ и не испытывать затруднений при выкупе облигаций их предъявителями в сроки, оговоренные условиями выпуска.

Нельзя исключать, что при благоприятных результатах выпуска целевых ценных бумаг и размещения их в НПФ предлагаемый механизм может использоваться для нужд государственной накопительной системы пенсионного обеспечения.

Негосударственные пенсионные фонды становятся активными участниками финансового рынка. По данным Инспекции НПФ в стране действует около 300 негосударственных пенсионных фондов, участниками которых стали около 2,9 млн. человек. Имущество, принадлежащее НПФ оценивается в сумме 21 млрд. рублей, в том числе, на долю пенсионного резерва приходится 13,4 млрд. рублей, которые находятся сейчас на финансовом рынке. Инвестиционный горизонт этих денежных средств может составлять свыше десяти лет, что связано с необходимостью долгосрочного накопления средств, за счет которых в будущем будет финансироваться негосударственное пенсионное обеспечение. Именно поэтому пенсионная система требует высокой степени надежности инвестиций, необходимости защиты прав и интересов участников пенсионных фондов, обеспечения надежности вложений и стабильности финансового рынка.

Прогнозные оценки Инспекции НПФ по различным вариантам организационно-экономического развития негосударственной накопительной пенсионной системы, предполагают к 2003 году значительный рост числа участников НПФ. В сравнении с ожидаемыми итогами 2000 года их число увеличится в 2,5-3,0 раза. Соответственно, пенсионные резервы фондов увеличатся в 1,7-2,1 раза. Масштабы роста негосударственной пенсионной системы предполагают и увеличение числа вкладчиков пенсионных фондов. При этом, по разным вариантам развития негосударственной накопительной пенсионной системы, в ближайшие три года число вкладчиков - юридических лиц (работодателей) увеличится до 7 - 8,3 тысяч, а вкладчиков - физических лиц, осуществляющих взносы в свою пользу – увеличится почти до 1,7 - 2,6 млн. человек.

В ближайшем десятилетии размеры пенсионных резервов негосударственной накопительной пенсионной системы могут увеличиться до 100 млрд. рублей. Доля государственных ценных бумаг в инвестиционном портфеле негосударственных пенсионных фондов может составлять от 10 до 30 процентов. Тем самым, негосударственные пенсионные фонды могут вложить в ценные бумаги государства уже в первый год прогнозируемого периода около 3,5 млрд. рублей с последующим прогрессивным увеличением годовых вложений до 30 млрд. рублей к концу десятилетия (Приложение 1). При этом прогноз исходит из предположения, что условия осуществления пенсионных взносов не изменятся. В случае расширение возможностей для работодателей и работников осуществлять дополнительные, добровольные пенсионные взносы, предложение инвестировать пенсионные резервы частной накопительной пенсионной системы увеличится.

В условиях существования многоканальной возможности инвестирования пенсионных резервов важно выбрать те из них, которые отвечали бы не только интересам дальнейшего развития негосударственной системы пенсионного обеспечения, но и эффективности денежно-кредитной и налоговой политики государства.

С ростом масштабов пенсионных резервов, могут увеличиться и размеры ущерба, вызванного неправильным выбором направлений инвестирования. Это связано с тем, что финансовый рынок еще не создал необходимых условий для надежного, долгосрочного размещения средств негосударственной пенсионной системы. Отсутствуют, или недостаточно развиты финансовые инструменты долгосрочных вложений пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов. Имеющиеся сейчас государственные ценные бумаги, - это, как правило, финансовые инструменты до кризисного (августа 1998г.) спекулятивного рынка, не предназначенные для финансирования реального сектора экономики, доходность по ним формируется не за счет увеличения валового внутреннего продукта, а путем его перераспределения через государственный бюджет и другие каналы финансовой системы.



2. Цели и задачи выпуска государственных пенсионных облигаций

Организаторы и руководители негосударственных пенсионных фондов одним из путей дальнейшего развития негосударственной пенсионной системы видят в выпуске специализированных государственных ценных бумаг, предназначенных для размещения пенсионных резервов. Заменой на эти бумаги может быть, также, решен вопрос реструктуризации ранее размещенных государственных займов.

Основной целью эмиссии ценных бумаг должны быть надежная защита пенсионных резервов от инфляции и нерационального использования. Нужна, гарантированная государством, положительная процентная ставка доходности по ценным бумагам. При этом государственные бумаги должны обладать высокой надежностью и ликвидностью, что важно для пенсионной системы.

Выпуск таких ценных бумаг позволяет решить ряд задач. Среди них:

-создать специализированный финансовый инструмент для формирования накоплений и инвестирования пенсионных резервов НПФ в долгосрочной перспективе;

-обеспечить условия инвестирования пенсионных резервов на принципах соответствия "длинных" активов и пассивов накопительной пенсионной системы;

-создать гарантии защиты пенсионных резервов НПФ и пенсионных накоплений населения со стороны государства;

-использовать правовую базу, регулирующую выпуск и обращение государственных бумаг для защиты интересов участников НПФ с целью защитить пенсионные накопления пенсионных фондов от возможных некомпетентных или недобросовестных действий

-направить пенсионные резервы на финансирование развития реального сектора экономики, обеспечить прирост валового внутреннего продукта;

- привлечь в НПФ вкладчиков и участников из отраслей хозяйства, которые ранее не участвовали в негосударственном пенсионном обеспечении, а также лиц, не работающих по найму, в том числе предпринимателей, осуществляющих взносы в свою пользу;

-сформировать значительные пенсионные накопления в системе дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения.

