Страна_Ru Пенсия станет доходной (В.Матвиенко и М.Зурабов)

 Версия для печати. Опубликовано на сайте Страна.Ru 17.04.01. 18:18
 Оригинал: http://strana.ru/state/kremlin/2001/04/17/987515669.html

Пенсия станет доходной
Нина Саввина

После совещания у Президента по пенсионной реформе вице-премьер Валентина Матвиенко и председатель ПФР Михаил Зурабов разъяснили детали перехода на новую пенсионную систему.

- Какое поручение, связанное с пенсионной реформой, было сегодня дано Президентом?

В.Матвиенко: - Мы могли бы получать большие доходы и больше вкладывать в повышение пенсии. Президент сегодня дал поручение правительству рассмотреть этот вопрос, отработать механизм текущего инвестирования в этом году с тем, чтобы это был механизм гарантированный, защищенный и максимально эффективный для Пенсионного фонда. И мы сейчас этим будем заниматься. Параллельно с этим в рамках пенсионной реформы готовится в целом порядок инвестирования накопительной части средств на лицевых счетах пенсионеров. Этот механизм уже рассчитан на длительную перспективу. Он будет отражать, во что можно вкладывать, как государство гарантирует сохранность этих средств, какой минимальный доход они должны давать. Необходимо, чтобы инвестиционный доход, который будет получаться от инвестирования этих накопительных средств, был ощутим для пенсионеров. Такое поручение дано Минэкономразвития, это их прерогатива, они этим будут заниматься.

М.Зурабов: - Я хотел бы буквально два слова дополнить. Валентина Ивановна об этом обстоятельстве не упомянула, а мне кажется, что оно достаточно важное. Дело в том, что все резервы Пенсионного фонда на сегодняшний день находятся либо в Казначействе, либо в Центральном банке. И наверное, для вас не секрет, что процентов по этим средствам нам никто не выплачивает. Поэтому когда речь идет о сегодняшней ситуации, то она идет о том, что мы должны не допустить обесценивания тех сумм, которые до конца года должны быть направлены на повышение пенсии. Было бы обидно, если бы мы в течение года просто, что называется, из-за своей не очень высокой организованности потеряли 10 или 15 процентов в результате инфляции. И мы уже теряем, здесь есть проблема. Я подчеркиваю, проблема заключается в том, что по сегодняшнему закону инвестирования в системе социального страхования могут осуществляться только под гарантии правительства Российской Федерации. И таких механизмов пока практических нет. У нас закон появился, а механизмы не возникли. И ситуация, при которой Пенсионный фонд мог бы взять и направить эти средства в какой-то коммерческий банк, абсолютно исключена, потому что мы не можем нарушить прямую законодательную норму. Никто нам не позволит это сделать, да и мы сами никогда этого не сделаем.

М.Зурабов: - И мы сами прекрасно понимаем, что на это не имеем права. Потому что речь идет сейчас об отработке механизмов не столько долгосрочных инвестиций. Об этом мы говорим, когда обсуждаем вопросы, связанные с инвестированием накопительных резервов в дальнейшем. А сейчас речь идет о том, что нужно именно сегодняшние средства каким-то образом вложить с помощью государства, чтобы они позволили получить дополнительные доходы и как следствие этого дополнительные выплаты пенсионерам до конца года.

В.Матвиенко: - Но это совершенно не то, о чем так активно пишут средства массовой информации. Пишут, что завтра правительство отдаст пенсионные деньги в коммерческие банки. Нам с Михаилом Юрьевичем Зурабовым даже в кошмарном сне такое не могло присниться.

- Все ли позиции сторон согласованы, в частности, по поводу возрастных пропорций по выплате в накопительную часть пенсии?

М.Зурабов: - Да, на сегодняшний день все предложения, которые были подготовлены социальным блоком и доложены Президенту, согласованы. Я должен сказать, что у нас позиция в отношении этих предложений является общей с Министерством финансов и с Министерством экономического развития. Может быть, какие-то детали еще потребуют уточнения, но эти детали связаны, скорее, вот с чем: мы можем начать чуть более радикально, чуть менее радикально. То есть больше или меньше радикальности будет - здесь это слово очень условно - в определении того размера резервов или того размера средств, которые не будут идти на текущие выплаты пенсий со следующего года, а будут направляться на чистое инвестирование и на чистое сбережение. Понятно, что это выпадающие доходы. И нам чрезвычайно важно, и Президент поставил это как одну из ключевых задач, не нарушить те программы, те планы повышения пенсии сегодняшним пенсионерам, которые определены на период до 2005 года. И, следовательно, мы должны, с одной стороны, искать дополнительные ресурсы для того, чтобы начать создавать резерв в пенсионной системе, с другой стороны - должны выполнить в полном объеме обязательства по повышению размеров пенсии сегодняшних пенсионеров. И Президентом было предложено внимательным образом изучить в том числе и возможность включения в состав будущего закона о федеральном бюджете сумм, которые в случае необходимости могли бы компенсировать Пенсионному фонду выпадающие доходы при введении этой системы.

