О проекте
- О проекте
- Памяти Л.П. Якушева 1936-2002
- Контакты
-
Архив сайта
-
Разное
- Пенсионные актуарии
- Профессиональные пенсионные системы
-
Пенсионная реформа
- Законопроект О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений
- Аналитические материалы
- Критические материалы о пенсионной реформе
- Пенсионная реформа в странах СНГ
- Международный опыт пенсионной реформы
- Интернет публикации о пенсионной реформе
- Памяти Л.П. Якушева 1936-2002
- История трудовой пенсии. Как понятная, приемлемая пенсия стала «невыгодной»
- Инвестирование пенсионных резервов
- Государственное пенсионное обеспечение
- Обязательное пенсионное страхование
-
Разное
ОБЗОР ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ. Июль-Август 1999 года. Прайм-Тасс
ОБЗОР ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
Апрель-июнь 1999 г.
Второй квартал 1999 г. отмечен значительной активизацией рынка государственного пенсионного обеспечения на всех уровнях и полное отсутствие таковой на рынке негосударственного пенсионного обеспечения, что повторяет ситуацию первого квартала текущего года.
Основным событием для государственной системы пенсионного обеспечения стал уход со своего поста по собственному желанию председателя Пенсионного фонда России (ПФР) В.Барчука. Фонд больше месяца оставался без руководителя, и.о. был А.Куртин. Президент России назначил председателем правления ПФР 46-летнего М.Зурабова, который с мая по октябрь 1998 г. был первым заместителем министра здравоохранения РФ, с октября 1998 г. - советником президента РФ. М.Зурабов намерен сохранить "позитивную динамику в развитии пенсионного обеспечения", которая, по его словам, наметилась за прошедший год. на первом рабочем совещании он отметил, что задолженность по пенсиям за прошлый год удалось сократить на 14 млрд. руб. Однако, новый глава Пенсионного фонда считает, что надо "осторожно относиться к законодательным инициативам", которые не обеспечены финансами.
Б.Ельцин подписал указ, которым разрешил "Пенсионному фонду Российской Федерации производить списание пеней организациям, погасившим просроченную задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации по состоянию на 1 октября 1998 года и осуществляющим текущие платежи в полном объеме". Указ устанавливает, что при погашении в полном объеме задолженности по страховым взносам списание пеней производится в следующих размерах: 100% - при погашении задолженности до 1 апреля 1999 г., 70% - при погашении задолженности до 1 июля 1999 г., 50% - при погашении задолженности до 1 октября 1999 г. При частичном погашении задолженности по страховым взносам в указанные сроки списание пеней по установленным нормам производится пропорционально сумме погашенной задолженности.
Правительство РФ разрешило ПФР привлечь заемные средства (кредит) Сбербанка России на срок не более 6 месяцев на общую сумму до 10 млрд. руб. с уплатой за пользование ими не более 30% годовых. Средства уже выделены полностью, и в июне из всего объема потрачено 2,14 млрд. руб. Оставшиеся 7, 86 млрд. руб. также могут быть потрачены уже в июле-августе, если средства от реализации гуманитарной помощи ЕС и США в размере около 16 млрд. руб. не будут получены фондом в срок. ПФР предписано обеспечить погашение кредита Сбербанка и уплату процентов за пользование им за счет средств, выручаемых от реализации продовольствия и направляемых через специальный отдельный счет Минфина РФ в бюджет Пенсионного фонда РФ, в соответствии с постановлением правительства РФ от 5 февраля 1999 г N130 "О поставках и порядке реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поступающих в первом полугодии 1999 г. в соответствии с соглашениями с Правительством Соединенных Штатов Америки и Европейским союзом". В настоящее время ПФР представил в правительство проект постановления об открытии кредитной линии Сбербанка до сентября 1999 г.
