Опубликован пресс-релиз Инспекции НПФ по результатам деятельности НПФ в 1999 году от 12 мая 2000 года (копия пресс-релиза на сайте Инспекции НПФ)
ПРЕСС-РЕЛИЗИНСПЕКЦИИ НПФ от 12 мая 2000 г.
Развитие системы негосударственных пенсионных фондов
в 1999 году
Главным результатом развития системы негосударственных пенсионных фондов в 1999 году является то, что негативные последствия финансового кризиса августа 1998 года в основном преодолены, и что система продолжала развиваться. Ниже представлены результаты предварительного анализа отчетности негосударственных пенсионных фондов по итогам 1999 года.
1. Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов
в 1999 году
Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов в 1999 году представлены в таблице 1
Таблица 1
N N
|
Наименование показателей |
В целом по фондам |
Крупнейшие корпоративные фонды |
Фонды основной группы |
|||
п/п |
|
1.01.99 |
1.01.00 |
1.01.99 |
1.01.00 |
1.01.99 |
1.01.00 |
1 |
Собственное имущество фондов (млн. руб.) |
8210,4 |
17000,0 |
5735,2 |
11828,2 |
2429,5 |
5143,3 |
2 |
Имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) (млн. руб.) |
3691,5 |
4731,1 |
3205,6 |
3833,9 |
458,5 |
880,9 |
3 |
Пенсионные резервы (млн. руб.) |
4240,0 |
10518,5 |
2497,4 |
7934,8 |
1727,9 |
2573,7 |
4 |
Количество участников фондов (тыс. чел.) из них получающих негосударственную пенсию |
1825,2
174,1 |
2382,9
258,5 |
389,3
29,3 |
350,0
44,5 |
1369,9
140,1 |
1997,6
209,9 |
5 |
Сумма инвестированных средств (в том числе ИОУД) (млн. руб.) |
7287,7 |
14285,3 |
5298,2 |
11371,4 |
1966,7 |
2901,1 |
6 |
Сумма пенсионных взносов за год (млн. руб.) |
1907,6 |
1113,4 |
792,9 |
|||
7 |
Сумма пенсионных выплат за год (млн. руб.) |
367,2 |
130,1 |
236,3 |
Примечание
: 1. Крупнейшими корпоративными фондами являются НПФ "Газфонд" г. Москва; НПФ "ЛУКойл-ГАРАНТ" г. Москва; НПФ "Сургутнефтегаз" Ханты-Мансийский а.о.; НПФ Электроэнергетики г Москва; НПФ "Уголь" г Москва, созданные крупнейшими корпорациями топливно-энергетического комплекса и действующие в рамках предприятий, входящих в этот комплекс;
2. Фондами основной группы являются фонды, имеющие собственные средства в размере, превышающем 1250 тыс. рублей (15000 МРОТ), и не входящие в группу крупнейших корпоративных фондов.
Общая величина собственных средств негосударственных пенсионных фондов выросла за год в 2,07 раза, величина пенсионных резервов - в 2,5 раза (в 3,18 раза у крупнейших корпоративных фондов и в 1,49 раза у фондов основной группы.
Общая величина пенсионных взносов, привлеченных фондами по заключенным договорам негосударственного пенсионного обеспечения за 1999 год, превысила 1900 млн. рублей. У 26 фондов поступление пенсионных взносов превысило 10 млн. рублей, а у семи - НПФ Электроэнергетики, НПФ "ЛУКойл-Гарант", НПФ "Сургутнефтегаз", НПФ ГАЗ, НПФ "Ростелеком-Гарантия", НПФ "Газфонд", Национальный НПФ поступление пенсионных взносов превысило 50 млн. рублей.
Число участников НПФ на 1 января 2000 года составляет 2382,9 тыс. человек.
Ведущее место по этому показателю занимают 41 фонд с численностью участников свыше 10 тыс. человек, в этих фондах сосредоточено 88,8% общей численности участников пенсионных фондов. В их числе негосударственные пенсионные фонды НПФ Электроэнергетики (Москва), НПФ "ЛУКойл-Гарант" (Москва), НПФ ГАЗ (Нижегородская обл.), НПФ "Магистраль" (Санкт-Петербург)
,ННФПСО Металлургов (Москва), НПФ Благосостояние (Москва), имеющие свыше 100 тыс. участников.
