Выдержки из програмы Центра стратегических разработок Г.Грефа

     Система социальной поддержки, основу которой составляют всеобщие
         социальные трансферты, субсидии на товары и услуги, а также категориальные
         льготы, принципиально неспособна решать задачу перераспределения ресурсов
         в пользу наиболее нуждающихся домохозяйств. В условиях возросшего
         недофинансирования социальных программ эта проблема приобрела особенно
         большую остроту, в том числе политическую.
                Ни одна из социальных функций государства не реализуется в тех
         количественных и качественных параметрах, которые предусмотрены законом.
         Эффективность ряда направлений социальной политики, таких как выплата
         пособий на детей финансирование программ занятости, достигла критически
         низкого уровня. существенно возрос уровень фактической платности услуг
         здравоохранения и образования, что сделало многие из этих услуг
         недоступными для малообеспеченных слоев населения. Следовательно,
         реформирование социальной политики стало задачей, решение которой нельзя
         откладывать.

                Цели социальной политики

                Повышение государством планки своих обязательств в социальной
         области сверх того, что оно в состоянии действительно выполнить, дает лишь
         кратковременный и в сущности иллюзорный социальный и политический
         эффект. Однако вред от такой практики долгосрочный и осязаемый:
         черезвычайная нагрузка на бюджет, финансовую систему в целом,
         провоцирование у населения завышенных социальных ожиданий,
         возникновение на этой почве общественной и политической напряженности.
                В сложившихся условиях преобразования в социальной сфере должны
         быть направлены на достижение следующих целей:
                — обеспечения максимально эффективной защиты социально уязвимых
         домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного
         решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в
         государственной поддержке;
                — обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого
         качества базовых социальных благ, к числу которых относятся прежде всего
         медицинское обслуживание и общее образование;
                — создания для трудоспособного населения экономических условий,
         позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более
         высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье,
         лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный
         уровень жизни в пожилом возрасте;
                — формирования в социально-культурной сфере институтов, создающих
         возможность максимально полной мобилизации средств населения и
         предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе -
         обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением
         предоставляемых социальных благ и услуг.