Пенсионным фондом было предложено предприятиям и организациям рассмотреть возможность погашения задолженности, приобретя простые векселя ПФР, которых, по постановлению правительства, фонду разрешено выпустить на сумму 15 млрд. руб. При этом векселя фонда гарантированы просроченной задолженностью, которая имеется у предприятий и организаций. В настоящее время размещается третий транш векселей, доходность по которому определена в 25%. В соответствии со схемой, которая прописана в статье 12 федерального закона о бюджете ПФР и с условиями выпуска простых векселей, предприятия, у которых есть задолженность по платежам в Пенсионный фонд на 1 января 1999 г., имеют возможность погасить ее до 1 июля 1999 г. полностью. При этом если они приобретают векселя, то должна быть 100-проц предоплата, но поскольку доходность векселей 25%, то векселя приобретаются с дисконтом, который на сегодняшний день составляет 17%. Предприятия могут погасить основной долг и полностью очистить балансы от пени и штрафных санкций. Погашение просроченной задолженности является одним из источников средств, которые будут направляться на погашение задолженности по пенсиям.
В то же время не обошлось в ПФР во втором квартале без небольшого скандала, связанного с работой Счетной палаты РФ по итогам 1998 г. Общая сумма ущерба, выявленного в результате комплексной ревизии исполнения бюджета за прошлый год, составила 621,7 млн. руб., незаконно израсходовано 0,5 млн. руб., нецелевые расходы составили 2209,9 млн. руб., нерационально израсходовано 0,9 млн. руб. В ходе ревизии было установлено, что ПФР слабо анализирует платежеспособность должников, порой необоснованно предоставляя отсрочки по уплате недоимки. Кроме того, ПФР в отдельных случаях привлекает кредитные ресурсы при достаточности денежных средств на своих бюджетных счетах или на более худших условиях, чем ранее. В ходе ревизии Счетная палата выявила нарушения в работе с собственными векселями ПФР. В частности, векселя погашались задолго до наступления срока их оплаты. Порядок выпуска собственных векселей ПФР, которые после их продажи должны приниматься фондом в счет погашения просроченной задолженности по страховым взносам, не содержит условий, обязывающих покупателей предоставлять информацию о выбранных ими плательщиках страховых взносов. Применяемый в ПФР порядок учета операций по собственным векселям не соответствует экономическому содержанию счетов, а также не согласован с Минфином РФ. Счетная палата считает, что ПФР не принимает достаточные меры к возврату пенсионных средств из уставных капиталов социальных коммерческих банков. Информационное письмо по материалам комплексной ревизии исполнения бюджета ПФР за 1998 г. направлено в Генеральную прокуратуру РФ для анализа и оценки ситуации относительно работы ПФР с ценными бумагами.
Очень продуктивно поработала во втором квартале Госдума. Принято большое количество законов, регулирующих работу ПФР, стабилизирующих положение пенсионеров, а также различных изменений и дополнений к уже существующему законодательству.
Было преодолено вето Совета Федерации при принятии федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" и закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей". В законы предлагается дополнить положением, согласно которому родители погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, если они достигли 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), отнесены к нетрудоспособным членам семьи, имеющим право на пенсию по случаю потери кормильца. Депутаты предлагают родителям военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы, после увольнения с военной службы установить пенсию по старости (пенсию по инвалидности), за выслугу лет (социальную) и пенсию по случаю потери кормильца. При этом пенсия по случаю потери кормильца устанавливается каждому из родителей погибшего (умершего) военнослужащего в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, и умершей одинокой матери - в полуторном размере минимального размера пенсии по старости.
Кроме этого Госдума приняла законопроект "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и Фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год". В соответствии с законопроектом, для работодателей-организаций тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд установлены в размере 28% (для занятых в производстве сельскохозяйственной продукции - 20,6%). Для индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним лиц тариф взносов в страховой фонд определен в 20,6%, для индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и оказывающих услуги, осуществляющих работы по авторским договорам размер взносов в Пенсионный фонд установлен в 28%. Для адвокатов размер взносов в Пенсионный фонд установлен в 20,6%, для граждан, осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждение по договорам - 28%, для граждан, работающим по трудовым договорам, либо получающим вознаграждение по договорам гражданско-правового характера - 1%.