Согласно имеющимся отчетным данным, в 1999 году пенсионные выплаты производили 146 негосударственных пенсионных фондов (65,4% общего числа фондов, представивших отчетность). Дополнительную пенсию в системе негосударственных пенсионных фондов получали 2
58,5 тыс. человек, за год выплаты составили 367,2 млн. рублей.
Средний размер пенсии, полученной участниками, составил в расчете на месяц 107,2 рублей. Максимальная пенсия, выплачиваемая негосударственными пенсионными фондами у 36,5% фондов превысила 1000 рублей, у 22,7% фондов минимальная пенсия, выплачиваемая фондом, превышает минимальный размер оплаты труда.
У 45 негосударственных пенсионных фондов пенсионные выплаты за 1999 год превысили 1 млн. рублей. Наиболее значительные выплаты дополнительных пенсий (в объеме более 10 млн. рублей в целом по каждому фонду) осуществляли негосударственные пенсионные фонды НПФ "Газфонд" (г. Москва), НПФ "ГАЗ" (г. Нижний Новгород), НПФ Электроэнергетики (г. Москва), НПФ "Уголь" (г. Москва), НПФ "Алмазная осень" (Республика Саха (Якутия), НПФ "Стимул-Фонд" (Кемеровская обл.), НПФ "Железнодорожный" (Нижегородская обл.).
По отчетным данным на 1.01.2000 г., негосударственными пенсионными фондами инвестировано в различные секторы экономики, финансового и фондового рынков 14,3 млрд. рублей средств (в том числе 10,6 млрд. рублей средств пенсионного резерва), что превышает соответствующие данные на начало года в 1,96 раза и делает негосударственные пенсионные фонды заметным источником инвестиций в экономику России.
Фонды, как один из институтов коллективного инвестирования, выгодно отличаются от других инвесторов способностью осуществлять долгосрочные вложения аккумулируемых ими средств. Обеспечение надежности этих вложений - важнейшее условие стабильной работы системы.
Надежность размещения пенсионных резервов должна обеспечиваться, с одной стороны, введением жестких правил, регламентирующих этот процесс, и контролем за выполнением этих правил, и, с другой стороны, созданием благоприятного инвестиционного климата, всемерной поддержкой размещения пенсионных резервов в проекты, имеющие государственную гарантию, развитием системы этих гарантий.
К сожалению, последствия финансового кризиса в наибольшей степени сказываются на фондовом рынке. Рынок ценных бумаг чрезвычайно ограничен. В настоящее время реальные торги идут по 11 ценным бумагам 8 акционерных обществ. По известным причинам продолжает сохраняться недоверие к государственным ценным бумагам.
Основным негативным последствием финансового кризиса августа 1998 года в деятельности НПФ является наличие в их портфеле ОФЗ-ПД, не имеющих дохода. Хотя в общей сумме инвестированных фондами пенсионных резервов доля этих бумаг не превышает 7,5%, у ряда фондов она достигает 20% и, повторим, эти ценные бумаги, не приносят дохода. В настоящее время прорабатывается вопрос о замене ОФЗ-ПД, полученных негосударственными пенсионными фондами по новации на другие государственные ценные бумаги, имеющие устойчивый доход.
На диаграммах 1-4 представлено изменение по времени суммы средств, вложенных негосударственными пенсионными фондами в экономику России и структуры инвестиционного портфеля фондов.
Представленные на диаграммах 5-7 данные показывают доходность размещения пенсионных резервов по данным отчетности за год (без учета НПФ "Газфонд").
Доходность размещения пенсионных резервов у 57 фондов превысила уровень инфляции за 1999 год (36,5%), у 114 фондов она превысила средний уровень (20,3%).
Как показывает анализ показателей системы негосударственного пенсионного обеспечения в целом, масштабы и основные тенденции ее общего развития определяют 40 крупнейших фондов, собственные средства которых превышают 25 млн. рублей.