                В сфере предоставления
         социальной помощи населению

                Предлагаемая программа социальных реформ призвана дать ориентиры,
         которые позволяют строить социальную политику, исходя из реально
         имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае
         активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором
         экономического роста.
                Последовательное осуществление политики, базирующейся на указанных
         ориентирах, предполагает переход к модели «субсидиарного государства»,
         которое обеспечивает перераспределение социальных расходов в пользу самых
         уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных
         трансфертов обеспеченным семьям. При таком подходе граждане, которые
         обладают самостоятельными источниками финансирования социальных
         потребностей, сами, за счет собственных доходов, должны оплачивать
         практически все разходыпо оплате жилья и коммунальных услуг, получению
         профессионального образования, а так же значительную часть расходов на
         медицинское обслуживание, школьное образование, пенсионное страхование. В
         перспективе большую часть социальных благ этой категории граждан следует
         предоставлять преимущественно на конкурсной основе через предприятия
         негосударственных форм собственности.
                 В  то же время государство не должно ослаблять усилий, направленных на
         оказание социальной помощи, а также предоставление ограниченной
         номенклатуры бесплатных услуг в области здравоохранения и образования той
         части населения, которая без государственной помощи лишилась бы доступа к
         основным социальным благам.
                 Безусловным приоритетом в области социальной политики являются
         инвестиции в человека. Именно поэтому предлагаемая стратегия
         предусматривает опережающий рост ассигнований на цели здравоохранения и
         образования по сравнению с большинством других направлений
         государственных расходов.
                В основу реформ в сфере социальной поддержки населения должен быть
         положен принцип предоставления социальной помощи преимущественно в
         адресной форме и лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которых
         находиться ниже прожиточного минимума. Механизмы, призванные обеспечить
         адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в
         региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий,
         структуры, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных
         традиций. В связи с этим полномочия по определению размеров и форм
         предоставления социальной помощи целесообразно передать на региональный и
         муниципальный уровень.
                Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы для оказания
         адресной социальной помощи, требуется сокращение бюджетных субсидий
         производителям товаров и услуг, а так же льгот и выплат, предоставляемых по
         категориальному принципу. Необходимо упразднить большинство льгот,
         установленных федеральным законодательством, и передать полномочия по
         принятию решений об установлении большинства видов социальной помощи на
         уровень субъектов РФ и местного самоуправления. Сохранение тех или иных
         льгот в конкретных регионах должно сопровождаться переводом их в форму
         денежных выплат получателям. При этом необходимо введение процедур
         обязательной проверки нуждаемости получателей льгот, а также установление
         ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут
         предоставляться одновременно одной и той же семье. Потребности регионов в
         финансировании адресной социальной помощи должны учитываться в формуле
         межбюджетного выравнивания при определении величины федеральных
         трансфертов на основе показателей доли бедных домохозяйств и глубины
         бедности.
                Сохранение определенной части категориальных льгот на федеральном
         уровне допустимо лишь для ограниченного числа получателей, таких, как
         ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды войны, ликвидаторы аварии
         на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России. В этом случае
         льготы необхлдимо перевести в форму денежных выплат и производить из
         федерального бюджета. В переходный период финансирование на эти цели будет
         осуществляться в виде федеральных субвенций бюджетам субъектам РФ. В
         дальнейшем, по мере создания необходимых организационно-технических
         условий их выплата будет производиться получателям непосредственно из
         федерального бюджета.
                Льготы, установленные для различных категорий государственных
         служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих,
         должны быть переведены в форму денежных выплат и включены в их
         заработную плату.
                 В сфере социальных услуг, не относящихся к здравоохранению и
         образованию, приоритетными задачами являются расширение возможностей
         граждан  выбирать производителей услуг и диверсификация форм
         предоставления подобных услуг на основе активного привлечения
         негосударственного сектора. Это предполагает, в частности:
                — равномерный доступ к государственному финансированию через
         механизм социального заказа для государственных и не государственных
         организаций, предоставляющих социальные услуги,
                — расширение свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или
         субсидируемыми социальными услугами, в том числе на основе введения
         специальных социальных счетов, дающих право их обладателям на получение
         бесплатных или субсидируемых услуг на определенную сумму по заранее
         оговоренному перечню у любой организации, имеющей лицензию на их
         предоставление,
                — развитие самоокупаемости социальных услуг в тех сферах, где для
         этого существуют необходимые предпосылки,
                — объединение государственного финансирования с частными
         благотворительными ресурсами, в том числе путем развития волонтерства и
         взаимодействия с религиозными и благотворительными организациями.

