Белорусская пенсионная система «доросла» до реформ
Белорусская пенсионная система «доросла» до реформ
25 июня Исследовательский центр ИПМ провел семинар «Пенсионная система Беларуси: отношение населения и возможности изменений». На нем были представлены результаты исследований отношения населения к пенсионной системе Беларуси и ее устойчивость к демографическим изменениям, которые проводились экспертами Исследовательского центра в 2007–2008 гг. Кроме того, на семинаре был рассмотрен белорусский опыт дополнительного пенсионного страхования, и предложены направления пенсионной реформы.
Отношение населения к пенсионной системе Беларуси и социальные установки белорусов по отношению к пенсии были представлены Мариной Батурчик, менеджером проектов Консалтинговой компании Indecom при Бизнес-школе ИПМ. Нынешняя ситуация с пенсионным обеспечением в Беларуси далека от идеала – такова позиция большинства респондентов, принявших участие в национальном опросе населения, проведенном в конце 2007 г. Многие ждут выхода на пенсию с тревогой, а нынешний размер пенсий в лучшем случае воспринимают как позволяющий покупать только самое необходимое. Кроме низкого размера пенсий, население относит к проблемам белорусской пенсионной системы несправедливо низкую степень дифференциации (или несправедливо высокие пенсии у отдельных групп населения – военных, представителей силовых структур и госслужащих), а также ее нестабильность. Таким образом, нынешняя пенсионная система искажает стимулы работников, делая выгодным получение зарплаты «в конвертах» и другие способы уклонения от уплаты социального налога.
Понимая проблемы пенсионной системы, часть людей ищет выход к накоплению собственного «пенсионного фонда». Более 40% белорусов выразили готовность накапливать деньги к пенсии, однако подобные намерения реализуют чуть более 12% населения. Причины коренятся либо в отсутствии средств для накопления, либо в предпочтении текущего потребления, либо в отсутствии доверия к финансовым институтам, либо в отсутствии таких институтов как таковых. Тем не менее, для многих белорусов важен чей-то позитивный опыт: если бы они увидели, что накопительная система начала успешно осуществлять пенсионные выплаты, они стали бы ее участниками.
Виктор Хомярчук, председатель Виктор Белорусского страхового союза, рассказал о возможностях дополнительного пенсионного страхования, существующих в Беларуси. Он отметил, что законодательные рамки функционирования пенсионной системы развивались в направлении создания условий для введения накопительных уровней, однако в 2000-е гг. ситуация начала ухудшаться. Например, на пути развития страхования жизни был воздвигнут ряд препятствий, экономическая целесообразность которых весьма сомнительна. Тем не менее, эксперт отметил, что в стадии разработки находится ряд законодательных актов, которые могут улучшить ситуацию в данной сфере.
Белорусская пенсионная система в ее нынешнем виде, то есть при наличии только распределительного уровня, не сможет выполнять пенсионные обязательства даже на текущем уровне – об этом свидетельствуют результаты моделирования, представленные Александром Чубриком, экономистом Исследовательского центра ИПМ. Не спасает, а лишь отодвигает проблему повышение пенсионного возраста. В то же время введение обязательного накопительного уровня в сочетании с рядом вспомогательных мер позволяет в долгосрочном периоде стабилизировать ситуацию.
Об эффективности многоуровневой пенсионной системы свидетельствует и мировой опыт, обзор которого был представлен Дарьей Слабченко (БГЭУ). К сложностям, которые возникают при осуществлении реформ, она отнесла ограниченную рациональность лиц, ответственных за принятие решений в области экономической политики, которая проявляется в желании следовать за «передовым» опытом без его должной адаптации к местным условиям.
Концепция реформы первого и создания второго уровней пенсионной системы в Беларуси была представлена Ярославом Романчуком, руководителем Научно-исследовательского центра Мизеса. По его мнению, успешную пенсионную реформу нельзя провести без сопутствующей реформы государственных финансов и значительных изменений законодательства в области регулирования деятельности организаций, которые будут управлять средствами второго (обязательного накопительного) уровня. Меры, которые рассматриваются правительством в качестве реформы пенсионной системы Беларуси (например, введение условно-накопительных счетов) не меняют характера пенсионной системы, и неспособны ответить на вызовы, которые стоят перед белорусской пенсионной системой.