Составляя менее 15% общего числа фондов, они обладают суммарными средствами, составляющими 93,6% от общего объема средств, в них сосредоточено 93,2% пенсионных резервов всех фондов, эти фонды охватывают 65,4% всех участников пенсионных фондов России и в 1999 году ими выплачено 74,6% всех пенсионных выплат. Среди этих фондов - крупнейшие корпоративные фонды НПФ "Газфонд", НПФ "ЛУКойл-Гарант", НПФ "Сургутнефтегаз", НПФ "Уголь", НПФ Электроэнергетики, московские фонды НПФ "Ростелеком-Гарантия", Национальный НПФ, НПФ Сберегательного банка, НПФ "Интеррос-Достоинство", НПФ "Моспромстрой-Фонд", а также фонды, расположенные в других регионах Российской Федерации: НПФ "Покровитель" (Оренбургская обл.), НПФ "ГАЗ" (Нижегородская обл.), НПФ "Алмазная осень" (Республика Саха (Якутия), НПФ "Стимул-Фонд" (Кемеровская обл.), НПФ "Благоденствие" (Иркутская обл.), НПФ "Империя" (Волгоградская обл.), НПФ "Дорога" (Ростовская обл.), НПФ "Телеком-Союз" (Санкт-Петербург) и ряд других.
2. Изменение числа негосударственных пенсионных фондов происходит по трем причинам.
Первая
- создание новых негосударственных пенсионных фондов.
В 1999 году не выдавались лицензии вновь создаваемым НПФ. С началом 2000 года возобновлен процесс лицензирования. На 20.04.2000 г. выданы лицензии следующим фондам: НПФ "Аквилон" (Ямало-Ненецкий а.о.), НПФ "ЦТК -Московский НПЗ" (Москва), НПФ "Энергия" (Иркутская область, НПФ "Связист" (Иркутская обл.), Сургутский муниципальный НПФ (Ханты-Мансийский а.о.), НПФ "Сберегательный" (Санкт-Петербург), НПФ "Овер-Фонд" (Республика Татарстан). Собственные средства этих фондов превышают 475 млн. рублей.
Вторая
- объединение фондов.
Этот процесс естественно вытекает из более жестких требований к имуществу фондов, установленных Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" и принятыми на его основе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Инспекции НПФ.
В 1999 году процесс объединения фондов продолжился. НПФ "Золотой век" (Москва) объединился с НПФ Первый пенсионный фонд (Москва), НПФ "Новатор" (Москва) - с НПФ "Выбор" (Москва), НПФ "Энергофонд" (Ростовская обл.) - с НПФ "Ресурс", НПФ "Колос" (Самарская обл.) - с НПФ "Доброе Дело" (Москва). На рассмотрении в Инспекции НПФ находится еще несколько предложений фондов о реорганизации путем присоединения.
Третья
- прекращение деятельности фондов, не сумевших организовать работу по негосударственному пенсионному обеспечению.
С одной стороны, существует группа малых фондов, характеризующихся небольшой величиной собственных средств. У 44 НПФ (16,5% общего числа фондов) размер собственных средств фонда не превышает 1250 тыс. рублей (15000 МРОТ), 21 (7,8% общего числа фондов) не заключили ни одного договора о негосударственном пенсионном обеспечении.
Факт нахождения фонда в группе малых фондов сам по себе не является угрожающим. Ряд фондов не осуществляли деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению в силу объективных причин и при появлении благоприятных условий начинают развиваться. В 1999 году 17 малых фондов увеличили размер пенсионных резервов, 10 фондов переместились в число фондов основной группы.
С другой стороны, ряд фондов не только не ведет деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, но и не стремится к этому, одним из проявлений чего является несоблюдение ими отчетной дисциплины. Из 267 фондов, имевших лицензию на 1 января 2000 года, не представили отчетность 44 фонда. Сумма собственных средств этих фондов, по данным последней представленной ими отчетности, не превышает 120 млн. рублей или 0,7% суммы средств фондов, представивших отчетность. В числе этих фондов 21, у которых действие лицензии приостановлено.
В отношении фондов, систематически не представляющих отчетность, Инспекция намерена в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" выступить с исками об аннулировании выданной им лицензии..
3. Негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию Инспекции НПФ, расположены в 50 субъектах Российской Федерации. Распределение фондов по субъектам Российской Федерации приведено в таблице 2
Таблица 2
Субъект Российской Федерации |
Кол-во |
Субъект Российской Федерации |
Кол-во |
г. Москва |
111 |
Хабаровский край |
2 |
г. Санкт-Петербург |
21 |
Волгоградская обл. |
2 |
Нижегородская обл. |
10 |
Воронежская обл. |
2 |
Ростовская обл. |
9 |
Липецкая обл. |
2 |
Самарская обл. |
8 |
Мурманская обл. |
2 |
Пермская обл. |
8 |
Омская обл. |
2 |
Иркутская обл. |
7 |
Рязанская обл. |
2 |
Челябинская обл. |
6 |
Тульская обл. |
2 |
Красноярский край |
5 |
Тюменская обл. |
2 |
Приморский край |
5 |
Ямало-Ненецкий а.о. |
2 |
Московская обл. |
5 |
Республика Башкортостан |
1 |
Ярославская обл. |
5 |
Республика Мордовия |
1 |
Ханты-Мансийский а.о. |
5 |
Республика Татарстан |
1* |
Оренбургская обл. |
4 |
Республика Хакасия |
1 |
Свердловская обл. |
4 |
Алтайский край |
1 |
Республика Саха (Якутия) |
3 |
Владимирская обл. |
1 |
Вологодская обл. |
3 |
Калининградская обл. |
1 |
Кемеровская обл. |
3 |
Калужская обл. |
1 |
Саратовская обл. |
3 |
Ленинградская обл. |
1 |
Ульяновская обл. |
3 |
Новосибирская обл. |
1 |
Республика Бурятия |
2 |
Орловская обл. |
1 |
Республика Коми |
2 |
Смоленская обл. |
1 |
Удмуртская Республика |
2 |
Тверская обл. |
1 |
Краснодарский край |
2 |
Томская обл. |
1 |
Ставропольский край |
2 |
Читинская обл. |
1 |
Примечание: *) На территории Республики Татарстан действуют еще 7 НПФ, имеющих лицензию Республики Татарстан.
Основные показатели развития негосударственного пенсионного обеспечения по субъектам Российской Федерации приведены в таблице 3 (сумма собственных средств фондов региона превышает 100 млн. рублей)
Таблица 3
Наименование субъекта РФ |
Собственн. имущество фондов (млн. руб.) |
Пенсион. резерв (млн. руб.) |
Число участн. (тыс. чел.)* |
Число участн. (тыс. чел.)** |
Пенсионные выплаты (млн. руб.) |
Число получающих пенсию(тыс. чел.) |
|||
Москва |
12844,1 |
8613,1 |
1313,0 |
755,2 |
196,8 |
87,1 |
|||
Ханты-Мансийский ао |
2034,3 |
502,7 |
24,2 |
31,2 |
9,1 |
3,5 |
|||
Оренбургская обл. |
328,2 |
16,9 |
7,7 |
14,4 |
0,7 |
0,7 |
|||
Нижегородская обл . |
282,3 |
209,5 |
286,8 |
249,9 |
48,3 |
107,2 |
|||
Санкт-Петербург |
193,6 |
162,7 |
178,0 |
180,1 |
9,9 |
3,5 |
|||
Республика Саха (Якутия) |
181,7 |
139,0 |
33,9 |
45,2 |
14,7 |
6,9 |
|||
Ростовская обл. |
167,6 |
128,5 |
35,4 |
43,4 |
8,4 |
3,1 |
|||
Кемеровская обл. |
139,6 |
130,8 |
57,4 |
101,8 |
18,8 |
4,0 |
|||
Иркутская обл. |
114,4 |
100,7 |
91,7 |
87,3 |
5,0 |
1,8 |
|||
Самарская обл. |
104,0 |
78,7 |
57,8 |
100,3 |
6,7 |
2,4 |
|||
Прочие регионы |
597,2 |
434,7 |
296,8 |
784,1 |
48,9 |
38,2 |
Примечание: *) - число участников НПФ, расположенных в данном
регионе;
**) - число участников всех фондов России, проживающих в данном
регионе
Взаимодействие Инспекции НПФ с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного регулирования деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения населения и контроля за ее осуществлением строится на основе соглашений. В настоящее время Инспекция имеет соглашения с администрациями Волгоградской области, Вологодской области, Тульской области, Иркутской области, Республики Бурятия, Ханты-Мансийского а.о.
После вступления в силу Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" в 1999 году начат новый этап организации взаимодействия с субъектами Российской Федерации и отраслями промышленности.
Продлен срок действия соглашения с администрацией Вологодской областью (февраль1999 года) и подписано дополнительное соглашение, уточняющее порядок отчетности фондов, действующих на территории области (16.12.99 г.).
Заключено соглашение о взаимодействии с Комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Республики Татарстан, осуществляющей на территории республики государственный контроль в соответствии с Законом Республики Татарстан "О негосударственных пенсионных фондах", (7.04.2000 г.). Это соглашение определило в числе других вопросов и порядок взаимодействия
при лицензировании фондов. Первым результатом взаимодействия явилось получение первой федеральной лицензии негосударственным пенсионным фондом "Овер Фонд", расположенным на территории Республики Татарстан.