                В сфере пенсионного обеспечения

                Реформы в сфере пенсионного обеспечения должны быть направлены на
         решение двух взаимосвязанных задач. С одной стороны, они должны
         обеспечить текущую финансовую устойчивость пенсионной системы и
         повышение реального размера пенсий с тем, чтобы преодолеть негативные
         последствия кризиса 1998 года. С другой стороны, в долгосрочном плане они
         призваны предотвратить кризис действующей пенсионной системы в связи с
         процессом старения населения России.
                Решение первой задачи делает необходимым устойчивый рост средней
         пенсии и доведение ее в ближайшей перспективе до уровня, превышающего
         прожиточный минимум пенсионера. При этом следует продолжить практику
         опережающей индексации минимальных пенсий, чтобы величина минимальной
         пенсии составила не менее 80% прожиточного минимума пенсионера.
         Одновременно с целью повышения финансовой устойчивости Пенсионного
         фонда будет осуществлен переход к смешанной (по инфляции и по заработной
         плате) индексации пенсий.
                Для решения второй задачи необходимо приступить к внедрению
         механизмов накопительного финансирования пенсий для работающего
         населения, а также к реформированию действующей распределительной
         пенсионной системы. Эти изменения не должны распространяться на
         современных пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, для которых
         следует сохранить действующие механизмы пенсионного обеспечения.
                В перспективе именно накопительные пенсии должны стать основным
         фактором дифференциации пенсий в зависимости от размера персональных
         страховых взносов граждан. С этой целью предлагается установить для всех
         граждан, независимо от их возраста, единую ставку взносов на именные
         накопительные пенсионные счета, открываемые в Пенсионном фонде России.
         Ставку накопительных взносов предлагается поэтапно повысить с 2% до 9,5% в
         течении первых пяти лет после начала реформы. При этом ставка взносов в
         распределительную систему будет снижаться на величину ставки
         накопительных взносов при неизменности общей ставки страховых взносов в
         Пенсионных фонд России.
                 С учетом последствий финансового кризиса и состояния финансовых
         рынков внедрение обязательного накопительного финансирования пенсий будет
         начато по мере возникновения необходимых экономических и
         организационно-технических условий для инвестирования пенсионных
         резервов.
                 На первом этапе реформы  страховые взносы, регистрируемые на
         именных накопительных пенсионных счетах в Пенсионном Фонде России,
         образуют пенсионные резервы, подлежащие инвестированию через систему
         уполномоченных инвестиционных компаний. Отбор таких компаний будет
         осуществляться на основе открытых конкурсов. В перспективе граждане
         получат возможность формировать обязательные накопительные пенсии через
         негосударственные фонды.
                Однако само по себе введение элементов накопительного финансирования
         пенсий оказывается недостаточным для того, чтобы полностью избежать угрозы
         существенного снижения в перспективе размеров пенсий по отношению к
         заработной плате. Как показывают актуарные расчеты, для ее устранения
         потребуются дополнительные меры, предусматривающие пересмотр
         существующих обязательств пенсионной системы. Важнейшими из этих мер
         являются поэтапное повышение пенсионного возраста и реформирование
         системы досрочного выхода на пенсию.
                Предлагается пойти на поэтапное увеличение пенсионного возраста на 5 лет
         для мужчин и для женщин в течение 10 лет, начиная с 2002 года. Подобные
         решения приняты в последние годы в Казахстане, Эстонии, Грузии, Молдове и
         ряде других стран переходной экономики.
                 Реформирование системы досрочного выхода на пенсию будет
         осуществляться на основе разумного сочетания двух подходов.
                Первых из них предполагает поэтапный перевод выплаты досрочных
         пенсий в профессиональные пенсионные системы. Он влечет повышение
         страховой нагрузки на фонд оплаты труда предприятий с большим числом
         рабочих мест, дающих право досрочного выхода на пенсию. Поэтому данный
         подход будет распространен преимущественно на те рабочие места, которые
         связаны с высоким риском фактической утраты трудоспособности до
         достижения пенсионного возраста.
                Второй подход предусматривает поэтапное замещение досрочных пенсий
         механизмом дополнительного страхования фактической утраты
         трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
         Этот подход практически не увеличивает страховую нагрузку на фонд оплаты
         труда предприятий. Он будет распространен на те рабочие места и виды
         деятельности, где досрочных выход на пенсию слабо связан с фактической
         утратой трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного
         возраста.