Состояние экономики и финансового рынка диктуют необходимость появления новых инструментов, которые меньше других зависели бы от изменений рыночной конъюнктуры и обеспечивали надежность вложений пенсионных резервов.

С развитием негосударственной пенсионной системы могут быть освоены новые направления выпуска государственных ценных бумаг - государственные пенсионные облигации.



3. Особенности использования государством пенсионных резервов

накопительной пенсионной системы

Принципиальное значение имеет вопрос, как будут использоваться средства негосударственной накопительной пенсионной системы в процессе инвестирования, на какие цели. Сейчас размещение пенсионных резервов в имеющиеся государственные ценные бумаги поддерживает противоречивую экономическую ситуацию. Долговые государственные обязательства представляют собой налог с будущих поколений. Более высокие налоги в будущем косвенно уменьшают реальные доходы самих пенсионеров. Чтобы вернуть долг пенсионным фондам в будущем, нужна будет более высокая налоговая нагрузка на товары и услуги, более высокие цены и тарифы.

Весьма спорными направлениями вложений пенсионных резервов, для накопительной пенсионной системы, является использование средств государством на цели:

- финансирование текущего дефицита федерального бюджета;

- обслуживание ранее взятого долга, поддержка погашения ранее размещенных займов;

- на финансирование социальных, оборонных и иных программ;

- сглаживание колебаний при поступлении налоговых платежей в бюджет (ликвидация кассовых разрывов).

А также, такие направления, как:

- обеспечение гарантии по федеральным долговым обязательствам перед финансовыми институтами ликвидными вторичными резервными активами;

- поддержание конкуренции на финансовых рынках, предотвращение утечки финансовых ресурсов из страны и иные цели.

При всей важности этих задач они мало приемлемы для инвестирования пенсионных резервов. Такие заимствования Федерального Правительства у пенсионных фондов ведут к расширению пирамиды задолженности, но не к увеличению ВВП.

Представляются также сомнительными инвестиции негосударственных пенсионных фондов в государственные ценные бумаги в обмен на:

- доходы от сбора налогов;

- под специальный залог (погашаются за счет какого-либо специального налога);

- располагаемые у государства пакеты акций предприятий, находящиеся в федеральной собственности.

Инвестиции здесь также не означают увеличения ВВП.

Поэтому негосударственные пенсионные фонды, работая в интересах пенсионеров, своими финансовыми активами не должны стимулировать увеличение государственной задолженности, поскольку, в конечном счете, эта задолженность косвенно будет вычитаться из их же доходов, в том числе, будущих пенсий. Выплаты будущих пенсий и их реальное содержание должно быть обеспечено реальным имуществом, создаваемым сегодня за счет инвестирования пенсионных резервов.

Другое рассуждение, также, позволяет сделать аналогичный вывод. Накопительная пенсионная система предполагает, что пенсионные резервы фондов должны направляться в такие инвестиционные инструменты, с помощью которых возможно приумножить средства, необходимые на содержание будущих пенсионеров, обеспечивать людей в старости достойными пенсиями.

Распределительная пенсионная система формируется за счет перераспределения валового внутреннего продукта. От работающих - к пенсионерам, от молодых - к пожилым людям.

Накопительная пенсионная система формируется за счет взносов работодателей и работников, получающих льготы по налогообложению, т.е., также, за счет перераспределения валового внутреннего продукта. Собранные таким образом пенсионные взносы, должны быть направлены на увеличение (прирост) валового внутреннего продукта. Пенсионные резервы должны обеспечить прирост производства товаров и услуг, необходимых для содержания будущих пенсионеров. Чем больше будет произведено товаров и услуг на вложенные пенсионные резервы, тем выше будет реальное содержание будущих пенсий, уровень жизни самих пенсионеров. Доходы, обеспеченные приростом валового внутреннего продукта, соответственно должны поступать в НПФ и начисляться на пенсионные счета участников НПФ

Накопительная пенсионная система имеет значительно большие внутренние издержки, чем распределительная - (обеспечение уставной деятельности пенсионных фондов, комиссионное вознаграждение управляющей компании, аудиторы, депозитарии, регистраторы, банковское обслуживание и т.д.) Накопительная пенсионная система, при прочих равных условиях, должна демонстрировать свою большую эффективность - инвестиционную доходность, чем распределительная, иначе зачем ее создавать. Эффективность ее деятельности выражается не только в номинальном приросте размера пенсионных выплат по сравнению со взносами, но и в реальным содержанием этого прироста.

Таким образом, использование государственных облигаций должно быть направлено на привлечение и формирование средств накопительной пенсионной системы, обеспечивающих прирост валового внутреннего продукта. Выпуск государственных ценных бумаг должен сформировать финансовые ресурсы, направляемые на финансирование так называемого "бюджета развития". Нужны государственные ценные бумаги инновационного характера, а не долговые обязательства государства. К сожалению, до настоящего времени государственных ценных бумаг, решающих такую задачу, нет. Главная проблема здесь состоит в том, что появление подобных государственных ценных бумаг находится сейчас в противоречии действующему законодательству - Бюджетному кодексу РФ и законодательству о государственных ценных бумагах. Должна быть найдена правовая норма, снимающая это противоречие.

