Опубликован пресс-релиз Инспекции НПФ и Национальной ассоциации НПФ к 8-й годовщине Указа Президента РФ N1077

ПРЕСС-РЕЛИЗ

к 8-й годовщине Указа Президента Российской Федерации

"О негосударственных пенсионных фондах"

 

Подписанный Президентом Российской Федерации Указ от 16 сентября 1992 года N 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" стал основой зарождения и развития этого социального института в Российской Федерации.

Указ наметил основные принципы деятельности негосударственных пенсионных фондов (далее НПФ); заложил основы государственного контроля за деятельностью фондов в виде создания Инспекции негосударственных пенсионных фондов; определил перечень документов, которые необходимо разработать для дальнейшего развития системы государственного контроля.

За прошедшие 8 лет в значительной степени отработана, хотя и требует совершенствования, система государственного контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, включающая в себя их лицензирование, обязательные ежегодные аудиторские проверки и актуарное оценивание, специальную и бухгалтерскую отчетность пенсионных фондов перед Инспекцией НПФ при Минтруде России.

Сложилась сеть общественных объединений фондов. Сформирована инфраструктура, включающая в себя организации, специализирующиеся на работе с фондами, в том числе аудиторские фирмы, консалтинговые компании, фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения. В фондах на постоянной основе работает свыше трех тысяч специалистов.

В настоящее время законную деятельность в области негосударственного пенсионного обеспечения на основе лицензий, выданных Инспекцией НПФ, ведут 286 фондов.

Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов в 2000 году представлены в таблице и на диаграммах.

Общая величина собственных средств негосударственных пенсионных фондов выросла за 6 месяцев 2000 года на 16,4%, величина пенсионных резервов - 19,6% (на 13,8% у крупнейших корпоративных фондов и на 37,4% у фондов основной группы).

Сумма взносов за 6 месяцев 2000 года составила 1446,6 млн. рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 1999 года в 1,65 раза (взносы юридических лиц - в 1,67 раза, физических лиц - в 1,51 раза). Большую часть пенсионных взносов (91,1%) составили взносы от юридических лиц.

Поступление пенсионных взносов за полугодие превысило у 21 фонда 10 млн. рублей, а у семи фондов ("Газфонд", "Национальный", "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ", "Алмазная осень", "Ростелеком-Гарантия", "Благосостояние", НПФ электроэнергетики) - 50 млн. рублей.

Таблица


 

N

N

 

Наименование показателей

В целом по фондам
Крупнейшие корпоративные фонды
Фонды основной группы
   
1.01.00
1.07.00
1.01.00
1.07.00
1.01.00
1.07.00
1
Собственное имущество фондов (млн. руб.)
17000,0
19785,0
11828,2
12863,3
5143,3
6896,8
2
Имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) (млн. руб.)
4731,1
5414,6
3833,9
3813,4
880,9
1597,7
3
Пенсионные резервы 

(млн. руб.)

10518,5
12581,8
7934,8
9033,2
2573,7
3536,9
4
Количество участников фондов (тыс. чел.)

из них 

получающих негосударственную пенсию

2382,9
 
 
 
 

258,5

2897,6
 
 
 
 

266,3

350,0
 
 
 
 

44,5

365,9
 
 
 
 

49,4

1997,6
 
 
 
 

209,9

2505,7
 
 
 
 

212,9

5
Сумма инвестированных средств (в том числе ИОУД) (млн. руб.)
14285,3
16991,3
11371,4
12223,1
2901,1
4755,6
6
Сумма пенсионных взносов за 6 месяцев 2000 года (млн. руб.)
1907,6
1113,4
792,9
7
Сумма пенсионных выплат за 6 месяцев 2000 года (млн. руб.)
282,9
91,9
190,6

Примечание: 1. Крупнейшими корпоративными фондами являются НПФ "Газфонд", г. Москва; НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" г. Москва; НПФ "Сургутнефтегаз" Ханты-Мансийский а.о.; НПФ Электроэнергетики г Москва; НПФ "Уголь" г Москва, созданные крупнейшими корпорациями топливно-энергетического комплекса и действующие в рамках предприятий, входящих в этот комплекс;

2. Фондами основной группы являются фонды, имеющие собственные средства в размере, превышающем 1250 тыс. рублей (15000 МРОТ), и не входящие в группу крупнейших корпоративных фондов.

Число участников фондов на 1 июля 2000 года составило 2897,6 тыс. человек. В 47 фондах с численностью участников свыше 10 тыс. человек сосредоточено 89,8% общей численности участников пенсионных фондов. В их числе негосударственные пенсионные фонды: "Благосостояние" (Москва), НПФ Электроэнергетики, "ГАЗ" (Нижний Новгород), "Магистраль" (Санкт-Петербург), "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ", имеющие свыше 100 тыс. участников каждый.

Пенсионные выплаты в первом полугодии 2000 года производили 145 негосударственных пенсионных фондов (65% общего числа фондов, представивших отчетность). Дополнительную пенсию в системе негосударственных пенсионных фондов получали 266,3 тыс. человек, выплаты за полугодие составили 282,9 млн. рублей.