                В сфере здравоохранения
         и социального страхования

                Стержень социальной политики в сфере здравоохранения - обеспечение
         всеобщей доступности базовой программы государственных гарантий
         бесплатной медицинской помощи. При этом ставится задача обеспечения
         хорошего качества лечебных услуг на основе расширения возможностей
         выбора пациентами врачей и лечебных учреждений и внедрения эффективных
         методов медицинской помощи.
                Полное финансирование базовой программы государственных гарантий
         бесплатной медицинской помощи, включая расходы на амортизацию
         оборудования и капитальный ремонт зданий и сооружений, будет
         осуществлено, начиная с 2002 года. Это потребует увеличения государственных
         расходов на здравоохранение в реальном выражении примерно на 25 % и
         рационализации структуры медицинских услуг, обеспечивающей относительное
         удешевление программы государственных гарантий, но без снижения общего
         объема лечебной помощи.
                Ключ к рационализации структуры программы государственных гарантий
         бесплатной медицинской помощи - использование прогрессивных
         стационарозамещающих технологий. Их широкое внедрение позволит в течение
         2001-2002 гг. уменьшить объем стационарной помощи, оказываемой при
         плановой госпитализации, примерно на 30% при одновременном двукратном
         увеличении объема помощи, оказываемой в дневных стационарах и
         стационарах на дому. В совокупности это приведет к уменьшению стоимости
         программы государственных гарантий примерно на 10% в реальном
         выражении. При этом собственно медицинский эффект от такой переориентации
         со стационара на амбулаторию или лечение на дому не только не снизится, но,
         как свидетельствуетзарубежный опыт, даже несколько возрастет.
                Одной из первоочередных мер по улучшению финансирования
         отечественного здравоохранения должно стать преодоление нынешнего
         дублирования в финансировании медицинской помощи, предусмотренной
         государственной программой государственных гарантий в системе
         обязательного медицинского страхования (ОМС). Необходим единственный
         держатель средств, предназначенных для финансирования программ ОМС, и
         этим держателем будут фонды обязательного медицинского страхования
         субъектов Российской Федерации.
                Для решения этой задачи необходимо предусмотреть в федеральном
         законодательстве четкие требования к органам власти регионов и органам
         местного самоуправления, касающиеся порядка и размеров осуществления
         платежей в фонды ОМС за неработающее население. Будут введены целевые
         трансферты из федерального бюджета в Федеральный фонд обязательного
         медицинского страхования, которые обеспечат равную доступность и качество
         медицинских услуг, предусмотренных программой государственных гарантий в
         системе ОМС, во всех регионах России. Насущная задача — повышение
         эффективности системы государственного социального страхования. Этому
         будет способствовать объединение Федерального фонда обязательного
         медицинского страхования и Фонда социального страхования. Их слияние
         позволит сформировать действенные механизмы контроля за выплатой пособий
         по временной нетрудоспособности на основании сведений о характере
         заболеваний и оказанной лечебной помощи, поступающих в систему ОМС.
                Будет начата работа по изменению условии, размеров и порядка выплаты
         страховых пособий на случай временной нетрудоспособности, установлены
         ограничения на максимальный размер выплаты пособий. Эта мера не затронет
         интересы низкооплачиваемых категорий работников. В то же время она
         позволит навести здесь долж-ный порядок, побудит работников уделять
         большее внимание своему здоровью.
                Эффективное здравоохранение — это не столько количество, сколько
         качество медицинской помощи. Его повышение становится возможным на
         основе достижения сбалансированности объемов государственных гарантий и
         государственного финансирования в системе здравоохранения. Пациентам
         будет предоставлено реальное пра-во выбора врачей и лечебных учреждений
         путем развития конкуренции страховых компаний и учреждений
         здравоохранения в рамках системы обязательного и добровольного
         медицинского страхования.
                Важным шагом в этом направлении станет повсеместное введение
         подушевого их финансирования из фондов ОМС и разрешение страховщикам
         оставлять в качестве доходов определенную часть разницы между объемом
         получаемых ими ресурсов и произведенными затратами на обеспечение
         медицинской помощи в соответствии с программой ОМС. Это стимулирует
         заинтересованность страховых медицинских организаций в экономии средств
         за счет более рациональной организации медицинской помощи.
                Одновременно следует наладить действенную систему надзора и
         регулирования деятельности страховых медицинских организаций. Необходимо
         обеспечить прозрачность расходования ими средств ОМС, усилить требования
         к организационной стороне их работы. Аналогичные шаги необходимо
         предпринять и по отношению к фондам ОМС, а также к медицинским
         организациям. Будут введены федеральные требования к отчетности всех
         организаций, действующих в сфере здравоохранения, к порядку
         предоставления ими информации общественным организациям, гражданам,
         прессе.
                Будет установлены общегосударственные требования к объему и качеству
         медицинских услуг, предоставляемых пациентам при различных типах
         заболеваний (медицинских протоколов). Степень детализации этих требований
         будет достаточной для точного оценивания затрат, необходимых для лечения
         соответствующих заболеваний.
                В качестве важной предпосылки для развития конкуренции на рынке услуг
         здравоохранения и расширения возможностей выбора пациентами лечебных
         учреждений будет проведено постепенное разгосударствление значительной
         части учреж-дений здравоохранения. Этот процесс будет развиваться по мере
         создания условий, обеспечивающих соразмерность стоимости и качества
         медицинских услуг, защиту интересов и прав граждан, пострадавших от
         непрофессиональных или недобросовестных действий медицинского персонала.

