Борис Йордан рассчитал пенсионный план
Он запускает фонд, ориентированный на розницу
Борис Йордан рассчитал пенсионный план
Страховая компания "Ренессанс Life" выходит на российский рынок пенсионного страхования. Новый негосударственный пенсионный фонд планирует привлекать клиентов с открытого рынка. Впрочем, участники рынка прогнозируют, что без кэптивного ресурса в течение пяти-шести лет фонд обречен на нерентабельность. Пенсионные продукты пока не востребованы российскими клиентами.
Как рассказал "Ъ" управляющий директор "Ренессанс Life" Олег Киселев, новый фонд под названием "Ренессанс Life & Pension" начнет работу 1 июля. Компания приобрела "один из региональных фондов, работающих на рынке с 1994 года". Ни сумму сделки, ни название приобретенного фонда господин Киселев не раскрывает. Однако, по информации источников "Ъ", близких к сделке, компания "Ренессанс Life" приобрела Санкт-Петербургский НПФ "Альтернатива", занимающий в рейтинге крупнейших российских НПФ 222-е место по объему пенсионных резервов (на 1 апреля 12,3 тыс. руб.). По словам господина Киселева, пенсионный фонд будет полностью интегрирован в страховую компанию. Стратегическое управление будут вести топ-менеджеры "Ренессанс Life", у фонда будет лишь свой операционный офис, который возглавит Андрей Осипов, ранее работавший в НПФ "Русь".
Компания "Ренессанс Life" входит в группу "Ренессанс Страхование". На российском рынке работает с 2004 года. Основными акционерами компании являются международная инвестиционная группа "Спутник", принадлежащая Борису Йордану, и Европейский банк реконструкции и развития.
В первое время работы на рынке НПФ "Ренессанс Life & Pension" будет ориентироваться на продвижение продуктов обязательного пенсионного страхования. "В этом году был принят закон о софинансировании пенсий, в связи с чем мы ожидаем всплеск интереса граждан к пенсионному страхованию",— пояснил господин Киселев. Он утверждает, что в привлечении клиентов с открытого рынка у "Ренессанс Life & Pension" есть серьезное преимущество перед другими НПФ. "Продажи "Ренессанс Life" осуществляют 3 тыс. агентов. Такой сети нет ни у одного из крупнейших НПФ, являющихся в основном кэптивными",— рассуждает господин Киселев. В первые годы работы НПФ "Ренессанс Life & Pension" станет одним из лидеров рынка, надеется господин Киселев.
У "Ренессанс Life & Pension" есть шансы занять определенные позиции на рынке, признают эксперты, однако претендовать на существенную долю рынка фонд не сможет. Дело в том, что полноценный спрос на услуги пенсионного страхования в России пока не сформирован. "Привлечение одного клиента на открытом рынке обходится сегодня в 350-800 руб. в зависимости от региона присутствия",— отмечает замгендиректора компании "Универсальный брокер" Евгений Очковский. При этом президент НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Сергей Эрлик отмечает, что срок окупаемости этих денег составляет пять-шесть лет. "Каждый фонд при выходе на открытый рынок должен быть готов к нерентабельности в течение первых нескольких лет работы",— предупреждает он.
Объем средств пенсионных накоплений, сформированный в рамках государственной пенсионной системы, оценивается более чем в 400 млрд руб. Несмотря на то что НПФ и управляющие компании еще пять лет назад получили возможность привлекать эти средства, к ним перешло менее 10% граждан. Амбициозные планы по управлению многомиллиардными средствами высказывали десятки пенсионных фондов и управляющих компаний, однако эти планы до сих пор не реализованы. По словам господина Эрлика, российский пенсионный рынок еще недостаточно развит: "Люди пока не нуждаются в пенсионном продукте, им непонятна схема пенсионного страхования, и они отказываются". Поэтому НПФ, привлекающие пенсионные накопления граждан, пока используют административный ресурс материнских компаний — к ним поступают средства их сотрудников. Розничные продажи продуктов обязательного пенсионного страхования минимальны, указывают эксперты, а административный ресурс почти исчерпан.
У "Ренессанс Life & Pension" нет и возможности использования мощного административного ресурса: компания рассчитывает исключительно на розничный сегмент. Фонду будет крайне сложно продавать программы, считает гендиректор компании "МРГ Лайф" Нина Смирнова. По ее мнению, на сегодняшний день в России не существует успешных примеров их реализации. "Люди пока не уверены, что долгосрочным проектам можно доверять",— констатирует госпожа Смирнова.
Александр Ъ-Мазунин
Газета "Коммерсантъ", 04 июня 2008
http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=899635