Страна_Ru Пенсионные накопления будут инвестированы за рубежом (МИХАИЛ ДМИТРИЕВ, первый заместитель министра, Министерство экономического развития и

Версия для печати. Опубликовано на сайте Страна.Ru 20.03.01. 21:43 
  Оригинал: http://strana.ru/state/government/2001/03/20/985113799.html

Пенсионные накопления будут инвестированы за рубежом
Михаил Сергеев

"Главное - не обмануть нынешних работников". Автор пенсионной реформы для Страны.Ru

Главный аргумент критиков перехода к частично накопительной пенсионной системе - так называемая "двойная нагрузка" в переходный период, когда работающие должны содержать нынешних пенсионеров и одновременно откладывать на свою собственную будущую пенсию. Так, по расчетам депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой в 2010 году при нынешней схеме расчета пенсия составит около 4500 руб., а в случае перехода к накопительной схеме - только 2600 руб. Такое уменьшение пенсий и есть результат двойной нагрузки.

Один из идеологов и разработчиков пенсионной реформы, первый замминистра Минэкономразвития Михаил Дмитриев в интервью Стране.Ru ответил на аргументы оппонентов и разъяснил предлагаемые правительством подходы к пенсионной реформе.

МИХАИЛ ДМИТРИЕВ, первый заместитель министра, Министерство экономического развития и торговли

- Что вы можете возразить сторонникам аргумента о "двойной нагрузке"?

- Существуют различные механизмы сглаживания и распределения во времени этой двойной нагрузки. Эти механизмы исключают большие провалы пенсий в тот период, когда нынешнее поколение накапливает деньги для нынешних и будущих пенсий. Мы высчитываем стратегию перехода к новой системе таким образом, чтобы размер пенсии по отношению к заработной плате оставался относительно ровным на всем периоде пенсионной реформы. Предложения критиков (в частности, Оксаны Дмитриевой) ведут только к одному: отношение пенсии к заработной плате будет относительно высоким у нынешнего поколения пенсионеров. А потом это отношение упадет примерно в полтора-два раза у будущего поколения пенсионеров, которое сейчас финансирует пенсии нынешних пенсионеров. Это крайне несправедливое предложение по отношению к тем, от кого сейчас зависит, какую пенсию получает пенсионер сегодня.

Наши оппоненты предлагают при определении пенсионной политики не учитывать интересы нынешнего поколения работников. Как будто есть только нынешние пенсионеры, и кроме них никогда новых пенсионеров в стране не появится. Конечно, это далеко не так. Надо понимать, что если у нынешнего поколения работников, которое поддерживает нынешних пенсионеров, не появится доверие к пенсионной системе и к государству, то и у сегодняшних пенсионеров пенсия никогда не увеличится. Так что предложения наших оппонентов в действительности ведут к потере доверия у тех, кто содержит нынешнее поколение пенсионеров. В этом нет ничего хорошего.

Главная наша задача - чтобы те работники, которым сейчас нет 40 лет, не были обманутыми в действующей пенсионной системе. При сохранении действующей системы они действительно будут обмануты. Эти люди сейчас честно платят страховые взносы и содержат нынешних пенсионеров, а потом сами получат пенсии в 1,5-2 раза меньше, чем получают нынешние пенсионеры.

- Какова судьба разногласий Минэкономразвития и Пенсионного фонда?

- Сейчас у нас с Михаилом Зурабовым есть единая позиция. На каждого работника открывают единый счет. В рамках этого единого счета ведется раздельный учет чисто накопительных и условно накопительных пенсионных прав. Чисто накопительная часть счета накапливается и инвестируется от имени работника в государственной пенсионной системе. Там же отражаются и инвестиционные доходы от вложения накопленных средств.

- Какое соотношение возможно между чисто накопительной и условно накопительной частью в отчислениях?

- Наши расчеты показывают, что для того, чтобы не допустить существенного снижения пенсий у нынешнего поколения работников, потребуются взносы в накопительную систему порядка 6-7% пунктов ставки социального налога в 28%. Но это не значит, что именно такое решение будет принято. Речь идет сугубо о тех ориентирах, которые нам дают расчеты. Реальные возможности для накопления предопределяются финансовым состоянием Пенсионного фонда в переходный период. Пока еще мы не завершили расчеты и согласования между ведомствами, поэтому пока рано говорить, какой именно будет накопительная часть.

- Какой может быть длительность переходного периода?

- Длительность переходного периода зависит от того, какими будут установлены размеры накопительных взносов для разных возрастных групп работников. Чем больше средств в Пенсионном фонде, которые можно направить на накопление, тем короче может оказаться переходный период. И наоборот, чем меньше средств, тем больше этот переходный период будет растягиваться.

- Сможет ли работник сам выбирать способ инвестирования своих накоплений?

- В настоящее время в предложениях правительства нет ничего конкретного по вопросу о предоставлении права работникам на изъятие своего взноса из государственной накопительной системы и инвестирование их через негосударственные фонды. Точнее, такие предложения пока не содержатся в согласованном варианте предложений по пенсионной реформе. В долгосрочной перспективе, по мере стабилизации нашего финансового рынка, с появлением надежных финансовых институтов, такой вопрос об изъятии взносов в частные фонды вполне можно будет ставить. Другими словами, этот вопрос может быть решен в любой момент в будущем, когда для этого возникнут необходимые финансовые и институциональные предпосылки, когда появятся надежные финансовые институты в частном секторе.

