Опубликована информация об итогах деятельности НПФ за 9 месяцев 1999 года

 

Развитие системы негосударственных пенсионных фондов в 1999 году

Развитие системы негосударственных пенсионных фондов в 1999 году происходило под воздействием негативных последствий финансового кризиса августа 1998 года, но несмотря на это она продолжала развиваться, о чем свидетельствуют отчетные данные за 9 месяцев 1999 года, представленные негосударственными пенсионными фондами. Окончательные выводы о развитии системы в 1999 году могут быть сделаны по данным отчетности за 1999 год, которая в соответствии с утвержденными правилами будет представлена фондами в апреле 2000 года.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

деятельности негосударственных пенсионных фондов в 1999 году

N

N

 

Наименование показателей

В целом по фондам

Крупнейшие корпоративные фонды

Фонды основной группы

п/п

 

1.01.99

1.10.99

1.01.99

1.10.99

1.01.99

1.10.99

1

Собственное имущество фондов (млн. руб.)

8210,4

15774,8

5735,2

11017,8

2429,5

4729,0

2

Имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) (млн. руб.)

3691,5

5815,4

3205,6

4866,8

458,5

933,3

3

Пенсионные резервы

(млн. руб.)

4240,0

8117,3

2497,4

6067,1

1727,9

2041,0

4

Количество участников фондов (тыс. чел.)

из них

получающих негосударственную пенсию

1825,2

 

 

174,1

1871,0

 

 

181,1

389,3

 

 

29,3

340,8

 

 

40,9

1369,9

 

 

140,1

1480,1

 

 

136,0

5

Сумма инвестированных средств (в том числе ИОУД) (млн. руб.)

7287,7

11793,2

5298,2

9254,8

1966,7

2522,5

6

Сумма пенсионных взносов за 9 месяцев (млн. руб.)

1164,2

762,4

400,7

7

Сумма пенсионных выплат за 9 месяцев (млн. руб.)

256,5

89,3

165,7

Примечание

: 1. Крупнейшими корпоративными фондами являются НПФ "Газфонд" (г. Москва); НПФ "ЛУКойл-Гарант" (г. Москва); НПФ "Сургутнефтегаз" (Ханты-Мансийский а.о.); НПФ Электроэнергетики (г. Москва); НПФ "Уголь" (г. Москва), созданные крупнейшими корпорациями топливно-энергетического комплекса и действующие в рамках предприятий, входящих в этот комплекс;

2. Фондами основной группы являются фонды, имеющие собственные средства в размере, превышающем 1250 тыс. рублей (15000 МРОТ), и не входящие в группу крупнейших корпоративных фондов.

 

Общая величина средств негосударственных пенсионных фондов выросла за 9 месяцев 1999 года в 1,92 раза, величина пенсионных резервов — в 1,9 раза (в 2,4 раза у крупнейших корпоративных фондов и в 1,2 раза у фондов основной группы.

Число фондов основной группы увеличилось (имущество еще девяти фондов превысило величину 1250 тыс. рублей, что составляет около 15000 МРОТ).

Общая величина пенсионных взносов, привлеченных фондами по заключенным договорам негосударственного пенсионного обеспечения за 9 месяцев 1999 года, превысила 1160 млн. рублей. У 14 фондов поступление пенсионных взносов превысило 10 млн. рублей, а у пяти — НПФ Электроэнергетики, НПФ "ЛУКойл-Гарант", НПФ "Сургутнефтегаз", НПФ "Ростелеком-Гарантия", НПФ "Газфонд", поступление пенсионных взносов превысило 50 млн. рублей.

Число участников НПФ на 1 октября 1999 года составляет 1871,0 тыс. человек.

Ведущее место по этому показателю занимают 41 фонд с численностью участников свыше 10 тыс. человек, в этих фондах сосредоточено 84,5% общей численности участников пенсионных фондов. В их числе негосударственные пенсионные фонды НПФ Электроэнергетики (Москва), НПФ "Магистраль" (Санкт-Петербург), ННФПСО Металлургов (Москва), НПФ "ЛУКойл-Гарант" (Москва), имеющие свыше 100 тыс. участников.

