До недавнего времени эта ситуация всех устраивала, однако в 2007 г. фондовый рынок стал падать и ряд компаний начали терпеть убытки при управлении пенсионными активами, утверждает Александров, не указывая названия этих компаний. Поэтому НЛУ написала в ФСФР письмо (текст есть у «Ведомостей») с просьбой выпустить разъяснение, снимающее с управляющих компаний обязанность гарантировать при управлении средствами НПФ доходность, от которой зависит вознаграждение управляющего, а также обязанность компенсировать недополученный доход. В числе прочего НЛУ ссылается на закон «О рекламе», прямо запрещающий управляющим в какой-либо форме гарантировать клиенту доходность и безубыточность.
Александров считает, что в нынешней ситуации управляющим придется компенсировать НПФ доход собственными средствами, а это может привести к банкротству УК, или за счет доходов других клиентов, что незаконно. В этом году ситуация еще усугубилась: за первые три месяца 2008 г. лишь пять управляющих пенсионными доходами показали положительную доходность, а остальные ушли в убыток. Рекордсменом стала УК «Тройка диалог», показатель которой составил -38% годовых.
Председателя совета Национальной ассоциации пенсионных фондов Константина Угрюмова письмо НЛУ возмутило. По его мнению, противоречия закону нет потому, что прописанная в договоре доходность гарантируется капиталом УК. «Раньше никто не возражал, но управляющие хотят получать вознаграждение даже в случае плохой работы, а в этом году многие показали, что работать как раз и не умеют, и таким на рынке не место», — категоричен он. Если же управляющих это не устраивает, то, по его мнению, проще не менять закон, а разрешить НПФ самим управлять своими средствами.
Закон запрещает УК работать с производными инструментами, а только так можно заработать на падающем рынке, возражает президент УК «Тройка диалог» Павел Теплухин. Если НПФ хочет иметь гарантированную доходность, он может разместить средства в банке, но тот заберет себе все, что заработает сверх гарантированной доходности. В случае УК клиент получает весь доход за вычетом 0,5% и должен забрать себе и весь риск, считает Теплухин.
В ФСФР от комментариев отказались.