Целесообразно не только не расширять пирамиду государственной задолженности за счет привлечения накопительной пенсионной системы, но и всячески ее ограничивать. Это позволит избежать ситуации, когда будущие пенсионные выплаты, стали бы причиной новых налогов с будущих поколений, в том числе и с самих пенсионеров.

Принципиальным вопросом является, не только какая часть валового внутреннего продукта будет направляться на пенсионное обеспечение, а как он будет использоваться в рамках накопительной пенсионной системы. Появление новых пенсионеров и новых пенсионных накоплений должно быть синхронизировано с соответствующим увеличением объема валового внутреннего продукта, товаров и услуг, которые общество направит на содержание пенсионеров.

4. Особенности выпуска государственных ценных бумаг для

размещения пенсионных резервов НПФ

4.1. Выбор эмитента

Определенную сложность представляет выбор эмитента государственных пенсионных облигаций. По действующему законодательству, Правительство Российской Федерации принимает решение о назначении уполномоченного органа, которому может быть поручена эмиссия облигаций. От правильности выбора зависит не только доверие НПФ к данному виду ценных бумаг, оптимальное размещение пенсионных резервов НПФ, и в конечном счете уровень будущих пенсий. Эмитентом может быть назначены: Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности, науки и технологий РФ. Названые федеральные государственные органы управления обладают определенными преимуществами, но и недостатками по использованию привлеченных средств.

Минфин России - располагает необходимым исполнительным аппаратом и опытом по выпуску и контролю за обращением государственных ценных бумаг. Министерство лучше других ведомств сможет от имени Правительства РФ обеспечить оперативное выполнение финансовых обязательств государства перед НПФ. Но Минфин России привлекает заемные средства на цели бюджетного финансирования и не располагает первичной информацией по размещению финансовых ресурсов в реальный, производственный сектор экономики. И не может проконтролировать результаты использования средств и получение отдачи (дохода) от проектов.

Минэкономразвития России - обладает необходимой информацией по направлениям размещения, потребностям реального сектора в части инвестиционного финансирования производства. Обладает возможностью контролировать отдельные инвестиционные проекты, обеспечить получение необходимой отдачи (доходности). Но министерство не специализировано для работы с институтами и инструментами финансового рынка, не располагает необходимым исполнительским аппаратом.

Минпромнауки России - располагает необходимой информацией по перспективным направлениям размещения финансовых ресурсов в новые технологии, прикладные научные исследования и производства. Имеются возможности выбора для финансирования наиболее эффективных с коммерческой точки зрения и оптимальных по окупаемости проектов, исходя из сроков выполнения и ожидаемой доходности. Министерством могут быть подготовлены конкретные инновационные предложения для размещения средств негосударственной накопительной пенсионной системы. Однако, министерство не располагает необходимым исполнительным аппаратом и для работы с институтами и инструментами финансового рынка.

Два последних федеральных органа управления располагают необходимой информацией об инвестиционных проектах, средствами контроля за размещением и использованием пенсионных резервов накопительной пенсионной системы, но не могут гарантировать выполнение обязательств государства перед НПФ, если размещение пенсионных резервов столкнется с финансовыми трудностями. Их функции следует определить в части квалифицированного размещения средств в конкретные проекты контроля за окупаемостью и получением доходов от этих проектов.

Выпуск государственных пенсионных облигаций, гарантии государства по обязательствами перед НПФ и распределение получаемых доходов представляется целесообразным оставить за Минфином России.

Правительство Российской Федерации, с учетом данных задач и названных выше функций, должно определить эмитента.

4.2. Общие характеристики и особенности пенсионных облигаций.

Из всего возможного спектра государственных федеральных ценных бумаг, следует выделить нерыночные облигации, как наиболее оптимальный путь работы с пенсионными накоплениями. Нерыночные облигации по своим характеристикам удовлетворяют целям и особенностям формирования и инвестирования пенсионных накоплений, на их основе может быть создан целевой, специальный финансовый инструмент для работы с пенсионными накоплениями.

Исходным юридическим документом для выпуска облигаций может быть Постановление Правительства РФ от 21 марта 1996г. N 316 "Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов" с последовавшими к нему изменениями.

Пенсионные облигации имеют целевой, специальный характер - формирование пенсионных накоплений для участников негосударственного пенсионного обеспечения. Облигации имеют ограниченную сферу обращения. В перспективе могут быть использованы отдельные элементы рыночного обращения лишь при их размещении, но в целом это нерыночные облигации, продажа и погашение облигаций другим лицам с целью получения ими прибыли не предусматривается.

Пенсионные облигации – государственные федеральные ценные бумаги могут быть выпущены в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании постановления Правительства Российской Федерации. Облигации являются обязательством государства перед НПФ по выплатам размещенных в государственные федеральные ценные бумаги пенсионных резервов, направлены на поддержку развития дополнительной добровольной негосударственной пенсионной системы.

