Взгляд на цифры
Взгляд на цифры
С инфляцией у нас в этом году, похоже, все уже более или менее ясно. В том плане, что о возможности уложиться в десятипроцентный правительственный ориентир речи не идет. Данные соответствующего опроса бизнесменов говорят сами за себя: "вполне решаемой задачей" это не назвал никто из респондентов, только 8% заявили, что "шансов мало, но они есть". С тем же, что таких шансов практически нет либо от действий ЦБ и правительства здесь мало что зависит, или с тем, что российские власти и вовсе не ставят перед собой задач сдерживания роста цен, в совокупности согласилось более 60% предпринимателей. Таким образом, пессимистов относительно способности денежных властей выполнять взятые на себя обязательства по инфляции среди бизнесменов в 7,5 раза больше, чем оптимистов. Фактически это приговор: именно данное соотношение характеризует инфляционные ожидания рынка, которые, в свою очередь, во многом и определяют в итоге уровень инфляции.
А рост цен уже начал оказывать серьезное отрицательное влияние на деятельность компаний: соответствующий негативный эффект для своих предприятий отметили 74% респондентов, тогда как позитивный эффект от роста цен наблюдают лишь 6% бизнесменов. Более того, при попытке поставить предпринимателей перед нелегким выбором между высокой инфляцией и сохранением темпов экономического роста большая их часть все же предпочла пожертвовать ростом во имя большей стабильности цен.
Интересен также еще один результат — необычайно высокий (23%) процент бизнесменов, считающих, что правительство и Банк России попросту не ставят перед собой задачи сдерживания инфляции. По популярности он разделил первое-второе места (не считая варианта "затрудняюсь ответить") среди оценок способностей властей держать ситуацию с ценами под контролем. Звучит довольно странно на фоне постоянных телетрансляций грозных заявлений первых лиц государства на данную тему. Однако логика предпринимателей становится понятна, если посмотреть на то, в чем они видят главные причины нынешнего роста цен. В списке наиболее популярных — общий рост государственных расходов, а также рост социальных расходов в период последних парламентских и президентских выборов. Иными словами, если бы власти действительно считали своей главной задачей сдерживание роста цен, им бы, наверное, стоило просто не слишком увлекаться такими хотя и вошедшими в традицию, но все-таки довольно вредными для экономики программами.
А кроме того, больше внимания уделять программам полезным. Например, тому же пенсионному реформированию. В принципе идея софинансирования пенсионных накоплений очень здравая, в том числе с макроэкономической точки зрения. Прежде всего потому, что путем налоговых и бюджетных поощрений позволяет резко стимулировать создание этих самых накоплений. А это, в свою очередь, дает возможность увести данные средства с потребительского рынка, трансформировав их в длительные инвестиционные ресурсы. И тем самым и инфляционный эффект сгладить, и экономический рост стимулировать — к примеру, за счет того же вложения пенсионных денег в инфраструктурные проекты.
Однако конкретная реализация идеи пока не вызывает у бизнесменов энтузиазма — просто потому, что предусмотренные законом объемы соответствующего поощрения работников едва ли можно признать значимыми. Я тут посчитал на специальном "пенсионном калькуляторе" на сайте одного НПФ: если работодатель начнет доплачивать по данной схеме 40-летнему сотруднику максимально допустимые 12 тыс. руб. в год, к 60 годам тот может рассчитывать на прибавку к пенсии в размере немногим более 1700 руб. Не густо, прямо скажем.
Петр Ъ-Рушайло, специальный корреспондент
Коммерсантъ, 30 мая 2008