У 32 негосударственных пенсионных фондов пенсионные выплаты за 6 месяцев 2000 года превысили 1 млн. рублей. Наиболее значительные выплаты дополнительных пенсий (в объеме за полугодие более 10 млн. рублей в целом по каждому фонду) осуществляли негосударственные пенсионные фонды: "Газфонд", "Алмазная осень" (Республика Саха (Якутия), "Железнодорожный" (Нижегородская обл.), НПФ электроэнергетики, "ГАЗ", "Стимул-Фонд" (Кемеровская обл.), "Уголь".

Негосударственные пенсионные фонды являются заметным и постоянно растущим источником инвестиций в экономику России. Общий объем инвестированных фондами средств вырос по сравнению с I полугодием 1999г. в 1,47 раза и составил 17 млрд. рублей (в том числе 12,6 млрд. рублей средств пенсионного резерва). (диаграмма 3)

Фонды, как один из институтов коллективного инвестирования, выгодно отличаются от других инвесторов способностью осуществлять долгосрочные вложения аккумулируемых ими средств. Обеспечение надежности этих вложений - важнейшее условие стабильной работы системы.

Надежность размещения пенсионных резервов должна обеспечиваться, с одной стороны, введением жестких правил, регламентирующих этот процесс, и контролем за выполнением этих правил, и с другой стороны созданием благоприятного инвестиционного климата, всемерной поддержкой размещения пенсионных резервов в проекты, обеспеченные государственными гарантиями, а также развитием системы таких гарантий.

Данные о структуре инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов приведены на диаграмме 4.

Впервые полученные после введения новых форм отчетности данные о вложениях в векселя и другие неэмиссионные ценные бумаги показывают, что их доля превышает вложения в государственные ценные бумаги и банковские вклады вместе взятые. До кризиса августа 1998 года эту нишу в инвестиционном портфеле занимали ценные бумаги Правительства Российской Федерации. Перемещение инвестиций фондов из государственных ценных бумаг в векселя свидетельствует о сохранении недоверия к государственным бумагам и неразвитости фондового рынка.

Настоятельной необходимостью становится внедрение новых финансовых инструментов. В этой связи представляется важным вопрос о выпуске государственных ценных бумаг, ориентированных на их использование для размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и в максимальной степени использующих преимущества имеющихся в распоряжении фондов "длинных денег".

Главной особенностью этих ценных бумаг, делающей их привлекательными для НПФ, должна быть их защищенность от инфляции, что может быть решено путем установления купонного дохода по ним в размере, зависящем от уровня инфляции. Срок обращения этих облигаций может быть от 3 до 10 лет.

Объем эмиссии, который может быть реализован через НПФ, по оценкам экспертов, может составить от 3,5 млрд. рублей в 2001 году до 30 млрд. рублей к 2010 году.

Дальнейшее формирование и развитие негосударственного пенсионного обеспечения позволит решить следующие задачи:

повышения уровня жизни пенсионеров - участников негосударственного пенсионного обеспечения. Уже в настоящее время средний размер выплачиваемой участникам дополнительной пенсии составляет пятую часть общей пенсии, а в ряде фондов она превышает государственную пенсию;

развития социального партнерства работодателей и работников предприятий и организаций;

привлечения свободных средств предприятий и граждан в экономику России для финансирования государственных инвестиционных проектов и программ через систему размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов;

использования влияния пенсионных программ предприятий, отраслей и регионов на решение вопросов занятости и перераспределения экономически активного населения;

реформирования системы льготных пенсий и ослабления нагрузки на государственную систему пенсионного обеспечения.

В дополнение к системе государственных пенсий, построенной на принципах солидарности поколений и территорий и неизбежно связанной с усреднением размеров пенсий, система негосударственного пенсионного обеспечения позволяет гибко учитывать отраслевые и территориальные особенности и обеспечивать учет как этих особенностей, так и личных пристрастий граждан при определении окончательного суммарного размера получаемой гражданином пенсии.

Развитие негосударственного пенсионного обеспечения должно сопровождаться мерами государственной поддержки, включающими в себя:

обеспечение равных налоговых условий для формирующейся государственной накопительной системы трудовых и профессиональных досрочных пенсий и для системы негосударственного пенсионного обеспечения;

освобождение от всех видов налогообложения пенсионных взносов предприятий в негосударственные пенсионные фонды, а также всех операций, связанных с размещением пенсионных резервов;

исключение из облагаемой подоходным налогом базы взносов граждан на дополнительное добровольное пенсионное страхование, осуществляемое как через негосударственные пенсионные фонды, так и через страховые компании;

создание благоприятного инвестиционного климата для размещения пенсионных резервов, в том числе выпуск защищенных от инфляции государственных ценных бумаг и доступ к реализации долгосрочных проектов, обеспеченных государственными гарантиями.

Следует подчеркнуть, что деятельность пенсионных систем во всех промышленно развитых странах сопровождается аналогичными мерами государственной поддержки.