Заключено соглашение с Российским дорожным агентством о взаимодействии в развитии негосударственного пенсионного обеспечения работников дорожного хозяйства (28.12.99 г.).
В настоящее время рассматривается вопрос о заключении подобных соглашений с администрациями Краснодарского края, Тюменской, Саратовской, Читинской областей и объединением Роснефтегазстрой.
4. В конце 1999 года и в начале 2000 года Правительством Российской Федерации и Инспекцией НПФ принят ряд нормативных правовых актов по вопросам статуса и задач Инспекции, формирования пенсионных правил фондов и размещения пенсионных резервов. В их числе Положение об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 5.10.99 N 1117), Требования к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов (постановление Правительства Российской Федерации от 13.12.99 N 1385), Правила размещения пенсионных резервов (постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.99 N 1432), постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2000 г. N 383 "О порядке заключения негосударственными пенсионными фондами договоров с депозитариями и особенностях деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды", Требования к составу и структуре пенсионных резервов (приказ Инспекции НПФ от 27.12.99 N 135), Условия договора о размещении пенсионных резервов (приказ Инспекции НПФ от 27.12.99 N 134), Порядок формирования и нормативный размер пенсионных и страхового резервов (приказ Инспекции НПФ от 7.02.2000 N 7).
На очереди - постановления Правительствам Российской Федерации по вопросам лицензирования фондов, организации актуарного оценивания фондов и нормативный акт Минфина России по бухгалтерскому учету, порядок отчетности фондов перед Инспекцией НПФ. С принятием этих документов будет в основном завершено формирование нормативной базы по организации негосударственного пенсионного обеспечения населения, которая одновременно станет основой обеспечения необходимого государственного контроля за этой деятельностью.
Упорядочение налогообложения негосударственных пенсионных фондов является одним из основных условий обеспечения их устойчивой работы. С этой целью совместным приказом МНС России и Минтруда России (от 26 июля 1999 г. N АП-3-08/237 и от 10 августа 1999 г. N 133) была образована рабочая группа, в задачи которой входила разработка разъяснений о применении действующего налогового законодательства при налогообложении операций, связанных с негосударственным пенсионным обеспечением.
Результатом работы группы явилось письмо МНС России о вопросах налогообложения, связанных с негосударственным пенсионным обеспечением, (N ВГ-6-02/208@ от 22.03.2000), которое дает разъяснения по большинству вопросов.
В то же время, в письме не нашли отражения вопросы уплаты подоходного налога, возникающие в связи с внесением в Инструкцию о подоходном налоге изменений N 8. По нашему мнению, причиной этого является неоднозначное толкование работниками МНС России положения о том, входит ли Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" в систему пенсионного законодательства Российской Федерации и, в связи с этим является ли пенсия, выплачиваемая гражданам через негосударственные пенсионные фонды пенсией, выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством.
Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" предусмотрено, что фонды имеют право на льготы по налогам, таможенным и иным федеральным сборам и платежам в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Поддержка развития негосударственного пенсионного обеспечения путем создания благоприятного режима налогообложения предусмотрена Программой пенсионной реформы в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 20 мая 1998 г. N 46
3.
В настоящее время важнейшей задачей становится реализация этих положений при рассмотрении поправок к части II Налогового кодекса, рассмотрение которых проходит в Государственной Думе.
В целом, несмотря на неблагоприятные факторы объективного порядка и имеющиеся проблемы, система негосударственного пенсионного обеспечения и центральное звено этой системы - негосударственные пенсионные фонды успешно преодолели негативные последствия кризиса августа 1998 года и продолжают развиваться.
Инспекция НПФ
при Минтруде России
Диаграмма 1
Сумма средств, вложенных НПФ в экономику России
Изменение структуры инвестиционного портфеля в 1999 году
Диаграмма 2
В целом по всем фондам
Диаграмма 3
Крупнейшие корпоративные фонды
Диаграмма 4
Фонды основной группы
Соотношение доходности инвестирования
пенсионного резерва и индексов инфляции за год
(в процентах)
Диаграмма 5
В целом по всем фондам (без НПФ "Газфонд")
Диаграмма 6
Крупнейших корпоративных фондов (без НПФ "Газфонд")
Диаграмма 7
Соотношение доходности инвестирования
пенсионного резерва и индексов инфляции за год
(фонды общей группы)
(в процентах)