Наконец принят законопроект "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год". В соответствии с законом, бюджет фонда по доходам и расходам сбалансирован и утвержден в сумме 244495,9 млн. руб. В соответствии с законом, в 1999 г. на индексацию государственных пенсий предусматривается направить не менее 25 млрд. руб. Кроме того допускается направление на индексацию пенсий дополнительных доходов. Норматив оборотных денежных средств по состоянию на 1 января 2000 г. определен в сумме 7984,4 млн. руб.
Госдума приняла достаточно типичный именно для России законопроект "О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 1451". Согласно законопроекту, невыплата свыше 2-х месяцев зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от форм собственности с корыстной или иной личной заинтересованностью, влечет за собой штраф в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев. За эти действия руководители могут быть лишены права занимать соответствующие должности или заниматься соответствующей деятельностью на срок до 5 лет, либо они могут быть лишены свободы на срок до 2 лет. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от 300 до 700 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 7 месяцев, либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Для улучшения социальной обстановки в стране Госдума приняла законопроект "О внесении изменений и дополнений в статью 7 закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Законопроектом предусмотрено изменение существующих правовых норм, определяющих базу исчисления размеров пенсий. Вместо "среднемесячной заработной платы по стране", которая служит одним из базовых элементов определения пенсий, предлагается ввести "среднемесячную начисленную заработную плату в стране". Кроме того, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной начисленной заработной плате в стране учитывается в размере, не превышающем 0,7.
В поддержку пенсионеров Госдума преодолела вето Совета Федерации на закон "О целевой выплате". Закон устанавливает целевую выплату пенсионерам, получающим государственные пенсии, в связи с ростом цен в РФ на потребительские товары и услуги. Размер целевой выплаты составляет 85 руб. в месяц. При этом не были приняты во внимание возражения правительства и ПФР, которые утверждали, что средств на это нет.
До сих пор неясна ситуация с экспериментом ПФР по сбору страховых взносов в фонд, которыми в некоторых субъектах РФ занято Министерство по налогам и сборам. Госдума приняла, а Совет Федерации одобрил проект федерального закона "О моратории на проведение экспериментов в государственной системе социального страхования", который отмечает, что все эти эксперименты разрушают сложившуюся систему пенсионного обеспечения и социального страхования и до 2003 г. запрещает их. Однако Б.Ельцин отклонил его, отметив, что положения закона ограничивают полномочия президента и правительства РФ. "Законом определено, что совершенствование государственного социального страхования осуществляется только в установленном законом порядке. Таким образом, по существу, ущемляется право Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на принятие правовых актов в пределах своих полномочий, в том числе по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что является нарушением статей 80, 90, 110, 114 и 115 Конституции Российской Федерации, а также Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", говорится в письме президента РФ председателям палат Федерального собрания.
Минтруд заявил о том, что рассматривает возможность перехода на единую ставку пенсий в связи с кризисной ситуацией в сфере социального обеспечения. Эта мера, в случае ее принятия, будет носить временный характер, подчеркнул министр труда Сергей Калашников. По словам министра, предусматривается также введение в России единой ставки для социальных пособий всех видов. При этом единая ставка социальных пособий будет привязана к прожиточному минимуму в конкретном российском регионе. Однако введение единой ставки пенсий рассматривается правительством РФ как "худший из запасных вариантов развития ситуации в социальной сфере". Единая пенсия будет введена в России только в том случае, если инфляция будет находиться на достаточно низком уровне, а ситуация с поступлениями в Пенсионный фонд будет столь же плохой, как и сейчас. Как ни парадоксально, если инфляция в России в ближайший год будет достаточно высокой, правительство рассчитывает выплачивать пенсии по дифференцированным ставкам. В настоящее время соотношение между минимальной и максимальной пенсиями по существующему законодательству составляет 1:3.
