Пенсионные накопления потратят на строительство дорог и мостов?

Инвестиции в инфраструктурные проекты не принесут ощутимой прибыли будущим пенсионерам

Пенсионные накопления потратят на строительство дорог и мостов?

Инвестиции в инфраструктурные проекты не принесут ощутимой прибыли будущим пенсионерам

Руководство страны нашло применение пенсионным капиталам. В госкорпорации «Банк развития» (бывший Внешэкономбанк) накопилось более 360 миллиардов рублей «молчунов» - так называют россиян, которые не перевели накопительную часть пенсии в частные управляющие компании или фонды. Премьер-министр Путин поддержал предложение руководителя Минтранса Левитина и главы Банка развития Дмитриева вкладывать пенсионные деньги в строительство дорог и плотин. «Комсомолка» постаралась выяснить, как государство распорядится нашими денежками, что это даст и выиграем ли мы от инвестиций в асфальт?
В тисках нормативов
Развязывание мешка с пенсионной заначкой назревало не первый год. Состоявшаяся в 2004 году пенсионная реформа установила для Внешэкономбанка (ВЭБ) тиски жестких условий. С одной стороны, деньги граждан, не желающих отдавать накопительную часть пенсии частникам, автоматически накапливались в ВЭБе. Но разработчики реформы не учли, что почти 95% средств осядут в госбанке. А вкладывать свалившиеся на них капиталы управляющие имеют право лишь в государственные ценные бумаги.
За минувшие четыре года на счетах ВЭБа скопилось около 360 миллиардов рублей. Эта огромная сумма сопоставима с состоянием одного из богатейших россиян (по версии журнала «Форбс») - владельца крупнейшей в России частной нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова. Но инвестиции нефтяника наверняка приносят несравнимо больший доход, чем пенсионные капиталы. Беда в том, что прибыль от госбумаг в 2005 - 2007 годах была несравнимо меньше инфляции: 5,67 - 12,8% дохода в год против 9 - 11,9% роста цен.
У «частников» руки связаны не так крепко: они имеют право вкладываться также в облигации и акции «голубых фишек» - крупнейших компаний страны. Поэтому пенсионные деньги в частных управляющих компаниях в 2005 - 2007 годах принесли 4,17 - 21,77%, а частных фондов 8,5 - 18% прибыли.

Закатать в асфальт

Справедливости ради скажем, что положение аутсайдера по доходности, которую показывал ВЭБ по нашим пенсионным сбережениям, руководителей банка не устраивало. Предлагали расширить список инструментов для инвестиций за счет банковских вкладов или вложения средств в крупные проекты. Но до последнего времени правительство не торопилось идти навстречу пожеланиям банкиров.
И вот случилось. Неделю назад при обсуждении инфраструктурного фонда, который займется строительством дорог, мостов и плотин, министр транспорта Игорь Левитин заявил, что было бы неплохо использовать пенсионные деньги.
- Если решение о выпуске инфраструктурных облигаций будет принято, частично ресурс пенсионных накоплений может быть использован для инвестирования, - поддержал министра глава Банка развития Владимир ДМИТРИЕВ.
Использовать предлагают лишь ту часть пенсионных накоплений, которая будет востребована после 2020 года, то есть тех, кто начнет выходить на пенсию с этого года. Речь идет практически о средствах всех пенсионеров, за исключением военнослужащих, сотрудников вредных производств и других выходящих раньше общепринятого пенсионного срока сотрудников. Но в Банке развития сейчас оговариваются, что трогать уже полученные от россиян 360 млрд. рублей никто не собирается - они вложены в ценные бумаги. А новые поступления - возможно. Между прочим, в нынешнем году ожидается увеличение пенсионных средств на 80 - 90 млрд. рублей.
Премьер-министру Путину предложение дорожников и банкиров понравилось.
- Единственное требование - абсолютная гарантия вложений и доходности, - обратил внимание министров глава правительства.

Созданы друг для друга?