Пенсионные облигации должны удовлетворять следующими общими требованиям:

- выпускаются в форме государственных именных ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации;

- эмитентом от имени Российской Федерации выступает уполномоченный Правительством РФ государственный федеральный орган;

- эмиссия осуществляется отдельными выпусками, каждый выпуск имеет государственный регистрационный номер. Объем каждого выпуска определяется, исходя из предельного объема эмиссии, установленного Правительством РФ на соответствующий год;

- облигации выпускаются в документарной форме. Документом, удостоверяющим права владельца облигации, является суммарный или единичный сертификат, оформляемый на данный выпуск (сейчас глобальный сертификат), который подлежит передаче на хранение в депозитарий;

- владелец облигации имеет право на получение основной суммы долга (номинальной стоимости) и дохода в виде процентов, начисляемых к номинальной стоимости облигации;

- облигации одного выпуска равны между собой по объему представленных их владельцам прав.

Обращение пенсионных облигаций на вторичном рынке не предусматривается. Параметры доходности определяются заранее, исходя из расчета по базовым макроэкономическим показателям.

Особенностью облигаций должно быть их целевое назначение. Основной долг и инвестиционный доход по облигациям используются на формирование пенсионных накоплений и последующее осуществление пенсионных выплат.

Владельцами облигаций могут быть негосударственные пенсионные фонды.

Облигации учитываются у владельцев в соответствии с действующим законодательством. Учет облигаций каждого выпуска осуществляется в виде записей по счетам "депо" владельца в депозитарии.

Объемы каждого выпуска облигаций, периодичность выпусков, порядок размещения, выплаты доходов и погашение облигаций определяются эмитентом по согласованию с Инспекцией НПФ при Минтруда России.

4. 3. Регулирование сроков обращения облигаций

Предлагаемые облигации предназначены на среднесрочный и долгосрочный периоды обращения. Срок обращения облигаций определяется условиями эмиссии, которые должны учитывать особенности накопительной пенсионной системы. Облигации используются для инвестирования пенсионных резервов НПФ.

В целом, накопительная пенсионная система тяготеет к среднесрочным и долгосрочным инвестиционным периодам накоплений. Облигации должны быть ориентированы на продолжительный инвестиционный период, соответствующий длительному циклу пенсионного накопления. Кроме того, развитие нормативно-правовой базы последнего времени ограничило применение коротких пенсионных схем, продолжительностью не менее трех лет накопления.

Вместе с тем, следует учитывать возможность краткосрочных накоплений. Срок наступления пенсионных оснований для отдельных людей индивидуален, зависит от их возраста, условий труда, состояния здоровья. Краткосрочные пенсионные накопления, связаны с наступлением пенсионных оснований у людей старшего возраста, а также чрезвычайными обстоятельствами: болезнью, смертью участников, необходимостью выплаты пособий вдовам и сиротам.

В пенсионной системе следует учитывать индивидуальный характер выхода на пенсию отдельного человека и соответственно начало пенсионных выплат. Здесь возникает сложность, а иногда и нецелесообразность установления общей даты погашения для серии облигаций.

Поэтому, при установлении сроков обращения облигаций должны учитываться эти особенности. Особенностью облигаций может быть изменяемость срока задолженности.

Для отдельных серий облигаций целесообразно определять только дату начала погашения, например спустя один-три года после выпуска серии облигаций. Окончательный срок погашения облигаций не следует устанавливать. Он определяется владельцем - негосударственным пенсионным фондом с наступлением пенсионных оснований у его участников. Облигации будут предъявляться к погашению. Необходимость пенсионных выплат является основанием для погашения облигаций

Началом погашения облигаций для пенсионных фондов является момент выхода на пенсию по действующему в Российской Федерации законодательству (возраст, инвалидность и другие причины) участников фонда. Вложенные в государственные бумаги средства используются на пенсионные выплаты. Последовательное по времени погашение серии облигаций может быть удобным для НПФ, что сделает облигации привлекательными. Для эмитента объем предъявляемых к погашению пенсионных облигаций исчисляем и вполне предсказуем. Он прогнозируется на основе демографических данных об участниках НПФ, актуарных расчетов.

Предлагается выпустить серию облигаций со сроком размещения от трех лет. Окончательный срок погашения не устанавливать. Облигации с изменяемым (неопределенным) сроком задолженности будут предъявляться для погашения спустя три года после размещения. Это позволит отработать на практике механизм такого погашения.

Целесообразно использовать последовательное погашение серии облигаций, одну за другой, с равными интервалами времени, синхронно с пенсионными выплатами. Следует учитывать, что эмитент и НПФ не заинтересованы в досрочных, чрезвычайных погашения облигаций и выплатах.

4.4. Выкупной фонд

Законодательство обязывает НПФ поддерживать необходимую ликвидность пенсионных резервов, в том числе в высоко ликвидной форме. В целях обеспечения гарантий и выполнения обязательств перед НПФ, предлагается образование специального выкупного фонда, передаваемого под контроль государственного органа управления. Выкупной фонд используется при погашении государственных облигаций эмитентом.

Из выкупного фонда предлагается производить выплаты основного долга и инвестиционного дохода по сериям облигаций, в первую очередь с долгосрочным и неопределенным сроком размещения. Объем выкупного фонда может определяться условиями эмиссии и составлять, до 5 процентов сумм размещенных средств. По мере погашения серии облигаций находящихся у НПФ, сумма выкупного фонда абсолютно уменьшается. Выкупной фонд эмитента поддерживает ликвидность размещенных пенсионных облигаций при их погашении, формируется под контролем Минфина России.

