Пенсии "нового поколения" Интервью с первым заместителем министра труда Ю.З.Люблиным.

Пенсии "нового поколения"

Чуть более года назад Правительство, утвердив Программу пенсионной реформы, дало "добро" на ее начало. Но после августовского кризиса стало складываться впечатление, что о создании пенсионной системы "нового поколения" просто забыли. Как говорится, не до жиру - с долгами бы рассчитаться да текущие пенсии выплатить. Тем не менее недавнее заседание Правительства, где обсуждался законопроект "Об основах пенсионной системы в РФ", проходило под углом будущей пенсионной реформы. Похоже, власти не намерены откладывать Программу в долгий ящик. Хотя определенные коррективы в нее внесены будут. Об этом наш разговор с первым заместителем министра труда и социального развития Российской Федерации Юрием Люблиным.

Последний срок - осень

- Вопрос о пенсионной реформе с каждым днем становится все более актуальным. Тем более что неурядицы в экономике напрямую отражаются на состоянии пенсионной сферы, обнажая финансовую несостоятельность действующей пенсионной системы. Августовский кризис принес резкое повышение прожиточного минимума пенсионера. Соответственно понизилась и покупательная способность государственных пенсий. Минимальный размер пенсии по старости с компенсационной выплатой опустился ниже 80 процентов прожиточного минимума - меньше нижнего предела, который был установлен Указом Президента России "О мерах по поддержке материального положения пенсионеров". С осени прошлого года обострилась проблема неплатежей в Пенсионный фонд, снова начали расти долги по выплате пенсий.

Пострадали от кризиса и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Резервы подавляющего большинства из них уменьшились на 60-70 процентов. Таков результат замораживания обязательств по государственным ценным бумагам. Уменьшилась и реальная стоимость ценных бумаг негосударственных эмитентов, в которые вложена часть средств фондов. В итоге - снижение у населения и без того невысокого доверия к НПФ.

В этой ситуации Правительство посчитало, что приоритетными задачами являются: обеспечение бесперебойной выплаты текущих пенсий, постепенное погашение задолженности перед пенсионерами, а также поддержание уровня пенсий, в том числе и путем их индексации. Как известно, одна индексация уже прошла: с 1 мая пенсии были увеличены на 12 процентов. Кроме того, лица, получающие пенсии в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в РФ", получили разовую компенсационную выплату в размере 60 рублей, а малообеспеченным категориям пенсионеров была установлена дифференцированная компенсационная выплата, позволившая довести

наименьшую сумму получаемой пенсии по старости и компенсационной выплаты до 304,29 рубля. Вторая индексация (а она намечена на второе полугодие) во многом зависит от того, насколько успешно будет выполняться график погашения долгов по пенсиям. Нужно отметить, что Правительство держит слово: в сочетании с текущими выплатами с ноября прошлого года задолженность перед пенсионерами снижена более чем на 60 процентов, ее остаток (а это около 11 миллиардов рублей) будет погашен к концу октября - началу ноября этого года. Хотя понятно, что отданные долги все равно не помогут пожилым людям достичь даже того скромного уровня благосостояния, который они имели до кризиса.

Основная задача сегодня - повышение финансовой устойчивости пенсионной системы. И на этот счет проводится серьезная работа: в частности, предусматриваются дополнительные меры по мобилизации доходов в Пенсионный фонд.

Накопи себе

на старость

- Все это, наверное, сказалось на планах пенсионной реформы? Ведь по Программе, утвержденной Правительством, уже в этом году должен начаться ее первый этап - постепенный перевод льготных пенсий на накопительные принципы финансирования.

- Сложившиеся экономические условия требуют корректировки Программы пенсионной реформы. Ключевые моменты здесь - сроки введения накопительных элементов в государственное пенсионное страхование и размеры накопительных страховых тарифов. Внедрение накопительных элементов предполагает, что часть взносов работник будет направлять не в Пенсионный фонд, а на свои пенсионные накопительные

счета. В нынешних условиях отвлекать часть средств из Пенсионного фонда, у которого, как отмечалось, большие долги перед нашими пенсионерами, значит еще больше ухудшить их положение. В то же время капитализируемые финансовые ресурсы сегодня неизбежно будут обесцениваться, их инвестирование в условиях нестабильности высокорискованно. Поэтому конкретные сроки начала поэтапного введения элементов накопительного метода финансирования трудовых пенсий, на наш взгляд, целесообразно определить при подготовке тарифной политики Пенсионного фонда РФ на период после 2000 года во взаимоувязке со среднесрочной программой социально-экономического развития страны. Впрочем, корректировка вряд ли коснется общего направления реформирования пенсионной системы, обозначенного в Программе.

В ближайшие же полтора-два года приоритет следует отдать адаптации пенсионного законодательства к изменяющимся экономическим условиям, формированию законодательной базы пенсионной реформы (резких шагов предлагаться не будет).