В целом по стране в апреле была произведена единовременная выплата компенсаций пенсионерам в размере 60 руб., в мае выплачена единовременная пенсия пенсионерам, проживающим на территории РФ, удостоенным званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации либо награжденным орденом Славы трех степеней в размере 200 руб., с 1 мая этого года произошла 12-проц индексация размеров всех пенсий. Данное увеличение пенсий фактически соответствует параметрам роста величины заработной платы, из которой платятся взносы в пенсионный фонд - с 760 до 851 руб. Таким образом минимальная пенсия составит 304,3 руб. Очередное повышение размеров пенсий в 1,15 раза произойдет 1 октября 1999 г.
Номинальный размер назначенных пенсий в 1 полугодии текущего года составил, с учетом компенсационных выплат, 412,2 руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 1998 г. на 5%. Об этом говорится в докладе Министерства труда и социального развития по итогам 1 полугодия. При этом в реальном выражении пенсия составляет лишь 50,4% к реальной пенсии в первой половине прошлого года.
За прошедший период на 52% снизилась задолженность федерального бюджета по финансированию выплаты пенсий. На 1 июля 1999 г. расчетная величина задолженности составила 12,5 млрд. руб. против 26,3 млрд. руб. на 1 января текущего года.
В первом полугодии ПФР и Минфином РФ согласован график погашения задолженности по выплате пенсий с определением источников. В соответствии с графиком, на начало июля из федерального бюджета ПФР перечислено 10,8 млрд. руб. Из Федерального дорожного фонда и Федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов ПФР перечислено 0,6 млрд. руб.
В соответствии с графиком, говорится в докладе, задолженность по выплате пенсий должна быть погашена к концу 3-го квартала текущего года. При этом за счет выручки от реализации гуманитарной помощи ЕС и США планируется выплатить 16,45 млрд. руб.
В то же время, отмечается в документе, в случае непоступления средств от реализации гуманитарной помощи, на погашение просроченной задолженности может быть направлено 7,86 млрд. руб. за счет средств кредитной линии Сберегательного банка РФ. Остальные средства могут быть получены в результате активизации работы по погашению просроченной задолженности организаций по уплате страховых взносов в ПФР.
На 1 июля денежные средства от реализации гуманитарной помощи составили 169,5 млн. руб. вместо предусмотренных 1,05 млрд. руб. В связи с этим ПФР предусматривает активизацию работы по мобилизации доходов фонда в размере 15,2 млрд. руб., из которых 7,5 млрд. руб. - за счет выпуска векселей ПФР в счет погашения просроченной задолженности по страховым взносам.
Что касается системы негосударственного пенсионного обеспечения, то, по мнению исполнительного директора Профессиональной лиги НПФ Ю.Зарубина, к концу года из-за кризисного состояния российской финансовой системы и экономики из 340 зарегистрированных негосударственных пенсионных фондов (НПФ) на рынке останется не более 150.
По его словам, основу оставшихся фондов составят корпоративные НПФ, которые имеют возможность регулирования своих денежных потоков за счет учредителей - крупных корпораций. В настоящее время в денежном выражении корпоративные пенсионные фонды уже занимают около 95% выплат на рынке НПФ, которые превысили 200 млн. руб.
По итогам 1998 г. совокупные резервы фондов составили около 4 млрд. руб., общая величина средств НПФ - около 8 млрд. руб., собственное имущество - более 3,5 млрд. руб. На сегодняшний день резервы достигли величины около 13 млрд. руб., что однако, также произошло за счет быстрого развития корпоративных и муниципальных фондов.
По мнению специалистов лиги НПФ, большинство фондов перестали выполнять свои обязательства перед вкладчиками из-за кризиса на фондовом рынке, а также из-за прекращения погашения государственных ценных бумаг. На сегодняшний день государство погасило пенсионным фондам около 20% от всех обязательств, сумма которых составляет по данным Государственной инспекции НПФ около 2 млрд. руб. При этом 20% ценных бумаг по льготному погашению государственных долгов для НПФ - бездоходные, что теряет смысл для вкладчиков. В данном случае нужно было эти 20% обеспечить доходностью и приложить к 50% замороженных на 5 лет доходным ценным бумагам, считает он.