                Предлагаемая стратегия не может быть реализована сразу во всех
         регионах. Необходим гибкий, дифференцированный подход. Инновации в сфере
         ОМС будут начаты с регионов, наиболее подготовленных к этому в
         финансовом и административном плане. Для остальных территорий на первом
         этапе будет предусмотрено использование относительно простых моделей
         организации ОМС.

                В сфере образования

                Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его
         содержательное и структурное обновление. Задачами государственной политики
         в 2000-2010 гг. является создание условий для максимально полном и
         эффективной реализации гражданами своих прав на получение образования,
         обеспечение соответствия его структуры и качества потребностям развития
         экономики, социальной сферы и гражданского общества.
                Необходимое условие эффективности модернизации - перевод
         образовательной системы из режима финансирования только текущих расходов
         в режим инвестирования в нее. Базовые инвестиции иобразование должны быть
         проведены в 2001-2005 годах. Их необходимо осуществлять по следующим
         направлениям:
                — увеличение заработной платы преподавателей до уровня,
         привлекающего в образование высококвалифицированные кадры;
                — формирование современной информационной базы образования и
         учебных технологий открытого образования. До 2004 года будет завершена
         полная компьютеризация и включение в глобальные информационные сети всех
         организаций профессионального образования и 70% городских школ;
                — первоначальные затраты на структурные реформы системы образования,
         в том числе по реструктуризации сельской школы и развитию системы
         начального профессионального образования.
                Стратегия   модернизации   образования   предусматривает   проведение
         организационных и экономических реформ в 2000-2004 годах. Предполагается
         осуществление следующих мер:
                — полная   реализация   принципа   академической   и   экономической
         самостоятельности учебных заведений. Развитие контрактных форм отношений
         с государством и частными заказчиками, причем заказ поступает на основе
         конкурсных процедур государственных закупок или непосредственно от рынка.
         Правовой статус государственных учреждений будет изменен на единый статус
         «учебного заведения». На этой основе произойдет сближение государственных
         и негосударственных учебных заведений, достижение их равенства по
         отношению к государственному заказу и государственному финансированию;
                — формирование системы попечительских советов (образовательных
         организаций и т.п.), что будет способствовать притоку в образовательные
         организации дополнительных ресурсов - финансовых, материальных, кадровых,
         их эффективному использованию, укрепит общественный контроль за
         деятельностью администрации образовательных организаций;
                — замещение сметного (затратного) финансирования образования
         контрактные и инвестиционным финансированием. Контрактный метод
         финансирования услуг образования предполагает свободу образовательной
         организации в распоряжении полученными средствам; ориентацию на
         государственные образовательные стандарты как критерии выполнения условий
         контракта, систему текущего и конечного контроле качества образования по
         знаниям и навыкам учащихся и выпускников без регламентации объемов и
         методов обучения. Инвестиционное финансирование (бюджета развития
         образования) нацелено на достижение определенных качественных результатов
         (формирование и распространение инновационных технологий и методов