Схема 1


 
Выкупной фонд

эмитента

?
Негосударственные пенсионные

фонды

?
Участники 

НПФ

Возможны различные подходы:

- один для всех выпусков общий выкупной фонд. Владельцам облигаций обеспечивается выплаты из общего выкупного фонда;

- обособленный выкупной фонд по каждой серии облигаций ведется отдельно.

Следует учитывать, что формирование выкупного фонда приведет к некоторому снижению эффективности использования пенсионных резервов. В результате резервирования части пенсионных средств будет снижена масса прибыли, получаемой от инвестиций. Не зарезервированные средства должны инвестироваться с большей отдачей и обеспечивать необходимую норму прибыли.

Формирование выкупного фонда может быть огранено только сериями долгосрочных облигаций и облигаций с не установленными сроками погашения.

При долгосрочных облигациях корпоративных заемщиков следует обязать формировать выкупной фонд собственными средствами, включая собственные ценные бумаги. Конечным заемщикам средств накопительной пенсионной системы: корпорациям, банкам, страховым и финансовым компаниям формировать выкупной фонд за счет собственных средств, пропорционально размерам, передаваемых им средств. Это может быть неформальным условием для их работы заемщиков со средствами НПФ.

4.5. Форма получения дохода

На использование различных форм получения дохода влияет временной фактор. Получение дохода по облигациям во многом зависит от сроков размещения облигаций и строится исходя из следующих условий:

Табл. 1


 
Краткосрочные размещения облигаций, до 3-х лет
Среднесрочные, 

от 3-х до 5 лет

Долгосрочные, 

сроком свыше 5 лет 

процентные 
процентные,

купонные

процентные,

индексируемые


 

Процентные облигации

Выплаты осуществляются исходя из величины пенсионных взносов и начисленных по ним процентам. Владелец облигаций имеет право на получение при погашении суммы основного долга (номинальной стоимости облигации) и дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемую на номинальную стоимость облигации.

Необходимость процентных бумаг в наиболее оптимальна в краткосрочной перспективе обусловлена наступлением чрезвычайных обстоятельств, требующих необходимости осуществления досрочной выплаты пенсионных накоплений:

- в случае смерти участника фонда - на погребение;

- в случае инвалидности, увечий участников фондов;

- пенсии по случаю потери кормильца (предусмотренные правилами фондов пособия вдовам и сиротам).

Чрезвычайные погашения облигаций предполагают необходимость выплаты выкупных сумм и процентов к ним и обеспечения ликвидности пенсионных фондов.

Выплата процентов должна осуществляться в соответствии с условиями эмиссии.

Купонные облигации

Большая часть пенсионных накоплений в НПФ в настоящее время относятся к среднесрочным накоплениям. Среднесрочные пенсионные схемы сейчас преобладают и составляют до половины пенсионного резерва. Пенсионные выплаты по ним будут представлять собой в основном, равномерное снятие со счета денежных сумм до истечения пенсионных накоплений. Возрастной состав участников также показывает, что пенсионные основания для большинства из них наступят не ранее 3-5 лет с момента взноса. Соответственно, к этому времени у НПФ возникнут и потребности в денежных средствах для осуществления пенсионных выплат.

Получение дохода по облигациям на пенсионные выплаты и обеспечение уставной деятельности может быть обеспечена применением купонных облигаций. Данные облигации удобны в среднесрочной перспективе, зарекомендовали себя в практике фондов. Купонные облигации предоставляют возможность осуществлять пенсионные выплаты относительно равными долями в течение времени, по выбранной (предложенной) участнику пенсионной схеме Обеспечивают текущее финансирование уставной деятельности. С течением времени, сформируются крупные пенсионные накопления и значительные собственные средства НПФ, потребность купонных выплат уменьшится. Вкладчики и участники преодолеют психологический риск долгосрочных (пожизненных) пенсионных накоплений.

Индексируемые процентные облигации

Пенсионные облигации в длительной перспективе должны иметь низкий риск инвестирования пенсионных резервов. Облигации ориентированы на долгосрочный период пенсионных накоплений, продолжительностью 5-10 лет и свыше этого периода, включая накопления для пожизненных выплат.

Выпуск индексируемых облигаций обусловлен невозможностью в современных условиях заранее точно предусмотреть отдельные параметры выпуска, прежде всего доходность облигаций. В длительной перспективе сложно прогнозировать отдельные базовые макроэкономические показатели: уровень инфляции, ставки рефинансирования, курсы рубля и ведущих иностранных валют, важнейшие социально-экономические показатели. Разработчиками концепции предлагается выпуск долгосрочных индексируемых пенсионных облигаций.

Рентные облигации.

Возможен также выпуск бессрочных облигаций, доход по которым выплачивается ежегодно, непрерывно в течение всего срока их размещения. Уместно использовать опыт дореволюционной России, когда проценты, получаемые по пенсионным вкладам эмеритальных пенсионных касс для военных и государственных служащих, в государственные облигации выплачивались в виде 4% годового, бессрочного государственного долга казначейства пенсионным кассам. Непрерывность дохода здесь сравнима с рентой, а облигации называют рентными облигациями.

4.6. Конвертируемость

При длительном периоде размещения пенсионных резервов, экономическая ситуация в стране может изменяться. Возникнет необходимость замены имеющихся облигаций на другие государственные облигации. Конвертируемость облигаций дает эмитенту и владельцу облигаций большую гибкость, позволяет обеспечивать ликвидность инвестиций и непрерывность инвестирования.