Одним из итогов этих лет в рамках пенсионной реформы должно стать принятие законодательных актов о государственном пенсионном обеспечении в РФ и о пенсиях по обязательному пенсионному страхованию. Кстати, разграничение финансирования этих пенсий действующим законодательством уже предусмотрено. Так, пенсии по пенсионному обеспечению, в частности социальные пенсии, на 100 процентов финансируются из федерального бюджета. Новые законодательные акты должны разграничить условия и нормы предоставления этих пенсий. Базовый закон "Об основах пенсионной системы в РФ", работа над которым продолжается, имеет принципиальное значение, так как определяет правовые, организационные и экономические основы новой пенсионной системы и ее структуру, которая согласно закону выстраивается на трех "столпах": государственном пенсионном обеспечении, обязательном пенсионном страховании и дополнительном (добровольном) пенсионном обеспечении.

Кому мешают

льготы

- Финансовое оздоровление пенсионной системы в большой степени связывают с коренной реорганизацией льготного пенсионного обеспечения...

- Действительно, сегодня льготные пенсии отвлекают значительные ресурсы, которые могли бы пойти на поддержку по-настоящему нуждающихся людей. Обратите внимание, большую часть пенсионеров-льготников составляют льготники по условиям труда. В свое время эти льготы вводились как определенный механизм социальной защиты для тех, кто работал на производствах с наиболее вредными и опасными для здоровья условиями труда. Позднее их стали использовать для привлечения трудовых кадров на эти "вредные" производства. Порочность такой льготы, на мой взгляд, в том, что одни начинают получать пенсию из "общего котла" намного раньше (нередко на 15 лет) остальных работников и, как правило, в больших размерах. В настоящее время списки

льготников включают около 1,5 тысячи профессий и должностей. Почти 200-миллиардный бюджет Пенсионного фонда РФ содержит примерно 30 процентов нестраховых расходов, из которых 20 процентов идут на льготные пенсии. Каждая шестая пенсия, назначаемая в течение года, - льготная. Возникает резонный вопрос: если на предприятии плохие условия труда, то почему досрочные пенсии его работникам должно оплачивать государство? Брать из кармана одних стариков, чтобы отдать другим, которые к тому же и страховых взносов платили меньшее время, по крайней мере несправедливо. Таким образом, необходимость реформирования льготных пенсий более чем очевидна.

Создание правовой основы для постепенного перевода финансирования пенсионных льгот по условиям труда в предмет деятельности профессиональных пенсионных систем, а также отработка соответствующего механизма в ходе экспериментального моделирования таких систем - это другая важная проблема, которой также придется заниматься в ближайшие два года.

Законопроект о профессиональных системах должен появиться уже в этом году. Для отработки модели профессиональной пенсионной системы, в частности, предполагается проведение эксперимента в системе Минтопэнерго - на предприятиях РАО "ЕЭС России". Суть его заключается в том, что РАО берет на себя финансирование всех досрочных пенсий по спискам N 1 и N 2 и так называемых "северных" пенсий. При этом, правда, РАО ставит ряд экономических условий. Одно из них - включение расходов на новую пенсионную систему в себестоимость продукции. Минтруд России в принципе не возражает, но при условии, что тарифы на электроэнергию для населения по этой причине расти не будут. Сейчас идут серьезные проработки с целью изыскания такой возможности. Если идея получит воплощение, то это будет одним из практических шагов на пути реформирования системы льготных пенсий.

Под "персональную" ответственность

- В 2000 году должен завершиться процесс внедрения персонифицированного учета. Что дальше? Чем грозит "вживление" новой технологии учета в пенсионную систему?

- Персонифицированный учет - существенная составная часть пенсионной реформы, я бы сказал - ее база. С его введением предстоит изменить не только порядок представления и оформления документов для назначения пенсий, подтверждения трудового стажа (они будут основываться на сведениях персонифицированного учета), но и главным образом изменить условия для назначения трудовых пенсий, ввести стимулы для "зарабатывания" пенсии. Предусматривается, в частности, поэтапное увеличение периода, за который определяется среднемесячный заработок для исчисления и пересчета пенсий (в настоящее время - 24 месяца). Это позволит усилить связь размера пенсии с конкретным вкладом застрахованных лиц в финансирование пенсионной системы. Предстоит также исключить возможность зачета в стаж для трудовой пенсии тех периодов, которые не связаны с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд. На этот счет будут внесены соответствующие изменения в действующее пенсионное законодательство.

Реализация всех этих мер, на наш взгляд, позволит осуществить взвешенный подход к проведению пенсионной реформы, скоординированный с решением задач по поддержанию уровня жизни пенсионеров и стабилизации пенсионного обеспечения.

И последнее. Минтрудом подготовлены предложения по корректировке плана законотворческих работ и организационных мероприятий в рамках реформирования пенсионной системы в РФ на 1999-2000 годы, который в ближайшее время будет рассмотрен Правительством РФ.

 

Publication: Бизнес в России
Source: Российская газета
Date: July 30, 1999

14.02.2003

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.