         обучения создание кадровой, материальной и информационной
         инфраструктуры). Оно осуществляется в форме инвестиционных конкурсов и
         софинансирования;
                — государственная аккредитация и система контроля качества образования
         как основной инструмент государственного управления образованием. Основой
         будет являться централизованное тестирование и контроль качества обучения
         «на выходе»
                Система государственных стандартов будет ориентирована на сближение с
         наиболее эффективными международными образовательными стандартами;
                — подушевое нормативное финансирование общеобразовательной школы
         по принципу «деньги следуют за учеником». Оно означает, что учебные
         заведения финансируются из бюджета пропорционально количеству учащихся в
         размерах, обеспечивающих предоставление образовательных услуг в объеме
         минимальных требование федерального образовательного стандарта. За его
         пределами школы предоставляют  дополнительные  образовательные  услуги,
         оплачиваемые   из региональных и местных бюджетов или из средств семей;
                — выделение наряду с массовой школой гимназий (школ с расширенной
         программой обучения), в финансировании обязательной программы которых
         участвую средства родителей. Доля школьников, обучающихся в гимназиях,
         возрастет с 10% до 20% в 2010 году, а доля частных средств в их бюджетах - с
         25% до 50%;
                — преодоление разрыва между общей и профессиональной школой
         Выпускные испытания в средней школе и вступительные - в профессиональном
         образовании с 2003 года замещаются Единым национальным экзаменом,
         основанным строго на требованиях федерального образовательного стандарта.
         По его результатам наряду с аттестатом о полном среднем образовании
         выдается именной сертификат, имеющий четыре уровня, финансирования.
         Ежегодно в государственном бюджете устанавливаются количество
         сертификатов каждого вида и их финансовое обеспечение;
                — самостоятельное определение профессиональными учебными
         заведениями стоимости обучения и минимальный уровень сертификата без
         права устанавливать дополнительные вступительные испытания. В случае
         превышения цены обучения над гарантированным государством
         финансированием разницу доплачивает сам учащийся. Для поддержки
         студентов из малодоходных семей устанавливаются целевые стипендии,
         покрывающие разницу в обучении и стоимость проживания в общежитии
         развивается система образовательных кредитов, а также создаются фонды
         рабочих мест с неполным рабочим днем;
                — формирование эффективного налогового режима, привлекающего в
         образование средства семей и предприятий. Например, затраты на получение
         образована должны вычитаться из- налогооблагаемой базы личных доходов
         семьи. Спонсорская помощь образовательным организациям не должна
         облагаться налогом на прибыль.
                В 2005-2010 годах центр тяжести будет перенесен на развитие содержания
         и методов образования, а также на обновление основных элементов его
         материальной базы. Доля бюджета развития увеличится в общем образовании с
         3-4% до 5-7%, профессиональном - с 10% до 20% бюджетного
         финансирования. Будет обеспечена вариативность и доступность программ
         полного среднего образования, в том числе на основе выделения лицеев и
         других форм организационно самостоятельной ступени полной средней школы.
         В профессиональном образовании до 25% увеличится доля учащихся по
         открытому образованию. Будет завершено включение России в систему
         международного признания дипломов и кредитной системы учета
         успеваемости.