- Пенсионные деньги - деньги «длинные». Проще говоря, они десятилетиями накапливаются, человек получит их вместе с доходом лишь после выхода на пенсию, - объясняет логику инвестирования в дороги директор Института социальной политики Сергей СМИРНОВ. - Дорожное строительство тоже даст отдачу не сразу, а через ощутимый промежуток времени. Получается, пенсионные капиталы буквально созданы для инвестиций в инфраструктурные проекты. Но вызывают массу вопросов.
Главный вопрос: даст ли государство гарантии на возврат дорожных инвестиций? Опыта получения прибыли от эксплуатации дорог в России нет. Дорожное строительство сейчас идет на бюджетные средства и не предполагает их возврат. Значит, существует риск банкротства системы. А удастся ли в этом случае вернуть деньги будущих пенсионеров? Вот что предлагает ВЭБ: выпуск инфраструктурных облигаций, о которых глава Банка развития Дмитриев говорил Путину. Этот механизм инвестирования существует во многих странах. Например, в Китае за счет инфраструктурных облигаций финансируется 70% дорожного строительства. Механизм прост. Государство выпускает облигации. Банк развития скупает их на пенсионные деньги. Специально созданная структура вложит капиталы в строительство транспортной инфраструктуры, а правительство потом вернет деньги пенсионерам вместе с процентами.
Так же деньги собирали после Великой Отечественной...
- Примерно по такой же системе проводились займы после Великой Отечественной войны на восстановление экономики, на подъем целины и еще бог знает чего, - напоминает главный аналитик управляющей компании «Тройка Диалог» Евгений ГАВРИЛЕНКОВ. - Но идея инфраструктурных облигаций не бесспорна. Россияне ожидают приличной доходности от накопительной части пенсии. Но ее не видим сейчас, и не факт, что увидим в будущем.
По оценкам экспертов, максимальная доходность от облигаций может составить 10% годовых, что очень неплохо для бумаг с государственной гарантией. Но воспользоваться этим россиянам едва ли удастся. Массовые инвестиции в дорожную отрасль наверняка поднимут общий уровень цен. В результате чего инфляция съест все выгоды.
- Эту идею можно было бы реализовать, когда правительству удастся сбить инфляцию до 4 - 5% годовых, грамотно определить, с чего люди получат доходность. А при росте цен в 15% это конечно... - после чего Гавриленков многозначительно замолкает.
Остается надеяться, что, прежде чем бросать пенсионные деньги в дорожное строительство, чиновники предусмотрят все возможные минусы от инвестиций и не оставят нас с пустым карманом под старость лет.
ВКЛАДЫ
Ставки выше по сезонным депозитам
Вклад - привычный инструмент для приумножения капитала. В конце весны - в начале лета именно в банки граждане несут свои сбережения. Эксперты не видят в этом ничего удивительного.
- Желание людей «пересидеть» лето в банке понятно. В первую очередь потому, что депозит приносит стабильный доход даже на небольших сроках инвестирования, - напоминает директор Центра макроэкономических исследований консалтинговой группы «БДО Юникон» Елена МАТРОСОВА. - По краткосрочным вкладам на три месяца банки сейчас готовы выплачивать 5 - 6% годовых.
Особое внимание стоит обратить на сезонные вклады: ставки по летним и отпускным депозитам обычно на 1 - 1,5% выгоднее, чем по обычным. Причем некоторые банки готовы порадовать отпускников дополнительными услугами. Например, предлагают аренду сейфовых ячеек по льготному тарифу. Это дает возможность, отправляясь в путешествие, доверить ценные вещи банку. Владельцам сезонного депозита также нередко предлагают бесплатный выпуск дебетовых карт, привязанных к вкладу, что тоже удобно на отдыхе за границей.
Готовы вложить деньги не на три месяца, а на больший срок? Это только преумножит ваш капитал. По годовому депозиту в крупнейших банках можно получить в среднем 9,5% дохода. А некоторые банки подняли ставку до 11 - 12,5%.
Александр ЗЮЗЯЕВ 
Комсомольская правда, 03 июня 2008
03.06.2008

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.