В этой связи вызывает озабоченность принятие II части Налогового кодекса Российской Федерации. Вновь вводимое налоговое законодательство означает фактическую отмену решений Правительства Российской Федерации, направленных на поддержку негосударственных пенсионных фондов, лишает работодателей экономических стимулов участия в негосударственном пенсионном обеспечении своих работников и может привести к снижению темпов развития этого вида пенсионного обеспечения граждан.

Получило дальнейшее развитие взаимодействие Инспекции НПФ с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного регулирования деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения населения и контроля за ее осуществлением.

7 июля 2000 года подписано соглашение между Инспекцией НПФ и Правительством Республики Саха (Якутия), 6 сентября - с Администрацией Краснодарского края.

Путем заключения соглашений развивается взаимодействие Инспекции НПФ и с руководством отраслей с целью развития негосударственного пенсионного обеспечения работников. 6 июля 2000 года подписано трехстороннее соглашение между работодателем в лице РАО "Роснефтегазстрой", профсоюзом работников нефтяной и газовой отраслей промышленности и Инспекцией НПФ. Таким образом, заложены основы для реализации принципов социального партнерства в области дополнительного пенсионного обеспечения.

Принципиальным шагом в развитии сети общественных объединений фондов, направленным на объединение многочисленных региональных организаций, стало создание Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов

Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) создана в соответствии с решением Конференции представителей негосударственных пенсионных фондов, состоявшейся 16 февраля 2000 г., на которой присутствовали руководители 131 НПФ. По поручению Конференции учредителями НАПФ выступили такие крупнейшие российские фонды как: НПФ "Лукойл-Гарант", НПФ "Уголь", НПФ "Газфонд", НПФ Электроэнергетики, НПФ Сбербанка, НПФ "Сургутнефтегаз", НПФ "Семейный".

НАПФ объединяет интеллектуальные, организаторские, методологические и материальные возможности негосударственных пенсионных фондов с целью:

способствовать заинтересованному отношению государства к дальнейшему развитию и совершенствованию системы негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);

совершенствования государственного регулирования и контроля за деятельностью НПФ;

ускорения разработки Концепции развития НПО на период 2001-10 гг.;

создания положительного общественного мнения о системе НПО;

защиты интересов участников системы НПО.

Основными направлениями деятельности НАПФ являются.

    • Формирование общей позиции российских негосударственных пенсионных фондов по важнейшим вопросам их деятельности и доведение этой позиции до органов государственной власти и общественности.
    • Представление и защита интересов НПФ, являющихся членами НАПФ, их вкладчиков и участников во взаимоотношениях с органами государственной власти и управления.
    • Анализ практики применения законодательства Российской Федерации о негосударственном пенсионном обеспечении. Выработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о НПО и направление их в органы государственной власти и управления.
    • Выработка правил, рекомендаций, типовых документов и стандартов, способствующих эффективной деятельности негосударственных пенсионных фондов и формированию системы саморегулирования НПФ.
    • Стандартизация принципов и практики деятельности НПФ, внедрение норм профессиональной этики и обеспечение соблюдения членами НАПФ законодательства Российской Федерации в области негосударственного пенсионного обеспечения.
    • Формирование благоприятного общественного мнения о деятельности НПФ. Пропаганда стандартов профессиональной деятельности НПФ, включая нормы профессиональной этики.
    • Содействие созданию объединенных гарантийных фондов и обществ взаимного кредитования.
    • Оказание информационной, методической, технической и правовой поддержки деятельности членов НАПФ. Создание и ведение информационных баз данных.
    • Изучение отечественного и зарубежного опыта в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, обобщение и содействие его распространению.
    • Разработка учебных программ и планов, направленных на повышение профессиональной квалификации членов НАПФ и иных субъектов системы негосударственного пенсионного обеспечения.
    • Подготовка и выпуск учебно-методических пособий, рекламных проспектов, различных видов научно-технической документации, организация публикаций научных трудов, лекций, а также обучение по различным аспектам деятельности НАПФ.
    • Осуществление сотрудничества с объединениями, ассоциациями и союзами негосударственных пенсионных фондов и иными российскими и международными организациями.
    • Проведение общественной аккредитации аудиторов, актуариев, управляющих компаний, депозитариев и других институтов, составляющих инфраструктуру системы НПО.

"Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов" призвана стать наиболее влиятельным и активным общественным объединением на пенсионном рынке России, координирующим деятельность негосударственных пенсионных фондов.

В настоящее время происходит быстрый рост числа членов и процесс становления НАПФ, связанный с консолидацией движения негосударственных пенсионных фондов для решения совместных задач по социальной защите населения.

Оценивая в целом развитие негосударственного пенсионного обеспечения за истекшие годы, можно отметить, что несмотря на отсутствие необходимой государственной поддержки, оно становится неотъемлемой частью пенсионной системы Российской Федерации и укрепляет свои позиции. Дальнейшее его развитие связано с последовательным усилением государственного контроля за ее развитием, созданием условий, стимулирующих работодателей и физических лиц к осуществлению пенсионных накоплений.
 

Инспекция НПФ при Минтруде России   Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов
16.10.2000

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.