Согласно имеющимся отчетным данным, в 1999 году пенсионные выплаты производили 147 негосударственных пенсионных фондов (54,4% их общего числа). Дополнительную пенсию в системе негосударственных пенсионных фондов получали 181 тыс. человек, за 9 месяцев 1999 года выплаты составили 256,5 млн. рублей.

Средний размер пенсии, полученной участниками, составил в расчете на месяц 157,4 рублей или 28,9% среднего размера назначенной в 1999 году государственной пенсии с учетом компенсационных выплат. Максимальная пенсия, выплачиваемая негосударственными пенсионными фондами, у 42,0% фондов превысила 1000 рублей, у 32,9% фондов минимальная пенсия, выплачиваемая фондом, превышает минимальный размер оплаты труда.

У 34 негосударственных пенсионных фондов пенсионные выплаты за 9 месяцев 1999 года превысили 1 млн. рублей. Наиболее значительные выплаты дополнительных пенсий (в объеме более 10 млн. рублей в целом по каждому фонду) осуществили негосударственные пенсионные фонды НПФ "Газфонд" (г. Москва), НПФ "ГАЗ" (г. Нижний Новгород), НПФ Электроэнергетики (г. Москва), НПФ "Уголь" (г. Москва), НПФ "Алмазная осень" (Республика Саха (Якутия), НПФ "Стимул-Фонд" (Кемеровская обл.),

По отчетным данным на 1.10.99 г., негосударственными пенсионными фондами инвестировано в различные секторы экономики, финансового и фондового рынков 11,8 млн. рублей (в том числе 8,2 млн. рублей накопленного пенсионного резерва), что превышает соответствующие данные на начало года в 1,62 раза и делает негосударственные пенсионные фонды заметным источником инвестиций в экономику России.

В то же время в долларовом эквиваленте сумма этих средств по сравнению с началом 1998 года снизилась с $1000 млн. до $470 млн.

Фонды, как один из институтов коллективного инвестирования, выгодно отличаются от других инвесторов способностью осуществлять долгосрочные вложения аккумулируемых ими средств. Обеспечение надежности этих вложений — важнейшее условие стабильной работы системы.

Надежность размещения пенсионных резервов должна обеспечиваться, с одной стороны, введением жестких правил, регламентирующих этот процесс, и контролем за выполнением этих правил, и, с другой — созданием благоприятного инвестиционного климата, всемерной поддержкой размещения пенсионных резервов в проекты, имеющие государственную гарантию, развитием системы этих гарантий.

К сожалению, последствия финансового кризиса в наибольшей степени сказываются на фондовом рынке. Рынок ценных бумаг чрезвычайно ограничен. В настоящее время реальные торги идут по 11 ценным бумагам 8 акционерных обществ. По известным причинам сохраняется недоверие к государственным ценным бумагам.

Первоочередной задачей нормализации вопросов размещения пенсионных резервов остается проблема ОФЗ-ПД, не имеющих дохода. Хотя в общей сумме инвестированных фондами пенсионных резервов доля этих бумаг не превышает 7,5%, у ряда фондов она достигает 20% и, повторим, эти ценные бумаги не приносят дохода. В настоящее время прорабатывается вопрос о замене ОФЗ-ПД, полученных негосударственными пенсионными фондами по новации, на другие государственные ценные бумаги, имеющие устойчивый доход.

Одним из заметных последствий финансового кризиса августа 1998 года стало изменение структуры инвестиционного портфеля (см. диаграммы 1-3).

Представленные на диаграммах 4-6 данные показывают доходность размещения пенсионных резервов по данным отчетности за 9 месяцев 1999 года в расчете на год (без учета НПФ "Газфонд").

Данные отчетности за год могут значительно изменить картину, поскольку большое число фондов подводит окончательные итоги размещения пенсионных резервов один раз в год. Однако предварительные оценки позволяют сделать вывод, что доходность размещения пенсионных резервов в 1999 году для большинства фондов будет мало отличаться от уровня инфляции за год и что фонды, в целом, решили задачу сбережения пенсионных резервов.