Мы обсуждали вопрос о дополнительной страховке, которую государство должно предусмотреть в том случае, если реформа вдруг неожиданно на каком-то этапе не позволит нам иметь такие суммарные доходы, на которые мы рассчитывали. Мне кажется, что эта позиция абсолютно правильна, и она свидетельствует о высочайшей ответственности не только Президента и представителей правительства, что естественно, но и, к нашей радости, Министерства финансов. Готовность Министерства финансов рассматривать этот вопрос, с нашей точки зрения, - очень добрый знак.

- А не окажутся ли люди старше 50 лет дискриминированными при введении новой накопительной системы?

М.Зурабов: - Нет. Здесь речь идет вот о чем. Пенсия, которая будет складываться из двух частей - базовой и страховой, будет совершенно одинаковая у всех категорий, в том числе и у всех возрастных групп. Но вот сама страховая часть может разделяться на две компоненты. Одна из них будет приобретать форму чистого резерва, который необходим пенсионной системе для того, чтобы в дальнейшем она исправно действовала в условиях ухудшающейся демографии с объемом обязательств, которые возникнут после 2012 года. Как бы предполагается, что если эти проблемы у нас возникают с 2012 года, то не имеет смысла чисто накопительный резерв создавать для тех, кому сейчас менее 50 лет. У них тоже обязательства будут накапливаться ровно в том же объеме, но эти обязательства будут индексироваться в соответствии с темпами роста заработной платы, и все равно мы выплатим сумму, которую мы обязаны выплатить, в тот момент, когда люди достигнут пенсионного возраста. Но у более молодых часть средств будет откладываться для того, чтобы именно она потом позволила смягчить эффект, связанный с ухудшающейся демографией после 2012 года. Введение этого элемента - это своего рода введение резерва, который необходим пенсионной системе для того, чтобы преодолеть ухудшение демографии.

Есть единственный момент, который мы, впрочем, считали и продолжаем считать не принципиальным с точки зрения разработчиков, работающих в социальном блоке. Минэкономразвития и нами на каком-то этапе обсуждалось, должен ли этот резерв быть расписан по конкретным людям или не должен. Вот сейчас мы договорились о том, что его следует расписать по конкретным сегодня работающим людям, и расписать таким образом, чтобы под эту роспись попали те, кому меньше 50 лет. Дело в том, что для более старшего поколения, поскольку ухудшения демографии пока происходить не будет, это не имеет смысла делать, потому что пенсионная система в этот период никаких сбоев в выплате пенсий, безусловно, не допустит.

В.Матвиенко: - По поводу разногласий хотелось бы особо сказать, уважаемые коллеги и журналисты, и даже обратиться к вам. Интриги вокруг пенсионной реформы не ждите, ее не будет. Мы работаем в жестко согласованном режиме. И это настолько чувствительная схема для всех пенсионеров, что меня крайне удивляет, когда некоторые журналисты из-за красивого хода или еще чего-то подбрасывают что-то, дразнят людей, стариков, нервируют совершенно не проработанными материалами и пытаются посеять какие-то сомнения о перспективах пенсионной реформы. Это недопустимо, мы затрагиваем 38 млн человек, пожилых людей. Начинаем их нервировать раньше времени, выбрасывая ту или иную непроверенную информацию. То, что мы ведем дискуссию в правительстве, бывают споры, - это совершенно нормально. Это нормальный процесс, у нас все решения так принимаются, у нас никто не поднимает руку и не голосует сразу. Мы будем спорить, мы будем дискутировать, мы будем искать наиболее эффективное, приемлемое решение, но выходить мы будем к правительству, к Президенту только согласованно, никаких разногласий здесь не будет. Так что я прошу вас помочь нам в этом. Давайте совершенно четкие и правильные разъяснения людям и раньше времени не будоражьте.


Вариант программы пенсионной реформы   http://www.strana.ru/state/government/2001/02/06/981466171.html
Страна.Ru: "Нужна понятная система накопления средств на старость"   http://www.strana.ru/stories/2001/02/05/981399786/
Лаборатория пенсионной реформы   http://www.ice.ru/pensionreform/Rus/index-r.htm
  
  


© Национальная информационная служба "Cтрана.Ru", 2000.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на http://www.strana.ru/ обязательна.

 
17.04.2001

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.