Российскому населению придется нести крест финансовой безграмотности еще как минимум год. Именно на такой срок откладывается реализация соответствующей программы правительства: по словам замруководителя долгового департамента Министерства финансов РФ Андрея Бокарева, обучение граждан премудростям инвестирования может начаться только в 2009 г. Пока же они постигают азбуку на собственном опыте, который, увы, далеко не всегда позитивен.
Возьмите, к примеру, миноритария «Роснефти». Даже нелюбопытному собеседнику он рассказывает о P&L и балансе компании лучше заправского аналитика. Видно, что в критические моменты падения котировок человек не искал утешения у Льва Толстого, а штудировал классиков из аналитического департамента какого-нибудь инвестбанка. А уж грамотность народного инвестора ВТБ давно превысила самые смелые ожидания менеджмента: что такое buy-back, знают даже те акционеры, которые в школе имели «тройку» по английскому.
Но специалисты все равно недовольны. «Финансовая грамотность растет, но очень медленно. По мере пользования продуктами», — отмечает генеральный директор Национального агентства финансовых исследований Ольга Кузина. К такому же выводу можно прийти, если посмотреть на результаты онлайн-опроса, проведенного Высшей школой маркетинга и развития бизнеса среди 150 действительных и потенциальных клиентов страховщиков, управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов.
Оказалось, что люди, которые только собираются воспользоваться финансовой услугой, имеют о ней достаточно смутное представление. Так, помимо будущего и старости значительная часть потенциальных клиентов НПФ (26%) заботится о большем доходе. Иллюзий у тех, кто уже позаботился таким образом о будущей пенсии, гораздо меньше. Среди них на солидный доход надеются только 8%, большинство же просто не решаются доверить обеспечение старости государству.
Среди счастливых обладателей полисов на страхование жизни в деньгах и финансовой стабильности нуждаются 22%. Среди тех, кто еще не успел их приобрести, таких 44%. Удручающий показатель для услуги, активно пропагандировавшейся еще с советских времен. Правда, в условиях высокой инфляции она и не пользуется популярностью: в ходе опроса выяснилось, что почти половина (43%) застраховавших свою жизнь сделали это из-за наличия кредитных обязательств перед банками. Поэтому, если еще не застраховавшие свою жизнь рассчитывают получить страховые выплаты (таких 45%), то опытные пользователи среди главных выгод называют гарантии и защищенность (31%).
Лучше же всего, как оказалось, наши граждане разбираются в ПИФах — разброс в представлениях об этой финансовой услуге среди пайщиков и потенциальных клиентов очень невелик. Неожиданностью стало то, что и опытные пользователи услуги могут заблуждаться. Так, на вопрос «Что побуждает вас пользоваться услугами ПИФа?» 22% указали на «сохранность денежных средств». При этом только 3% пайщиков считают, что плохая репутация является достаточным основанием для смены управляющей компании. Гораздо больше голосов в этом вопросе набрали фактор снижения доходности пая (24%) и возможность получения большего дохода (18%).
«Когда я рассказываю людям о финансовом рынке, пытаюсь заострить внимание на рисках. Но люди не слышат. Им важен в первую очередь уровень дохода», — объяснила результаты опроса консультант по личным финансам некоммерческого фонда «Центр инвестиционного просвещения» Татьяна Морозова. Она знает, о чем говорит: ее центр кроме просвещения занимается выплатами компенсаций обманутым вкладчикам. И судя по тому, что список компаний, чьи клиенты нуждаются в компенсациях, включает 468 названий, правительству стоит поспешить со своей программой.
SmartMoney, 23 июня 2008