Как показывает анализ показателей системы негосударственного пенсионного обеспечения в целом, масштабы и основные тенденции ее общего развития определяют 33 крупнейших фонда, собственные средства кажддого из которых превышают 25 млн. рублей.

Составляя 12,4% общего числа фондов, они обладают суммарными средствами, составляющими 93,2% от общего объема средств, ими накоплено 92% пенсионных резервов всех фондов, эти фонды охватывают 55,5% всех участников пенсионных фондов России и в 1999 году ими выплачено 65,6% всех пенсионных выплат. Среди этих фондов — крупнейшие корпоративные фонды: НПФ "Газфонд", НПФ "ЛУКойл-Гарант", НПФ "Сургутнефтегаз", НПФ Электроэнергетики, НПФ "Уголь", такие московские фонды, как НПФ Сберегательного банка, НПФ "Ростелеком-Гарантия", Национальный НПФ, НПФ "Интеррос-Достоинство", НПФ "Моспромстрой-Фонд", а также фонды, расположенные в других регионах: НПФ "ГАЗ" (Нижегородская обл.), НПФ "Стимул-Фонд" (Кемеровская обл.), НПФ "Благоденствие" (Иркутская обл.), НПФ АО "АвтоВАЗ" (Самарская обл.), НПФ "Дорога" (г. Ростов-на-Дону), НПФ "Империя" (Волгоградская обл.), и ряд других.

В 1999 году усилился процесс присоединения мелких фондов к более крупным. Это естественно вытекает из более жестких требований к имуществу фондов, установленных Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" и принятыми на его основе нормативными актами Правительства Российской Федерации и Инспекции НПФ.

НПФ "Золотой век" (Москва) объединился с НПФ "Первый пенсионный фонд" (Москва), НПФ "Новатор" (Москва) — с НПФ "Выбор" (Москва), НПФ "Энергофонд" (Ростовская обл.) — с НПФ "Ресурс". На рассмотрении в Инспекции НПФ находится еще несколько предложений фондов о реорганизации путем присоединения.

Решающее влияние на дальнейшее развитие системы негосударственных пенсионных фондов оказало вступление 13 мая 1998 года в силу Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", положившее начало формированию адекватной нормативной правовой базы, системы надзора и регулирования их деятельности.

Этот период характеризуется повышением внимания Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств к развитию негосударственного пенсионного обеспечения и другим возникающих в связи с этим вопросам.

Процесс принятия необходимых нормативных актов протекает медленно. Причин задержек принятия решений несколько. Это и недостаточная проработанность первоначальных проектов документов, и естественный процесс познавания, привыкания к терминологии, новым финансовым схемам большинства специалистов министерств и ведомств, для которых вопросы негосударственного пенсионного обеспечения являются новыми, и попытки решить на этапе согласования вопросы, которые не удалось решить при прохождении закона.

Конец 1999 года ознаменован принятием Правительством Российской Федерации и Инспекцией НПФ ряда нормативных правовых актов по вопросам статуса и задач Инспекции, формирования пенсионных правил фондов и размещения пенсионных резервов. На очереди — постановления Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования фондов, организации работы депозитариев

и актуарного оценивания фондов и нормативный акт Минфина России по бухгалтерскому учету, порядок отчетности фондов перед Инспекцией НПФ. Все это вселяет уверенность в том, что в скором времени деятельность негосударственных пенсионных фондов будет обеспечена адекватной нормативной базой, которая одновременно станет основой обеспечения необходимого государственного контроля за этой деятельностью.

Несмотря на неблагоприятные факторы объективного порядка и имеющиеся проблемы, система негосударственного пенсионного обеспечения и центральное звено этой системы — негосударственные пенсионные фонды успешно преодолели негативные последствия кризиса августа 1998 года и продолжают развиваться.

Изменение структуры инвестиционного портфеля в 1999 году

Диаграмма 1

В целом по всем фондам

 

Соотношение доходности инвестирования

пенсионного резерва и индексов инфляции за год

(в процентах)

Диаграмма 2

В целом по всем фондам (без НПФ "Газфонд")

 

 

Источник

: Инспекция НПФ

26.01.2000

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.