Развитие накопительной пенсионной системы потребует дальнейших новаций государственных облигаций. Конвертируемость облигаций позволяет своевременно проводить изменения.

4.7. Серии облигаций.

Пенсионные облигации могут выпускаться отдельными сериями, исходя из целей эмиссии, принятых Правительством решений по развитию пенсионного обеспечения, и других конкретных требований к эмиссии. Серии облигаций должны представлять различные по продолжительности сроки обращения, формы и периодичность получения дохода и другие принятые параметры. По мере развития законодательства в части накопительного пенсионного обеспечения, решения конкретных задач в области пенсионного обеспечения, новые серии облигаций должны включать соответствующие параметры и условия выпуска.

В соответствии с действующими стандартами эмиссии государственных облигаций, по согласованию с Инспекцией НПФ при Минтруда России, эмитент проводит выпуск серии облигаций.

На первом этапе целесообразно производить выпуски небольших по объему серий облигаций со сроком размещения 3-5 лет. На последующих этапах предлагается рассмотреть возможность выпуска облигаций с более продолжительными сроками размещения - 5-10 лет. Определенное место могут занять серии пенсионных облигации с продолжительным сроком размещения - более 10 лет, а также с неограниченным сроком размещения. Для накопительной пенсионной системы могут представлять интерес облигации с неопределенным сроком погашения.

Для повышения надежности и ликвидности пенсионных облигаций и по мере развития системы может быть образован выкупной фонд. По отдельным сериям пенсионных облигаций с продолжительным или неопределенным периодом размещения выкупной фонд позволит обеспечить необходимую надежность при длительном размещении и обеспечивать текущую ликвидность.

4.8. Объем выпуска

Общий объем эмиссии пенсионных облигаций определяется Правительством Российской Федерации. Объем выпусков серий облигаций формируется по предложениям федерального органа управления, уполномоченного Правительством проводить эмиссию, Инспекции НПФ при Минтруда России и исходя из потребностей в средствах со стороны государства, и по которым могут быть предоставлены соответствующие гарантии государства.

Объем выпуска устанавливается на основе проведенного анализа, расчетов и предложений Инспекции НПФ при Минтруда России, исходя из возможностей НПФ разместить пенсионные резервы.

Сроки размещения серии облигаций могут иметь достаточно широкий диапазон, включающих набор различных выпусков. Условием для выпуска облигаций должна быть привлекательность того срока размещения, который более предпочтителен государству. Важным является принцип равномерности заимствований. Объемы выплат основного долга и доходов по облигациям, взаимосвязаны с выполнение пенсионными фондами обязательств перед своими участниками. Предлагаемый объем эмиссии исходит из имеющиеся у фондов пенсионных резервов для первых выпусков облигаций и предполагаемых пенсионных выплатах спустя 3-5 лет. Он может составить до 3,5 млрд. рублей. Последующие выпуски облигаций экспертно можно оценить исходя из следующих предположений:

- последовательного роста величины пенсионных резервов НПФ на ближайшие 10 лет;

- увеличения обязательств пенсионных фондов перед участниками;

- увеличения сроков обращения облигаций, которые определяются в зависимости от выбранных пенсионных схем и будут иметь достаточно широкий диапазон.

- обеспечения равномерности выплаты основного долга и доходов по облигациям.

Предполагается набор различных выпусков облигаций, где срок размещения составит от 3 до 10 лет. Условием выпуска облигаций, также должна быть привлекательность того срока размещения и объема выпуска, который более предпочтителен государству и заемщикам, с учетом конкретных инвестиционных программ и обеспечения необходимой доходности.

4.9. Номинальная стоимость облигаций

Важным является оптимальный выбор номинальной стоимости облигаций. Здесь можно рассмотреть различные подходы, позволяющие учитывать интересы государства и субъектов накопительной пенсионной системы. Номинальная стоимость облигаций должна быть удобна не только для эмитента и владельца облигации, кратна размерам разовых пенсионных взносов вкладчиков и последующих сумм выплат участникам накопительной пенсионной системы.

Номинальная стоимость пенсионных облигаций может определяться в абсолютных размерах: 100, 1000, 10000 рублей.

Установленная в момент эмиссии номинальная стоимость облигаций, при выпуске долгосрочных, индексируемых облигаций, является базовой величиной. Она индексируется с учетом взятого за основу экономического параметра:

- установленного Законом о бюджете на текущий год уровня инфляции в стране;

- иного, принятого макроэкономического параметра.

Сумма долга (выкупная сумма) индексируется, исходя из официально исчисляемого показателя на момент погашения. При погашении облигаций начисляется процентный инвестиционный доход за каждый год инвестирования.

4.10. Процентная политика

Выпуск пенсионных облигаций позволяет создать условия для выбора наиболее консервативных вариантов процентной политики по среднесрочным и долгосрочным размещениям пенсионных резервов. Доходность облигаций должна быть ориентирована на уровень стран с устойчивой экономикой. В процентной политике необходимо учитывать темпы инфляции и обеспечивать предусмотренную Законом "О негосударственных пенсионных фондах" положительную величину доходности пенсионных накоплений.

