На второй год

Российских граждан вынуждают изучать финансовую грамоту на практике

На второй год

Российскому населению придется нести крест финансовой безграмотности еще как минимум год. Именно на такой срок откладывается реализация соответствующей программы правительства: по словам замруководителя долгового департамента Министерства финансов РФ Андрея Бокарева, обучение граждан премудростям инвестирования может начаться только в 2009 г. Пока же они постигают азбуку на собственном опыте, который, увы, далеко не всегда позитивен.

Возьмите, к примеру, миноритария «Роснефти». Даже нелюбопытному собеседнику он рассказывает о P&L и балансе компании лучше заправского аналитика. Видно, что в критические моменты падения котировок человек не искал утешения у Льва Толстого, а штудировал классиков из аналитического департамента какого-нибудь инвестбанка. А уж грамотность народного инвестора ВТБ давно превысила самые смелые ожидания менеджмента: что такое buy-back, знают даже те акционеры, которые в школе имели «тройку» по английскому.

Но специалисты все равно недовольны. «Финансовая грамотность растет, но очень медленно. По мере пользования продуктами», — отмечает генеральный директор Национального агентства финансовых исследований Ольга Кузина. К такому же выводу можно прийти, если посмотреть на результаты онлайн-опроса, проведенного Высшей школой маркетинга и развития бизнеса среди 150 действительных и потенциальных клиентов страховщиков, управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов.

Оказалось, что люди, которые только собираются воспользоваться финансовой услугой, имеют о ней достаточно смутное представление. Так, помимо будущего и старости значительная часть потенциальных клиентов НПФ (26%) заботится о большем доходе. Иллюзий у тех, кто уже позаботился таким образом о будущей пенсии, гораздо меньше. Среди них на солидный доход надеются только 8%, большинство же просто не решаются доверить обеспечение старости государству.

Среди счастливых обладателей полисов на страхование жизни в деньгах и финансовой стабильности нуждаются 22%. Среди тех, кто еще не успел их приобрести, таких 44%. Удручающий показатель для услуги, активно пропагандировавшейся еще с советских времен. Правда, в условиях высокой инфляции она и не пользуется популярностью: в ходе опроса выяснилось, что почти половина (43%) застраховавших свою жизнь сделали это из-за наличия кредитных обязательств перед банками. Поэтому, если еще не застраховавшие свою жизнь рассчитывают получить страховые выплаты (таких 45%), то опытные пользователи среди главных выгод называют гарантии и защищенность (31%).

Лучше же всего, как оказалось, наши граждане разбираются в ПИФах — разброс в представлениях об этой финансовой услуге среди пайщиков и потенциальных клиентов очень невелик. Неожиданностью стало то, что и опытные пользователи услуги могут заблуждаться. Так, на вопрос «Что побуждает вас пользоваться услугами ПИФа?» 22% указали на «сохранность денежных средств». При этом только 3% пайщиков считают, что плохая репутация является достаточным основанием для смены управляющей компании. Гораздо больше голосов в этом вопросе набрали фактор снижения доходности пая (24%) и возможность получения большего дохода (18%).

«Когда я рассказываю людям о финансовом рынке, пытаюсь заострить внимание на рисках. Но люди не слышат. Им важен в первую очередь уровень дохода», — объяснила результаты опроса консультант по личным финансам некоммерческого фонда «Центр инвестиционного просвещения» Татьяна Морозова. Она знает, о чем говорит: ее центр кроме просвещения занимается выплатами компенсаций обманутым вкладчикам. И судя по тому, что список компаний, чьи клиенты нуждаются в компенсациях, включает 468 названий, правительству стоит поспешить со своей программой.

Оксана Шевелькова

SmartMoney, 23 июня 2008

http://www.smoney.ru/article.shtml?2008/06/23/5746

23.06.2008

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.