                В области жнлищно-коммунальной
         реформы

                Стратегической целью государственной жилищной политики является
         создание условий для осуществления прав граждан на жилище в соответствии
         с их платежеспособным спросом и социальными стандартами жилищных
         условий; обеспечена свободы выбора места жительства; поддержания и
         развития стандартов качеств, строительства и содержания жилья,
         обеспечивающих безопасность и комфортность проживания. Для реализации
         этой стратегической цели:
                — в период до 2003 года необходимо завершить коренной поворот от
         поддержки производителя работ и услуг в строительстве,
         жилпщно-коммуналы-юм хозяйстве к адресной поддержке потребителей;
                — в период до 2003 года следует полностью устранить перекрестное
         субсидирование коммунальных услуг, что приведет к снижению тарифов на
         коммунальные услуги для предприятий-потребителей и к снижению их затрат;
                — в период до 2005 года необходимо обеспечить условия для привлечения
         долгосрочных частных инвестиций в жилищный сектор и создания кредитных и
         заемных механизмов их использования гражданами, застройщиками,
         муниципалитетами.
                Достижение стратегической цели необходимо обеспечивать за счет
         реализации комплекса мер по следующим основным направлениям:
                — обеспечение жилищных прав граждан. Эта задача будет решаться на
         основе более четкого законодательного разграничения и защиты прав
         собственности и различных форм имущественного найма жилья, развития
         механизмов долгосрочного ипотечного кредитования граждан на приобретение
         жилья и кредитования застройщиков на строительство жилья.
         Предусматривается окончание в декабре 2002 года бесплатной приватизации
         жилищного фонда. Необходимо также развитие системы стандартов качества
         строительства и содержания жилья, а также механизмов их реализации;
         — усиление адресности социальной поддержки населения. По мере устранения
         перекрестного субсидирования и дотационности жилищно-коммунального
         хозяйства жилищные компенсации обеспечат частичное возмещение расходов
         на жилье и ком-мунальные услуги малообеспеченным семьям и будут
         гарантировать, что расходы семьи на оплату жилья и коммунальных услуг по
         установленному социальному стан-дарту не превысят 20%. При этом, при
         проживании семей с низкими доходами в жи-лищах ниже установленного
         стандарта, их расходы будут компенсированы в размере социального стандарта,
         что для части семей приведет к бесплатности жилья.
                На первом этапе предоставление жилищных компенсаций будет
         финансироваться из федерального бюджета посредством целевых федеральных
         субвенций субъектам Российской Федерации. В дальнейшем по мере создания
         необходимой организационно-технической инфраструктуры бюджетные
         средства будут напрямую переводиться из федерального бюджета на целевые
         социальные счета граждан:
                — совершенствование системы управления жилищным фондом. Решение
         этой задачи потребует перехода к конкурсному отбору организаций для
         управления и обслуживания муниципального жилищного фонда, создания
         товариществ собственников жилья, юридическое оформление кондоминиумов,
         стимулирование развития частного арендного сектора жилья.
                — развитие коммунальной инфраструктуры жилищного сектора. Включает
         систему мер по регулированию на муниципальном уровне тарифов предприятий
         жилищно-коммунального хозяйства, являющихся локальными монополистами.
         Необходима ликвидация системы перекрестного субсидирования тарифов на
         коммунальные услуги и переход к практике заключения концессионных
         договоров на управление объектами коммунальной инфраструктуры.
                — развитие жилищного строительства и базы стройиндустрии. Меры в
         этом направлении включают развитие системы правового зонирования
         территории, обеспечение застройщикам гарантированных долгосрочных
         имущественных прав на единый объект недвижимости (земельный участок и
         возводимый объект), упрощение системы оформления градостроительной и
         проектно-сметной документации, а также усиление антимонопольного
         регулирования в данной сфере.