4.11. Использование привлеченных средств НПФ заемщиками

Использование государством привлеченных средств негосударственной накопительной пенсионной системы предлагает ряд условий. Привлеченные пенсионные резервы НПФ предполагается использовать на финансирование важнейших направлений развития реального сектора экономики:

- лизинга основного оборудования производственных предприятий всех форм собственности;

- обновления основного капитала в промышленности и на транспорте;

- финансирования самоокупаемых, приоритетных производственных и научно-технических программ.

В дальнейшем, по мере готовности, предлагается использовать средства на развитие системы ипотечного кредитования.

Привлечение средств негосударственной пенсионной системы в конкретные направления (проекты) должно строиться на основе производных финансовых инструментов - корпоративных облигаций, гарантированных государством. Частные заемщики и предприятия, принадлежащие государству, привлекают средства на основе выпуска собственных облигаций, гарантированных государством и передаваемых государству в качестве заклада, или взноса в выкупной фонд эмитента.

Размещение инвестиций негосударственной накопительной пенсионной системы осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный исполнительный орган (Банк Развития, или иной исполнительный орган).

4.12. Комиссия по квалификации инвестиционных рисков НПФ

Для более профессионального и оперативного решения вопросов, связанных с инвестированием пенсионных резервов, при Инспекции негосударственных пенсионных фондов может быть создана Комиссия по инвестиционным рискам НПФ. Комиссия осуществляет методическую работу, готовит рекомендации по инвестированию. Комиссия "сортирует" инвестиции по категориям риска, разрабатывает рекомендации, требования к корпоративным заемщикам и финансовым институтам. Выполнение рекомендаций открывает возможности конечным заемщикам работать со средствами, полученными от негосударственных пенсионных фондов. Такая система ограничивает возможности коррупции, некомпетентных и недобросовестных действий со стороны должностных лиц, предоставивших необоснованные гарантии конечным заемщикам со стороны государства, избежать возможность вложений в несостоятельные проекты.

Комиссия формирует рейтинги и рекомендует наиболее эффективные предложения от корпоративных эмитентов, банков, в проекты которых целесообразно инвестировать пенсионные резервы и под которые рекомендует предоставить государственные гарантии. Комиссия разрабатывает (участвует в разработке) механизмы контроля за инвестициями. Комиссия по квалификации инвестиционных рисков НПФ может быть официальным органом, или общественной профессиональной корпоративной организацией, содействующей инвестиционной деятельности.

4.13. Гарантии государства

При выпуске государственных пенсионных облигаций целесообразно рассмотреть возможность предоставления гарантий государства для НПФ. Для безусловной надежности государственные пенсионные облигации предлагается обеспечивать реальными активами государства - .выпустить закладные облигации.

Разработчики концепции исходят из того, что гарантии государства и обязательства федерального бюджета не могут быть неразрывно слиты. Экономический смысл предоставления гарантий пенсионным фондам со стороны государства заключается в возможности исключить появление упущенной выгоды в будущем, из-за неустойчивости финансовой системы страны, проблем федерального бюджета, потери ликвидности иным государственных ценных бумаг при чрезвычайных обстоятельствах. Поэтому, необходимо в качестве гарантий предусмотреть заклад - пакеты акций (облигаций) предприятий, находящихся в государственной собственности. Это позволит НПФ разместить свои пенсионные резервы в государственные пенсионные облигации под гарантии государства:

- первоочередного права покупки пакета акций приватизируемых предприятий, пакета акций предприятий, находящихся в государственной собственности;

- получения дохода от конкретного коммерческого проекта, где государство является собственником;

Государственные пенсионные облигации не могут быть отозваны для досрочного погашения со стороны эмитента.

4.14. Совершенствование правовой базы

Важным условием использования пенсионных резервов в интересах будущих пенсионеров, в современной ситуации, является необходимое правовое обеспечение. Инвестиции, предоставленные государству без надлежащего правового обеспечения и профессионализма управления, могут оказаться не эффективными и спустя некоторое время привести к убыткам. Следует использовать собственный и зарубежный опыт и сосредоточить внимание на следующих правовых аспектах:

- следует уделить внимание ответственности должностных лиц и качеству подбора персонала государственных учреждений, ответственных за инвестирование пенсионных резервов. Механизмы управления пенсионными резервами достаточно требовательны к выбору управляющего лица, на него ложится большая ответственность. Действия управляющего не должны наносить ущерба интересам НПФ;

- при управлении пенсионными резервами НПФ могут быть введены такие правовые категории, как "неосторожные решения", "неблагоразумные действия", "действия в личных целях", "инвестиционная экспертиза", "консультация с экспертами" и другие. Эти правовые категории позволят квалифицировать действия при управлении пенсионными резервами. Четкое определение понятий позволит избежать нарушений при инвестировании средств накопительной пенсионной системы;

-следует сосредоточить внимание на регламентации процедуры инвестирования.

Управленческие решения должны приниматься при формировании инвестиционного проекта, после одобрения стратегии инвестирования, программы, детально разработанного плана на год, определении набора объектов, финансовых инструментов, договоров управления проектами, предполагаемой доходности инвестиционного проекта;

- следует сосредоточить внимание на регламентации распределения и использования полученного инвестиционного дохода. Нужно исключить возможности минимизации инвестиционного дохода управляющими структурами. Процедура распределения доходов накопительной пенсионной системы должна быть строго регламентирована по всем звеньям управления;

-нужно обеспечить разделение функций управления инвестициями и распределение дохода по ним между разными учреждениями - эмитентом и инвестиционным институтом.

