Пенсионная реформа остановилась. Интервью с М.Дмитриевым.

 

Пенсионная реформа остановилась

Деньги пенсионеров сейчас некуда девать

Прошло больше года с момента принятия правительством программы пенсионной реформы. О том, каково в настоящее время положение дел в сфере пенсионного обеспечения, корреспондент "Сегодня" АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН беседует с членом научного совета Московского центра Карнеги доктором экономических наук МИХАИЛОМ ДМИТРИЕВЫМ, занимавшим в 1997-1998 гг. пост первого замминистра труда и социального развития.

Вы были одним из разработчиков программы. Каковы ее шансы на реализацию?

Программой пенсионной реформы в числе прочих мер предусмотрено поэтапное внедрение с 2001 года элементов накопительного финансирования страховых пенсий на основе именных накопительных счетов, которые должны быть открыты на каждого застрахованного в Пенсионном фонде в рамках системы персонифицированного учета. При этом страховые взносы уплачивает как работник, так и работодатель. Основным препятствием является плачевное состояние финансовых рынков. В силу дефолта РФ и ее субъектов по внешним и внутренним долгам, корпоративным обязательствам, кризиса рынка корпоративных ценных бумаг, а также последствий системного банковского кризиса, ощущается серьезный недостаток надежных инструментов для инвестирования пенсионных резервов. А без этого реформа не может быть реализована. Давайте проанализируем положение дел в различных секторах российского финансового рынка, куда как Пенсионный фонд РФ, так и негосударственные пенсионные фонды инвестируют получаемые ими средства. Размещение на внутреннем рынке более или менее значительных объемов государственных ценных бумаг, пользующихся доверием инвесторов, возможно лишь после реализации ряда структурных реформ, которые обеспечат приведение финансовых обязательств государства в соответствие с его доходами. Иными словами, заставят государство жить по средствам. Перечень этих реформ известен: налоговая, жилищная, военная, а также комплекс реформ отраслей социальной сферы. Практическая реализация большинства из этих реформ возможна лишь после президентских выборов 2000 года и даже при довольно благоприятных обстоятельствах потребует не менее 2-3 лет. Ближайшие 5 лет будут отмечены отсутствием или недостатком на рынке инвестиционных инструментов с повышенной надежностью, которые должны составлять значительную часть пенсионных резервов. Это вынуждает отложить начало внедрения накопительных механизмов финансирования в обязательной системе пенсионного страхования по меньшей мере до 2002 года.

Может быть, попробовать разместить пенсионные деньги за границей, где-нибудь в Европе?

Проблематично. Высока вероятность того, что улучшение экономической ситуации после 2000 года может привести к повышению реального курса рубля и соответствующему обесценению валютных активов в рублевом выражении.

- Итак, пенсионные деньги сейчас просто некуда девать - все инструменты рынка, приносящие прибыль, либо бездействуют, либо барахлят. Но есть ли вероятность, что в соответствии с намеченными сроками будет выполняться та часть программы пенсионной реформы, которая касается пенсий, финансируемых на прежних, распределительных принципах?

- Ключевым элементом программы в части пенсий, финансируемых из текущих поступлений Пенсионного фонда, был постепенный переход с 2000 года к назначению этих пенсий на основе так называемых "условно-накопительных счетов". Такие счета должны были быть открыты на всех плательщиков страховых взносов, причем размер будущих пенсий, как и в накопительной системе, находился бы в прямой зависимости от величины страховых взносов, уплаченных за каждого конкретного гражданина. Главным в этой системе является то, что у каждого работника возникает прямая заинтересованность в полной и своевременной уплате страховых взносов. К сожалению, как показывают расчеты, сделанные мной и моими коллегами в начале этого года, финансовый кризис подорвал финансовые предпосылки для внедрения такой системы. Чтобы условно-накопительные счета действительно заработали, необходимо увеличение дифференциации пенсий. При этом, как заложено в программе пенсионной реформы, минимальная пенсия не должна опускаться ниже 80% прожиточного минимума пенсионера. Это значит, что для полноценного проведения реформы, размер средней пенсии в стране должен был бы составить 185% прожиточного минимума пенсионера. Накануне кризиса средняя пенсия была равна 130% прожиточного минимума и были шансы, что за время проведения пенсионной реформы она вырастет до необходимой величины. Но в результате кризиса размер пенсии упал в 2 раза - менее чем до 65 % прожиточного минимума, а минимальная пенсия упала существенно ниже 50% прожиточного минимума. Согласно имеющимся оценкам, может потребоваться 15-20 лет, прежде чем она утроится, как это требуется для полного внедрения условно-накопительных счетов. Следовательно, в ближайшие годы эту часть программы пенсионной реформы тоже придется снять с повестки дня.

- Значит, с пенсионной реформой можно проститься, хотя бы и на время...

- Не совсем. Что касается системы льготного пенсионного обеспечения, то именно сейчас особенно актуально ее финансовое оздоровление. Необходимо продолжить подготовку перевода финансирования большинства досрочных пенсий в негосударственные профессиональные пенсионные системы. Например, РАО ЕЭС уже сейчас заявляет о своей готовности к такому переходу. Кроме того, необходимо предпринять ряд мер антикризисного характера, направленных на удешевление и упрощение архаичной системы категориальных пенсионных льгот, а также на опережающую индексацию минимальных пенсий, получатели которых в наибольшей мере пострадали от кризиса. И, разумеется, должна быть продолжена работа по внедрению персонифицированного учета пенсионных взносов, поскольку в будущем он все равно будет востребован, независимо от изменений в программе пенсионной реформы.

Publication: Сегодня
Source: Агентство 7 Дней
Date: July 15, 1999

14.02.2003

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.