                Политика в области трудовых отношений
         и занятости населения

                Приоритетной задачей реформ в данной сфере является повышение
         занятости в регистрируемом секторе экономики на основе развития системы
         социального партнерства, повышение гибкости рынка труда и мобильности
         рабочей силы, а так же повышения эффективности программ обеспечения
         занятости населения.
                Первоочередной проблемой является реформирование трудового
         законодательства с целью повышения мобильности рабочей силы., сокращения
         латентных процессов на рынке труда, обеспечения устойчивого баланса
         интересов работников, работодателей и государства. Будет повышена
         действенность индивидуальных и коллективных договорных отношений на
         уровне предприятия. В частности, будет расширен круг вопросов,
         регулируемых непосредственно договорами, упрощены процедуры
         расторжения индивидуальных трудовых договоров по инициативе работодателя
         при условии наличии соответствующих объективных причин и при сохранении
         необходимого уровня защиты прав и интересов работника, а так же расширена
         сфера применения срочных индивидуальных трудовых договоров.
                 Важнейшим условием достижения высокого уровня регистрируемой
         занятости является развитие коллективных трудовых отношений с участием
         профессиональных союзов. Особенно это важно на уровне отдельных
         предприятий и организаций, где принимаются основные решения касающиеся
         создания и ликвидации рабочих мест, а так же оплаты труда и условий труда
         работников. Необходимо создать правовые условия, способствующие
         усилению роли профсоюзов в защите интересов работников на уровне
         предприятий и организаций и обеспечивающие четкое соблюдение
         коллективных договоров, подписанных с конкретным работодателем.
                На наиболее высоких уровнях(территория, регион, отрасль, профессия,
         федеральный уровень) социальное партнерство может развиваться в форме
         двух сторонних и многосторонних консультаций, в том числе в
         институционализированной форме (типа трехсторонних комиссий,
         социально-экономических советов и т.д.). решения. Принимаемые на этих
         уровнях, не могут иметь обязывающего характера для работодателей, не
         принимающих непосредственного участия в консультациях и не давших явного
         согласия на принятие соответствующих решений.
                Необходимо упорядочить процедуры массового высвобождения
         работников. Действующий порядок, установленный федеральным законом «О
         занятости населения в Российской Федерации», практически нереализуем, не
         защищает права работников и вынуждает предприятия, испытывающие
         объективную потребность в массовом высвобождении работников, действовать
         в обход законодательства, в том числе, не выплачивая заработную плату и
         направляя работников в продолжительные неоплачиваемые административные
         отпуска. Предусмотренное действующим законодательством трехмесячное
         пособие по увольнению непосильно для предприятий, находящихся в тяжелом
         экономическом положении и стоящих перед необходимостью осуществить
         массовое высвобождение работников, и должно быть уменьшено до разумных
         размеров.
                Еще одним из ключевых элементов трудовой реформы является
         формирование эффективных институтов и механизмов, обеспечивающих
         соблюдения индивидуальных и коллективных трудовых договоров и
         эффективное урегулирование индивидуальных и коллективных трудовых
         споров. Необходимо формирование независимой системы специализированных
         институтов по досудебному урегулированию трудовых споров. Она могла бы
         действовать на принципах самоокупаемости и обеспечивать быстрое и
         квалифицированное рассмотрение любых обращений, связанных с трудовыми
         спорами.
                Для повышения эффективности государственных программ содействия
         занятости населения необходимо в большей мере учитывать региональную
         специфику рынка труда и сконцентрировать ресурсы Фонда занятости
         населения в регионах с повышенным уровнем безработицы. Это предполагает
         расширение полномочий субъектов федераций и органов местного
         самоуправления в определении условий и порядка выплаты пособий по
         безработице, а так же мер в области активной занятости населения.
         Одновременно необходимо добиться повышения централизуемой доли Фонда
         занятости населения до 30-35% для перераспределения этих средств в пользу
         регионов с высокой напряженностью на рынке труда.
                 Повышению занятости будет способствовать и планируемое снижение
         налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Сегодня ее предельных размер
         превышает 70%, что существенно ограничивает деловую активность, лишает
         предпринимателей стимулов к созданию новых рабочих мест в регулируемом
         секторе экономики.
                Необходимые изменения и дополнения в действующие трудовое
         законодательство должны осуществляться поэтапно, на протяжении нескольких
         лет. Это делает предпочтительным оформление их не в виде новой редакции
         Кодекса законов о труде Российской Федерации, а в виде последовательности
         федеральных законов, которые впоследствии могут быть объединены в Свод
         законов о труде. В  числе первоочередных законопроектов целесообразно было
         бы разработать и принять федеральные законы «Об индивидуальных трудовых
         договорах» и «О внесении изменений и дополнений в закон Российской
         Федерации «О коллективных договорах и соглашениях».

14.02.2003

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.