Контрольные функции могут быть предоставлены представительному органу - Комиссии по инвестиционным рискам НПФ. Деятельность независимых, неправительственных, профессиональных, корпоративных организаций НПФ позволит избежать неправомерных и некомпетентных действий, коллизий ведомственных интересов.
 
 








Заключение

С выпуском государственных пенсионных облигаций станет возможным формирование более консервативного инвестиционного портфеля негосударственными пенсионными фондами. Нерыночные условия размещения и обращения облигаций носят целевой характер, служат формированию пенсионных накоплений, повышению надежности инвестиций, привлечению средств накопительной пенсионной системы в реальную экономику, улучшению их использования на пенсионные выплаты.

Финансовые ресурсы накопительной пенсионной системы не могут относиться к разряду коммерческих и спекулятивных. Предлагаемые Государственные пенсионные облигации - ценные бумаги не связаны со спекулятивным финансовым рынком, текущие изменения на внутреннем и внешнем финансовых рынках не должны существенно влиять на изменения процентных ставок по государственным займам. Государство должно создать приоритетные условия для размещения пенсионных резервов российских пенсионных фондов.

Негосударственные пенсионные фонды выгодно отличаются от других инвесторов способностью осуществлять долгосрочные вложения аккумулируемых ими средств. Это позволяет решать важную экономическую задачу - направлять в экономику страны долгосрочные инвестиционные ресурсы, создавать эффективный канал привлечения средств от работодателей и населения для финансирования экономики. Создать условия, способствующие развитию производства.

С выпуском государственных пенсионных облигаций надежность размещения пенсионных резервов может обеспечиваться, с одной стороны, введением особых правил, регламентирующих выпуск и обращение облигаций, с другой стороны, созданием благоприятного инвестиционного климата, всемерной поддержкой размещения пенсионных резервов в проекты, имеющие государственные гарантии, развитием системы этих гарантий. Негосударственная дополнительная пенсионная система способна предоставить заемщикам значительные финансовые ресурсы.

С выпуском облигаций процесс накопления становится более стабильным и долговременным. Предлагается выпустить облигации с различными сроками обращения, включая долгосрочные.

Государство остается крупнейшим заемщиком и инвестором, гарантирует размещение средств и выполнение обязательств по ним. Расходы государства, связанные с обслуживанием взятого долга со временем могут быть значительно ниже, чем иные выпуски ценных бумаг. Доходность по государственным пенсионным облигациям должна превышать реальный уровень инфляции в стране и может быть зафиксирована исходя из опыта других стран, где инвестируются пенсионные и страховые резервы, в зависимости от периода инвестирования и условий размещения.

Пенсионные облигации должны показать перспективность негосударственной дополнительной пенсионной системы, расширить ее масштабы и возможности

Государственные пенсионные облигации могут представлять большой интерес как для НПФ
 
 

Преимущества и недостатки исполнительных органов, которые могут быть назначены Правительством РФ для выпуска государственных пенсионных облигаций

Таблица 2


 
Федеральные органы управления, которые могут быть уполномочены Правительством РФ, 

на эмиссию государственных пенсионных облигаций 

Преимущества 
Недостатки
Министерство 

финансов РФ

Обладает необходимым опытом, исполнительным аппаратом, инфраструктурой по выпуску и контролю за обращением государственных ценных бумаг. Способен оперативно обеспечивать выполнение обязательств государства перед НПФ.  Не располагает первичной информацией по направлениям размещения финансовых ресурсов в реальный производственный сектор экономики. И не может проконтролировать результаты использования и получение отдачи (дохода) от вложенных средств.
Министерство 

экономического развития и торговли РФ

Располагает необходимой информацией по направлениям размещения, потребностям реального сектора в вопросах инвестиционного финансирования производства. Обладает возможностью контролировать отдельные инвестиционные проекты, обеспечить получение определенной отдачи (доходности).  Не специализировано для работы с институтами и инструментами финансового рынка, не располагает необходимым исполнительским аппаратом и инфраструктурой на финансовом рынке.
Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации Располагает необходимой информацией по перспективным направлениям размещения финансовых ресурсов в новые технологии, прикладные научные исследования и производства.

Имеются возможности выбора для финансирования наиболее эффективных с коммерческой точки зрения и оптимальных по окупаемости проектов, исходя из сроков выполнения и ожидаемой доходности. Министерством могут быть подготовлены конкретные инновационные предложения для размещения средств негосударственной накопительной пенсионной системы.

Не располагает собственной инфраструктурой; исполнительным аппаратом для работы на финансовом рынке.

Приложение 2

Предлагаемая схема

использования средств негосударственной

накопительной пенсионной системы

В к л а д ч и к и
 
 

Негосударственные пенсионные фонды
 
 

Эмитент назначенный Правительством РФ выпускает

федеральные ценные бумаги - Пенсионные облигации
 
 

Средства полученные государством от НПФ и населения


 
 
 
Правительственный исполнительный орган, инвестирующий средства 

(Банк Развития или иной исполнительный орган)

Комиссия по инвестиционным 

рискам НПФ

(неправительственная, некоммерческая

корпоративная, профессиональная организация) 


 

корпоративные облигации гарантированные государством
 
 

Э м и т е н т ы


 
 
 
Лизинговые 

компании

 
Корпорации

(Производственные предприятия и объединения)

 
Ипотечные банки

10.02.2001

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.