Также одной из главных проблем, которая тормозит развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения и которая так и не была решена за первую половину 1999 г. - практически полное отсутствие законодательной базы для деятельности негосударственных пенсионных фондов. На сегодняшний день существует лишь указ президента 1992 г. и закон "О негосударственных инвестиционных фондах", принятый Госдумой и Советом Федерации и подписанный президентом в мае 1998 г. К этим документам, считают специалисты лиги и инспекции НПФ, должны быть выпущены подзаконные акты, положения, нормативы, регулирующие и разъясняющие действие того или иного пункта закона, которых должно быть порядка 20. Однако, пока ни одного документа принято не было. Разночтения закона, по данным лиги, уже породили массу судебных разбирательств. Основой этих процессов является различный подход пенсионных фондов и налоговых служб к инвестициям НПФ, которые по закону не должны облагаться налогами.
Основная работа по негосударственному пенсионному обеспечению должна вестись с предприятиями, так как после августовского кризиса работа с физическими лицами практически невозможна и "никакая реклама не позволит в ближайшее время вернуть доверие населения к системе". Однако ни указ президента, ни закон о НПФ никак не заинтересовывают работодателя, который и так платит большое количество налогов. Даже положение N509, которое позволяет относить расходы на социальную сферу в себестоимость продукции в размере 1%, не спасает положения, так как в нынешних экономических условиях это только увеличивает отпускную цену продукции, что обостряет проблему ее сбыта. Основным методом ухода от всяческих налогов стало укрытие суммы прибыли, а во многих случаях и объявление банкротства предприятия из-за налогового бремени.
Однако все эти вопросы могут быть решены только после принятия правительством РФ положения "Об инспекции НПФ", которое должно было принять еще правительство С.Кириенко. В положении должно быть указано, что инспекция является самостоятельным федеральным органом, что значительно повысило бы ее эффективность. В настоящее время инспекция достаточно жестко подходит к вопросам лицензирования и исполнения фондами законодательных актов. Из более 1000 пенсионных фондов, образовавшихся с 1992 г., инспекция отсекла более 50%, как не справляющихся, или занимающихся другими видами деятельности. Из 340 выданных лицензий на начало 1998 г. к началу 1999 г. 50 были отозваны за различные нарушения.
В то же время именно сейчас наблюдается явная тенденция к развитию системы НПФ, поводом к чему является кризис государственного пенсионного обеспечения. Даже при сокращении дефицита Пенсионного фонда РФ, падение покупательной способности пенсионеров будет провоцировать постоянное повышение пенсий, с чем ПФР не справится. По представлениям профессионалов НПФ, постоянно будет расти отрицательная разница между размером пенсии и потребностью человека в средствах существования, а к 2004-2005 гг. ПФР не сможет выполнять обязательства по обеспечению населения даже минимальным размером пенсий.
В настоящее время также идет процесс слияния фондов, в основном за счет региональных, которые наименее пострадали от кризиса на фондовом рынке. На сегодняшний день около 40-45% общего числа фондов приходится на Москву. Корпоративные фонды составляют около 60% от числа всех негосударственных пенсионных фондов.
Дальнейшее развитие всего пенсионного движения зависит от налоговых преобразований. Роль государства вполне усилилась в течение первого полугодия как на рынке госпенсий, так и на рынке негосударственного пенсионного обеспечения. Тем более, что в ближайшее время ожидается принятие положения "Об Инспекции НПФ" со значительным усилением ее роли на рынке НПФ. Остается только заинтересовать работодателя и потенциального вкладчика НПФ, что достигается лишь снижением налогового бремени.
СЕРГЕЙ РОДИОНОВ
Publication: Аналитическое обозрение ( Корпоративные финансы )
Source:
Агентство экономической информации Прайм-ТАСС
Date: July 26,
1999