- Что вы думаете о критике методов управления Пенсионным фондом, которая сегодня звучала в Думе?

- Центральный элемент нынешних предложений по реформе - это необходимость обеспечения высокой степени прозрачности всех составных частей пенсионной системы. Мы сейчас готовим очень детальные предложения по этому поводу. В том числе совершенно беспрецедентные для России. Например, формирование специальных наблюдательных органов, которые будут состоять из независимых представителей общественности, а не из государственных чиновников. Они будут, по существу, представлять интересы нынешних и будущих пенсионеров.

- Когда правительство подготовит свои пенсионные законопроекты?

- Перед нами еще в феврале был поставлен исключительно жесткий график. Речь идет буквально о 2-3 месяцах для того, чтобы подготовить основные законопроекты. У нас есть большой задел по всем составляющим частям пенсионной реформы. Это упрощает решение задачи.

- Как вы относитесь к депутатскому альтернативному законопроекту о пенсиях?

- Я бы не назвал депутатский законопроект альтернативным. Потому что этот проект регулирует только самые общие принципы функционирования пенсионной системы. Мне понравилось в последнем варианте этого законопроекта, что он предусматривает практически все те же элементы будущей пенсионной системы, которые заложены и в последних вариантах предложений по реформированию пенсионной системы правительства. Я не хочу сказать, что все разногласия уже урегулированы. Но это свидетельствует о том, что мысли людей, занимающихся этой проблемой в разных органах власти, работают в одном направлении. Это меня очень радует.

- Какова роль Национального совета по пенсионной реформе? Он должен предложить свой вариант законопроектов?

- Национальный совет - это способ организации максимально открытой дискуссии по подготовке всех ключевых решений. Такого, по сути дела, не происходило в правительстве ни разу за всю историю рассмотрения проблем пенсионной реформы. На мой взгляд, открытая, предельно откровенная дискуссия с влиятельными представителями широкой общественности и имеет огромное преимущество в части пенсионной реформы. Иначе как широким консенсусом такие вопросы, как пенсионная реформа, в обществе решаться не могут. Пенсионная реформа предопределяет столь длительную стратегию развития страны, что она должна быть устойчива по отношению к смене политических сил, которые проигрывают или побеждают на выборах и формируют очередное правительство. Именно поэтому консенсус и возможность предельно открыто обсудить все проблемы столь важны для пенсионной реформы.

- В печати публикуются конкретные цифры о будущем пенсионном механизме. Насколько можно верить этим цифрам?

- Все это не является официальной информацией. Видимо, это один из вариантов расчета. Мы делали варианты расчета для очень большого числа комбинаций ставок накопительных взносов для разных возрастов. Поэтому сейчас очень рано говорить о том, какой из них окажется реальным. Например, наши расчеты показали, что ставка 2% в накопительную систему не позволяет избежать "провала" в уровне пенсий для тех, кто сейчас моложе 40. А вот ставка 7% уже позволяет фактически обеспечить стабильный уровень пенсии, даже приблизиться к 40% заработка - то есть к пенсии, рекомендованной Международной организацией труда.

- Возможны ли инвестиции пенсионных накоплений за рубежом?

- Для любой накопительной пенсионной системы чрезвычайно желательна определенная международная диверсификация активов. Потому что помимо прочих рисков есть еще и риски страновые. То есть возможна ситуация, когда в целом экономика конкретной страны находится в плохом состоянии и тогда никакие механизмы инвестирования внутри страны не могут служить защитой против такого рода рисков. Поэтому определенная доля активов в накопительной системе, по нашему мнению, должна инвестироваться за рубежом. Естественно, это не должна быть бОльшая часть активов, заведомо не самая большая часть. Но этот вопрос правительство будет рассматривать совместно с другими аспектами системы инвестирования пенсионных средств.

- Как организационно может выглядеть управление пенсионным капиталом? 

-  Пока предложения, которые рассматриваются в нашем министерстве как головном по этому вопросу, находятся в русле программы пенсионной реформы, которая была одобрена правительством еще в 1998 году. Пока лишь самые общие представления выглядят так. Должно быть несколько управляющих компаний, отобранных на публичном тендере. Контракты с ними должны периодически перезаключаться. Должен быть один или несколько специализированных депозиторов, которые в том числе и имуществом должны отвечать за ошибки или за нанесенный ущерб интересам будущих пенсионеров. Плюс к этому должны быть государственные и негосударственные общественные надзорные органы. Это самые общие контуры системы.



Пенсионный фонд РФ   http://www.opfr.ru/
Страна.Ru: Скоро минимальные пенсии повысят до 600 рублей   http://www.strana.ru/stories/2000/10/31/973015737/
Страна.Ru: Владимир Путин встретился с Геннадием Селезневым   http://www.strana.ru/stories/2000/10/25/972491477/
  
  


© Национальная информационная служба "Cтрана.Ru", 2000.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на http://www.strana.ru/ обязательна.

 
20.03.2001

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.